Психопатии и акцентуации характера у подростков
	
	
|семейного кумира. Проявления     |                                     | 
|реакции оппозиции могут быть теми|                                     | 
|же, что и в детстве, - уход в    |                                     | 
|болезнь, попытки избавиться от   |                                     | 
|того, на кого внимание           |                                     | 
|переключилось (например,         |                                     | 
|заставить мать разойтись с       |                                     | 
|появившимся отчимом), но чаще эта|                                     | 
|детская реакция оппозиции        |                                     | 
|выявляется подростковыми         |                                     | 
|нарушениями поведения. Выпивки,  |                                     | 
|знакомство с наркотиками,        |                                     | 
|прогулы, воровство, асоциальные  |                                     | 
|компании предназначаются для     |                                     | 
|того, чтобы просигнализировать:  |                                     | 
|"Верните мне прежнее внимание,   |                                     | 
|иначе я собьюсь с пути!" Реакция |                                     | 
|имитации может многое определять |                                     | 
|в поведении истероидного         |                                     | 
|подростка. Однако модель,        |                                     | 
|избранная для подражания, не     |                                     | 
|должна заслонять саму подражающую|                                     | 
|персону. Поэтому для имитации    |                                     | 
|избирается образ абстрактный или |                                     | 
|лицо, пользующееся популярностью |                                     | 
|среди подростков, но Не имеющее  |                                     | 
|непосредственного контакта с     |                                     | 
|данной группой ("кумир моды").   |                                     | 
|Иногда же подражание зиждется на |                                     | 
|собирательном образе: в погоне за|                                     | 
|оригинальностью воспроизводятся  |                                     | 
|сногсшибательные высказывания    |                                     | 
|одних, необычная одежда других,  |                                     | 
|вызывающая манера вести себя     |                                     | 
|третьих и т. п.                  |                                     | 
|Выдумки подростков-истероидов    |                                     | 
|отчетливо разнятся от фантазий   |                                     | 
|шизоидов. Истероидные фантазии   |                                     | 
|изменчивы, всегда предназначены  |                                     | 
|для определенных слушателей и    |                                     | 
|зрителей, подростки легко        |                                     | 
|вживаются в роль, ведут себя     |                                     | 
|соответственно своим выдумкам... |                                     | 
|                                 |                                     | 
|Реакция эмансипации может иметь  |                                     | 
|бурные внешние проявления: побеги|                                     | 
|из дому, конфликты с родными и   |                                     | 
|старшими, громогласные требования|                                     | 
|свободы и самостоятельности и т. |                                     | 
|п. Однако по сути дела настоящая |                                     | 
|потребность свободы и            |                                     | 
|самостоятельности вовсе не       |                                     | 
|свойственна подросткам этого типа|                                     | 
|- от внимания и забот близких они|                                     | 
|совсем не жаждут избавиться.     |                                     | 
|Эмансипационные устремления часто|                                     | 
|сползают на рельсы детской       |                                     | 
|реакции оппозиции.               |                                     | 
|Реакция группирования со         |                                     | 
|сверстниками всегда сопряжена с  |                                     | 
|претензиями на лидерство или на  |                                     | 
|исключительное положение в       |                                     | 
|группе. Не обладая ни достаточной|                                     | 
|стеничностью, ни бестрепетной    |                                     | 
|готовностью в любой момент силой |                                     | 
|утвердить свою командную роль,   |                                     | 
|подчинить себе других, истероид  |                                     | 
|рвется к лидерству доступными для|                                     | 
|него путями. Обладая хорошим     |                                     | 
|интуитивным чутьем настроения    |                                     | 
|группы, еще назревающих в ней    |                                     | 
|порой неосознанных желаний и     |                                     | 
|стремлений, истероиды могут быть |                                     | 
|их первыми выразителями,         |                                     | 
|выступать в роли зачинщиков и    |                                     | 
|зажигателей. В порыве, в экстазе,|                                     | 
|воодушевленные обращенными на них|                                     | 
|взглядами, они могут повести за  |                                     | 
|собой других, даже проявить      |                                     | 
|безрассудную смелость. Но они    |                                     | 
|всегда оказываются вожаками на   |                                     | 
|час - перед неожиданными         |                                     | 
|трудностями пасуют, друзей легко |                                     | 
|предают, лишенные восхищенных    |                                     | 
|взоров, сразу теряют весь задор. |                                     | 
|Главное, группа вскоре распознает|                                     | 
|за внешними эффектами их         |                                     | 
|внутреннюю пустоту. Это          |                                     | 
|осуществляется особенно быстро,  |                                     | 
|когда истероидные подростки      |                                     | 
|добиваются лидерской позиции,    |                                     | 
|"пуская пыль в глаза" историями о|                                     | 
|своих былых удачах и             |                                     | 
|приключениях. Все это ведет к    |                                     | 
|тому, что истероидные подростки  |                                     | 
|не склонны слишком долго         |                                     | 
|задерживаться в одной и той же   |                                     | 
|подростковой группе и охотно     |                                     | 
|устремляются в новую, чтобы      |                                     | 
|начать все сначала. Если от      |                                     | 
