Становление личности в подростковом и юношеском возрасте
	
	Становление личности в подростковом и юношеском возрасте
                       Экзаменационная работа по курсу 
                           «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ». 
                            Становление личности 
                    в подростковом и юношеском возрасте. 
       Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии 
      Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга 
                    Лапов Андрей Викторович, группа 82/с. 
                           гор. Санкт - Петербург 
                                  1999 год. 
                            СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ 
                               В ПОДРОСТКОВОМ 
                                      И 
                             ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ. 
                      ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ) 
  Подростковый возраст  –  трудный  период  психологического  взросления  и 
полового  созревания  ребёнка.  В   самосознании   происходят   значительные 
изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание  быть 
или хотя бы казаться и  считаться  взрослым.  Отстаивая  свои  новые  права, 
подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей  и  часто 
идёт  на  конфликты  с  ними.  В  этот  период  подростку  присуща   сильная 
потребность в  общении  со  сверстниками.  Возникают  сменяющие  друг  друга 
увлечения. 
                …в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, 
             окончательного, неподвижного… 
                                                             Л.С.Выготский ? 
  Личная  нестабильность  порождает  противоречивые  желания  и   поступки: 
подростки во всём  стремятся  походить  на  сверстников,  пытаясь  при  этом 
выделиться в группе; хотят заслужить уважение,  но  бравируют  недостатками; 
требуют верности, но часто меняют друзей. 
                ...подростки исключительно эгоистичны, считают себя  центром 
             Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то 
             же время ни в один из последующих периодов своей жизни они  не 
             способны на такую преданность и самопожертвование… 
                …с одной стороны,  они  с  энтузиазмом  включаются  в  жизнь 
             сообщества, а с другой  стороны  –  они  охвачены  страстью  к 
             одиночеству.   Они   колеблются   между   слепым   подчинением 
             избранному ими лидеру  и  вызывающим  бунтом  против  любой  и 
             всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то  же 
             время преисполнены возвышенного идеализма. Они  аскетичны,  но 
             внезапно  погружаются  в  распущенность  самого   примитивного 
             характера. Иногда их поведение по  отношению  к  другим  людям 
             грубо и бесцеремонно, хотя  сами  они  неимоверно  ранимы.  Их 
             настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным 
             пессимизмом. Иногда  они  трудятся  с  энтузиазмом,  а  иногда 
             медлительны и апатичны… 
                                                                Анна Фрейд ? 
                …Становление личности есть  процесс  социализации  человека, 
             который состоит в  освоении  им  своей  родовой,  общественной 
             сущности. Становление личности связано с  принятием  индивидом 
             выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных 
             норм  и  правил  поведения,  с  формированием  умений  строить 
             отношения с другими людьми… 
                                                                           ? 
  Среди  многих  личностных   особенностей,   присущих   подростку,   особо 
выделяются формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция». 
                …У  подростка   складываются   разнообразные   образы   «Я», 
             первоначально изменчивые,  подверженные  внешним  влияниям.  К 
             концу периода они интегрируются в  единое  целое,  образуя  на 
             границе ранней юности  «Я-концепцию»,  которую  можно  считать 
             центральным новообразованием всего периода. … 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
  Чувство взрослости – это отношение подростка к себе,  как  ко  взрослому, 
ощущение  себя  в  какой-то  мере  взрослым  человеком.  Чувство  взрослости 
проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники –  относились  к 
нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие  в 
отношениях  со  старшими  и  идёт  на  конфликты,  отстаивая  свою  взрослую 
позицию. 
                …Чувство   взрослости    проявляется    в    стремлении    к 
             самостоятельности, желания  оградить  какие-то  стороны  своей 
             жизни   от   вмешательства   родителей.   Чувство   взрослости 
             становится центральным новообразованием младшего подросткового 
             возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает 
             ещё один ша в своём личностном развитии. После  поисков  себя, 
             личной  нестабильности  у  него  формируется  «Я-концепция»  - 
             система внутренне согласованных представлений о себе,  образов 
             «Я». 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
                …В    подростковом    возрасте    продолжает     развиваться 
             теоретическое рефлексивное мышление. Приобретённые  в  младшем 
             школьном возрасте  операции  становятся  формально-логическими 
             операциями.   Подросток,   абстрагируясь    от    конкретного, 
             наглядного материала, рассуждает в чисто словесном  плане.  На 
             основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет  их,  т.е. 
