| 
											 | 
					
					
	 Шпаргалки по истории политических учений 
	
	
   | 
  
   44.Пол-ко-правовые взгляды
  М. Щербатова. 
  Наиболее видным идеологом родовитой ар-тии был князь Михаил Михайлович Щ. (1733—1790)
  — депутат Уложенной комиссии, автор многих произведений.  
  Особенное внимание
  Щ. уделял пол-ю дворянства. Поскольку отмена обязательной гос-венной службы
  дворянства потребовала нового обоснования дворянских привилегий, Щ. делает упор
  на наследственность дворянского звания, его связь с наследственностью самого
  монаршего престола, на унаследованность дворянских земель и привилегий от
  знатных предков, оказавших особые услуги отечеству и м-ху, а также на
  особенные просвещение, образование и воспитание дворян. 
  Щ. оспаривал
  возможность предоставления крепостным права на какое бы то ни было имущество:
  Соб-ти у рабов быть не может.  
   Отн-ние Щ.а к
  самодержавию было сложным. Там, где речь шла о защите феодального строя, Щ.
  отдавал такой защите все силы и знания Однако там, где ставилась проблема
  привилегий родовитого дворянства, участия феодальной знати в упр-и об-вом и
  гос-вом, Щ. порой очень резко критиковал самодержавие. Самовластие государя,
  произвол и употребление власти во вред общ-ому благу может сдержать, по
  мнению Щ.а, только ар-тия, "великое число сильных и знатных родов".
  Порицая абсолютизм с тираноборческих позиций, Щ. предлагал передать
  законодательную власть дворянскому сословному собранию и ограничить власть
  м-ха "основательными законами". В произведении «Путешествие в
  землю Офирскую» Щ. изложил свой идеал — кастовое рабов-кое об-во и
  тоталитарное олигархическое гос-во, 
  Население Офирской
  земли делится на четко отделенные одна от другой касты; все стороны жизни офирцев
  регламентированы "Катихизмой законов", нормы которой детально
  определяют не только правовое пол-е каст и их подразделений, но и одежду,
  пищу, быт каждой из них. Рабы в Офирской земле отданы в полную власть благородных.
  Последние имеют монопольное право владеть рабами и занимать гос-венные
  должности; особые пол-кие привилегии — у вельможной знати. Царь офирцев
  подчинен законам, издаваемым сословными дворянскими собраниями, и правит
  совместно с ними (верховный совет, вышнее правительство). 
   | 
  
   46. Пол-ко-правовые взгляды
  А. Радищева. 
  Управляющий Петербургской таможней Александр Николаевич Р. выпустил в
  свет книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" (включающую часть
  оды "Вольность"). Книга попала в руки Екатерины II. Палата уголовного суда приговорила А. Н. Р.а к смертной
  казни. Затем смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог . 
  Теоретической
  основой пол-ко-правовых взглядов Р.а были идеи ест-го права и общ-ого
  договора. 
  Впервые в русской
  литературе крепостное право осуждается как "зверский обычай порабощать себе подобного
  чел-ка". Р. доказывал несостоятельность крепостничества с позиций
  теории ест-го права. По природе все люди равны, Крепостное право противоест-,
  потому оно является не правом, а насилием, которому порабощенные могут
  противопоставить силу же; оно противоречит общ-ому договору, поскольку об-во
  создано для обеспечения интересов всех и каждого, а не порабощения одной его
  части другой. 
  Р. раскрывает также
  эк-ую несостоятельность крепостничества, его противоречие интересам развития
  сельского хозяйства, низкую производительность подневольного труда. У крепостных
  нет стимулов к труду; чужое поле, урожай с которого им не принадлежит,
  крестьяне обрабатывают без прилежания и заботы о результатах труда.  
   Особое место в критике самодержавия занимает проблема "просвещенного
  абсолютизма". Само пол-е м-ха, утверждал Р., таково, что он недоступен
  просвещению. М-х не может стать просвещенным, м-ху нет выгоды ограничивать
  свой собственный произвол. 
   Впервые в истории
  русской пол-ко-правовой идеологии Р. выдвинул конц-ю народной революции.
  Считая народную революцию правомерной, Р. печалился, что крестьяне в
  невежестве своем не видели др-х способов освобождения, как убийства
  помещиков. 
  Б будущей России
  должен установиться республиканский строй. Основой об-ва будет частная
  соб-ть, которую Р. считал ест-ым правом чел-ка, обеспеченным первоначальным
  общ-ым договором. 
   | 
  
 
  | 
   50.Учение И. Канта
  о праве и гос-ве. 
  Иммануил Кант – родоначальник классической немецкой фил-фии и
  основоположник одного из крупнейших направ-й в совр-ой теории права . 
  Разработанная К.ом
  методология критического рационализма сущ-но отличалась от рационалистических
  конц-й, выдвинутых просветителями XVIII
  в. К. разошелся с ними прежде всего в трактовке разумной природы чел-ка.
  Согласно его взглядам разум как отличительное свойство чел-ка развивается
  полностью не в индивиде, а в чел-ком роде — в необозримом ряду сменяющих
  друг друга поколений.  
  По определению К.а
  право — это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим
  с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы, К таким
  условиям относятся: наличие принудительно осуществляемых законов,
  гарантированный статус соб-ти и личных прав индивида, рав-во членов об-ва
  перед законом, а также разрешение споров в судебном порядке. 
  Учение К.а о праве
  представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической
  мысли XVIII в. В нем были подняты такие
  кардинальные вопросы, как методологические основания научной теории права,
  интеллектуально-волевая природа нормативности, разграничение права и морали,
  и др. Для специальных юридических исследований важное значение имела
  содержащаяся в его трудах хар-ка правовых отн-ний как взаимосвязанных
  субъективных прав и обязанностей. 
  Согласно дефиниции в
  "Метафизике нравов" гос-во — это соединение множества людей,
  подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака гос-ва здесь
  было названо верховенство закона. К. сводит деят-ть гос-ва к правовому
  обеспечению индивидуальной свободы. К. выделяет в гос-ве три главных органа — по изданию
  законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд).  
  Будущее развитие
  человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых
  республиканских государств. С этой точки зрения, его доктрина предвосхитила
  основную тенденцию пол-кого развития в XIX в.
  — переход к парламентским формам прав-я при сохранении института м-хии. 
   | 
  