|истероидного подростка слышишь,  |                                     | 
|что он разочаровался в своих     |                                     | 
|приятелях, можно смело полагать, |                                     | 
|что те "раскусили" его...        |                                     | 
|Увлечения почти целиком          |                                     | 
|сосредоточиваются в области      |                                     | 
|эгоцентрического типа хобби...   |                                     | 
|Предпочитаются те виды искусства,|                                     | 
|которые наиболее модны среди     |                                     | 
|подростков своего круга (в       |                                     | 
|настоящее время чаще всего       |                                     | 
|джазовые ансамбли, эстрада) или  |                                     | 
|поражают своей необычностью      |                                     | 
|(например, театр мимов)...       |                                     | 
|Подражание йогам и хиппи         |                                     | 
|представляет в этом отношении    |                                     | 
|особенно благодатную почву...    |                                     | 
|Самооценка истероидных подростков|                                     | 
|далека от объективности.         |                                     | 
|Подчеркиваются те черты          |                                     | 
|характера, которые в данный      |                                     | 
|момент могут произвести          |                                     | 
|впечатление...                   |                                     | 
|НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП                 |                                     | 
|Kraepelin (1915) назвал          |                                     | 
|представителей этого типа        |                                     | 
|безудержными, неустойчивыми (При |                                     | 
|сходстве названий "лабильный" и  |                                     | 
|"неустойчивый" следует указать на|                                     | 
|то, что первое относится к       |                                     | 
|эмоциональной сфере, а второе - к|                                     | 
|поведению). Schneider (1923) и   |                                     | 
|Stutte (1960) более подчеркнули в|                                     | 
|своих названиях недостаток воли  |                                     | 
|("безвольные", "слабовольные").  |                                     | 
|Их безволие отчетливо выступает, |                                     | 
|когда дело касается учебы, труда,|                                     | 
|исполнения обязанностей и долга, |                                     | 
|достижения целей, .которые ставят|                                     | 
|перед ними родные, старшие,      |                                     | 
|общество. Однако в поиске        |                                     | 
|развлечений представители этого  |                                     | 
|типа также не обнаруживают       |                                     | 
|напористости, а скорее плывут по |                                     | 
|течению.                         |                                     | 
|В детстве они отличаются         |                                     | 
|непослушанием, непоседливостью,  |                                     | 
|всюду и во все лезут, но при этом|                                     | 
|трусливы, боятся наказаний, легко|                                     | 
|подчиняются другим детям.        |                                     | 
|Элементарные правила поведения   |                                     | 
|усваиваются с трудом. За ними все|                                     | 
|время приходится следить. У части|                                     | 
|из них встречаются симптомы      |                                     | 
|невропатии (заикание, ночной     |                                     | 
|анурез и т. д.).                 |                                     | 
|С первых классов школы нет       |                                     | 
|желания учиться. Только при      |                                     | 
|непрестанном и строгом контроле, |                                     | 
|нехотя подчиняясь, они выполняют |                                     | 
|задания, всегда ищут случая      |                                     | 
|отлынивать от занятий. Вместе с  |                                     | 
|тем рано обнаруживается          |                                     | 
|повышенная тяга к развлечениям,  |                                     | 
|удовольствиям, праздности,       |                                     | 
|безделью. Они убегают с уроков в |                                     | 
|кино или просто погулять по      |                                     | 
|улице. Подстрекаемые более       |                                     | 
|стеничными сверстниками, могут   |                                     | 
|ради компании сбежать из дома.   |                                     | 
|Все дурное словно липнет к ним.  |                                     | 
|Склонность к имитации у          |                                     | 
|неустойчивых подростков          |                                     | 
|отличается избирательностью:     |                                     | 
|образами для подражания служат   |                                     | 
|лишь те модели поведения, которые|                                     | 
|сулят немедленные наслаждения,   |                                     | 
|смену легких впечатлений,        |                                     | 
|развлечения. Еще детьми они      |                                     | 
|начинают курить. Легко идут на   |                                     | 
|мелкие кражи, готовы все дни     |                                     | 
|проводить в уличных компаниях.   |                                     | 
|Когда же они становятся          |                                     | 
|подростками, то прежние          |                                     | 
|развлечения, вроде кино, их уже  |                                     | 
|не удовлетворяют, и они дополняют|                                     | 
|их более сильными и острыми      |                                     | 
|ощущениями - в ход идут          |                                     | 
|хулиганские поступки,            |                                     | 
|алкоголизация, наркотики...      |                                     | 
|С наступлением пубертатного      |                                     | 
|периода такие подростки стремятся|                                     | 
|высвободиться из-под родительской|                                     | 
|опеки. Реакция эмансипации у     |                                     | 
|неустойчивых подростков тесно    |                                     | 
|сопряжена все с теми же желаниями|                                     | 
|удовольствия и развлечения.      |                                     | 
|Истинной любви к родителям они   |                                     | 
|никогда не питают. К бедам и     |                                     | 
|заботам семьи относятся с        |                                     | 
|равнодушием и безразличием.      |                                     | 
