| 
											 | 
					
					
	 Шпаргалки по истории политических учений 
	
	 Шпаргалки по истории политических учений 
  |  
  | 
   2. Общая хар-ка ест-–правовой
  юриспруденции . 
  Среди
  пол-ко-правовых конц-й XX в. особое место занимают учения
  о ест-м праве. Они продолжают традиции фил-ого осмысления права и опираются
  на различные доктрины, сложившиеся в совр-ой западноевропейской и американской
  фил-фии, — неотомизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм,
  феноменологию, персонализм. 
  Ест--правовые теории
  признают сущ-е наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального
  порядка отн-ний между людьми Этот высший нормативный порядок и называют
  ест-ым правом. Согласно совр-ым взглядам законы гос-ва являются
  действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному
  праву. 
  Совр-ое понимание
  ест-го права вместе с тем сущ-но отличается от предшествующих трактовок. По
  ср-ю с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде
  всего взгляды на чел-ка как носителя ест-ых прав. В противоположность
  доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном,
  обособленном индивиде, фил-фия и правоведение XX
  в. рассматривают чел-ка с точки зрения его социальных определений как участника
  многообразных общ-ых связей. В перечень ест-ых прав соответственно включают
  не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее незав-ть от
  гос-венной власти, но и соц--эк-ие права чел-ка, свободу объединения в
  пол-кие партии и общ-ые союзы, права социальных общностей (например, право
  наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию гос-ва).
  Новейшие ест--правовые учения смыкаются с теориями соц-го гос-ва и
  плюралистической демократии. 
  С этим связана и
  другая особенность совр-ых конц-й. Ест-е право в них не рассматривается
  больше как совокупность
  незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Доктринам
  эпохи Просвещения противопоставляют идеи "ест-го права с изменяющимся
  содержанием" , пр-пы ист-и развивающегося правосознания, нравственные и
  духовные ценности конкретного об-ва или народа. Ест--правовые воззрения в
  совр-ой юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с ист-им и социологическим
  изучением правовых идеалов. 
  В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрожденным ест-ым
  правом". 
  Неотомисты (Ж.
  Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание ест-го закона к
  фил-фии Фомы Аквинского, чье учение в 1879 г. получило одобрение и поддержку
  со стороны католической церкви. 
   | 
  
   6. Пол-ко-правовая мысль
  Древней Индии. Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в
  середине I тысячелетия до н.э., восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению,
  изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и
  буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения.
  Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва. 
  Варн у древних индийцев было четыре —
  варна жрецов (брахманы), варна
  воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна
  (шудры). Согласно ведическому
  преданию варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст
  которого родился брахман, из рук — кшатрий, из
  бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в
  подчинении находились шудры. 
  Идеология брахманизма была
  направлена на утверждение верховенства
  родовой знати в складывающихся гос-вах. Наиболее авторитетным был трактат "Наставления Ману о
  дхарме" ("Законы Ману".) 
  Одним из краеугольных пол-й религии
  брахманизма был догмат о
  перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей
  низкого происхождения, животных и
  растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в
  небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он
  выполняет предписания дхармы —
  культовые, общ-ые и семейные обязанности, установленные богами для каждой
  варны.  
   Гос-венную власть Законы Ману описывают
  как единоличное прав-е государя. Особое место занимает трактат под
  названием "Артхашастра", Трактат
  содержит пол-я брахманизма о кастовых предписаниях,
  о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми
  сословиями, его монополии на
  отправ-е религиозного культа.На первый план в "Артхашастре"
  выдвинута идея сильной централизованной
  царской власти.  
  В борьбе против жреческой религии
  сформировался буддизм. Его
  основателем, согласно преданию, был
  принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным.  
  Ранний буддизм представлял собой
  религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута
  идея освобождения чел-ка от
  страданий, причиной которых являются мирские желания. 
  Своеобразие
  буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо
  брахманов кшатрии.  
  Первоначально буддизм отражал взгляды
  рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари
  изображались выборными и правившими в полном согласии с народом.  
  Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. Заинтересованные в поддержке господствующих
  сословий руководители буддистских
  общин подвергают учение пересмотру. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего
  аскетизма, появляются идеи спасения мирян. 
   | 
  
