| 
											 | 
					
					
	Расчет скоростной характеристики ДВС
	
	Расчет скоростной характеристики ДВС
2 Содержание ВВЕДЕНИЕ 1. Расчётно-физическое определение параметров внешней скоростной характеристики транспортного поршневого двигателя 1.1 Расчёт бензинового двигателя 1.2 Расчёт дизельного двигателя ВВЕДЕНИЕ Основой силового модуля современных транспортных средств является поршневой двигатель внутреннего сгорания - тепловая машина, преобразующая теплоту сгорания углеводородных топлив в механическую энергию. В процессе эксплуатации параметры работы двигателя (развиваемые мощность и крутящий момент, массовый и удельный расходы топлива, выброс токсичных и концерогенных веществ с отработавшими газами и др.) существенно ухудшаются и возникает необходимость в автосервисном воздействии на двигатель, то есть в различных регулировках или текущем ремонте его систем и узлов. Правильность реализованных технологических процессов в сервисе и выбранного инструментария, достаточность квалификационного уровня исполнителей и наличие у них устойчивых навыков выполнения конкретных услуг, а также, в конечном итоге, соответствие автомобиля в целом и отремонтированного двигателя в частности правилам безопасности дорожного движения могут быть проверены, например, путём сравнения ряда замеренных на испытательном стенде и расчётно-теоретических параметров работы двигателя. Целью работы является закрепление знаний, полученных на лекционных и практических по дисциплине. Задачами работы являются приобретение навыков расчёта и построения скоростной зависимости бензинового или дизельного двигателя, анализ регулировочных кривых, а также оценка качества выполненных регулировочных и ремонтных воздействий на двигатель. 1. Расчётно-физическое определение параметров внешней скоростной характеристики транспортного поршневого двигателя 1.1 Расчёт бензинового двигателя В качестве базового принимаем четырёхтактный 4-цилиндровый безнаддувный бензиновый двигатель (плотность воздуха на всасывании Pо=1,21 кг/м3), в котором для стехиометрического сгорания 1 кг топлива требуется 14,95 кг воздуха (L0=14,95 кг/кг). Таблица 1: Варианты расчёта. |
 Параметры  | Варианты  |  |   | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | резерв  |  |  Эффективная мощность двигателя Ne, кВт  | 55  | 58  | 60  | 62  | 65  | 62  |  |  Частота вращения коленчатого вала в режиме эффективной мощности nN, мин-1  | 5200  | 5250  | 5300  | 5400  | 5500  | 5550  |  |  Объём двигателя Vдв, л  | 1,35  | 1,40  | 1,45  | 1,50  | 1,55  | 1,60  |  |  Ход поршня S, мм  |  70  | 70  | 75  | 75  | 80  | 80  |  |  Коэффициент избытка воздуха LN на режиме эффективной мощности  | 0,90  | 0,90  | 0,92  | 0,91  | 0,91  | 0,90  |  |  Удельный эффективный расход топлива на режиме эффективной мощности qeN, г/кВтч  | 298  | 297  | 296  | 295  | 294  | 294  |  |   | 