|Родные для них - лишь источник   |                                     | 
|средств для наслаждений.         |                                     | 
|Неспособные сами занять себя, они|                                     | 
|очень плохо переносят одиночество|                                     | 
|и рано тянутся к уличным         |                                     | 
|подростковым группам. Трусость и |                                     | 
|недостаточная инициативность не  |                                     | 
|позволяют им занять в них место  |                                     | 
|лидера. Обычно они становятся    |                                     | 
|орудиями таких групп. В групповых|                                     | 
|правонарушениях им приходится    |                                     | 
|таскать каштаны из огня, а плоды |                                     | 
|пожинают лидер и более стеничные |                                     | 
|члены группы.                    |                                     | 
|Их увлечения целиком             |                                     | 
|ограничиваются                   |                                     | 
|информативно-коммуникативным     |                                     | 
|типом хобби, да азартными играми.|                                     | 
|К спорту они испытывают          |                                     | 
|отвращение. Только автомашина и  |                                     | 
|мотоцикл сохраняют заманчивость  |                                     | 
|как источник почти гедонического |                                     | 
|наслаждения бешеной скоростью с  |                                     | 
|рулем в руках. Но упорные занятия|                                     | 
|и здесь отталкивают их...        |                                     | 
|Учеба легко забрасывается.       |                                     | 
|Никакой труд не становится       |                                     | 
|привлекательным. Работают они    |                                     | 
|только в силу крайней            |                                     | 
|необходимости. Поражает их       |                                     | 
|равнодушие к своему будущему, они|                                     | 
|не строят планов, не мечтают о   |                                     | 
|какой-либо профессии или о       |                                     | 
|каком-либо положении для себя.   |                                     | 
|Они целиком живут настоящим,     |                                     | 
|желая извлечь из него максимум   |                                     | 
|развлечений и удовольствий.      |                                     | 
|Трудности, испытания,            |                                     | 
|неприятности, угроза наказаний - |                                     | 
|все это вызывает одинаковую      |                                     | 
|реакцию - убежать подальше.      |                                     | 
|Побеги из дому и интернатов -    |                                     | 
|нередкий поступок неустойчивых   |                                     | 
|подростков...                    |                                     | 
|Слабоволие является, видимо,     |                                     | 
|одной из основных черт           |                                     | 
|неустойчивых. Именно слабоволие  |                                     | 
|позволяет удержать их в          |                                     | 
|обстановке сурового и жестко     |                                     | 
|регламентированного режима. Когда|                                     | 
|же за ними непрерывно следят, не |                                     | 
|позволяют отлынивать от работы,  |                                     | 
|когда безделье грозит суровым    |                                     | 
|наказанием, а ускользнуть некуда,|                                     | 
|да и вокруг все работают - они на|                                     | 
|время смиряются. Но как только   |                                     | 
|опека начинает ослабевать, они   |                                     | 
|немедленно устремляются в        |                                     | 
|ближайшую "подходящую компанию". |                                     | 
|Слабое место неустойчивых -      |                                     | 
|безнадзорность, обстановка       |                                     | 
|попустительства, открывающая     |                                     | 
|просторы для праздности и        |                                     | 
|безделья.                        |                                     | 
|Самооценка неустойчивых          |                                     | 
|подростков нередко отличается    |                                     | 
|тем, что они приписывают себе    |                                     | 
|либо гипертимные, либо конформные|                                     | 
|черты.                           |                                     | 
|КОНФОРМНЫЙ ТИП                   |                                     | 
|П. Б. Ганнушкин (1933) метко     |                                     | 
|обрисовал некоторые черты этого  |                                     | 
|типа - постоянную готовность     |                                     | 
|подчиниться голосу большинства,  |                                     | 
|шаблонность, банальность,        |                                     | 
|склонность к ходячей морали,     |                                     | 
|благонравию, консерватизму,      |                                     | 
|однако он неудачно связал данный |                                     | 
|тип с низким интеллектом. В      |                                     | 
|действительности дело вовсе не в |                                     | 
|интеллектуальном уровне. Подобные|                                     | 
|субъекты нередко хорошо учатся,  |                                     | 
|получают высшее образование, при |                                     | 
|определенных условиях с успехом  |                                     | 
|работают.                        |                                     | 
|Главная черта характера этого    |                                     | 
|типа - постоянная и чрезмерная   |                                     | 
|конформность к своему            |                                     | 
|непосредственному привычному     |                                     | 
|окружению...                     |                                     | 
|Этим личностям свойственны       |                                     | 
|недоверие и настороженное        |                                     | 
|отношение к незнакомцам. Как     |                                     | 
|известно, в современной          |                                     | 
|социальной психологии под        |                                     | 
|конформностью принято понимать   |                                     | 
|подчинение индивидуума мнению    |                                     | 
|группы в противоположность       |                                     | 
|независимости и                  |                                     | 
|самостоятельности. В разных      |                                     | 
|условиях каждый субъект          |                                     | 
