| 
											 | 
					
					
	: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению 
	
	: Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению 
Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè 
Àñòðàõàíñêèé ïåäàãîãè÷åñêèé èíñòèòóò èì. Ñ. Ì. Êèðîâà 
                                                            Кафедра педагогики и 
психологии начального 
образования 
     Ïðîáëåìà âçàèìîäåéñòâèÿ ñåìüè è äåòñêîãî äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ â ôîðìèðîâàíèè ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ  
     ÄÈÏËÎÌÍÀß ÐÀÁÎÒÀ 
            студентки ПФ Стародубцевой Татьяны Павловны             
                                                            Научный руководитель 
старший преподаватель 
кафедры педагогики и 
психологии начального 
обучения 
     Алферова 
Галина Викторовна 
    Àñòðàõàíü · 96     
                                   Оглавление                                    
Глава 1. Психолого-педагогические проблемы готовности ребенка к школьному 
обучению..................................................................... 
............... 
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному 
обучению как педагогическая проблема................ 
1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному 
обучению..................................................................... 
.......................................... 
1.3. Роль детского сада в формировании готовности ребенка к школьному 
обучению..................................................................... 
.......................................... 
      
ВВЕДЕНИЕ. 
Øêîëà. Êàê ìíîãî îæèäàíèé, íàäåæä, âîëíåíèé ñâÿçûâàþò äåòè, ðîäèòåëè, âîñïèòàòåëè äåòñêîãî ñàäà ñ ýòèì ñëîâîì. Ïîñòóïëåíèå â øêîëó — ýòî íà÷àëî íîâîãî ýòàïà â æèçíè ðåáåíêà, âõîæäåíèå åãî â ìèð çíàíèé, íîâûõ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé, ñëîæíûõ è ðàçíîîáðàçíûõ îòíîøåíèé ñî âçðîñëûìè è ñâåðñòíèêàìè. 
Êàæäûé ãîä ïåðâîãî ñåíòÿáðÿ âìåñòå ñ òûñÿ÷àìè ïåðâîêëàññíèêîâ ìûñëåííî óñàæèâàþòñÿ çà ïàðòû èõ ðîäèòåëè è âîñïèòàòåëè. Âçðîñëûå äåðæàò ñâîåîáðàçíûé ýêçàìåí — èìåííî ñåé÷àñ, çà øêîëüíûì ïîðîãîì ïðîÿâÿò ñåáÿ ïëîäû èõ âîñïèòàòåëüíûõ óñèëèé. 
Ìîæíî ïîíÿòü ãîðäîñòü âçðîñëûõ, ÷üè äåòè óâåðåííî øàãàþò ïî øêîëüíûì êîðèäîðàì, äîáèâàþòñÿ ïåðâûõ óñïåõîâ. È ñîâñåì äðóãèå ÷óâñòâà èñïûòûâàþò ðîäèòåëè, åñëè ðåáåíîê íà÷èíàåò îòñòàâàòü â ó÷åáå, íå ñïðàâëÿåòñÿ ñ íîâûìè òðåáîâàíèÿìè, òåðÿÿ èíòåðåñ ê øêîëå. Àíàëèçèðóÿ ãîäû äîøêîëüíîãî äåòñòâà ìîæíî îáíàðóæèòü ïðè÷èíû ãîòîâíîñòè èëè íåãîòîâíîñòè åãî ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. 
 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàøè äåòè ïðèñòóïàþò ê îáó÷åíèþ â øêîëå ñ 6-7 ëåò. È åñëè ó ñåìèëåòíåãî ðåáåíêà ãîòîâíîñòü ê øêîëå â öåëîì ñôîðìèðîâàíà, òî ó øåñòèëåòîê åå îêîí÷àòåëüíîå çàâåðøåíèå îñóùåñòâëÿåòñÿ â ïåðâûé ãîä øêîëüíîãî îáó÷åíèÿ. Ýòîìó ñïîñîáñòâóåò ñîîòâåòñòâóþùèé ïîäõîä ê äåòÿì. 
Âàæíåéøàÿ 
çàäà÷à, 
ñòîÿùàÿ 
ïåðåä 
ñèñòåìîé 
äîøêîëüíîãî 
âîñïèòàíèÿ — 
âñåñòîðîííåå 
ðàçâèòèå 
ëè÷íîñòè 
ðåáåíêà è 
ïîäãîòîâêà ê 
øêîëå. 
Îäíàêî, 
çíà÷èòåëüíîå 
êîëè÷åñòâî 
äåòåé 
íåñìîòðÿ íà 
“ïàñïîðòíûé” 
âîçðàñò è 
èìåþùèåñÿ ó 
íèõ 
“øêîëüíûå” 
íàâûêè è 
óìåíèÿ, 
èñïûòûâàþò 
áîëüøèå 
òðóäíîñòè â 
ó÷åíèè. 
îñíîâíîé 
ïðè÷èíîé èõ 
íåóñïåõà 
ÿâëÿåòñÿ òî, 
÷òî îíè åùå 
ìàëû 
“ïñèõîëîãè÷åñêè”, 
ò. å. íå ãîòîâû 
ê øêîëüíîìó 
òèïó 
îáó÷åíèÿ. 
Ñàìà ëîãèêà 
æèçíè 
ïîäñêàçûâàåò, 
÷òî 
íåîáõîäèìî 
ðàçðàáàòûâàòü 
êðèòåðèè è 
ïîêàçàòåëè 
ïñèõîëîãè÷åñêîé 
ãîòîâíîñòè 
äåòåé ê 
øêîëüíîìó 
îáó÷åíèþ, à 
íå 
îðèåíòèðîâàòüñÿ 
ëèøü íà 
ôèçè÷åñêèé 
èëè 
ïàñïîðòíûé 
âîçðàñò 
äåòåé. 
Èññëåäîâàíèå ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå áûëî íà÷àòî íåïîñðåäñòâåííî ïîä ðóêîâîäñòâîì ïñèõîëîãà-àêàäåìèêà À. Â. Çàïîðîæöà. Ðåçóëüòàòû ðàáîòû íåîäíîêðàòíî îáñóæäàëèñü ñ Ä. Á. Ýëüêîíèíûì. Îáà îíè áîðîëèñü çà ñîõðàíåíèå äåòÿì äåòñòâà, çà ìàêñèìàëüíîå èñïîëüçîâàíèå âîçìîæíîñòåé ýòîãî âîçðàñòíîãî ýòàïà, çà áåçáîëåçíåíûé ïåðåõîä îò äîøêîëüíîãî ê ìëàäøåìó øêîëüíîìó âîçðàñòó. 
Ïîäãîòîâêà äåòåé ê øêîëå — çàäà÷à ìíîãîãðàííàÿ, îõâàòûâàþùàÿ âñå ñôåðû æèçíè ðåáåíêà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå òîëüêî îäèí èç àñïåêòîâ ýòîé çàäà÷è, ïðàâäà èñêëþ÷èòåëüíî âàæíûé è çíà÷èìûé. Îäíàêî è âíóòðè ýòîãî àñïåêòà âûäåëÿþò òðè îñíîâíûõ ïîäõîäà ê ýòîé ïðîáëåìå. 
Ê ïåðâîìó ïîäõîäó ìîãóò áûòü îòíåñåíû âñå èññëåäîâàíèÿ, íàïðàâëåííûå íà ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îïðåäåëåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ îáó÷åíèÿ â øêîëå. Ýòîò ïîäõîä ïîëó÷èë â ïåäàãîãèêå è ïñèõîëîãèè ìîùíîå ðàçâèòèå â ñâÿçè ñ âîïðîñîì âîçìîæíîñòè îáó÷åíèÿ ñ áîëåå ðàííåãî âîçðàñòà. 
 