   8. Пол-ко-правовые идеи
  греческих софистов. 
  Возникновение школы софистов как
  общ-ого движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй
  половине V в. до н.э. Софистами называли тогда фил-фов, которые
  обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании.
  В этом отн-нии софисты реализовывали практически одну из программных идей
  демократии — идею обучения мудрости, распространения знаний. 
  Одним из основателей этого направ-я был Протагор. Никакое гос-во не
  устоит, считал Протагор, если пол-ким искусством будут владеть немногие. 
  Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий выделял
  добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для
  каждого возраста, рода занятий и конкретного дела, пополнил пол-кую теорию
  определением закона как договора, как совместного установления гр-н или
  народа. 
  Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона.
  Справедливость заключается в том, чтобы "не нарушать законы гос-ва, в
  котором состоишь гр-нином". Предписания законов — результат соглашения. 
  В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущ-о
  сторонников демократии вырождается. Преподавательская деят-ть софистов все
  больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств,
  логики. Возможностью такого обучения не преминула воспользоваться ар-тия. 
  Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь П.а и А.я,
  термин- "софистика" приобретает значение мнимой, поверхностной
  фил-фии и со временем становится именем нарицательным для обозначения
  всякого рода словесных и логических передержек. 
  Разработку пол-ко-правовых идей демократии в IV в. до н.э. продолжили
  ораторы во главе с Демосфеном. В своих речах они подчеркивали рав-во гр-н,
  незыблемость закона как гаранта гр-нских прав, защищали права собственников
  на свое имущество, указывая на пол-ную роль богатства в гос-венной жизни,
  доказывали преимущества демократического строя по ср-ю с др-ми формами
  гос-ва, а также призывали к объединению греческих полисов под властью Афин. 
   | 
  
   11 .Аристотель о гос-ве
  и праве. 
  Древнегреческий фил-ф А.ь (4 в.
  до н.э.)- Фил-ие воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с П.ом.
  А.ь считал, что П. глубоко заблуждался, допустив сущ-е особого мира идей,
  или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от
  явления. Порвав с наивным П.овским идеализмом, препятствовавшим развитию
  ест-научных знаний, А.ь приступил к созданию системы идеалистической метафизики. 
  Гос-во, по А.ю, образуется вследствие природного влечения людей к общению.
  Чел-к по природе своей есть существо пол-кое". А.ь дает гос-ву следующее
  определение: гос-во — это "общение подобных друг другу людей ради достижения
  возможно лучшей жизни". На страницах "Пол-ки" неоднократно
  подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая
  могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. А.ь
  призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных.
   
  Главную задачу пол-кой теории А.ь видел в том, чтобы отыскать совершенное
  гос-венное уст-во. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы
  гос-ва, их недостатки и причины гос-венных переворотов. Клас-я форм гос-ва в
  "Пол-ке" проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и
  осуществляемой в гос-ве цели. В зав-ти от числа властвующих А.ь выделяет
  прав-е одного, немногих и бол-ва. По второму критерию выделяются правильные
  гос-ва, где верховная власть преследует цели общего блага гр-н, и
  неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды.
  Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов гос-венного
  уст-ва. К правильным гос-вам А.ь относит м-хию, ар-тию и политию; к
  неправильным — тиранию, олигархию и демократию. 
  Пол-кие симпатии А.я — на стороне политии, смешанной формы гос-ва,
  возникающей из сочетания олигархии и демократии. Это строй, при котором
  преобладает соб-ть средних размеров, что позволяет не только гарантировать
  самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью.
   
   | 
  
 
  | 
   13.Гос-во в воззрениях Полибия.  
  Под влиянием стоицизма
  сформировалась конц-я П., Основной мотив написанной им "Истории"
  в 40 книгах — путь римлян к мировому господству. 
  Круговорот пол-кой жизни проявляется в последовательной смене шести форм
  гос-ва. Первой возникает м-хии. Разлагаясь, м-хия переходит в
  противоположную ей форму гос-ва — в тиранию. Недовольство тиранами приводит
  к тому, что благородные мужи свергают при поддержке народа ненавистного
  правителя. Так устанавливается ар-тия — власть немногих, преследующих
  интересы общего блага. Она постепенно вырождается в олигархию, где
  правят немногие, используя власть для стяжательства. Народ, не веря больше в
  прав-е царей или немногих, возлагает заботы о гос-ве на самого себя и
  учреждает демократию. Ее извращением является охлократия (господство
  черни, толпы) — худшая форма гос-ва. Тогда водворяется господство силы, а
  собирающаяся вокруг вождя толпа обретает себе властителя и самодержца.
  Развитие гос-ва возвращается тем самым к своему началу и повторяется, проходя
  через те же ступени. 
  Преодолеть круговорот пол-ких форм способен только мудрый законодатель. Для
  этого ему необходимо, уверял П., установить смешанную форму гос-ва,
  сочетающую начала м-хии, ар-тии и демократии, чтобы каждая власть служила
  противодействием другой. Такое гос-во "неизменно пребывало бы в
  состоянии равномерного колебания и равновесия". Ист-ие примеры
  смешанного строя П. нашел в ар-тической Спарте, Карфагене, на Крите. При этом
  он особо выделял пол-кое уст-во Рима, где представлены все три основных
  элемента: м-хический (консулат), ар-тический (сенат) и демократический
  (народное собрание). Правильным сочетанием и равновесием этих властей П. и
  объяснял могущество римской державы, покорившей "почти весь известный
  мир. 
   | 
  