|обнаруживает ту или иную степень |                                     | 
|конформности. Однако при         |                                     | 
|конформной акцентуации характера |                                     | 
|это свойство постоянно           |                                     | 
|выявляется, будучи самой         |                                     | 
|устойчивой чертой.               |                                     | 
|Представители конформного типа - |                                     | 
|это люди своей среды. Их главное |                                     | 
|качество, главное жизненное      |                                     | 
|правило - думать "как все",      |                                     | 
|поступать "как все", стараться,  |                                     | 
|чтобы все у них было "как у всех"|                                     | 
|- от одежды и домашней обстановки|                                     | 
|до мировоззрения и суждений по   |                                     | 
|животрепещущим вопросам. Под     |                                     | 
|"всеми" подразумевается обычное  |                                     | 
|непосредственное окружение. От   |                                     | 
|него они не хотят ни в чем       |                                     | 
|отстать, но и не любят           |                                     | 
|выделяться, забегать вперед. Это |                                     | 
|особенно проступает на примере   |                                     | 
|отношения к модам одежды. Когда  |                                     | 
|появляется какая-нибудь новая    |                                     | 
|необычная мода, нет более ярых ее|                                     | 
|хулителей, чем представители     |                                     | 
|конформного типа. Но как только  |                                     | 
|их среда осваивает эту моду,     |                                     | 
|скажем брюки или юбки            |                                     | 
|соответствующей длины и ширины,  |                                     | 
|как они сами облачаются в такую  |                                     | 
|же одежду, забывая о том, что    |                                     | 
|говорили два-три года назад. В   |                                     | 
|жизни они любят руководствоваться|                                     | 
|сентенциями и в трудных ситуациях|                                     | 
|склонны в них искать утешение    |                                     | 
|("утраченного - не воротишь" и т.|                                     | 
|п.). Стремясь всегда быть в      |                                     | 
|соответствии со своим окружением,|                                     | 
|они совершенно не могут ему      |                                     | 
|противостоять. Поэтому конформная|                                     | 
|личность - полностью продукт     |                                     | 
|своей микросреды. В хорошем      |                                     | 
|окружении - это неплохие люди и  |                                     | 
|неплохие работники. Но, попав в  |                                     | 
|дурную среду, они со временем    |                                     | 
|усваивают все ее обычаи и        |                                     | 
|привычки, манеры и правила       |                                     | 
|поведения, как бы все это ни     |                                     | 
|противоречило предыдущим и как бы|                                     | 
|пагубным ни было. Хотя адаптация |                                     | 
|у них первое время происходит    |                                     | 
|довольно тяжело, но когда она    |                                     | 
|осуществилась, новая среда       |                                     | 
|становится таким же диктатором   |                                     | 
|поведения, как раньше была       |                                     | 
|прежняя. Поэтому конформные      |                                     | 
|подростки "за компанию" легко    |                                     | 
|спиваются, могут быть втянуты в  |                                     | 
|групповые правонарушения.        |                                     | 
|Конформность сочетается с        |                                     | 
|поразительной некритичностью.    |                                     | 
|Все, что говорит привычное для   |                                     | 
|них окружение, все, что они      |                                     | 
|узнают через привычный для них   |                                     | 
|канал информации, - это для них и|                                     | 
|есть истина. И если через этот же|                                     | 
|канал начинают поступать         |                                     | 
|сведения, явно не соответствующие|                                     | 
|действительности, они по-прежнему|                                     | 
|их принимают за чистую монету.   |                                     | 
|Ко всему этому конформные        |                                     | 
|субъекты - консерваторы по       |                                     | 
|натуре. Они не любят новое,      |                                     | 
|потому что не могут к нему быстро|                                     | 
|приспособиться, трудно           |                                     | 
|осваиваются в новой ситуации...  |                                     | 
|От еще одного качества зависит их|                                     | 
|профессиональный успех. Они -    |                                     | 
|неинициативны. Очень хорошие     |                                     | 
|результаты могут достигаться на  |                                     | 
|любой ступени социальной         |                                     | 
|лестницы, лишь бы работа,        |                                     | 
|занимаемая должность не требовали|                                     | 
|бы постоянной личной инициативы. |                                     | 
|Если именно этого от них требует |                                     | 
|ситуация, они дают срыв на любой,|                                     | 
|самой незначительной должности,  |                                     | 
|выдерживая гораздо более         |                                     | 
|высококвалифицированную и даже   |                                     | 
|напряженную работу, если она     |                                     | 
|четко регламентирована.          |                                     | 
|Опекаемое взрослыми детство не   |                                     | 
|дает чрезмерных нагрузок для     |                                     | 
|конформного типа...              |                                     | 
|Они совсем не склонны менять свою|                                     | 
|подростковую группу, в которой   |                                     | 
|свыклись и освоились. Нередко    |                                     | 
|решающим в выборе учебного       |                                     | 
|заведения является то, куда идет |                                     | 
|большинство товарищей. Одной из  |                                     | 
|самых тяжелых психических травм, |                                     | 