             рассуждает гипотетико-дедуктивно. 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
                …Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют 
             подросткам анализировать абстрактные  идеи,  искать  ошибки  и 
             логические   противоречия   в   суждениях.   Подросток   умеет 
             оперировать  гипотезами,  решая  интеллектуальные  задачи.  Он 
             способен на  системный  поиск  решений.  Сталкиваясь  с  новой 
             задачей, он старается отыскать разные возможные подходы  к  её 
             решению, проверяя логическую  эффективность  каждого  из  них. 
             Находит способы  применения  абстрактных  правил  для  решения 
             целого  класса  задач.   Развиваются   такие   операции,   как 
             классификация, аналогия, обобщение. 
                                                                Р.С. Немов ? 
                …Без высокого уровня развития интеллекта был  бы  невозможен 
             характерный  для  этого   возраста   интерес   к   абстрактным 
             философским, религиозным,  политическим  и  прочим  проблемам. 
             Подростки рассуждают об идеалах,  о  будущем,  иногда  создают 
             собственные  теории,  приобретают  новый,  более  глубокий   и 
             обобщённый взгляд на  мир.  Становление  основ  мировоззрения, 
             начинающееся в этот период, тесно связано  с  интеллектуальным 
             развитием… 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
                …Благодаря    интенсивному    интеллектуальному     развитию 
             появляется  склонность  к  самоанализу,  становится  возможным 
             самовоспитание… 
                                                                Р.С. Немов ? 
  Подростки  приобретают  взрослую  логику  мышления.  В  этот  же   период 
происходит дальнейшая  интеллектуализация  таких  психических  функций,  как 
память и восприятие. Этот  процесс  зависит  от  усложняющегося  обучения  в 
средних классах. 
                …для развития памяти важно то, что усложнение и значительное 
             увеличение   объёма   изучаемого    материала    приводит    к 
             окончательному  отказу  от  дословного  заучивания  с  помощью 
             повторений. В процессе понимания дети трансформируют текст  и, 
             запоминая  его,  воспроизводят  основной  смысл  прочитанного. 
             Активно осваиваются мнемонические приёмы;  если  же  они  были 
             сформированы  в  начальной  школе,  теперь   автоматизируются, 
             становятся стилем деятельности… 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
  С  общим  интеллектуальным  развитием   связано   развитие   воображения. 
Сближение воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству: 
                …подростки  начинают  писать   стихи   и   пьесы,   серьёзно 
             заниматься  разными  видами  конструирования,  изобразительным 
             искусством и т.д. … 
                                                                Р.С. Немов ? 
  Воображение  подростка  ещё  пока  менее  продуктивно,  чем   воображение 
взрослого человека, но  оно  богаче  фантазии  ребёнка.  Но  далеко  не  все 
подростки стремятся к достижению творческого результата, но 
                …все   они   используют   возможности   своего   творческого 
             воображения,  получая  удовлетворение   от   самого   процесса 
             фантазирования. Это похоже на детскую игру… 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
                …игра ребёнка перерастает в фантазию подростка… 
                                                            Л.С. Выготский ? 
  Потребности,   чувства,   переполняющие   подростка,   выплёскиваются   в 
воображаемой  ситуации.  Невозможные  в   реальной   жизни   желания   легко 
исполняются в мире фантазий: 
                …замкнутый   подросток,   которому   трудно   общаться    со 
             сверстниками,  становится  героем  и  ему  рукоплещет   толпа; 
             невзрачная девочка превращается в первую красавицу на балу и в 
             неё сразу  же  влюбляется  то  ли  принц,  то  ли  мальчик  из 
             соседнего класса… 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
                …Вообще  фантазирует  не  счастливый,  а   неудовлетворённый 
             человек, поскольку в подростковом возрасте много острых личных 
             проблем, воображение в это время становится на  службу  бурной 
             эмоциональной жизни. В свой мир фантазий подросток  никого  не 
             допускает,  он  может  поделиться  этой  интимной  информацией 
             только с близким другом. … 
                                                             И.Ю.Кулагина ч. 