 Для расчёта принимаем вариант - резерв. Расчёт. 1. Мощность в расчётных точках: Nex=Ne·nx/nN·(1+nx/nN-(nx/nN)2); кВт N500=68·500/5550·(1+500/5550-(500/5550)2)= 6,043 кВт N1000=68·1000/5550·(1+1000/5550-(1000/5550)2)= 12,821 кВт N2000=68·2000/5550·(1+2000/5550-(2000/5550)2)= 27,492 кВт N3000=68·3000/5550·(1+3000/5550-(3000/5550)2)=41,837 кВт N4000=68·4000/5550·(1+4000/5550-(4000/5550)2)=53,679 кВт N5000=68·5000/5550·(1+5000/5550-(5000/5550)2)=60,843 кВт N6000=68·6000/5550·(1+6000/5550-(6000/5550)2)=61,152 кВт 2. Эффективный крутящий момент: Mex=9550· Nex/ nx; Нм M500=9550· 6,043 / 500 =115,43 Нм M1000=9550· 12,821/ 1000= 122,444 Нм M2000=9550· 27,492/ 2000 =131,276 Нм M3000=9550· 41,837/ 3000= 133,181 Нм M4000=9550· 53,679/ 4000 =128,158 Нм M5000=9550· 60,843/ 5000 =116,209 Нм M6000=9550· 61,152/ 6000 =97,333 Нм 3. Средняя скорость поршня. Vсрх=333·10-7·S· nx; м/с V500=333·10-7·80· 500 =1,332 м/с V1000=333·10-7·80· 1000 =2,664 м/с V2000=333·10-7·80· 2000=5,328 м/с V3000=333·10-7·80· 3000=7,992 м/с V4000=333·10-7·80· 4000=10,656 м/с V5000=333·10-7·80· 5000 =13,32 м/с V6000=333·10-7·80· 6000 =15,984 м/с 4. Среднее эффективное давление цикла. Pex=120· Nex / Vдв ·nx; МН/м2 P500=120·6,043 /1,60·500=0,907 МН/м2 P1000=120·12,821 /1,60·1000=0,962 МН/м2 P2000=120·27,492 /1,60·2000=1,031 МН/м2 P3000=120·41,837 /1,60·3000=1,046 МН/м2 P4000=120·53,679 /1,60·4000=1,006 МН/м2 P5000=120·60,843 /1,60·5000=0,913 МН/м2 P6000=120·61,152 /1,60·6000=0,764 МН/м2 5. Среднее давление механических потерь. Pmx=0.034+0.0113· Vсрх; МН/м2 P500=0.034+0.0113· 1,332=0.049 МН/м2 P1000=0.034+0.0113· 2,664=0.064 МН/м2 P2000=0.034+0.0113· 5,328=0.094 МН/м2 P3000=0.034+0.0113· 7,992=0.124 МН/м2 P4000=0.034+0.0113· 10,656=0.154 МН/м2 P5000=0.034+0.0113· 13,32=0.185 МН/м2 P6000=0.034+0.0113· 15,984=0.215 МН/м2 6. Среднее индикаторное давление цикла. Pix= Pex+ Pmx; МН/м2 P500= 0,907 + 0.049=0.956 МН/м2 P1000= 0,962 + 0.064=1.026 МН/м2 P2000= 1,031 + 0.094=1.125 МН/м2 P3000= 1,046 + 0.124=1.170 МН/м2 P4000= 1,006 + 0.154=1.161 МН/м2 P5000= 0,913 + 0.185=1.097 МН/м2 P6000= 0,764 + 0.215=0.979 МН/м2 7. Индикаторный крутящий момент. Mix=79.59· Vдв · Pix; Нм M500=79.59·1,60· 0.956=121,686 Нм M1000=79.59·1,60· 1.026=130,617 Нм M2000=79.59·1,60· 1.125=143,283 Нм M3000=79.59·1,60· 1.170=149,022 Нм M4000=79.59·1,60· 1.161=147,833 Нм M5000=79.59·1,60· 1.097=139,716 Нм M6000=79.59·1,60· 0.979= 124,672Нм 8.Удельный эффективный расход топлива. qex=qeN·(1.55-1.55· nx/nN+(nx/nN)2); г/кВтч q500=294·(1.55-1.55· 500/5550+(500/5550)2)=417,032 г/кВтч q1000=294·(1.55-1.55· 1000/5550+(1000/5550)2)=383,137 г/кВтч q2000=294·(1.55-1.55· 2000/5550+(2000/5550)2)=329,663 г/кВтч q3000=294·(1.55-1.55· 3000/5550+(3000/5550)2)=295,278 г/кВтч q4000=294·(1.55-1.55· 4000/5550+(4000/5550)2)=279,982 г/кВтч q5000=294·(1.55-1.55· 5000/5550+(5000/5550)2)=283,776 г/кВтч q6000=294·(1.55-1.55· 6000/5550+(6000/5550)2)=306,66 г/кВтч 9. Часовой расход топлива. GTx=0.001· qex· Nex; кг/ч G500=0.001· 417,032 · 6,043=2,520 кг/ч G1000=0.001· 383,137 · 12,821=4,912 кг/ч G2000=0.001· 329,663 · 27,492=9,063 кг/ч G3000=0.001· 295,278 · 