|которая, по-видимому, для них    |                                     | 
|существует, - это когда привычная|                                     | 
|подростковая группа почему-либо  |                                     | 
|их изгоняет...                   |                                     | 
|Лишенные собственной инициативы  |                                     | 
|конформные подростки могут быть  |                                     | 
|втянуты в групповые              |                                     | 
|правонарушения, в алкогольные    |                                     | 
|компании, подбиты на побег из    |                                     | 
|дому или науськаны на расправу с |                                     | 
|чужаками.                        |                                     | 
|Реакция эмансипации ярко         |                                     | 
|проявляется только в случае, если|                                     | 
|родители, педагоги, старшие      |                                     | 
|отрывают конформного подростка от|                                     | 
|привычной ему среды сверстников, |                                     | 
|если они противодействуют его    |                                     | 
|желанию "быть как все", перенять |                                     | 
|распространенные подростковые    |                                     | 
|моды, увлечения, манеры,         |                                     | 
|намерения. Увлечения конформного |                                     | 
|подростка целиком определяются   |                                     | 
|его средой и модой времени.      |                                     | 
|Самооценка характера конформных  |                                     | 
|подростков может быть неплохой...|                                     | 
|                                 |                                     | 
|Смешанные типы. Эти типы         |                                     | 
|составляют почти половину случаев|                                     | 
|явных акцентуаций. Их особенности|                                     | 
|нетрудно представить на основании|                                     | 
|предыдущих описаний.             |                                     | 
|Встречающиеся сочетания не       |                                     | 
|случайны. Они подчиняются        |                                     | 
|определенным закономерностям.    |                                     | 
|Черты одних типов сочетаются друг|                                     | 
|с другом довольно часто, а других|                                     | 
|- практически никогда. Существуют|                                     | 
|два рода сочетаний.              |                                     | 
|Промежуточные типы обусловлены   |                                     | 
|эндогенными закономерностями,    |                                     | 
|прежде всего генетическими       |                                     | 
|факторами, а также, возможно,    |                                     | 
|особенностями развития в раннем  |                                     | 
|детстве. К ним относятся уже     |                                     | 
|описанные лабильно-циклоидный и  |                                     | 
|конформно-гипертимный типы, а    |                                     | 
|также сочетания лабильного типа с|                                     | 
|астено-невротическим и           |                                     | 
|сенситивным,                     |                                     | 
|астено-невротического с          |                                     | 
|сенситивным и психастеническим.  |                                     | 
|Сюда же могут быть отнесены такие|                                     | 
|промежуточные типы, как          |                                     | 
|шизоидо-сенситивный,             |                                     | 
|шизоидо-психастенический,        |                                     | 
|шизоидо-эпилептоидный,           |                                     | 
|шизоидо-истероидный,             |                                     | 
|истероидно-эпилептоидный. В силу |                                     | 
|же эндогенных закономерностей    |                                     | 
|возможна трансформация           |                                     | 
|гипертимного типа в циклоидный.  |                                     | 
|Амальгамные типы - это тоже      |                                     | 
|смешанные типы, но иного рода.   |                                     | 
|Они формируются как следствие    |                                     | 
|напластования черт одного типа на|                                     | 
|эндогенное ядро другого в силу   |                                     | 
|неправильного воспитания или иных|                                     | 
|хронически действующих           |                                     | 
|психогенных факторов. Здесь также|                                     | 
|возможны далеко не все, а лишь   |                                     | 
|некоторые наслоения одного типа  |                                     | 
|на другой. Подробнее эти явления |                                     | 
|рассматриваются в главе о        |                                     | 
|психопатических развитиях. Здесь |                                     | 
|же следует отметить, что         |                                     | 
|гипертимно-неустойчивый и        |                                     | 
|гипертимно-истероидный типы      |                                     | 
|представляют собой присоединение |                                     | 
|неустойчивых или истероидных черт|                                     | 
|к гипертимной основе.            |                                     | 
|Лабильно-истероидный тип обычно  |                                     | 
|бывает следствием наслоения и    |                                     | 
|истероидности на эмоциональную   |                                     | 
|лабильность, а                   |                                     | 
|шизоидо-неустойчивый и           |                                     | 
|эпилептоидо-неустойчивый -       |                                     | 
|неустойчивости на шизоидную или  |                                     | 
|эпилептоидную основу. Последнее  |                                     | 
|сочетание отличается повышенной  |                                     | 
|криминогенной опасностью. При    |                                     | 
|истероидно-неустойчивом типе     |                                     | 
|неустойчивость является лишь     |                                     | 
|формой выражения истероидных     |                                     | 
|черт. Конформно-неустойчивый тип |                                     | 
|возникает как следствие          |                                     | 
|воспитания конформного подростка |                                     | 
|в асоциальном окружении. Развитие|                                     | 
|эпилептоидных черт на основе     |                                     | 
|конформности возможно, когда     |                                     | 
|подросток вырастает в условиях   |                                     | 
|жестких взаимоотношений. Другие  |                                     | 