   53.Учение Г.В.Ф.
  Гегеля о гос-ве и праве. 
  Фил-ое учение Георга
  Вильгельма Фридриха Гегеля представляет собой высшую ступень в развитии
  классического немецкого идеализма. 
  Главное произведение
  мыслителя по вопросам гос-ва и права — "Фил-фия права" (1821 г.). 
  Фил-ф называл диалектику
  единственно истинным способом познания , диалектика — метод исследования
  структуры теоретических понятий и переходов между ними. Как полагал Г.,
  диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития
  мысли от одного понятия к другому.. 
  Г. создал
  грандиозную фил-ую систему, которая охватывала всю совокупность теоретических
  знаний того времени. Основными частями гегелевской фил-фии являются: логика,
  фил-фия природы и фил-фия духа. Каждая из них в свою очередь делится на
  несколько учений. 
  Гос-во и право были
  отнесены теоретиком к предмету фил-фии духа. Последняя освещает развитие
  сознания чел-ка, начиная с простейших форм восприятия мира и кончая высшими
  проявлениями разума. В этом поступательном развитии духа Г. выделил следующие
  ступени; субъективный дух (антропология, 
  феноменология,
  психология), объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность) и
  абсолютный дух (искусство, религия, фил-фия). Право и гос-во фил-ф
  рассматривал в учении об объективном духе. 
  Г., включал в
  понятие права гораздо более широкий круг общ-ых явлений, чем это было принято
  в фил-фии и юриспруденции начала XIX в.
  Особыми видами права у него выступают формальное рав-во участников имущ-ых
  отн-ний, мораль, нравственность, право мирового духа.  
  Идея права, по
  мнению Г., в своем развитии проходит три ступени: абстрактное право, мораль и
  нравственность. 
  1.) абстрактное
  право. Свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть
  вещами (соб-ть), вступать в соглашение с др-ми людьми (договор) и требовать
  восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление).
  Абстрактное право, иными словами, охватывает область имущ-ых отн-ний и преступлений
  против личности.  
  2.) мораль. Она
  является более высокой ступенью, потому что абстрактные и негативные
  предписания формального права в ней наполняются пол-ным содержанием.
  Моральное состояние духа возвышает чел-ка . 
  3.) нравственность.
  В ней преодолевается односторонность формального права и субъективной морали,
  снимаются противоречия между ними.  
   Гр-нское об-во, по
  Гегелю, делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники
  майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы,
  ремесленники) и всеобщее (чиновники). 
   Г. различает в
  гос-ве объективную и субъективную стороны.С объективной стороны гос-во
  представляет собой орг-ю публичной власти. В учении о гос-венном уст-ве Г.
  выступает в защиту конституционной м-хии и критикует идеи демократии.
  Разумно устроенное гос-во, по его мнению, имеет три власти: законодательную,
  правительственную и княжескую власть (власти перечислены снизу вверх). С
  субъективной стороны гос-во является духовным сооб-вом (организмом), все
  члены которого проникнуты духом патриотизма и сознанием национального
  единства. 
   | 
  
   55. Пол-ко-правовые взгляды
  II Карамзина. 
  Николай
  Михайлович Карамзин «История гос–ва Российского». В "Записке о древней и новой
  России" критикуются реформы, проведенные по инициативе Сперанского, а
  также новшества, которые, как предполагалось, правительство намерено
  осуществить. К. резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения
  конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. Самодержавие основало и
  воскресило Россию... В м-хе российском соединяются все власти: наше прав-е
  есть отеческое, патриархальное". 
   К. выступал в
  защиту привилегий дворянства как замкнутого сословия. Он порицал петровскую
  Табель о рангах, наделяющую личным или потомственным дворянством достигших
  определенных чинов:  
  К. был противником теории ест-го права. . В подготовленном при участии
  Сперанского проекте Уложения гр-нских законов К. усмотрел (безосновательно)
  лишь перевод Гр-нского кодекса Наполеона. Он упрекал авторов проекта в том,
  что они "шьют нам кафтан по чужой мерке".  
  Точно так же К.
  протестовал против преобразования гос-венных учреждений. Надо не
  перестраивать учреждения, писал К., а найти для упр-я Россией 50 умных и
  добросовестных губернаторов, которые восстановят правосудие, успокоят
  земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и
  народа". 
  Для наведения
  порядка в правосудии, утверждал К., м-х должен быть строг и смотреть за
  судьями:  
  К. советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во
  времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с
  Сенатом. Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над
  всеми — Государь, единственный законодатель, единственный источник властей.
  Вот основание Российской м-хии..." 
   | 
  
   57.Пол-ко-правовые взгляды
  П Чаадаева. 
  Петр Яковлевич Чаадаев, гвардейский офицер в отставке, внук М. М.
  Щербатова, написал (по-французски) восемь "Фил-фических писем" на
  религиозно-ист-ие темы. Опубликование перевода первого "Фил-фического
  письма" в журнале "Телескоп" стало вехой в истории русской
  общ-о-пол-кой мысли. 
  Ч. писал о пустоте
  русской истории, об отрыве России от др-х народов. Причиной отрыва России от
  величественной истории западных народов Ч. считал православие. Из-за православия, считал Ч., вся
  история России шла не так, как история западных народов: "В самом начале
  у нас дикое варварство, потом грубое суеверие, затем жестокое, унизительное
  владычество завоевателей.  
  Еще резче, чем
  самодержавие ("национальную власть"), Ч. порицал крепостничество:
  "Свергнув иго чужеземное, мы могли бы воспользоваться идеями, которые
  развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от
  общего семейства. 
  Письмо стало
  стимулом к обсуждению ист-их судеб страны. Главный упрек представителей
  власти Ч.у сводился к тому, что "Фил-фическое письмо" противоречит
  патриотизму и официальному оптимизму. Идеологи официальной народности
  называли Ч.а преступником, предлагали выдать его православной церкви для
  смирения одиночеством, постом и молитвой. В доносах утверждалось, что опубликование
  "Фил-фического письма" доказывает "сущ-е Пол-кой секты в
  Москве; хорошо направленные поиски должны привести к полезным открытиям по
  этому поводу". Николай I, чтобы сильнее унизить автора,
  повелел считать его сумасшедшим. 
   | 
  
