Типы психопатической личности
	
	Типы психопатической личности
                Кыргызско-Российский (Славянский) Университет 
                            Медицинский факультет 
          КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ 
                                   РЕФЕРАТ 
                                  на тему: 
                          Психопатическая личность 
                            (подростковый период) 
                                                                   Выполнил: 
                                                             студент ЛД-2-97 
                                                              Гильфанов Н.М. 
                                                                  Проверила: 
                                                                Глузова Е.С. 
                                  БИШКЕК-99 
|Психопатии – это такие аномалии     |                                  | 
|характера, которые, по словам П. Б. |                                  | 
|Ганнушкина (1933), "определяют весь |                                  | 
|психический облик индивидуума,      |                                  | 
|накладывая на весь его душевный     |                                  | 
|склад свой властный отпечаток", "в  |                                  | 
|течение жизни. не подвергаются      |                                  | 
|сколько-нибудь резким изменениям",  |                                  | 
|"мешают. приспособляться к          |                                  | 
|окружающей среде". Эти три критерия |                                  | 
|были обозначены О. В. Кербиковым    |                                  | 
|(1962) как тотальность и            |                                  | 
|относительная стабильность          |                                  | 
|патологических черт характера и их  |                                  | 
|выраженность до степени, нарушающей |                                  | 
|социальную адаптацию.               |                                  | 
|Типы акцентуаций характера весьма   |                                  | 
|сходны и частично совпадают с типами|                                  | 
|психопатий.                         |                                  | 
|Наибольшую известность получил      |                                  | 
|термин K. Leongard (1968) -         |                                  | 
|"акцентуированная личность". Однако |                                  | 
|правильнее говорить об "акцентуациях|                                  | 
|характера" (Личко; 1977). Личность -|                                  | 
|понятие гораздо более сложное, чем  |                                  | 
|характер. Она включает интеллект,   |                                  | 
|способности, наклонности,           |                                  | 
|мировоззрение и т. д. В описаниях K.|                                  | 
|Leongard речь идет именно о типах   |                                  | 
|характера.                          |                                  | 
|Отличия между акцентуациями         |                                  | 
|характера и психопатиями            |                                  | 
|основываются на диагностических     |                                  | 
|критериях П. Б. Ганнушкина (1933) - |                                  | 
|О. В. Кербикова (1962). При         |                                  | 
|акцентуациях характера может не быть|                                  | 
|ни одного из этих признаков: ни     |                                  | 
|относительной стабильности характера|                                  | 
|на протяжении жизни, ни тотальности |                                  | 
|его проявлений во всех ситуациях, ни|                                  | 
|социальной дезадаптации как         |                                  | 
|следствия тяжести аномалии          |                                  | 
|характера. Во всяком случае, никогда|                                  | 
|не бывает соответствия всем этим    |                                  | 
|трем признакам психопатии сразу.    |                                  | 
|Обычно акцентуации развиваются в    |                                  | 
|период становления характера и      |                                  | 
|сглаживаются с повзрослением.       |                                  | 
|Особенности характера при           |                                  | 
|акцентуациях могут проявляться не   |                                  | 
|постоянно, а лишь в некоторых       |                                  | 
|ситуациях, в определенной           |                                  | 
|обстановке, и почти не              |                                  | 
|обнаруживаться в обычных условиях.  |                                  | 
|Социальная дезадаптация при         |                                  | 
|акцентуациях либо вовсе отсутствует,|                                  | 
|либо бывает непродолжительной.      |                                  | 
|В добавление к критериям П. Б.      |                                  | 
|Ганнушкина, О. В. Кербикова можно   |                                  | 
|отметить еще один важный признак,   |                                  | 
|отличающий акцентуации и психопатии |                                  | 
|(Личко, 1977). При психопатиях      |                                  | 
|декомпенсации, острые аффективные и |                                  | 
|психопатические реакции, социальная |                                  | 
|дезадаптация возникают от любых     |                                  | 
|психических травм, в самых          |                                  | 
|разнообразных трудных ситуациях, от |                                  | 
|всевозможных поводов и даже без     |                                  | 
|видимой причины. При акцентуациях   |                                  | 
|нарушения возникают только при      |                                  | 