|сочетания практически не         |                                     | 
|встречаются.                     |                                     | 
|О ДИНАМИКЕ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА |                                     | 
|                                 |                                     | 
|Можно выделить две основные      |                                     | 
|группы динамических изменений при|                                     | 
|акцентуациях характера.          |                                     | 
|Первая группа - это преходящие,  |                                     | 
|транзиторные изменения. По сути  |                                     | 
|дела они по форме те же, что и   |                                     | 
|при психопатиях.                 |                                     | 
|На первом месте среди них стоят  |                                     | 
|острые аффективные реакции.      |                                     | 
|Встречается несколько видов      |                                     | 
|острых аффективных реакций.      |                                     | 
|1. Интрапунитивные реакции       |                                     | 
|представляют собой разряд аффекта|                                     | 
|путем аутоагрессии - нанесение   |                                     | 
|себе повреждений, покушение на   |                                     | 
|самоубийство, учинение себе вреда|                                     | 
|разными способами (отчаянные     |                                     | 
|безрассудные поступки с          |                                     | 
|неизбежными неприятными          |                                     | 
|последствиями для себя, порча    |                                     | 
|ценных личных вещей и т. п.).    |                                     | 
|Наиболее часто этот вид реакций  |                                     | 
|встречается при двух, казалось   |                                     | 
|бы, диаметрально противоположных |                                     | 
|по складу типах акцентуаций -    |                                     | 
|сенситивной и эпилептоидной.     |                                     | 
|2. Экстрапунитивные реакции      |                                     | 
|подразумевают разряд аффекта     |                                     | 
|путем агрессии на окружающее -   |                                     | 
|нападение на обидчиков или       |                                     | 
|"вымещение злобы" на случайных   |                                     | 
|лицах или попавших под руку      |                                     | 
|предметах. Наиболее часто этот   |                                     | 
|вид реакции можно видеть при     |                                     | 
|гипертимной, лабильной и         |                                     | 
|эпилептоидной акцентуациях.      |                                     | 
|3. Иммунитивная реакция          |                                     | 
|проявляется в том, что аффект    |                                     | 
|разряжается путем безрассудного  |                                     | 
|бегства из аффектогенной         |                                     | 
|ситуации, хотя это бегство никак |                                     | 
|эту ситуацию не исправляет, а    |                                     | 
|часто даже очень дурно           |                                     | 
|оборачивается. Этот вид реакции  |                                     | 
|чаще встречается при             |                                     | 
|неустойчивой, а также при        |                                     | 
|шизоидной акцентуациях.          |                                     | 
|4. Демонстративные реакции, когда|                                     | 
|аффект разряжается в "спектакль",|                                     | 
|в разыгрывание бурных сцен, в    |                                     | 
|изображение попыток самоубийства |                                     | 
|и т. п. Этот вид реакций весьма  |                                     | 
|характерен для истероидной       |                                     | 
|акцентуации, но может встречаться|                                     | 
|и при эпилептоидной и при        |                                     | 
|лабильной.                       |                                     | 
|Другой вид транзиторных изменений|                                     | 
|при акцентуациях характера,      |                                     | 
|наиболее выраженный в            |                                     | 
|подростковом возрасте, - это     |                                     | 
|преходящие психопатоподобные     |                                     | 
|нарушения поведения ("пубертатные|                                     | 
|поведенческие кризы").           |                                     | 
|Катамнестические исследования    |                                     | 
|показывают, что если эти         |                                     | 
|нарушения поведения возникают на |                                     | 
|фоне акцентуации характера, то у |                                     | 
|80% при повзрослении наступает   |                                     | 
|удовлетворительная социальная    |                                     | 
|адаптация. Однако прогноз зависит|                                     | 
|от типа акцентуации. Наиболее    |                                     | 
|благоприятно предсказание при    |                                     | 
|гипертомной акцентуации (86%     |                                     | 
|хорошей адаптации), наименее-при |                                     | 
|неустойчивой (всего 17%).        |                                     | 
|Преходящие нарушения поведения   |                                     | 
|могут проявляться в виде: 1)     |                                     | 
|делинквентности, т. е. в         |                                     | 
|проступках и мелких              |                                     | 
|правонарушениях, не достигающих  |                                     | 
|наказуемого в судебном порядке   |                                     | 
|криминала; 2) ток-сикоманического|                                     | 
|поведения, т. е. в стремлении    |                                     | 
|получить состояние опьянения,    |                                     | 
|эйфории или пережить иные        |                                     | 
|необычные ощущения путем         |                                     | 
|употребления алкоголя или других |                                     | 
|дурманящих средств; 3) побегов из|                                     | 
|дома и бродяжничества; 4)        |                                     | 
|транзиторных сексуальных девиаций|                                     | 
|(ранней половой жизни,           |                                     | 
|промискуитета, преходящего       |                                     | 
|подросткового гомосексуализма и  |                                     | 
|др.). Все эти проявления         |                                     | 
|преходящих нарушений поведения   |                                     | 
|описаны нами ранее.              |                                     | 