  Но  игра  воображения  не  только  доставляет  удовольствие  и   приносит 
успокоение. Смутные побуждения предстают перед подростком в  яркой  образной 
форме. В своих фантазиях подросток лучше  осознаёт  собственные  влечения  и 
эмоции, впервые начинает представлять свой будущий жизненный путь. 
                              ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 
  14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским  возрастом.  В 
этом возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли  обучение  в 
школе или пойти в училище, а может  быть  и  работать?  При  этом  подросток 
должен  разобраться  в  собственных  способностях   и   склонностях,   иметь 
представление  о  будущей  профессии  и  о  конкретных  способах  достижения 
профессионального мастерства в избранной области  деятельности.  Это  крайне 
сложная задача. Ещё более  она  усложняется  в  наше  время,  когда  рушатся 
выработанные предыдущими поколениями стереотипы, представления о  значимости 
образования и престижности той или иной профессии. 
                …далеко не все старшие подростки к  концу  IX  класса  могут 
             выбрать профессию и связанный с ней дальнейший путь  обучения. 
             Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого 
             выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение  в  школе.  На 
             это решение  влияет  и  усиливающаяся  привязанность  к  своей 
             школе,  сложившиеся  дружеские  отношения  с  одноклассниками, 
             привычные  отношения  с  учителями.  Часть   девятиклассников, 
             неудовлетворённых своей невысокой успеваемостью и положением в 
             классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им  тоже 
             не вполне ясно, что их  ждёт  впереди,  и  это  неопределенное 
             будущее вызывает у них опасения. 
                …В это время усиливается значимость собственных ценностей. … 
                …В связи с развитием самосознания  усложняется  отношение  к 
             себе… 
                …возрастает тревожность, связанная с самооценкой.  Подростки 
             чаще воспринимают нейтральные ситуации, как содержащие  угрозу 
             их представлениям о  себе  и  из-за  этого  переживают  страх, 
             сильное волнение. Повышение  уровня  такого  рода  тревожности 
             вызвано, главным образом, предстоящими впереди  экзаменами,  и 
             возможно, началом нового жизненного пути… 
                                                            И.В.Дубровина ?. 
                …В  переходный  период   притупляется   острота   восприятия 
             сверстников. Большой  интерес  вызывают  взрослые,  чей  опыт, 
             знания  помогают  ориентироваться  в  вопросах,  связанных   с 
             будущей жизнью… 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
                        Ранняя юность ( 15 – 17 лет ) 
                …Для ранней юности характерна устремлённость в будущее… 
                …устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на 
             формирование личности, когда есть удовлетворённость настоящим. 
             При благоприятных условиях развития юноша стремится в  будущее 
             не потому, что ему плохо в настоящем, а  потому,  что  впереди 
             будет ещё лучше. … 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
                …самооценка  в  ранней  юности  выше,  чем  в   подростковом 
             возрасте. Вообще юность – период стабилизации личности. В  это 
             время складывается устойчивых взглядов на мир и своё  место  в 
             нём  –  мировоззрение.  Центральным  новообразованием  периода 
             становится  самоопределение:  профессиональное  и  личностное. 
             Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в  своей  будущей 
             жизни. … 
                                                                Р.С. Немов ? 
  Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в 
себе, в своих силах и возможностях. 