   15.Пол-ко-правовые воззрения
  римских стоиков. 
  Значительное влияние на идеологию римского об-ва оказала фил-фия стоиков. Ее
  последователи (Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о "духовном рав-ве"
  всех людей, включая господ и рабов, их бессилии изменить судьбу, о необходимости
  подчиниться мировому закону. Мистические стороны и пессимизм учения стоиков
  усиливались с нарастанием кризиса рабов-кого строя. Многие идеи стоицизма
  были восприняты христианством — идейным течением, зародившимся среди
  социальных низов Римской империи. На протяжении II—III вв. хр-кая религия постепенно утратила
  свой первоначальный бунтарский дух, а в IV в,
  была возведена в ранг официальной идеологии римского гос-ва. 
   | 
  
   17.Пол-ко-правовые воззрения
  Аврелия Августина. 
  Заметной вехой в
  развитии пол-ко-правовой идеологии хр-кой церкви в эпоху рабовладения было
  учение епископа Аврелия А.а(Северная Африка), прозванного
  православной церковью "Блаженный", а католической — признанного
  святым и учителем церкви. 
  А., как и др-е
  епископы и выдающиеся цер-ные авторы первых веков христианства, считается
  одним из "отцов церкви".  
  В произведении
  "О граде божием" А. писал, что в мире существует два гос-ва:
  "божий град" (церковь) и "град земной" (гос-во). К граду
  божию принадлежит первый праведник — Авель. Основателем града земного был
  братоубийца Каин; гос-во — создание чел-кое, его цель — временная, оно
  создано насилием, держится принуждением.  
  Оправдание гос-ва в том, что оно
  поддерживает земной, временный порядок, причем и тут гос-ва разные: есть два
  вида земных царств. Одни — орг-и насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы
  Каина, продолжаются братоубийцей Ромулом, олицетворяют грех,
  несправедливость, насилие, "об-во нечестивых". Др-е царства — это
  "хр-кие гос-ва", власть которых основана на заботе о подвластных. 
  В конечном счете
  оправдание гос-ва — в служении церкви, в помощи небесному граду направлять
  мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа
  чел-ких мыслей и желаний. 
  А. — один из первых
  цер-ников, призывавших насильственно приобщать к хр-кой церкви, вооруженным
  путем искоренять ереси.  
  Теократические идеи
  А.а в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи
  (Византии). Тесный союз церкви и гос-ва, переплетение их механизмов создали
  теократическую империю, задержавшую распад рабов-кого строя. 
   | 
  
   19.Средневековые ереси 
  В средневековой Европе
  ересью называлось религиозное учение, признающее основные идеи (догматы)
  христианства, но понимающее и толкующее их иначе, чем господствующая
  церковь. Все еретики считали себя истинными христианами и выступали прежде
  всего против духовенства и церкви, извратившей, по их мнению, подлинное
  учение Христа. Церковь, в свою очередь, обвиняла еретиков в неправильном
  толковании текстов священного писания, в заимствовании идей посторонних
  религий или в повторении еретических идей, уже осужденных цер-ными соборами. 
  Первыми еретиками
  Европы, положившими начало широкому общ-о-пол-кому движению, были болгарские
  богомилы. Болгарские еретики нашли в Новом завете много текстов, в
  которых противопоставлялись бог и мир, дух и плоть, свет и тьма, добро и зло.
   
  Богомильское учение
  вскоре после возникновения распространилось в др-х странах. Проповедь катаров,
  патаренов, альбигойцев (так еретиков называли на Западе), имела успех у горожан,
  отдельных групп дворянства и крестьян. Для искоренения ереси римские папы
  организовали ряд крестовых походов (альбигойские войны), учредили инквизицию
  и нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы).  
  Одним из первых
  представителей ереси этого периода был профессор Оксфордского университета Джон
  Уиклиф, выступивший в конце XIV в. против зав-ти английской
  церкви от папской курии и вмешательства церкви в дела гос-ва. Уиклиф осуждал
  цер-ную иерархию и цер-ное богатство, утверждая, что они противоречат писанию. 
  Одновременно с
  учением Уиклифа в Англии возникло движение лоллардов, требовавших
  передачи земель крестьянским общинам и ликвидации крепостного права. Учение
  лоллардов было направлено против феодального строя в целом. 
  Вскоре после
  подавления движения лоллардов началась Реформация в Чехии. В гуситском
  движении (Ян Гус) вскоре определились два течения — чашники и табориты.
  Программа чашников сводилась к ликвидации привилегий духовенства,
  лишению церкви светской власти, секуляризации (передаче светской власти)
  цер-ных богатств и признанию самостоятельности чешской церкви. Значительно
  радикальнее были требования таборитов, которые выступали против
  католической церкви и цер-ной иерархии; одновременно ими был выдвинут ряд
  антифеодальных лозунгов — уничтожение привилегий как немецкого, так и
  чешского дворянства, ликвидация крепостного права и феодальных повинностей и
  т.д.  
   | 
  