|Наконец, еще один вид            |                                     | 
|транзиторных изменений при       |                                     | 
|акцентуациях характера-это       |                                     | 
|развитие на их фоне разнообразных|                                     | 
|психогенных психических          |                                     | 
|расстройств - неврозов,          |                                     | 
|реактивных депрессий и т. п. Но в|                                     | 
|данном случае дело уже не        |                                     | 
|ограничивается "динамикой        |                                     | 
|акцентуаций": происходит переход |                                     | 
|на качественно иной уровень -    |                                     | 
|развитие болезни.                |                                     | 
|Ко второй группе динамических    |                                     | 
|изменений при акцентуациях       |                                     | 
|характера принадлежат его        |                                     | 
|относительно стойкие изменения.  |                                     | 
|Они могут быть нескольких типов. |                                     | 
|                                 |                                     | 
|1. Переход "явной" акцентуации в |                                     | 
|скрытую, латентную. Под влиянием |                                     | 
|повзросления и накопления        |                                     | 
|жизненного опыта акцентуированные|                                     | 
|черты характера сглаживаются,    |                                     | 
|компенсируются.                  |                                     | 
|Тем не менее при латентных       |                                     | 
|акцентуациях под влиянием        |                                     | 
|некоторых психогенных факторов, а|                                     | 
|именно тех, которые адресуются к |                                     | 
|"слабому звену", к "месту        |                                     | 
|наименьшего сопротивления",      |                                     | 
|присущему данному типу           |                                     | 
|акцентуации, может произойти     |                                     | 
|нечто, аналогичное декомпенсации |                                     | 
|при психопатиях. Черты           |                                     | 
|определенного типа акцентуации,  |                                     | 
|до этого замаскированные,        |                                     | 
|раскрываются во всей полноте и   |                                     | 
|порою внезапно.                  |                                     | 
|2. Формирование на почве         |                                     | 
|акцентуаций характера под        |                                     | 
|действием неблагоприятных условий|                                     | 
|среды психопатических развитий,  |                                     | 
|достигающих уровня среды         |                                     | 
|патологии ("краевые психопатии", |                                     | 
|по О. В. Кербикову). Для этого   |                                     | 
|обычно бывает необходимо         |                                     | 
|сочетанное действие нескольких   |                                     | 
|факторов: 1 ) наличие изначальной|                                     | 
|акцентуации характера, 2)        |                                     | 
|неблагоприятные условия среды    |                                     | 
|должны быть такими, чтобы        |                                     | 
|адресоваться именно к "месту     |                                     | 
|наименьшего сопротивления"       |                                     | 
|данного типа акцентуации, 3) их  |                                     | 
|действие должно быть достаточно  |                                     | 
|продолжительным и, главное, 4)   |                                     | 
|оно должно упасть на критический |                                     | 
|для формирования данного типа    |                                     | 
|акцентуации возраст. Этим        |                                     | 
|возрастом для шизоида является   |                                     | 
|детство, для психоастеника -     |                                     | 
|первые классы школы, для         |                                     | 
|большинства других типов - разные|                                     | 
|периоды подросткового возраста   |                                     | 
|(от 11-13 лет у неустойчивого до |                                     | 
|16-17 лет у сенситивного типов). |                                     | 
|Только при паранойяльном типе    |                                     | 
|критическим является более       |                                     | 
|старший возраст - 30-40 лет -    |                                     | 
|период высокой социальной        |                                     | 
|активности.                      |                                     | 
|3. Трансформация типов           |                                     | 
|акцентуаций характера является   |                                     | 
|одним из кардинальных явлений в  |                                     | 
|их возрастной динамике. Суть этих|                                     | 
|трансформаций состоит обычно в   |                                     | 
|присоединении черт близкого,     |                                     | 
|совместимого с прежним, типа и   |                                     | 
|даже в том, что черты последнего |                                     | 
|становятся доминирующими.        |                                     | 
|Наоборот, в случаях изначально   |                                     | 
|смешанных типов черты одного из  |                                     | 
|них могут настолько выходить на  |                                     | 
|первый план, что полностью       |                                     | 
|заслоняют черты другого. Это     |                                     | 
|касается обоих видов смешанных   |                                     | 
|типов, описанных нами: и         |                                     | 
|промежуточных, и "амальгамных".  |                                     | 
|Промежуточные типы обусловлены   |                                     | 
|эндогенными факторами и,         |                                     | 
|возможно, особенностями развития |                                     | 
|в раннем детстве. Примерами их   |                                     | 
|могут быть типы:                 |                                     | 
|лабильно-циклоидный,             |                                     | 
|конформно-гипертимный,           |                                     | 
|шизоидно-эпилептоидный,          |                                     | 
|истеро-эпилептоидный. Амальгамные|                                     | 
|типы формируются как             |                                     | 
|напластование черт нового типа на|                                     | 
|эндогенное ядро прежнего. Эти    |                                     | 
|наслоения бывают обусловлены     |                                     | 