|определенного рода психических      |                                  | 
|травмах, в некоторых трудных        |                                  | 
|ситуациях, а именно лишь тогда,     |                                  | 
|когда они адресуются к "месту       |                                  | 
|наименьшего сопротивления", к       |                                  | 
|"слабому звену" данного типа        |                                  | 
|характера. Иные трудности и         |                                  | 
|потрясения, не задевающие этой      |                                  | 
|ахиллесовой пяты, не приводят к     |                                  | 
|нарушениям и переносятся стойко. При|                                  | 
|каждом типе акцентуации имеются     |                                  | 
|свойственные ему, отличные от других|                                  | 
|типов, "слабые места".              |                                  | 
|На основании сказанного можно дать  |                                  | 
|следующее определение акцентуации   |                                  | 
|характера.                          |                                  | 
|Акцентуации характера - это крайние |                                  | 
|варианты нормы, при которых         |                                  | 
|отдельные черты характера чрезмерно |                                  | 
|усилены, вследствие чего            |                                  | 
|обнаруживается избирательная        |                                  | 
|уязвимость в отношении определенного|                                  | 
|рода психогенных воздействий при    |                                  | 
|хорошей и даже повышенной           |                                  | 
|устойчивости к другим.              |                                  | 
|В зависимости от степени            |                                  | 
|выраженности было выделено две      |                                  | 
|степени акцентуации характера: явная|                                  | 
|и скрытая (Личко; Александров;      |                                  | 
|1973).                              |                                  | 
|Явная акцентуация. Эта степень      |                                  | 
|акцентуации относится к крайним     |                                  | 
|вариантам нормы. Она отличается     |                                  | 
|наличием довольно постоянных черт   |                                  | 
|определенного типа характера.       |                                  | 
|В подростковом возрасте особенности |                                  | 
|характера часто заостряются, а при  |                                  | 
|действии психогенных факторов,      |                                  | 
|адресующихся к "месту наименьшего   |                                  | 
|сопротивления", могут наступать     |                                  | 
|временные нарушения адаптации,      |                                  | 
|отклонения в поведении. При         |                                  | 
|повзрослении особенности характера  |                                  | 
|остаются достаточно выраженными, но |                                  | 
|компенсируются и обычно не мешают   |                                  | 
|адаптации.                          |                                  | 
|Скрытая акцентуация. Эта степень,   |                                  | 
|видимо, должна быть отнесена не к   |                                  | 
|крайним, а к обычным вариантам      |                                  | 
|нормы. В обыденных, привычных       |                                  | 
|условиях, черты определенного типа  |                                  | 
|характера выражены слабо или не     |                                  | 
|проявляются совсем. Даже при        |                                  | 
|продолжительном наблюдении,         |                                  | 
|разносторонних контактах и детальном|                                  | 
|знакомстве с биографией трудно      |                                  | 
|бывает составить четкое             |                                  | 
|представление об определенном типе  |                                  | 
|характера. Однако черты этого типа  |                                  | 
|могут ярко, порой неожиданно,       |                                  | 
|выявиться под влиянием тех ситуаций |                                  | 
|и психических травм, которые        |                                  | 
|предъявляют повышенные требования к |                                  | 
|"месту наименьшего сопротивления".  |                                  | 
|Психогенные факторы иного рода, даже|                                  | 
|тяжелые, не только не вызывают      |                                  | 
|психических расстройств, но могут   |                                  | 
|даже не выявить типа характера. Если|                                  | 
|же такие черты и выявляются, это,   |                                  | 
|как правило, не приводит к заметной |                                  | 
|социальной дезадаптации.            |                                  | 
|ТИПЫ ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ       |                                  | 
|Систематика, которой мы             |                                  | 
|придерживаемся при дальнейшем       |                                  | 
|изложении, в основном исходит из    |                                  | 
|классификации П. Б. Ганнушкина      |                                  | 
|(1933), Г. Е. Сухаревой (1959) и    |                                  | 
|типов акцентуированных личностей  по|                                  | 
|K. Leongard (1964, 1968).           |                                  | 
|ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП                     |                                  | 
|Этот тип психопатической личности   |                                  | 