 
  | 
   21. Мусульманская правовая
  мысль. 
  Источниками вероучения ислама являются Коран (запись проповедей, наставлений
  и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках
  Мухаммеда). Коран и Сунна — основа религиозных, правовых и моральных норм,
  регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих "правильный
  путь к цели" (шариат). Особенность ислама в том, что Коран и Сунна
  считаются действующим правом. Предполагается, что в них содержатся решения
  всех вопросов, возникающих в жизни. 
   В исламе существует
  ряд направ-й и течений, каждое из которых притязало на истинное исповедание
  религии. 
  Сунниты утверждают, что халиф избран
  общиной или ее представителями. Шииты признают законными халифами
  только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков,
  считают их власть божественным установлением и отстаивают пр-п передачи власти
  по наследству. 
  Сунниты признают
  Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил согласно одному из
  четырех толков, различия между которыми — в методах толкования текстов
  Корана и Сунны при решениях вопросов шариата. Суннизм — преобладающее течение ислама,
  официальное вероисповедание в ряде средневековых государств Арабского Востока.
  Теократическая трактовка власти в суннизме претерпела изменения: если
  вначале халифы считались преемниками Мухаммеда, потом они были объявлены
  наместниками самого Аллаха, а затем сложилась конц-я перепоручения светской
  власти султанам и эмирам . 
   В ходе борьбы за власть в халифате еще во второй половине VII в. возник хариджизм. В отличие от шиитов хариджиты утверждали,
  что халифом может быть избран любой мусульманин. От суннитов они отличались
  тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности
  перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать
  себе имама-халифа и имеет право сместить его. 
   | 
  
   23.Пол-ко-правовые идеи
  эпохи Реформации: Лютер, Мюнцер, Кальвин, Цвингли. 
  В XVI в. ряд стран Европы охватила Реформация—
  массовое движение против католической церкви. 
  Начало Реформации в
  Германии положил доктор богословия Мартин Лютер (1483— 1546). Он
  выступил с протестом против продажи индульгенций {отпущение грехов за
  деньги). В процессе дискуссии с католическим духовенством Лютер и его единомышленники
  от первоначальных надежд на улучшение церкви перешли к ее отрицанию. Помимо
  ссылок на тексты священного писания, расходящиеся с орг-ей и практической
  деят-тью духовенства, в движении реформаторов все более отчетливо звучала
  мысль, что церковь в том виде, как она сложилась к XVI в., вообще не нужна христианам, ибо она не только мешает
  их общению с богом, приписывая себе роль обязательного посредника, но и
  подменяет богослужение идолопоклонством, многократно осужденным и в Ветхом,
  и в Новом заветах.  
  В сочинении "О
  светской власти" отн-ние Лютера к светской власти основано на представлении,
  что чел-к живет в двух сферах: в сфере "евангелия" (религиозная
  сфера, отн-ние к царству небесному) и в сфере "закона" (царство
  земное, гос-во). 
   Лютер отстаивал
  самостоятельность гос-ва по отн-нию к церкви.  
  В нач.16 в.. началось всеобщее восстание крестьянства Германии против цер-ных
  и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер,
  он призывал к полному соц-му перевороту и установлению народной власти. Война
  католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским
  религиозным миром, согласно которому лютеранство становилось равноправной
  католичеству религией по пр-пу: "чья страна, того и вера" (cujus regio, ejus religio). Реформация нанесла тяжелый удар
  католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские
  гос-ва. 
  Одним из радикальных
  религиозно-пол-ких течением являлся кальвинизм. Жан Кальвин основал в
  Женеве новую церковь. утвердилась идея незав-ти кальвинистской церкви от
  гос-ва, право церкви судить о ряде действий гос-венной власти. 
   | 
  