 
  | 
   60 Французский либерализм
  первой половины XIX века 
  Революция
  во Франции расчистила почву для свободного развития капиталистических
  отн-ний. В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное
  внимание обоснованию "индивидуальных прав и свобод", необходимых
  для развития капитализма. Наиболее значительным идеологом либерализма во
  Франции был публицист, ученый и пол-кий деятель Венжамен Анри Констан де
  Ребек. К. уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой
  как свобода совести, свобода слова, свобода предпринимательства, частной
  инициативы. 
  Он различает пол-кую
  свободу и свободу личную 
  Древние народы знали
  только пол-кую свободу, которая сводится к праву участвовать в
  осуществлении пол-кой власти (принятие законов, участие в правосудии, в
  выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.).  
  Свобода новых
  народов — это личная, гр-нская свобода, состоящая в известной
  незав-ти индивидов от гос-венной власти 
  Особенно много
  внимания К. уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы
  печати и промышленной свободы. Отстаивал свободную конкуренцию, гос-во не
  должно вмешиваться в промышленную деят-ть, ибо оно ведет коммерческие дела
  "хуже и дороже, чем мы сами".  
  Вслед за буржуазными
  экономистами той эпохи К. утверждал, что безработица и конкуренция между
  рабочими позволяют предпринимателям снижать заработную плату, а это ведет к
  обилию недорогих товаров, от чего выигрывает об-во в целом. 
  Но К. защищал и др-е
  свободы — мнений, совести, печати, собраний, петиций, орг-й, передвижений и
  др.  
   К. подверг критике
  теорию Руссо и др-х сторонников народного суверенитета, которые отождествили
  свободу с властью. Неограниченная власть народа опасна для индивидуальной
  свободы; по мнению Кон-стана, в период якобинской диктатуры и террора
  выявилось, что неограниченный народный суверенитет опасен не менее, чем
  суверенитет абсолютного м-ха.  
  Исходя из этого К.
  по-новому ставит вопрос о форме прав-я. Он осуждает любую форму гос-ва, где
  существует "чрезмерная степень власти" и отсутствуют гарантии
  индивидуальной свободы Такими гарантиями, писал К., являются общ-ое мнение,
  а также разделение и равновесие властей 
   | 
  
   63 К Маркс и Ф
  Энгельс о гос-ве и праве  
  Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения
  были впервые научно изложены в работе "Нищета фил-фии" и в
  "Манифесте коммунистической партии" . 
  Пол-ко-правовая
  теория Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895)
  складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое
  влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов и
  коммунистов. 
  К основным пол-ям
  марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — эк-ая структура
  об-ва, совокупность
  не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит
  та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени
  развития производительных сил. На базисе возвышается и им определяется
  юридическая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания.
  Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса,
  который эк-и господствует при данной системе производства.  
  Обосновывая
  необходимость и близость насильственной коммунистической революции, Маркс и
  Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в.
  капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить
  противоречие между растущими производительными силами и тормозящими их рост
  капиталистическими производственными отн-ниями, они считали пролетариат,
  который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное
  об-во без классов и пол-кой власти. 
  Маркс и Энгельс
  всегда придавали большое значение раскрытию классовой сущности гос-ва и
  права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.  
   Маркс назвал
  пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата. 
   Учение марксизма
  содержит идею отмирания пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обществе,
  когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко
  защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству
  передается пролетариату. 
   | 
  
   65 Учение Р Иеринга
  о праве и гос-ве 
  Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и гос-ве
  предпринял известный немецкий юр-т Рудольф Иеринг. 
   И. полагал, что
  нельзя ограничиваться формальным определением права как совокупности
  действующих в гос-ве принудительных норм, и писал о необходимости раскрыть
  содержание права. По его определению, "право есть система социальных
  целей, гарантируемых принуждением", "право есть совокупность
  жизненных условий об-ва в обширном смысле, обеспечиваемых внешним
  принуждением, т.е. гос-венной властью". 
  Отход от формального
  определения права и попытка раскрыть его общ-ое содержание в учении И.а
  неразрывно связаны с апологией отн-ний гр-нского об-ва. Он утверждал, что
  частная соб-ть вытекает из природы чел-ка. 
  Если явления природы
  подчинены причинности, то причиной действий людей являются цели; движимый
  собственным интересом индивид стремится достигнуть частных целей, которые сводятся
  к общей цели и к общему интересу в товарообороте, основанном на эквиваленте,
  воздающем "каждому свое". Цели всех и каждого обеспечиваются
  правом: "Цель — творец права". 
  Социологические
  построения И.а сводились к рассуждению, что все члены совр-ого ему об-ва
  солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право
  он определял как
  выражение "всеобщих интересов", "осуществленное партнерство
  индивида с об-вом". 
   Право, по И.у,
  развивалось в кровавой борьбе классов и сословий, добивающихся закрепления в
  праве через закон-во своих интересов. Тезис о "кровавом" развитии
  права в смысле борьбы за право классов и сословий И. относит к прошлому.
  Совр-ую ему борьбу за право И. толковал только как защиту существующего
  права от нарушений, как отстаивание субъективного права отдельного индивида,
  нарушенного др-м лицом. Борьба за право — обязанность перед самим собой.  
  И. — за сильную
  гос-венную власть. Одобрял пол-ку "железа и крови" Бисмарка. В
  пр-пе гос-во не ограничено им же издаваемыми законами; и в деспотических
  гос-вах односторонне-обязательные (т.е. только для подданных) нормы образуют
  зачатки права, однако "право в полном смысле слова есть двусторонне-обязательная
  сила закона, подчинение самой гос-венной власти издаваемым ею законам" 
  Право,—
  "разумная пол-ка власти". 
   | 
  