|детально описан Schneider (1923) и  |                                  | 
|П. Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых |                                  | 
|и Г. Е. Сухаревой (1959) у детей и  |                                  | 
|подростков. П. Б. Ганнушкин дал     |                                  | 
|этому типу название                 |                                  | 
|"конституционально-возбужденный" и  |                                  | 
|включил в группу циклоидов.         |                                  | 
|Сведения от родных свидетельствуют, |                                  | 
|что с детства гипертимные подростки |                                  | 
|отличаются большой подвижностью,    |                                  | 
|общительностью, болтливостью,       |                                  | 
|чрезмерной самостоятельностью,      |                                  | 
|склонностью к озорству, недостатком |                                  | 
|чувства дистанции в отношении ко    |                                  | 
|взрослым. С первых лет жизни они    |                                  | 
|везде вносят много шума, любят      |                                  | 
|компании сверстников и стремятся    |                                  | 
|командовать ими. Воспитатели детских|                                  | 
|учреждений жалуются на их           |                                  | 
|неугомонность.                      |                                  | 
|Существуют две классификации типов  |                                  | 
|акцентуаций характера. Первая       |                                  | 
|предложена K. Leongard (1968) и     |                                  | 
|вторая - А. Е. Личко (1977).        |                                  | 
|Приводим сопоставление этих         |                                  | 
|классификаций, сделанное В. В.      |                                  | 
|Юстицким (1977).                    |                                  | 
|Тип акцентуированной             |Тип акцентуации характера,           | 
|личности, по К. Леонгарду        |по А. Е. Личко                       | 
|                                 |                                     | 
|Лабильный                        |Лабильный циклоид                    | 
|Сверхподвижный                   |Лабильный                            | 
|Эмотивный                        |                                     | 
|Демонстративный                  |Истероидный                          | 
|Сверхпунктуальный                |Психастенический                     | 
|Ригидно-аффективный              |Эпилептоидный                        | 
|Неуправляемый                    |                                     | 
|Интравертный                     |Шизоидный                            | 
|Боязливый                        |Сенситивный                          | 
|Неконцентрированный или          |Астено-невротический                 | 
|неврастенический                 |                                     | 
|Экстравертный                    |Конформный                           | 
|Слабовольный                     |Неустойчивый                         | 
|-                                |Гипертимный                          | 
|-                                |Циклоидный                           | 
|Первые трудности могут выявиться |                                     | 
|при поступлении в школу. При     |                                     | 
|хороших способностях, живом уме, |                                     | 
|умении все схватывать на лету    |                                     | 
|обнаруживается неусидчивость,    |                                     | 
|отвлекаемость,                   |                                     | 
|недисциплинированность. Учатся   |                                     | 
|поэтому они очень неровно - то   |                                     | 
|блеснут пятерками, то "нахватают"|                                     | 
|двоек.                           |                                     | 
|Главная черта гипертимных        |                                     | 
|подростков - почти всегда очень  |                                     | 
|хорошее, даже приподнятое        |                                     | 
|настроение. Лишь изредка и       |                                     | 
|ненадолго эта солнечность        |                                     | 
|омрачается вспышками раздражения,|                                     | 
|гнева, агрессии.                 |                                     | 
|.Хорошее настроение гипертимных  |                                     | 
|подростков гармонично сочетается |                                     | 
|с хорошим самочувствием, высоким |                                     | 
|жизненным тонусом, нередко       |                                     | 
|цветущим внешним видом. У них    |                                     | 
|всегда хороший аппетит и здоровый|                                     | 
|сон.                             |                                     | 
|С родителями, педагогами,        |                                     | 
|воспитателями легко возникают    |                                     | 
|конфликты. К ним ведут мелочный  |                                     | 
|контроль, повседневная опека,    |                                     | 
|наставления и нравоучения,       |                                     | 
|"проработка" в семье и на        |                                     | 
|публичных собраниях. Все это     |                                     | 
|обычно вызывает только усиление  |                                     | 
|"борьбы за самостоятельность",   |                                     | 
|непослушание, нарочитое нарушение|                                     | 
|правил и порядков. Стараясь      |                                     | 
|вырваться из-под опеки семьи,    |                                     | 
|гипертимные подростки охотно     |                                     | 