|длительно действующими           |                                     | 
|психогенными факторами, например,|                                     | 
|неправильным воспитанием. Так,   |                                     | 
|вследствие безнадзорности или    |                                     | 
|гипопротекции в воспитании черты |                                     | 
|неустойчивого типа могут         |                                     | 
|наслоиться на гипертимное,       |                                     | 
|конформное, эпилептоидное и реже |                                     | 
|на лабильное или шизоидное ядро. |                                     | 
|При воспитании в обстановке      |                                     | 
|"кумира семьи" (потворствующая   |                                     | 
|гиперпротекция), истерические    |                                     | 
|черты легко наслаиваются на      |                                     | 
|основу лабильного или            |                                     | 
|гипертимного типа.               |                                     | 
|Трансформация типов возможна     |                                     | 
|только по определенным           |                                     | 
|закономерностям - только в       |                                     | 
|сторону совместных типов. Никогда|                                     | 
|не приходилось видеть превращения|                                     | 
|гипертимного типа в шизоидный,   |                                     | 
|лабильного - в эпилептоидный или |                                     | 
|наслоения черт неустойчивого типа|                                     | 
|на психастеническую или          |                                     | 
|сенситивную основу.              |                                     | 
|Трансформации типов акцентуаций с|                                     | 
|возрастом могут быть обусловлены |                                     | 
|как эндогенными закономерностями,|                                     | 
|так и факторами экзогенными - как|                                     | 
|биологическими, так и особенно   |                                     | 
|социально-психологическими.      |                                     | 
|Примером эндогенной трансформации|                                     | 
|может послужить превращение части|                                     | 
|гипертимов в послеподростковом   |                                     | 
|возрасте (18-19 лет) в циклоидный|                                     | 
|тип. Сперва на фоне постоянной до|                                     | 
|этого гипер-тимности появляются  |                                     | 
|короткие субдепрессивные фазы.   |                                     | 
|Затем циклоидность обрисовывается|                                     | 
|еще более отчетливо. Вследствие  |                                     | 
|этого у студентов-первокурсников |                                     | 
|в сравнении со школьниками       |                                     | 
|старших классов частота          |                                     | 
|гипертимной акцентуации заметно  |                                     | 
|снижается, а частота циклоидной  |                                     | 
|заметно возрастает.              |                                     | 
|Примером трансформации типов     |                                     | 
|акцентуации под действием        |                                     | 
|экзогенных биологических факторов|                                     | 
|является присоединение,          |                                     | 
|аффективной лабильности ("легко  |                                     | 
|взрываются, но быстро отходят")  |                                     | 
|как одной из ведущих черт        |                                     | 
|характера к гипертимному,        |                                     | 
|лабильному,                      |                                     | 
|астено-невротическому,           |                                     | 
|истероидному типам акцентуации   |                                     | 
|вследствие перенесенных в        |                                     | 
|подростковом и молодом возрасте  |                                     | 
|легких, но повторных             |                                     | 
|черепно-мозговых травм.          |                                     | 
|Мощным трансформирующим фактором |                                     | 
|являются продолжительные         |                                     | 
|неблагоприятные                  |                                     | 
|социально-психологические влияния|                                     | 
|в подростковом возрасте, т. е. в |                                     | 
|период становления большинства   |                                     | 
|типов характера. К ним прежде    |                                     | 
|всего относятся разные виды      |                                     | 
|неправильного воспитания. Можно  |                                     | 
|указать на следующие из них:     |                                     | 
|гипопротекция, достигающая в     |                                     | 
|крайней степени безнадзорности;  |                                     | 
|особый вид гипопротекции,        |                                     | 
|описанный А. А. Вдовиченко под   |                                     | 
|названием "потворствующая        |                                     | 
|гипопротекция", когда родители   |                                     | 
|предоставляют подростка самому   |                                     | 
|себе, фактически не заботясь о   |                                     | 
|его поведении, но при            |                                     | 
|начинающихся проступках и даже   |                                     | 
|правонарушениях всячески его     |                                     | 
|выгораживают, отводя все         |                                     | 
|обвинения, стремятся любыми      |                                     | 
|способами освободить от наказаний|                                     | 
|и т. п.;                         |                                     | 
|доминирующая гиперпротекция      |                                     | 
|("гиперопека");                  |                                     | 
|потворствующая гиперпротекция, в |                                     | 
|крайней степени достигающая      |                                     | 
|воспитания "кумира семьи";       |                                     | 
|эмоциональное отвержение, в      |                                     | 
|крайних случаях достигающее      |                                     | 
|степени третирования и унижения  |                                     | 
|(воспитание по типу "Золушки");  |                                     | 
|воспитание в условиях жестоких   |                                     | 
|взаимоотношений;                 |                                     | 
|в условиях повышенной моральной  |                                     | 
|ответственности;                 |                                     | 
|в условиях "культа болезней".    |                                     | 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5 
	
	
					
							 |