   68 Д Остин о праве
  и об юриспруденции 
  Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель
  аналитической школы Джон Остин . 
  Термин
  "право", писал О., используется в самых разных смыслах для
  обозначения не только права, но и религиозных догматов, правил морали,
  законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции 
  О. различает и разграничивает
  этику (область оценок, суждений о добре, зле и др), науку о законотворчестве
  (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве,
  юриспруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в собственном
  смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком
  понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для
  подчиненного под угрозой применения санкции в случае невыполнения приказа . 
  Развивая мысли
  Бентама, О. писал, что целью правительства является общее благо, а не
  свобода, поскольку в разных условиях различны степень полезности свободы или
  степень ее ограничений О. был приверженцем классического либерализма Но он
  утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деят-ти ставят
  только религия, мораль и согласие подданных, те привычка бол-ва подданных к
  повиновению данной власти Право — это "повеление суверена"
  Наилучшей формой права О считал кодексы, однако в отличие от Бентама он
  признавал частью права судебные прецеденты, поскольку решения судей (в
  Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого согласия
  суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О., порождена
  существующей неполнотой статутного права, которую желательно устранить кодификацией. 
  Возникновение юр.
  поз-ма связано с укреплением и совершенствованием правовой оболочки
  развивавшихся капиталистических отн-ний В теоретическом плане юр. поз-м был
  основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой
  правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования
  товарно-денежных и связанных с ними отн-ний, точности определений юридических
  ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем
  законодательной техники Распространение юр. поз-ма в странах континентальной
  Европы обусловлено развитием капитализма 
   | 
  
 
  | 
   70 Учение о праве
  К Бергбома 
  Юр. поз-м получил наиболее широкое
  обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция
  и фил-фия права". 
   Согласно теории Б.а
  наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело
  только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно
  теория права должна заниматься только объективно существующим правом,
  основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще
  правотворческой) деят-ти гос-ва. 
  Именно действующее,
  позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве,
  создает прочный правопорядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом. 
  Поскольку ест-е
  право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и
  фиктивное, оно, если его всерьез принимать за явление правового порядка,
  влечет за собой разрушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие
  на практике юридические дела исходя из ест--правовой доктрины, делящей право
  на ест-е и пол-ное. 
  Вслед за главой
  английской аналитической школы Дж. Остином континентальный поз-м видел
  источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались
  выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до
  совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов
  логических, грамматических, систематических. 
  Догма права,
  обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для
  правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного
  развития гр-нского об-ва. 
   И все же юр. поз-м
  не создал подлинной теории права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый
  для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность)
  правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право? 
  Вся теория юр.
  поз-ма базировалась на предпол-и, что гос-во является правовым, однако это
  предпол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем
  мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь
  изучение "метаюридических" начал. 
  Наконец, сколь ни
  велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема
  прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в
  праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом",
  наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов,
  а не из природы самого чел-ка. 
   | 
  
   72 Учение о гос-ве
  и праве Г Еллинека 
  Своеобразную
  попытку соединить формально-догматическое понимание гос-ва и права с
  социологией предпринял немецкий ученый Георг Еллинек.. 
  Е. различал соц-е
  учение о гос-ве и учение о гос-венном праве. Гос-во как соц-е явление
  представляет собой обладающее первичной господствующей властью союзное
  единство оседлых людей; правовое понятие того же гос-ва сводится к
  "корпорации" (юридическая личность, субъект права). В разных
  аспектах (в нормативном и в соц-м) изучается и право. 
   Действующее право
  Е. определял в духе юр. поз-ма: "Право есть совокупность исходящих от
  внешнего авторитета, гарантированных внешними средствами норм взаимного
  отн-ния лиц друг к другу". 
  Говоря о праве в
  соц-м аспекте, он замечал, что пол-ность права в конечном счете основана на
  средней, типической убежденности народа в том, что это есть право
  действующее. На такой основе построен весь правопорядок. 
  В
  соц--психологическом плане истолковывается и гос-во, сводимое к соотн-ниям
  воль властвующих и подвластных. 
  Е. пытался
  совместить юридическое понятие гос-ва с понятиями социологии. Он готов
  признать, что в прошлом существовали классовые господства, основанные на
  привилегированном пол-ком пол-и части народа; но коль скоро теперь, рассуждал
  Е., нет замкнутых господствующих классов, гос-во является представителем
  общих интересов своего народа. 
   Конц-я Е.а в ее
  программной части служила обоснованию развития представительных учреждений
  парламентского типа в Германской империи и др-х странах; попытки соединить
  правовое и соц-е понятия гос-ва в какой-то мере предвосхищали свойственное
  неолиберализму понятие правового и соц-го гос-ва. 
   | 
  
   78 Учение Б Чичерина о
  гос-ве и праве 
  Видным деятелем
  либерального движения в России был профессор Московского университета Борис Николаевич
  Чичерин. "История пол-ких учений", "Соб-ть и гос-во"
  , "Фил-фия права". 
   Большое место в
  трудах Ч.а уделялось свободе личности. В понятии свободы Ч. различал две
  стороны — отрицательную (незав-ть от чужой воли) и пол-ную (возможность
  действий по своему побуждению, а не по внешнему велению).  
  Право, по Ч.у,
  составляет неотъемлемую принадлежность всех обществ. По существу, право есть
  взаимное ограничение свободы под общим законом, утверждал Ч.. Субъективное
  право — это законная свобода чел-ка что-либо делать или требовать;
  объективное право — закон (совокупность норм), определяющий свободу и
  устанавливающий права и обязанности участников правоотн-ний.  
   Сущность развития,
  считал Ч. вслед за Гегелем, состоит в постепенном осуществлении внутренней
  свободы. С этих позиций Ч. критически оценивал те доктрины гос-ва и права,
  которые "совершенно поглощают личность в обществе" или низводят
  чел-ка до степени простого средства для общ-ых целей. 
  Необходимым
  проявлением свободы Ч. признавал соб-ть. Право соб-ти, по Ч.у, есть коренное
  юридическое начало, вытекающее из свободы чел-ка и устанавливающее полновластие
  лица над вещью. Вторжение гос-ва в область соб-ти и стеснение права хозяина
  распоряжаться своим имуществом, утверждал Ч., всегда является злом. 
  Из свободы как
  источника права проистекает и понятие договора как соглашения воль
  контрагентов. Анализируя институты частного права, ученый отстаивал
  неприкосновенность наследственного права, непоколебимость прав, приобретенных
  субъектами права. На гос-ве лежит обязанность охраны законных прав и
  интересов гр-н. Если гос-во, при изменившихся условиях, отменяет какие-либо
  права в области частного права, то оно обязано предоставить чел-ку
  справедливое вознаграждение. 
  В центре конц-и Ч.а
  — личность со своими правами и свободами. Вслед за Гегелем Ч. отмечал, что
  первой ступенью чел-кого общежития, логическим переходом от личного права к
  общ-ому является семья. Вторую — составляют церковь и гр-нское об-во. 
  Через призму прав и
  свобод личности Ч. анализировал различные образы прав-я.Высшей стадией
  развития идеи гос-ва Ч. считал конституционную м-хию, в которой, как он
  утверждал, различные начала общежития приводятся к идеальному единству:  
  В своих работах по вопросам гос-ва и права Ч. настоятельно доказывал
  необходимость реформ пол-кой жизни в России. Он участвовал в подготовке
  реформ, однако его гласный призыв к ним на официальном собрании был истолкован
  как требование конституции, вызвал недовольство Александра III, царскую опалу и отстранение Ч.а от гос-венной деят-ти.  
   | 
  