41,837=12,353 кг/ч G4000=0.001· 279,982 · 53,679=15,029 кг/ч G5000=0.001· 283,776 · 60,843=17,266 кг/ч G6000=0.001· 306,66 · 61,152=18,753 кг/ч 10. Коэффициент избытка воздуха. Lx=0.7 - 0.8 L500=0.7 L1000=0.7 L2000 - 6000 =0.8 11. Коэффициент наполнения цилиндров. ?Vx=L0· Pex·Lx· qex/3600·P0; ?500=14,95 · 0,907 ·0,7· 417,032 /3600·1,21=0,9081  ?1000=14,95 · 0,962 ·0,7· 383,137 /3600·1,21=0,885  ?2000=14,95 · 1,031 ·0,7· 329,663 /3600·1,21=0,817  ?3000=14,95 · 1,046 ·0,7· 295,278 /3600·1,21=0,742  ?4000=14,95 · 1,006 ·0,7· 279,982 /3600·1,21=0,677  ?5000=14,95 · 0,913 ·0,7· 283,776 /3600·1,21=0,622  ?6000=14,95 · 0,764 ·0,7· 306,66 /3600·1,21=0,563 Полученные данные группируем в таблицу. Таблица 2: Расчётные данные.  |
 Частота вращения коленчатого вала, мин-1  | Параметры внешней скоростной характеристики  |  |   |  |  |   | Ne, кВт  | Me, Нм  | Ре, МН/м2  | Vср,м/с  | Рm,МН/м2  | Mi, Нм  | ge,г/кВтч  | GТ, кг/ч  | ?V  |  |  500  | 6,043  | 115,43  | 0,907  | 1,332  | 0,049  | 121,686  | 417,032  | 2,52  | 0,091  |  |  1000  | 12,821  | 122,444  | 0,962  | 2,664  | 0,064  | 130,617  | 383,137  | 4,912  | 0,885  |  |  2000  | 27,492  | 131,276  | 1,031  | 5,328  | 0,094  | 143,283  | 329,663  | 9,063  | 0,817  |  |  3000  | 41,837  | 133,181  | 1,046  | 7,992  | 0,124  | 149,022  | 295,278  | 12,353  | 0,742  |  |  4000  | 53,679  | 128,158  | 1,006  | 10,656  | 0,154  | 147,833  | 279,982  | 15,029  | 0,677  |  |  5000  | 60,842  | 116,209  | 0,913  | 13,32  | 0,185  | 139,716  | 283,776  | 17,266  | 0,622  |  |  6000  | 61,152  | 97,333  | 0,764  | 15,984  | 0,215  | 124,672  | 306,66  | 18,753  | 0,563  |  |   | 
 По данным таблицы строим графики внешней скоростной характеристики ДВС. (см. Приложение 1). 1.2 Расчёт дизельного двигателя В качестве базового принимаем четырёхтактный 8-цилиндровый дизельный двигатель с наддувом (плотность воздуха на всасывании Pо=1,73 кг/м3), в котором для стехиометрического сгорания 1 кг топлива требуется 14,45 кг воздуха (L0=14,45 кг/кг). Таблица 3: Варианты расчёта. |
 Параметры  | Варианты  |  |   | 1  | 2  | 3  | 4  | 5  | резерв  |  |  Эффективная мощность двигателя Ne, кВт  | 290  | 295  | 300  | 305  | 310  | 315  |  |  Частота вращения коленчатого вала в режиме эффективной мощности nN, мин-1  | 2200  | 2250  | 2300  | 2350  | 2400  | 2450  |  |  Объём двигателя Vдв, л  | 14,0  | 14,2  | 14,5  | 14,8  | 15,0  | 15,0  |  |  Ход поршня S, мм  |  138  | 140  | 142  | 144  | 146  | 148  |  |  Коэффициент избытка воздуха LN на режиме эффективной мощности  | 1,56  | 1,57  | 1,58  | 1,59  | 1,60  | 1,61  |  |  Удельный эффективный расход топлива на режиме эффективной мощности qeN, г/кВтч  | 233  | 234  | 234  | 235  | 235  | 236  |  |   | 