   25.Жан Боден о гос-ве. 
  С обоснованием
  абсолютизма и критикой м-хомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден.
  Б. впервые в истории пол-ко-правовой мысли сформулировал и широко обосновал
  понятие суверенитета как сущ-ного признака гос-ва: Выше носителя суверенной
  власти — только бог и законы природы. Суверенитет, по Б.у, означает прежде
  всего незав-ть гос-ва от папы римского, от церкви, от германского императора,
  от сословий, от другого гос-ва, Суверенитет как верховная власть включает
  права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать
  высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права
  чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати. 
  Гос-во Б. определяет
  как правовое упр-е многими семьями и тем, что у них общее, на основе
  суверенной власти. Гос-во — именно правовое упр-е, сообразное со справедливостью
  и законами природы.  
  Семью Б. называет
  основанием и ячейкой гос-ва. Гос-во — совокупность именно семей, а не
  отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ,
  составляющий гос-во, не умирает.  
  Первостепенное
  значение Б. придавал форме гос-ва. Он отвергает распространенное деление форм
  гос-ва на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную
  оценку существующих государств. Сторонники власти одного чел-ка называют ее
  "м-хия", противники — "тирания". Приверженцы власти
  меньшинства именуют такую власть "ар-тия", недовольные ею —
  "олигархия" и т.д. К демократии Б. относился отрицательно: в
  демократическом гос-ве очень много законов и властей, а общее дело — в
  упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует
  богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших. 
  Не одобрял Б. и
  ар-тию. Наилучшей формой гос-ва Б. считал м-хию. М-х так же ест-, как бог
  Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по
  собственному праву . 
   | 
  
   28. Пол-кая конц-я Филофея Москва –
  Третий Рим. 
  Согласнo конц-и Россия есть наследница не только пол-кой
  идеологии, но и территории Византийской империи. Именно псковского монаха
  стали рассматривать в качестве родоначальника этой конц-и, и указанное мнение
  до сих пор господствует в трудах, посвященных русской пол-кой идеологии
  эпохи Московского гос-ва, 
  Между тем вдумчивое
  чтение сочинения Филофея позволяет увидеть в нем нечто, в корне отличное от
  конц-и "Москва — Третий Рим". Безусловно, небольшое послание
  псковского монаха принадлежит к числу самых значительных идеологических
  сочинений XVI в. Однако главная его идея — это
  идея "Ромейского царства". 
  Филофей совсем не
  отождествляет "Ромейское царство" с реальными гос-вами — Византией
  (Вторым Римом) или Древним Римом (Первым Римом). В его представлении это
  царство Господа Бога — идеальное царство, которое называется
  "Ромейское" только потому, что именно в Риме произошло впервые
  соединение хр-кой религии с гос-венной властью. В отличие от реальных
  государств "Ромейское царство" неразрушимо. Реальные же гос-ва
  подвержены гибели. Древний Рим и Византия являли собой лишь носителей образа
  идеального царства. После того, как они рухнули, образ "Ромейского
  царства" перешел на Московское царство. Таким образом, Русское гос-во
  предстает в сочинении Филофея не наследником реально существовавших и погибших
  государств Византии и Древнего Рима, но в качестве нового носителя идеала
  православного хр-кого гос-ва. Иначе говоря, Филофей видел предназначение
  Русского гос-ва быть не Империей, а Святой Русью, средоточием
  не материального, а духовного – воплощением не грубой материальной силы, а
  силы духовной. 
  Говоря, что два Рима
  пали, третий стоит, а четвертому не бывать, Филофей выражал тем самым не
  свою уверенность в несокрушимости Русского гос-ва, но мысль о том, что в
  случае, если и оно падет, как пали Древний Рим и Византия, другого носителя
  образа "Ромейского царства" на земле не появится. Русь — последний
  земной носитель идеала православного хр-кого гос-ва. Если Русь погибнет,
  "Ромейское царство" не умрет вместе с ним — идеалы бессмертны. Поэтому
  идеал православного гос-ва будет продолжать жить, однако стремиться к нему на
  земле станет уже некому. 
  Царский титул в
  свете такого представления о Русском гос-ве приобретает особое значение — это
  титул не просто главы гос-ва, верховного властителя, а титул хранителя Святой
  Руси. Следовательно, царь начинает выступать в русском пол-ком сознании в
  качестве носителя не только гос-венной власти, но и устоев всего об-ва — его
  соц--пол-кой орг-и и официальной идеологии. Коротко эту мысль можно 
  выразить формулой: без
  царя нет Святой Руси, без Святой Руси нет царя. 
   | 
  