   80 Учение Н Коркунова
  о гос-ве и праве 
  Видным ученым,
  теоретиком права и историком правовой мысли был профессор Коркунов
  Николай Михайлович. Восприняв ряд идей Иеринга, К. отвергал данное
  Иерингом определение права как "защищенного интереса", утверждая,
  что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отн-ние не менее чем
  двух лиц с встречными интересами.Право, по определению К.а, есть не просто
  защита интересов, но их разграничение.  
   Содержание общ-ой
  жизни составляют разнообразные интересы; чтобы определить границы
  осуществления сталкивающихся интересов, право устанавливает права и
  обязанности субъектов общ-ых отн-ний и тем самым создает "важный порядок
  общ-ых отн-ний". 
  К. отмечал, что
  гр-нское право разграничивает интересы частных лиц, уголовное право —
  интересы обвинителя и подсудимого, гр-нский процесс — истца и ответчика,
  гос-венное право — интересы всех участников гос-венного общения от м-ха до
  подданного. 
   Гос-во, по учению
  К.а, — не лицо, а юридическое отн-ние, в котором субъектами права являются
  все участники гос-венного общения, а объектом служит гос-венная власть как
  предмет пользования и распоряжения. Он возражал против формально-догматического подхода к
  гос-венной власти как к единой воле. Подобная конц-я, рассуждал К., не
  объясняет, чья воля осуществляется в отн-ниях между гос-венными органами,
  каждый из которых имеет свою волю. Гос-во может властвовать не обладая ни
  волей, ни сознанием своей силы. Важно только, чтобы люди сознавали свою
  зав-ть от гос-ва. "Гос-во есть общ-ый союз, представляющий собой
  самостоятельное и признанное властвование над свободными людьми". 
   Взаимное
  сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу гр-н, достигается, по его
  мнению, не только обособлением разных функций гос-венной власти, но и вообще
  "совместностью властвования", которое находит проявление в трех
  формах: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми
  друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами
  различных, но взаимно обусловленных функций; 3) в осуществлении различных функций одним
  органом, но различным порядком, Эти формы могут образовывать всевозможные
  комбинации гос-венных органов.  
  Возведением пр-па
  разделения властей к более общему началу — совместного властвования, объясняется
  признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические
  правила в административном порядке. Установление законов и правительственных
  распоряжений (указов) в Российской империи служит лишь одним из проявлений
  совместного осуществления гос-венной власти. Взаимное сдерживание гос-венных
  органов выражается, по его мнению, в том, что указы имеют силу только при
  условии непротиворечия законам (законом К. считал веление верховной власти,
  состоявшееся при участии Гос-венного совета; все остальные общие правила, исходящие
  от м-ха, причисляются им к категории высочайших указов, издаваемых в порядке
  упр-я). Верховенство законов не может гарантироваться только депутатами либо
  министрами, необходимо, утверждал К., чтобы суду принадлежало право
  проверять юридическую силу указов. Поэтому отделение законодательной функции
  от правительственной возможно и в абсолютной м-хии, где оно подходит под
  третью форму совместного властвования 
   | 
  
 
  | 
   82 Учение Г Шершеневича
  о гос-ве и праве 
  Теоретик права и гос-ва Габриэль Феликсович Шершеневич. 
  Свое учение о праве
  и гос-ве Ш. создавал на основе юр. поз-ма.  
   Понятие права
  включает в себя только пол-ное, действующее право. Объективное право — совокупность
  правовых норм, субъективное право — "возможность осуществления своих
  интересов субъектом права". Ш. доказывал, что объективное и субъективное право — это не две
  стороны одного понятия, как утверждали Иеринг и др-е представители
  социологической юриспруденции, а самостоятельные и совершенно различные
  понятия. Если субъективному праву всегда соответствует объективное право, то
  последнее может вполне существовать без субъективного права. Объективное
  право, по Ш.у, — основное понятие права, субъективное право — производное. 
  К сущностным чертам
  права ученый относил следующие: 1) право предполагает поведение лица, 2)
  право обладает принудительным характером, 3) право всегда связано с гос-венной
  властью Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его
  понятии. Право, утверждал Ш., — это норма должного поведения чел-ка,
  неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны гос-венных
  органов. 
  Особо жесткой
  критике Ш. подвергал возникшую в те годы конц-ю ест-го права с изменяющимся содержанием.. 
  Гос-во является
  источником права. Согласно его конц-и, гос-во есть явление первичное, а
  право — вторичное. На этом основании он выступал с критикой идеи правовой
  связанности гос-ва им же самим созданным правом, которой придерживались
  Еллинек, Дюги, Штаммлер и др-е теоретики. Теория правового гос-ва, утверждал
  Ш., не имеет теоретического обоснования и практического значения. 
  Гос-во и об-во
  оказывают взаимное влияние друг на друга. В пределах территории гос-ва
  существуют многочисленные и разнообразные общ-ые интересы: национальные,
  профессиональные, религиозные и др-е, которые могут объединять людей совсем
  независимо от гос-венного интереса и его пол-ки. Об-во может одобрять,
  поддерживать, относиться сочувственно к пол-кому режиму своего гос-ва, но
  может и воздействовать на пол-ку гос-ва через общ-ое мнение, выборы,
  референдум, отказ от уплаты налогов, восстания. 
  Ш. выступал против
  отождествления понятий правового и конституционного гос-ва. По его мнению,
  правовое гос-во — это теоретическая конструкция, а конституционное гос-во —
  это средство для осуществления пол-ки реформ в цивилизованном обществе. 
   | 
  