|уезжают в лагеря, уходят в       |                                     | 
|туристские походы и т.п., но и   |                                     | 
|там вскоре приходят в            |                                     | 
|столкновение с установленным     |                                     | 
|режимом и дисциплиной. Как       |                                     | 
|правило, обнаруживается          |                                     | 
|склонность к самовольным         |                                     | 
|отлучкам, иногда продолжительным.|                                     | 
|Истинные побеги из дому у        |                                     | 
|гипертимов встречаются нечасто.  |                                     | 
|Реакция группирования проходит не|                                     | 
|только под знаком постоянного    |                                     | 
|тяготения к компаниям            |                                     | 
|сверстников, но и стремления к   |                                     | 
|лидерству в этих компаниях.      |                                     | 
|Неудержимый интерес ко всему     |                                     | 
|вокруг делает гипертимных        |                                     | 
|.подростков неразборчивыми в     |                                     | 
|выборе знакомств. Контакт со     |                                     | 
|случайными встречными не         |                                     | 
|представляет для них проблемы.   |                                     | 
|Устремляясь туда, где "кипит     |                                     | 
|жизнь", они порой могут оказаться|                                     | 
|в неблагоприятной среде, попасть |                                     | 
|в асоциальную группу. Всюду они  |                                     | 
|быстро осваиваются, перенимают   |                                     | 
|манеры, обычаи, поведение,       |                                     | 
|одежду, модные "хобби".          |                                     | 
|Спиртное представляет для        |                                     | 
|гипертимов серьезную опасность с |                                     | 
|подросткового возраста. Выпивают |                                     | 
|они в компаниях с приятелями.    |                                     | 
|Предпочитают неглубокие стадии   |                                     | 
|опьянения, но легко становятся на|                                     | 
|путь частых и регулярных выпивок.|                                     | 
|                                 |                                     | 
|Реакция увлечения отличается у   |                                     | 
|гипертимных подростков богатством|                                     | 
|и разнообразием проявлений, но   |                                     | 
|главное - крайним непостоянством |                                     | 
|хобби. Коллекции сменяются       |                                     | 
|азартными играми, одно спортивное|                                     | 
|увлечение другим, один кружок на |                                     | 
|другой, мальчики нередко отдают  |                                     | 
|мимолетную дань техническим      |                                     | 
|увлечениям, девочки –            |                                     | 
|художественной самодеятельности. |                                     | 
|                                 |                                     | 
|Аккуратность отнюдь не составляет|                                     | 
|их отличительной черты ни в      |                                     | 
|занятиях, ни в выполнении        |                                     | 
|обещаний, ни, что особенно       |                                     | 
|бросается в глаза, в денежных    |                                     | 
|делах. Рассчитывать они не умеют |                                     | 
|и не хотят, охотно берут в долг, |                                     | 
|отодвигая в сторону неприятную   |                                     | 
|мысль о последующей расплате.    |                                     | 
|Всегда хорошее настроение и      |                                     | 
|высокий жизненный тонус создают  |                                     | 
|благоприятные условия для        |                                     | 
|переоценки своих способностей и  |                                     | 
|возможностей. Избыточная         |                                     | 
|уверенность в своих силах        |                                     | 
|побуждает "показать себя",       |                                     | 
|предстать перед окружающими в    |                                     | 
|выгодном свете, прихвастнуть. Но |                                     | 
|им присуща искренность задора,   |                                     | 
|действительная уверенность в     |                                     | 
|собственных силах, а не натужное |                                     | 
|стремление "показать себя больше,|                                     | 
|чем есть на самом деле", как у   |                                     | 
|настоящих истероидов. Лживость не|                                     | 
|является их характерной чертой,  |                                     | 
|она может быть обусловлена       |                                     | 
|необходимостью извернуться в     |                                     | 
|трудной ситуации..               |                                     | 
|Самооценка гипертимных подростков|                                     | 
|отличается достаточной           |                                     | 
|искренностью.                    |                                     | 
|Гипертимно-неустойчивый вариант  |                                     | 
|психопатизации является наиболее |                                     | 
|частым. Здесь жажда развлечений, |                                     | 