èññëåäîâàíèÿõ 
ýòîãî 
íàïðàâëåíèÿ 
óñòàíîâëåíî, 
÷òî äåòè 5-6 ëåò 
èìåþò 
çíà÷èòåëüíî 
áîëüøèå 
èíòåëëåêòóàëüíûå, 
ôèçè÷åñêèå 
è 
ïñèõè÷åñêèå 
âîçìîæíîñòè, 
÷òî 
ïîçâîëÿåò 
ïåðåíåñòè 
÷àñòü 
ïðîãðàììû 
ïåðâîãî 
êëàññà â 
ïîäãîòîâèòåëüíóþ 
ãðóïïó 
äåòñêîãî 
ñàäà 
(èññëåäîâàíèÿ 
â 
ëàáîðàòîðèè 
ïîäãîòîâêè 
äåòåé ê 
øêîëå ÍÈÈ 
äîøêîëüíîãî 
âîñïèòàíèÿ 
ÀÏÍ ÑÑÑÐ; 
Òàðóíòàåâà 
Ò. Â., 1980; Æóðîâà Ë. 
Å., 1978). 
Ðåçóëüòàòû 
óáåäèòåëüíî 
ïîêàçûâàþò, 
÷òî ïóòåì 
ñîöèàëüíîé 
îðãàíèçàöèè 
âîñïèòàòåëüíî-îáðàçîâàòåëüíîé 
ðàáîòû 
ìîæíî 
óñïåøíî 
îáó÷àòü 
äåòåé 
äàííîãî 
âîçðàñòà 
íà÷àëàì 
ìàòåìàòèêè 
è ãðàìîòû, à 
òåì ñàìûì 
çíà÷èòåëüíî 
óëó÷øèòü 
ïîäãîòîâêó ê 
øêîëüíîìó 
îáó÷åíèþ. 
Ïðîáëåìà ïñèõîëîãè÷åñêîé ïîäãîòîâêè äåòåé ê øêîëå íå èñ÷åðïûâàåòñÿ ôîðìèðîâàíèåì ó íèõ îïðåäåëåííûõ çíàíèé, óìåíèé, íàâûêîâ, ò. ê. âñå óñâàèâàåìîå äîøêîëüíèêàìè ñîäåðæàíèå, êàê ïðàâèëî ñîãëàñîâàíî ñ èõ âîçðàñòíûìè âîçìîæíîñòÿìè. Íî ñàìà ôîðìà äåÿòåëüíîñòè ïðè òàêîì ïîäõîäå íå ÿâëÿåòñÿ ñòåðæíåâîé äëÿ ïðîáëåìû ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè. 
Âòîðîé ïîäõîä çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ó ðåáåíêà, ïîñòóïàþùåãî â øêîëó, äîëæåí áûòü îïðåäåëåííûé óðîâåíü ïîçíàâàòåëüíûõ èíòåðåñîâ, ãîòîâíîñòü ê èçìåíåíèþ ñîöèàëüíîé ïîçèöèè, æåëàíèå ó÷èòüñÿ. Ñîâîêóïíîñòü ýòèõ ñâîéñòâ è ñîñòàâëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêóþ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. 
Ñóòü òðåòüåãî ïîäõîäà ñîñòîèò â òîì, ÷òîáû èññëåäîâàòü ãåíåçèñ îòäåëüíûõ êîìïîíåíòîâ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè è âûÿâèòü ïóòè èõ ôîðìèðîâàíèÿ íà ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûõ ó÷åáíûõ çàíÿòèÿõ. 
 ñïåöèàëüíûõ èññëåäîâàíèÿõ (Ò. Ñ. Êîìàðîâà, Äîðîíîâà, Àíèùåíêî è äð.) âûÿâëåíî, ÷òî ó äåòåé, ïðîõîäèâøèõ ýêñïåðèìåíòàëüíîå îáó÷åíèå (ðèñîâàíèå, ëåïêà, àïïëèêàöèÿ, êîíñòðóèðîâàíèå è äð.), ñôîðìèðîâàëèñü ðàçëè÷íûå ýëåìåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. 
Íî ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñ òî÷êè çðåíèÿ åå ïðîèñõîæäåíèÿ è ðàçâèòèÿ èìååò ñâîèì èñòî÷íèêîì òîëüêî åäèíîå, öåëîñòíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå îáðàçîâàíèå, ïîðîæäàþùåå âñå êîìïîíåíòû ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè â èõ ñïåöèôèêå è âçàèìîñâÿçè. 
 
ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé 
ëèòåðàòóðå 
ñóùåñòâóåò 
è òàêàÿ 
òî÷êà 
çðåíèÿ, 
ñîãëàñíî 
êîòîðîé 
ó÷åáíàÿ 
äåÿòåëüíîñòü 
íàáëþäàåòñÿ 
íà âñåì 
ïðîòÿæåíèè 
äîøêîëüíîãî 
ïåðèîäà è 
ñâÿçàíà ñ 
ââåäåíèåì â 
äîøêîëüíûå 
ó÷ðåæäåíèÿ 
öåëåíàïðàâëåííîãî 
îáó÷åíèÿ. 
Åùå À. Ï. Óñîâà 
[1] ñ÷èòàëà, 
÷òî äåòåé â 
äîøêîëüíîì 
âîçðàñòå 
íåîáõîäèìî 
îáó÷àòü, 
ïîñêîëüêó 
ýòî âàæíî 
äëÿ èõ 
ïñèõîëîãè÷åñêîãî 
ðàçâèòèÿ è 
ïîäãîòîâêè ê 
øêîëå. 
Îäíàêî, 
òàêîé ïîäõîä 
ê äàííîé 
ïðîáëåìå 
àêòóàëåí è â 
íàøè äíè. 
Òàê, 
ïðàêòèêà 
ïîêàçûâàåò, 
÷òî â êàæäîì 
êëàññå 
ó÷åíèêè â 
ðàçëè÷íîé 
ñòåïåíè 
ñïîñîáíû ê 
îáó÷åíèþ, â 
íåðàâíîé 
ñòåïåíè 
ðàçâèòà è 
ó÷åáíàÿ 
äåÿòåëüíîñòü. 
Ýòî ñâÿçàíî 
ñ òåì, 
íàñêîëüêî 
ïðàâèëüíî 
âåëàñü 
ïîäãîòîâêà ê 
øêîëå â 
ïåðèîä 
äîøêîëüíîãî 
äåòñòâà. Â 
íàñòîÿùåå 
âðåìÿ 
ìíîãèå äåòè 
íå ïîñåùàþò 
äîøêîëüíûå 
ó÷ðåæäåíèÿ, 
à íàõîäÿòñÿ 
äîìà, 
ïîýòîìó 
óðîâåíü 
ïîäãîòîâêè 
äåòåé 
çàìåòíî 
îòëè÷àåòñÿ 
è íàõîäèòñÿ 
â ïðÿìîé 
çàâèñèìîñòè 
îò òîãî, 
ñêîëüêî 
âíèìàíèÿ 
óäåëÿëîñü 
âîïðîñó 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 
	
	
					
							 | 
				
						
  
     
 
 |