   84 Психологическая школа
  права 
  Оригинальную
  психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий–
  профессор юр. факультета Петербургского университета, депутат I Гос-венной думы от партии кадетов. 
  П. исходил из того, что право
  коренится в психике индивида. Юр-т поступит ошибочно, утверждал он, если
  станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между
  людьми, в "соц-й среде" и т.п., между тем как этот феномен
  происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там".
  Интерпретация права с позиции психологии индивида, считал П., позволяет
  поставить юридическую науку на почву достоверных знаний, полученных путем
  самонаблюдения либо наблюдений за поступками др-х лиц. 
  Источником права, по
  убеждению теоретика, выступают эмоции чел-ка.Эмоции служат главным
  побудительным элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
  поступки. П. различал два вида эмоций, определяющих отн-ния между людьми;
  моральные и правовые. Моральные эмоции являются односторонними и связанными
  с осознанием чел-ком своей обязанности, или долга. Нормы морали — это
  внутренние императивы. Совершенно иное дело — правовые эмоции. Чувство
  долга (обязанности) сопровождается в них представлением о правомочиях др-х
  лиц, и наоборот. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из
  них правовые нормы носят атрибутивно-императивный
  (предоставительно-обязывающий) характер 
  Теория П. безгранично расширяла
  понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные
  с представлениями о взаимных правах и обязанностях. П. относил к правовым
  нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости,
  этикета и т.п.  
  П. стремился найти
  универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы
  правопонимания, известные истории (включая договоры с богом и дьяволом в
  правовых системах прошлого). Его конц-я явилась одной из первых попыток,
  теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в
  правосознании. 
  Учение П. пользовалось большой
  популярностью среди сторонников партии кадетов. 
   | 
  
   86 Пол-ко-правовые взгляды
  Г Плеханова 
  К центристам
  относился и Георгий Валентинович Плеханов  – один из основателей
  Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма.
  Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию
  возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство
  достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть населения. 
  Вначале П. полагал,
  что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного
  закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма,
  введенного не по принуждению, а по решению и с согласия бол-ва народа. 
  При всей остроте
  полемики между оппортунистами и центристами им были свойственны некоторые
  общие пол-ко-правовые идеи. 
  1. все они были
  сторонниками демократии, использования в интересах рабочего класса всеобщего
  избирательного права, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова,
  печати, собраний, полновластия представительных учреждений, а также развития
  соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику. 
  2.  им было
  свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму. 
  Взаимные обвинения в
  отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона
  Учредительного собрания Каутский написал книгу "Диктатура пролетариата",
  содержащую резкую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам
  демократии. Каутский утверждал, что принудительное насаждение коммунизма
  порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — невозможно
  ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.  
  Большевики и
  социал-демократы — интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция
  ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале
  мировой войны. 
   | 
  
   94 Правовая теория Г
  Кельзена 
  Родоначальником
  и крупнейшим представителем нормативистской школы был австрийский юр-т Гене Келъзен. 
  Самая известная его работа — "Чистая теория права" Под чистой теорией права К.
  понимал доктрину, из которой устранены все элементы, чуждые юридической
  науке. Совр-ые юр-ты, писал он, обращаются к проблемам социологии и
  психологии, этики и пол-кой теории, пренебрегая изучением своего собственного
  предмета. К. был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не
  социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых
  установлений, как доказывают приверженцы соответствующих конц-й, а
  специфически юридическим (нормативным) содержанием права. 
  В соответствии с
  этим учением нормативисты призывали освободить юриспруденцию от
  исследовательских приемов, заимствованных из др-х областей познания. Чистота
  теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. К.
  одним из первых поставил задачу деидеологизации правоведения, создания строго
  объективной науки о праве и гос-ве.  
  К. определяет право
  как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное
  определение в конц-и используется для отличия права от др-х нормативных систем,
  таких, как религия и мораль). 
  По учению К.а, право
  старше гос-ва. Оно возникло еще в первобытную эпоху, когда об-во, разрешив
  индивидам совершать акты принуждения (например, акты мести) в одних случаях
  и запретив — в др-х, установило монополию на применение силы для обеспечения
  коллективной безопасности. Впоследствии правовое сооб-во перерастает в
  гос-во, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е.
  специально созданными органами власти. С образованием таких органов децентрализованные
  способы принуждения сохраняются лишь за рамками гос-ва — в области
  международных отн-ний. Совр-ое ему право К. рассматривает как совокупность
  гос-венных правопорядков и децентрализованного международного права. 
   Источником единства
  правовой системы К. называет основную норму —понятие , которое дается
  нашим сознанием для обоснования всего гос-венного правопорядка в целом.
  Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в гос-ве, и
  может быть представлена в виде следующего высказывания: "Должно вести
  себя так, как предписывает конституция".  
   Пол-кое учение К.а
  построено на отождествлении гос-ва и права. Как орг-я принуждения гос-во
  идентично правопорядку, считал родоначальник нормативизма. К. делил гос-ва на
  демократические и недемократические. Согласно его учению демократия не
  сводится к утверждению законов бол-вом голосов и формально-юридическим
  способам решения социальных конфликтов. По своей сути демократия есть поиск
  компромисса: она предполагает уважение к чужим взглядам и требует защиты
  интересов меньшинства 
   | 
  