|веселья, рискованных похождений  |                                     | 
|все более выступает на первый    |                                     | 
|план и толкает на пренебрежение  |                                     | 
|занятиями и работой, на          |                                     | 
|алкоголизацию и употребление     |                                     | 
|наркотиков, на сексуальные       |                                     | 
|эксцессы и делинквентность - в   |                                     | 
|конечном итоге может привести к  |                                     | 
|асоциальному образу жизни.       |                                     | 
|Решающую роль в том, что на      |                                     | 
|гипертимной акцентуации          |                                     | 
|произрастает                     |                                     | 
|гипертимно-неустойчивая          |                                     | 
|психопатия, обычно играет семья. |                                     | 
|Как чрезмерная опека –           |                                     | 
|гиперпротекция, мелочный контроль|                                     | 
|и жестокий диктат, да еще        |                                     | 
|сочетающийся с неблагополучием   |                                     | 
|внутрисемейных отношений, так и  |                                     | 
|гипоопека, безнадзорность могут  |                                     | 
|служить стимулами к развитию     |                                     | 
|гипертимно-неустойчивой          |                                     | 
|психопатии.                      |                                     | 
|Гипертимно-истероидный вариант   |                                     | 
|встречается значительно реже. На |                                     | 
|фоне гипертимности постепенно    |                                     | 
|вырисовываются истероидные черты.|                                     | 
|При столкновении с жизненными    |                                     | 
|трудностями, при неудачах, в     |                                     | 
|отчаянных ситуациях и при угрозе |                                     | 
|серьезных наказаний возникает и  |                                     | 
|желание разжалобить других       |                                     | 
|(вплоть до демонстративных       |                                     | 
|суицидных действий), и произвести|                                     | 
|впечатление своей незаурядностью,|                                     | 
|и прихвастнуть, "пустить пыль в  |                                     | 
|глаза". Возможно, в развитии     |                                     | 
|этого типа также важнейшую роль  |                                     | 
|играет среда. Воспитание по типу |                                     | 
|"кумира семьи" (Гиндикин, 1961), |                                     | 
|потакание прихотям в детстве,    |                                     | 
|избыток похвал по поводу мнимых и|                                     | 
|действительных способностей и    |                                     | 
|талантов, привычка всегда быть на|                                     | 
|виду, созданная родителями, а    |                                     | 
|иногда и неправильными действиями|                                     | 
|воспитателей, обусловливают в    |                                     | 
|подростковом периоде трудности,  |                                     | 
|которые могут оказаться          |                                     | 
|непреодолимыми.                  |                                     | 
|Гипертимно-аффективный вариант   |                                     | 
|психопатической личности         |                                     | 
|отличается усилением черт        |                                     | 
|аффективной взрывчатости. Вспышки|                                     | 
|раздражения и гнева, нередко     |                                     | 
|свойственные гипертимам, когда   |                                     | 
|они встречают противодействие или|                                     | 
|терпят неудачи, здесь становятся |                                     | 
|особенно бурными и возникают по  |                                     | 
|малейшему поводу. На высоте      |                                     | 
|аффекта нередко утрачивается     |                                     | 
|контроль над собой: брань и      |                                     | 
|угрозы вырываются без всякого    |                                     | 
|учета обстановки, в агрессии     |                                     | 
|собственные силы не соизмеряются |                                     | 
|с силами объекта нападения, а    |                                     | 
|сопротивление может достигать    |                                     | 
|"буйного безумства". Все это     |                                     | 
|обычно позволяет говорить о      |                                     | 
|формировании психопатии          |                                     | 
|возбудимого типа. Возможно, в    |                                     | 
|формировании этого варианта      |                                     | 
|психопатизации существенную роль |                                     | 
|могут играть не столь редкие у   |                                     | 
|мальчиков гипертимного типа      |                                     | 
|черепно-мозговые травмы.         |                                     | 
|ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП                   |                                     | 
|Как известно, этот тип был описан|                                     | 
|в 1921 г. Kretschmer и сперва    |                                     | 
|стал широко использоваться в     |                                     | 
|психиатрических исследованиях. П.|                                     | 