 
  | 
   32.Пол-ко-правовое учение
  Б. Спинозы. 
  Видным теоретиком
  ест-го права был голландский фил-ф-материалист Бенедикт С. . 
  Пол-ко-правовое
  учение С. связано с его фил-фией, особенно с идеей строгой закономерности,
  причинной обусловленности всех явлений природы, "субстанции",
  которая никем не создана и является "причиной себя". 
  Под ест-ым правом С.
  понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют
  природа и каждая ее часть.  
  Чел-к, писал С., по природе эгоистичен и корыстолюбив. 
  С. — сторонник идеи
  общ-ого договора, но эта идея понимается им весьма своеобразно. Необходимость
  гос-ва и законов обусловлена ест-й причиной — противоречием между страстями
  и разумом людей. Чел-к только тогда свободен и могуществен, когда
  руководствуется разумом; однако бол-во людей (толпа) не таково — люди
  одержимы пассивными аффектами, побуждающими к неразумным поступкам. Именно
  этим вызвана необходимость права и гос-ва.  
   С. осуждал
  абсолютную м-хию. В противоположность Гоббсу С. утверждал, что ест-е право не
  утрачивает своей силы в гр-нском состоянии. Власть гос-ва имеет границы. 
  Своеобразие идеи
  общ-ого договора в конц-и С. в том, что общ-ый договор, состоящий в
  перенесении сил ("мощи", права) каждого на об-во, т.е. гос-во, рассматривается,
  скорее, не как факт древней истории, а как отн-ние, постоянно существующее между подданными и
  верховной властью. Между ними имеется нечто вроде равновесия сил, нарушать
  которое опасно.  
  С. решительно
  отвергал абсолютную м-хию: м-х, силы которого недостаточно для удержания
  подданных в подчинении, окружает себя знатью, строит своим подданным козни,
  боится их больше, чем внешних врагов; законы выражают прихоти правящей
  верхушки; прав-е решительно неразумно, враждебно общему благу. С. считал
  возможной ограниченную м-хию, в которой гос-вом управляет представительное
  учреждение, а также ар-тическую республику, но обе эти формы он видел такими
  гос-вами, в которых нужны специальные меры, предупреждающие тиранию и
  угнетение. 
  Единственно абсолютное
  гос-во, могущественное, опирающееся на согласие подданных, правящее ими при
  помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, рав-во, общее благо,
  — это демократия, "народная форма верховной власти". 
   | 
  
   34.Учение Т. Гоббса
  о праве и гос-ве. 
  В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента, против ряда
  феодальных пережитков и своеволия короля. Среди защитников королевской власти
  был английский фил-ф Томас. Основное произведение — "Левиафан,
  или материя, форма и власть гос-ва" . 
   Г. строил свое
  учение на изучении природы и страстей чел-ка. Мнение Г. об этих страстях и
  природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к
  наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие).
  Эти страсти делают людей врагами: "Чел-к чел-ку — волк" (лат.).  
  Ест-ые законы
  гласят, что следует искать мира; в этих целях нужно взаимно отказаться от
  права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения".
  Отказываясь от ест-ых прав, люди переносят их на гос-во.  
  Гос-во — это великий
  Левиафан (библейское чудовище), искусственный чел-к или земной бог; верховная
  власть — душа гос-ва, судьи и чиновники — суставы, советники — память; законы
  — разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена,
  др-м — к ушам подданных; награды и наказания — нервы; благосостояние гр-н —
  сила, безопасность народа — занятие, гр-нский мир — здоровье, смута —
  болезнь, гр-нская война — смерть. 
  Г. признает только
  три формы гос-ва. Он отдает предпочтение неограниченной м-хии (благо м-ха
  тождественно благу гос-ва, право наследования придает гос-ву искусственную
  вечность жизни и т.д.). В конц-и Г. нет оправдания тоталитаризма. Законы установлены не
  для устрашения, а для направ-я чел-ких действий. Важно отметить, что, по
  Г.у, цель гос-ва (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной
  м-хии. Не случайно эволюция взглядов Г. завершилась признанием новой власти
  (протекторат Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения м-хии. 
   | 
  