 
  | 
   96 Солидаризм Л Дюги 
  Идеи солидаризма
  получили значительное распространение в конце XIX
  — начале XX в. Профессор юр. факультета в Бордо Леон
  Дюги в книге "Гос-во, объективное право и пол-ный закон" писал,
  что основой об-ва является нерав-во людей, которое приводит к разделению
  об-ва на классы, каждый из которых выполняет соц- необходимую функцию. Этим
  обусловлена социальная солидарность, понимаемая как "факт взаимной
  зав-ти, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения
  труда, членов рода чел-кого". 
  Свои идеи Д.
  противопоставил учению о классовой борьбе, которое называл
  "отвратительной доктриной". Д. тревожит революционный синдикализм,
  теоретики которого призывали к насильственным действиям и всеобщей забастовке. 
  По теории Д.,
  предприниматели и капиталисты столь же необходимы об-ву, как и пролетарии.
  Всеобщая забастовка, захват рабочими фабрик и заводов, насилие по отн-нию к
  буржуазии, к чему призывал революционный синдикализм, грозят об-ву
  разрушением . 
   Д. писал, что
  устойчивый фундамент общ-ого здания образуют "группы, основывающиеся на
  общности интересов и труда, профессиональные группы". В конечном счете,
  считал Д., возникнет федерация классов, организованных в синдикаты, отн-ния
  между которыми будут регулироваться соглашениями, основанными на взаимных уступках. 
  В отличие от Конта,
  считавшего право пережитком теологического этапа, Д. признает необходимость
  права в промышленном обществе. Социальную солидарность он считал не только
  фактом, но и нормой, имеющей юр. характер. Рассуждения Д. о замене понятия
  субъективных прав понятием социальных функций и обязанностей более всего
  относились к частной соб-ти, о социализации которой много говорилось в начале
  XX в, причем эту социализацию Д. связывал с
  развитием закон-ва о праве соб-ти, что не было свойственно социологии
  Конта. По существу, право и договоры синдикатов, обеспеченные равной охраной
  законом, в конц-и Д. заменяли "позитивную религию" основателя
  социологии. Получилось так, что, широко используя идеи и терминологию Конта, Д.
  нередко вкладывает в социологические термины и понятия юридическое содержание,
  а это чуждо учению Конта.  
  Д. считал
  индивидуальную трудовую деят-ть основой промышленного об-ва Д.– сторонник
  свободы предпринимательства и частной инициативы. 
  С точки зрения
  теории Д., правовые нормы о свободах совести, вероисповеданий, мысли, печати
  и др-х вполне соответствуют норме соц-й солидарности уже по той причине, что
  посягательства на эти и иные индивидуальные свободы в свое время порождали
  религиозные войны, якобинский террор и иные общ-ые бедствия. В центре
  внимания Д. — не традиционные свободы личности (их полезность бесспорна), а
  связь людей и их солидарность в разделении общ-ого труда.  
  Объединения, союзы и
  ассоциации Д. называл самым выдающимся фактом совр-ости. Защите индивидов и
  их объединений от гос-венной власти Д. уделял особое внимание. Он протестует
  против взгляда на гос-во как на всеохватывающую систему власти, возвышающуюся
  над об-вом и управляющую им. 
   | 
  
   98 Конц-я «свободного
  права» Е Эрлиха 
  Видным представителем
  школы "свободного права" был австрийский профессор Евгений
  Эрлих. Наиболее значительное его произведение — "Основы социологии
  права" . Критикуя юр. поз-м, Эрлих призывал исследовать "живое
  право": "Лишь то, что входит в жизнь, становится живой нормой, все
  остальное — лишь голое учение, норма решения, догма или теория". 
  Право, по его конц-и
  существует и развивается прежде всего как орг-онные нормы союзов, из которых
  состоит об-во (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества,
  хозяйственные союзы и др.). Право, прежде всего, есть орг-я.  
  Орг-онные нормы
  складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, уставных
  пол-й различных орг-й; эти нормы образуют, по его учению, право первого
  порядка, 
  Для охраны права первого
  порядка и регулирования спорных отн-ний существуют "нормы решений",
  образующие право второго порядка; эти нормы создаются деят-тью гос-ва и
  юр-тов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное,
  полицейское право, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать
  орг-онные нормы. Результатом взаимодействия общ-ого права, права юр-тов и
  гос-венного права является "живое право", которое не установлено в
  правовых пол-ях, но господствует в жизни.  
  Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько один из способов обеспечения
  права, применение закона должно быть подчинено только этой цели, и к тому же
  главным способом сущ-я "права решений" (второй слой права) является
  свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела.В
  правосудии решающая роль принадлежит не "мертвым параграфам
  закона", а свободному слову квалифицированных юр-тов. 
   | 
  