 Для расчёта принимаем вариант - 4. Расчёт. 1. Мощность в расчётных точках: Nex=Ne·nx/nN·(0,87+1,13·nx/nN-(nx/nN)2); кВт N500=305·500/2350·(0,87+1,13·500/2350-(500/2350)2)= 69,122 кВт N1000=305·1000/2350·(0,87+1,13·1000/2350-(1000/2350)2)= 151,822 кВт N1500=305·1500/2350·(0,87+1,13·1500/2350-(1500/2350)2)= 230,473 кВт N2000=305·2000/2350·(0,87+1,13·2000/2350-(2000/2350)2)= 287,451 кВт 2. Эффективный крутящий момент: Mex=9550· Nex/ nx; Нм M500=9550· 69,122 / 500 =1320,227 Нм M1000=9550· 151,822 / 1000= 1449,897 Нм M1500=9550· 230,473 / 1500 =1467,347 Нм M2000=9550· 287,451 / 2000= 1372,578 Нм 3. Средняя скорость поршня. Vсрх=333·10-7·S· nx; м/с V500=333·10-7·144· 500 =2,398 м/с V1000=333·10-7·144· 1000 =4,795 м/с V1500=333·10-7·144· 1500=7,193 м/с V2000=333·10-7·144· 2000=9,59 м/с 4. Среднее эффективное давление цикла. Pex=120· Nex / Vдв ·nx; МН/м2 P500=120·69,122 /14,8·500=1,121 МН/м2 P1000=120·151,822 /14,8·1000=1,231 МН/м2 P2000=120·230,473 /14,8·1500=1,246 МН/м2 P3000=120·287,451 /14,8·2000=1,165 МН/м2 5. Среднее давление механических потерь. Pmx=0.09+0.0112· Vсрх; МН/м2 P500=0.09+0.0112· 2,398 =0,119 МН/м2 P1000=0.09+0.0112· 4,795 =0,148 МН/м2 P1500=0.09+0.0112· 7,193 =0,176 МН/м2 P2000=0.09+0.0112· 9,59 =0,205 МН/м2 6. Среднее индикаторное давление цикла. Pix= Pex+ Pmx; МН/м2 P500= 1,121 + 0,119 =0,133 МН/м2 P1000= 1,231 + 0,148 =0,181 МН/м2 P1500= 1,246 + 0,176 =0,22 МН/м2 P2000= 1,165 + 0,205 =0,239 МН/м2 7. Индикаторный крутящий момент. Mix=79.59· Vдв · Pix; Нм M500=79.59·14,8· 0,133=156,818 Нм M1000=79.59·14,8· 0,181=213,939 Нм M1500=79.59·14,8· 0,22=258,735 Нм M2000=79.59·14,8· 0,239=281,518 Нм 8. Удельный эффективный расход топлива. qex=qeN·(1.2- nx/nN+0,8·(nx/nN)2); г/кВтч q500=235·(1.2-500/2350+0,8·(500/2350)2)= 240,511 г/кВтч q1000=235·(1.2-1000/2350+0,8·(1000/2350)2)= 216,143 г/кВтч q1500=235·(1.2-1500/2350+0,8·(1500/2350)2)= 208,596 г/кВтч q2000=235·(1.2-2000/2350+0,8·(2000/2350)2)= 218,17 г/кВтч 9. Часовой расход топлива. GTx=0.001· qex· Nex; кг/ч G500=0.001· 240,511 · 69,122 =16,625 кг/ч G1000=0.001· 216,143 · 151,822 =32,8 кг/ч G1500=0.001· 208,596 · 230,473 =48,076 кг/ч G2000=0.001· 218,17 · 287,451 =62,713 кг/ч 10. Коэффициент избытка воздуха. L500=0.7·LN=1.113 L1000 - 2000 =0.8·LN=1.272 11. Коэффициент наполнения цилиндров. ?Vx=L0· Pex·Lx· qex/3600·P0; ?500=14,45 · 1,121·1.113· 240,511/3600·1,21=0,696 ?1000=14,45 · 1,231·1.272· 216,143/3600·1,21=0,785 ?2000=14,45 · 1,246·1.272· 208,596/3600·1,21=0,767 ?3000=14,45 · 1,165·1.272· 218,17/3600·1,21=0,75 Таблица 4: Расчётные данные.  |
 Частота вращения колен-чатого вала, мин-1  | Параметры внешней скоростной характеристики  |  |   |  |  |   | Nex, кВт  | Mex, Нм  | Реx,  МН/м2  | Vсрx, м/с  | Рmx, МН/м2  | Mix, Нм  | gex,г/кВтч  | GТx, кг/ч  | ?Vx  |  |  500  | 69,122  | 1320,227  | 1,121  | 2,398  | 0,119  | 156,818  | 240,511  | 16,625  | 0,696  |  |  1000  | 151,822  | 1449,897  | 1,231  | 4,795  | 0,148  | 213,939  | 216,143  | 32,8  | 0,785  |  |  1500  | 230,473  | 1467,347  | 1,246  | 7,193  | 0,176  | 258,735  | 208,596  | 48,076  | 0,767  |  |  2000  | 287,451  | 1372,578  | 1,165  | 9,59  | 0,205  | 281,518  | 218,17  | 62,713  | 0,75  |  |   |  
	
	
					
							 | 
				
						
  
     
 
 |