   36. Ест--правовые теории
  в Германии в ХУП-ХУШ вв. 
  Учения С.
  Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа. 
  Самуил П. – известный немецкий юр-т и
  историк. В своем учении о праве и гос-ве П. исходит из представления о ест-м
  состоянии, которое трактует как методологическое предпол-е, позволяющее
  объяснить сущность и происхождение права и гос-ва. Ест-е состояние
  характеризуется свободой и незав-тью индивидов. Это порождает стремление
  людей объединиться ради собственной пользы и безопасности. В результате
  возникают пол-кое общежитие и гос-во. 
  П. в основном
  отвергает теологическую теорию происхождения гос-ва. Гос-во — продукт
  сознательной деят-ти людей, их решения объединиться. П. утверждал, что лучшей
  формой прав-я является абсолютная м-хия. Правда, у нее есть некоторые
  недостатки, считал он, и желательно было бы, чтобы при м-хе создавался
  какой-то представительный орган типа еще сохранявшихся в некоторых
  германских землях ландтагов. 
   Последователь П.а
  профессор Христиан Томазий .Он продолжал намеченную П.ом линию на
  освобождение гос-венно-правовой науки от господства теологии. Т. отмечал,
  что основа ест-го права — мораль, которая предписывает делать то, что
  соответствует разумной природе людей. Но требования морали не подкреплены
  принуждением. А поскольку люди делятся на мудрых и глупых и для первых нужен
  совет, а для вторых — принуждение, то рассчитывать на добровольное следование
  требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть.
  Пр-пиальное различие между правом и моралью, полагал Т., состоит в том, что
  единственным источником морали является внутреннее убеждение чел-ка,
  независимое от приказов власти. Право в гос-ве имеет императивный и запретительный
  характер. 
  Считая м-хию лучшей
  формой гос-ва, Т. утверждал, что предпосылкой власти м-ха является согласие
  народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против
  несправедливостей. Но этот протест возможен только в том случае, если м-х
  выходит за рамки, очерченные общ-ыми договорами.  
  Христиан Вольфом– профессор университета в Галле.  
  От природы все люди
  равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому же ни один чел-к не имеет
  власти над др-м — все люди свободны. С образованием гос-ва, отмечал Вольф,
  народ ограничил свою свободу для совершенствования составляющих его людей.
  Законы гос-ва, по Вольфу, — практическая реализация ест-го закона. Они дают
  свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей. Право —
  свобода действий для исполнения обязанностей 
   | 
  
   38.Учение III Монтескье о
  праве и гос-ве. 
  Крупнейшим
  теоретиком гос-ва во французском Просвещении был Шарль Луи де М.. Его
  главный труд — книга "О духе законов" . 
  М. создал первую
  развернутую пол-кую доктрину в идеологии просветительства. В своих
  исследованиях он стремился описать причины, вызывающие изменения в закон-ве
  и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. М. был
  убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным
  стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей. 
  Возникновение пол-ки
  организованного об-ва М. склонен рассматривать как ист-ий процесс. По его мнению,
  гос-во и законы появляются вследствие войн. 
  Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество
  причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные. 
  Физические причины
  определяют
  общ-ую жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния
  дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и пол-е
  страны, численность населения и др. Моральные причины вступают в
  действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал М.. К их числу относятся:
  пр-пы пол-кого строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и
  др. Написание книги "О духе законов", по словам автора,
  преследовало цель показать "триумф морали над климатом". 
  Своеобразие этой
  классификации в том, что М. наполнил понятие формы гос-ва такими определениями,
  которые в последующих доктринах будут обозначены как пол-кий режим. 
  Республика
  представляет собой гос-во, где власть принадлежит либо всему народу (демократия),
  либо части его (ар-тия). Движущим пр-пом республики выступает пол-кая 
  добродетель, т.е.
  любовь к отечеству (этот пр-п по-разному проявляется в двух формах республиканского
  строя: демократия стремится к рав-ву, ар-тия — к умеренности). 
  М-хия — это
  единоличное прав-е, опирающееся на закон; ее пр-пом служит честь. Деспотия,
  в отличие от м-хии, — единоличное прав-е, основанное на беззаконии и произволе.
   
  М. выделяет в гос-ве
  законодательную, исполнительную и судебную власти. Пр-п разделения властей,
  согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали
  различным гос-венным органам. 
   | 
  