   104 Неолиберализм и консерватизм
  в XX веке 
  Неолибералы
  привержены идеям расширения гос-венного воздействия на общ-ые процессы для
  достижения бескризисного и стабильного развития производства. 
  Ведущим течением в Н.е первой половины и середины XX в. выступало кейнсианство. Его основателем был английский
  экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), книга "Общая теория
  занятости, процента и денег". 
  В противоположность марксистам, воспринимавшим
  события тех лет как подтверждение ленинской теории загнивающего капитализма,
  Кейнс доказывал, что рыночная экономика отнюдь не утратила способности к
  динамичному развитию. Охвативший ее кризис — явление временного порядка.
  Депрессию породили не внутренние пороки капитализма, а отн-ния свободной
  конкуренции, при которых в наиболее выгодном пол-и оказываются биржевые спекулянты
  и рантье, не заинтересованные в расширении производства. Аккумуляция
  богатства в их руках приводит к свертыванию инвестиций, спаду
  предпринимательской активности, что в свою очередь вызывает рост безработицы
  и обострение социальных конфликтов.  
  Для этого необходимо прежде всего покончить с
  режимом свободного предпринимательства. Гос-во должно понизить ставки
  процентов на капитал, обложить спекулятивные сделки высокими налогами и,
  собрав таким образом необходимые средства, направить их на развитие производства
  и решение социальных проблем. 
  Совр-ые консерваторы (Ф. фон Хайек, М. Фридман) выступают в защиту свободного
  предпринимательства. Не отвергая эк-ой деят-ти гос-ва полностью, консерваторы
  выдвигают проекты ее ограничения в интересах частного капитала. Роль
  гос-венной власти в экономике они стремятся свести к регулированию рынка. 
   Рыночная экономика, согласно Хайеку, представляет
  собой сложный спонтанный порядок, в рамках которого поступки одних индивидов
  координируются с поступками др-х посредством механизма цен. Последние
  выступают в качестве своеобразных сигналов, позволяющих передавать
  информацию (о предложении товаров, запросах потребителей и т.п.). Для достижения поставленных
  целей каждый индивид накапливает массу сведений, необходимых ему в конкретных
  условиях места и времени. Полной информацией о происходящих событиях и процессах
  обладает поэтому только об-во в целом, вся совокупность его членов. Отсюда
  делался вывод, что в совр-ом обществе нет и не может быть какого-либо центра,
  способного направлять деят-ть огромного множества людей. Частное
  предпринимательство рассматривалось фил-фом как "единственная система,
  позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных
  в общ-ом организме". 
  Социальная конц-я
  Хайека, по его собственному признанию, была направлена против любых форм
  гос-венного регулирования рынка, и в первую очередь против кейнсианства.
  Вмешательство гос-ва в экономику ограничивает свободу индивидов и неизбежно
  приводит к дезорг-и их деят-ти (именно этим Хайек объяснял причины эк-ой
  депрессии конца 20-х — начала 30-х гг.). 
   | 
  
   107 Неотомистская теория
  права 
  Виднейший
  представитель совр-ого томизма — французский фил-ф и общ-ый деятель Жак
  Маритен.  
  Конц-я М.а, как и
  конц-я др-х последователей неотомизма, построена на соединении традиционных
  для религиозной фил-фии представлений о божественном происхождении гос-ва и
  права с пол-ями совр-ой науки, пр-пами историзма, идеями развития культуры и
  соц-й обусловленности пол-ки. 
  Источником ест-го
  закона, согласно конц-и М.а, является бог, который обладает абсолютным
  суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных
  обязанностей. М. определял ест-ый закон как установленные божественным
  разумом "универсальные нормы права и долга". Бог — первый пр-п
  ест-го права. Чел-к же имеет ест-ые права и способен осознать их в силу своей
  сопричастности божественному разуму. 
  Признавая сущ-е
  вечного и неизменного закона, М. считал, что ест-е право раскрывается людям
  постепенно, по мере развития культуры и приближения чел-ка к богу. Каждая
  эпоха, полагал он, имеет свой "ист-и конкретный идеал". В связи с
  этим М. оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог ест-ых прав
  индивида на все времена. "Декларация прав чел-ка никогда не будет
  исчерпывающей и окончательной. 
  М. предложил
  собственную клас-ю прав чел-ка, разделив их на три вида. 
  Фундаментальные
  права личности
  (чел-ка как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право
  вступать в брак, право частной соб-ти, право на стремление к счастью и др.
  Эти права являются ест-ыми в строгом значении слова. 
  Пол-кие права (или права гр-нина) определяются
  закон-вом страны, однако косвенно они зависят от ест-го права и образуют его
  продолжение, ибо установления гос-венной власти становятся законом лишь в
  силу их соответствия ест-му праву. К пол-ким правам М. относит: право народа
  устанавливать конституцию гос-ва и определять форму прав-я, право гр-н на
  активное участие в пол-кой жизни, в том числе в выборах, право объединения в
  пол-кие партии, свободу высказываний и дискуссий, рав-во гр-н перед законом
  и судом. 
  Наконец, социальные
  права чел-ка (права трудящегося) охватывают: право на труд, право
  объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, право на
  соц-е обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п.
  Признание социальных прав личности наряду с правом частной соб-ти позволяет,
  считал М., избежать пороков как капитализма, так и социализма. 
   | 
  
 
  | 
   111 Пол-ко-правовые идеи
  национально-освободительных движений в Китае
  и Индии 
  Теория демократического социализма в свое время не только стала
  значительным явлением в пол-кой идеологии бол-ва развитых стран мира, но и
  повлияла на ряд стран, освободившихся после Второй мировой войны от колониальной
  зав-ти, где близкими к ней оказались разного рода теории "национального
  социализма": "индийский образец социалистического об-ва",
  "индонезийский социализм", "бирманский путь к
  социализму", "исламский социализм". Наиболее характерен
  пример воздействия демократического социализма на идеи "индийского
  образца социалистического об-ва". 
  Индийский
  национальный конгресс (ИНК), возглавлявший национально-освободительное
  движение в Индии, после провозглашения незав-ти страны, продолжая
  ориентироваться на соц--пол-кие взгляды Ганди, отходит от некоторых их крайностей
  (возврат к патриархальному образу жизни, "ненасильственная власть")
  и пытается совместить гандизм с идеологией демократического социализма. 
  В резолюции ИНК
  "Демократия и социализм" поставлена задача построения в Индии
  социализма демократическим путем. Сами понятия "демократия" и
  "социализм", по мнению авторов резолюции, динамичны и будут
  изменяться, поэтому им "нельзя дать никакого окончательного
  определения" — само развитие страны покажет, к какой демократии и к
  какому социализму придет Индия. В настоящее время возможно лишь общее
  представление о них. Демократическое социалистическое об-во в Индии будет
  об-вом, где исчезнет бедность и установятся рав-во и равные возможности для
  всех. "Методы производства" в этом обществе должны находиться под
  контролем гос-ва, но не должны принадлежать ему все. Такая смешанная
  экономика, контролируемая гос-вом, будет функционировать на благо всех членов
  об-ва, а не отдельных его групп, что приведет к последовательным изменениям
  мышления людей, утверждению в их сознании социалистических идеалов,
  связанных с нравственными традициями индийского мировоззрения. 
   Но нужно иметь в
  виду, что в последние годы в идеологии ИНК акцент со слова
  "социализм" все больше перемещается на слово
  "демократический" и даже "гандийский". 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
 
     
Страницы: 1, 2 
	
	
					
							 | 
				
						
  
     
 
 |