|Б. Ганнушкин (1933) включил в    |                                     | 
|"группу циклоидов" четыре типа   |                                     | 
|психопатической личности:        |                                     | 
|"конституционально-депрессивных",|                                     | 
|"конституционально-возбужденных" |                                     | 
|(гипертимных), циклотимиков и    |                                     | 
|эмотивно-лабильных. Циклотимия им|                                     | 
|рассматривалась как тип          |                                     | 
|психопатии.                      |                                     | 
|В подростковом возрасте можно    |                                     | 
|видеть два варианта циклоидной   |                                     | 
|акцентуации: типичные и лабильные|                                     | 
|циклоиды.                        |                                     | 
|Типичные циклоиды в детстве ничем|                                     | 
|не отличаются от сверстников или |                                     | 
|чаще производят впечатление      |                                     | 
|гипертимов. С наступлением       |                                     | 
|пубертатного периода (у девочек  |                                     | 
|это может совпасть с менархе)    |                                     | 
|возникает первая субдепрессивная |                                     | 
|фаза. Ее отличает склонность к   |                                     | 
|апатии и раздражительности. С    |                                     | 
|утра ощущается вялость и упадок  |                                     | 
|сил, все валится из рук. То, что |                                     | 
|раньше давалось легко и просто,  |                                     | 
|теперь требует неимоверных       |                                     | 
|усилий. Труднее становится       |                                     | 
|учиться. Людское общество        |                                     | 
|начинает тяготить, компании      |                                     | 
|сверстников избегаются,          |                                     | 
|приключения и риск теряют всякую |                                     | 
|привлекательность. Прежде шумные |                                     | 
|и бойкие подростки в эти периоды |                                     | 
|становятся вялыми домоседами.    |                                     | 
|Падает аппетит, но вместо        |                                     | 
|свойственной выраженным          |                                     | 
|депрессиям бессонницы нередко    |                                     | 
|наблюдается сонливость           |                                     | 
|(Озерецковский, 1972). Созвучно  |                                     | 
|настроению все приобретает       |                                     | 
|пессимистическую окраску. Мелкие |                                     | 
|неприятности и неудачи, которые  |                                     | 
|обычно начинают сыпаться из-за   |                                     | 
|падения работоспособности,       |                                     | 
|переживают крайне тяжело. На     |                                     | 
|замечания и укоры нередко        |                                     | 
|отвечают раздражением, порой     |                                     | 
|грубостью и гневом, но в глубине |                                     | 
|души впадая еще в большее уныние.|                                     | 
|Серьезные неудачи и нарекания    |                                     | 
|окружающих могут углубить        |                                     | 
|субдепрессивное состояние или    |                                     | 
|вызвать острую аффективную       |                                     | 
|реакцию с суицидными попытками.  |                                     | 
|Обычно лишь только в этом случае |                                     | 
|циклоидные подростки попадают под|                                     | 
|наблюдение психиатра.            |                                     | 
|У типичных циклоидов фазы обычно |                                     | 
|непродолжительны и длятся две-три|                                     | 
|недели.                          |                                     | 
|У циклоидных подростков имеются  |                                     | 
|свои "места наименьшего          |                                     | 
|сопротивления". Важнейшим из них,|                                     | 
|вероятно, является неустойчивость|                                     | 
|к коренной ломке жизненного      |                                     | 
|стереотипа. Этим, видимо,        |                                     | 
|объясняются присущие циклоидам   |                                     | 
|затяжные субдепрессивные реакции |                                     | 
|на первом курсе высших учебных   |                                     | 
|заведений (Строгонов, 1973).     |                                     | 
|Резкое изменение характера       |                                     | 
|учебного процесса, обманчивая    |                                     | 
|легкость первых студенческих     |                                     | 
|дней, отсутствие ежедневного     |                                     | 
|контроля со стороны              |                                     | 
|преподавателей, сменяющееся      |                                     | 
|необходимостью усвоить в короткий|                                     | 
|период зачетно-экзаменационной   |                                     | 
|сессии гораздо больший, чем в    |                                     | 
|школе, материал, - все это ломает|                                     | 
|привитый предшествующими         |                                     | 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
	
	
					
							 |