 
  | 
   40.Пол-ко-правовые идеи
  в период Великой французской буржуазной революции. 
  В истории
  Французской революции принято различать три главных этапа. На первом из них
  власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. Они
  стремились к компромиссу с дворянством и выступали с идеями конституционной
  м-хии. На втором этапе власть переходит к жирондистам — представителям
  республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе была установлена
  революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой
  буржуазии, крестьянства и городских низов. 
  Идеологи каждой из
  названных группировок опирались на пол-кие учения Вольтера, Монтескье, Руссо
  и др-х мыслителей, используя выдвинутые ими идеи при осуществлении революционных
  мероприятий и разработке конституционных актов. 
  Крупнейшими
  идеологами лагеря конституционалистов были Оноре де Мирабо, прославившийся
  своими речами против абсолютизма, Эмманюэль Сиейес и Антуан Барнав. Для них
  были характерны призывы к объединению против ненавистной ар-тии и абсолютизма,
  идеи всеобщего рав-ва и свободы. В 1789 г. Учредительным собранием была
  принята Декларация прав чел-ка и гр-нина, где торжественно провозглашалось:
  "Люди рождаются и остаются свободными и равными в Правах", она
  закрепляла ест-ые и неотъемлемые права чел-ка (на свободу, соб-ть, безопасность и сопротивление
  угнетению), рав-во гр-н перед законом, а также пр-п разделения властей.
  Значение Декларации состояло в том, что она была одним из первых
  конституционных актов, провозгласивших формально-юридические свободу, права
  и рав-во гр-н. 
  Лидерами жирондистов
  выступали Жак Бриссо и Жан Ролан. Они отстаивали пр-пы народного
  суверенитета, общей воли как основы закон-ва. Законодательными актами,
  принятыми в период их прав-я, была отменена м-хия, а также ликвидировано
  деление гр-н на активных и пассивных по цензовому признаку. 
  Вождями якобинского движения были Максимилиан Робеспьер и Жан Поль
  Марат.Якобинская Конституция предусматривала что законодательные акты,
  принятые законодательным собранием, должны поступать на утверждение
  избирателей. В принятой Конвентом Декларации соб-ть (наряду с рав-вом,
  свободой и безопасностью) отнесена к числу ест-ых и неотъемлемых прав
  чел-ка, для обеспечения которых установлено правительство. Якобинцы искореняли
  феодальную соб-ть на землю, провозгласили право на труд, но установили максимум
  заработной платы и оставили в силе закон Ле-Шапелье, запрещавший орг-ю
  рабочих союзов и собраний. 
   | 
  
   42.Пол-ко-правовые взгляды
  Ф. Прокоповича и В. Татищева. 
  Одним из первых
  теоретиков абсолютизма в России был священнослужитель Феофан Прокопович.
   
  П. резко критиковал
  католическую церковь за обскурантизм, за отрицание и преследование научных
  открытий, которые потом все равно приходится признавать (Коперник, Галилей). 
  Сочетанием
  богословских и рационалистических идей П. обосновывал неограниченную м-хию.
  Неограниченность власти самодержца проистекает из соглашения, по которому
  народ отказывается от всех своих прав и свободы и, наделяя властью правителя,
  говорит: "Ты владеешь нами к общей пользе нашей". П. писал, что в
  безвластном состоянии царили хаос, произвол, кровопролитие. Для обеспечения
  мира, безопасности, общего блага народ не без смотрения божия заключает
  соглашение об отказе от всех прав и свободы, о создании гос-ва.  
   Порицая демократию
  и ар-тию, П. правильной формой гос-ва признает только м-хию. Основное
  внимание П.а сосредоточено на сопоставлении "наследной" и избирательной
  м-хий. Сравнивая достоинства той и другой, П. отдает решительное предпочтение
  наследственной м-хии, в которой находит лишь один изъян — наследник царской
  власти по закону может оказаться недостойным, неспособным царствовать. Этот
  недостаток может быть устранен только царствующим м-хом, который может и
  должен назначить достойного и способного наследника престола своим завещанием
  (суть петровского указа о порядке престолонаследия). Права самодержца, по
  П.у, неограниченны и абсолютны; он имеет право и должен регулировать все
  стороны жизни и быта. 
  Василий Никитич
  Татищев был
  гос-венным деятелем, Т. — сторонник теории ест-го права;  
  Как и П., он осуждал
  папскую власть за преследование Коперника, за инквизицию; Т. являлся сторонником
  просвещения, развития науки.  
  Ест-е состояние, по
  Т.у, — это состояние "вольности"; по природе чел-ку нужна и
  полезна лишь воля, "с разумом и рассуждением употребляемая".
  Поскольку чел-к не может обойтись без др-х людей, он вынужден подчиняться
  внешним ограничениям. Договор вообще рассматривается Т.ым как основа всякого
  гос-ва, в том числе и м-хического. . 
  Формы прав-я зависят
  от ряда объективных условий, к которым относятся местопол-е, размер
  территории и состояние населения. 
  Демократия
  осуществима только в гос-ве-городе или в маленькой области, где могут быстро
  собраться все домохозяева, (Голландия, Швейцария, Генуя) Россия, Франция,
  Дания, Испания и некоторые др-е страны, "яко великие гос-ва, не могут
  иначе правиться, как самовластием". 
   Камнем преткновения
  для теории Т.а явилось крепостничество. Рабство или невольничество Т.
  признавал противоест-ым, противоречащим природе чел-ка, ест-му праву
  защищаться и обороняться от насильственного порабощения. Введение
  крепостного права было ошибкой Бориса Годунова, но Т. выдвинул против его отмены
  ряд доводов. Он утверждал, что освобождение крестьян породило бы
  "смятение, распри, коварства и обиды" и потому опасно, что больше
  вреда чем пользы. 
Страницы: 1, 2 
	
	
					
							 | 
				
						
  
     
 
 | 
									
				 
			 		 |