                …В  российских  школах  была  выявлена  интересная  динамика 
             развития самооценки: после 15 лет самоуважение возрастает,  не 
             только  компенсируя  «потери»  подросткового  периода,  но   и 
             превосходя уровень самоуважения  младших  школьников.  Типично 
             юношеские    особенности     характерны     для     самооценки 
             десятиклассников  –  она   относительно   устойчива,   высока, 
             адекватна и сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это 
             время  отличаются  оптимистичным  взглядом   на   себя,   свои 
             возможности и не слишком тревожны. Всё это безусловно  связано 
             с     формированием     «Я-концепции»     и     необходимостью 
             самоопределения. … 
                …В выпускном классе ситуация становится более напряжённой… 
                …Часть    старшеклассников    сохраняет    «оптимистическую» 
             самооценку.  Она  не  слишком   высока,   в   ней   гармонично 
             соотносятся   желания   притязания   и   оценка    собственных 
             возможностей.  У  других  самооценка  высока  и  глобальна   – 
             охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое  и  реально 
             достижимое. Ещё одна группа детей отличается неуверенностью  в 
             себе,  переживанием  того   разрыва   между   притязаниями   и 
             возможностями, который  ими  ясно  осознаётся.  Их  самооценка 
             низка, конфликтна. Повышается тревожность. 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
  Несмотря на различия в уровнях самооценки и  тревожности  и  разнообразие 
вариантов личностного развития, происходит  общая  стабилизация  личности  в 
этот период. 
                …Старшеклассники  в  большей  степени  принимают  себя,  чем 
             подростки, их самоуважение в целом выше. … 
                …Интенсивно развивается саморегуляция,  повышается  контроль 
             за своим поведением, проявлением эмоций. Настроение  в  ранней 
             юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в  16-17 
             лет, независимо от темперамента, выглядят  более  сдержанными, 
             уравновешенными, чем в 11-15 лет. 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
  В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. 
В своём поведении юноша всё больше  ориентируется  на  собственные  взгляды, 
убеждения, которые формируются  на  основе  приобретённых  знаний  и  своего 
жизненного опыта. 
                …знания об окружающем мире и нормах  морали  объединяются  в 
             его сознании в единую картину.  Благодаря  этому  нравственная 
             саморегуляция становится более полной и осмысленной. … 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
  Самоопределение,  стабилизация  личности  в  ранней  юности   связаны   с 
выработкой мировоззрения. 
                …в подростковом возрасте ребёнок  открывает  для  себя  свой 
             внутренний мир. В это же время он достигает уровня  формально- 
             логического     мышления.      Интеллектуальное      развитие, 
             сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о  мире, 
             и интерес к личности, рефлексия, оказываются той  основой,  на 
             которой в ранней юности  строятся  мировоззренческие  взгляды. 
             Картина  мира  при  этом  может  быть  материалистической  или 
             идеалистической,   или   создаваться   на   базе   религиозных 
             представлений и т.д. Сам  процесс  познания  окружающего  мира 
             имеет свою специфику в разные  возрастные  периоды.  Подросток 
             идёт к познанию действительности во многом  «от  себя»,  через 
             свои переживания. … 
                …Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и 
             задаётся мировоззренческими вопросами: «Какой Я?»,  «А  что  я 
             значу в этом мире?», «Какое место я занимаю в  нём?»,  «Каковы 
             мои возможности?». Он ищет чётких, определенных  ответов  и  в 
             своих  взглядах  категоричен,  недостаточно   гибок.   Недаром 
             говорят о юношеском максимализме. … 
                …Однако мировоззренческие проблемы не решаются  один  раз  в 
             жизни,  раз  и  навсегда.  Последующие  кризисы,   осложнения, 
             повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций… 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
  Ещё  один  момент,  связанный  с  самоопределением,   изменение   учебной 
мотивации: 
                …юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно- 
             профессиональной,   начинают    рассматривать    учёбу,    как 
             необходимую   базу,   предпосылку   будущей   профессиональной 
             деятельности. Их интересуют,  главным  образом,  те  предметы, 
             которые  им  будут  нужны  в  дальнейшем,  их  снова  начинает 
             волновать успеваемость.  Отсюда  и  недостаточное  внимание  к 
             «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от 
             того  подчёркнуто  пренебрежительного  отношения  к  отметкам, 
             которое  было  принято  среди  подростков.  Именно  в  старшем 
             школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению… 
                                                            А.В.Петровский ? 
                …Старшеклассник прощается с детством, со  старой,  привычной 
             жизнью. Оказавшись на  пороге  истинной  взрослости,  он  весь 
             устремлён в будущее, которое притягивает и тревожит  его.  Без 
             достаточной уверенности в себе, принятия  себя  он  не  сможет 
             сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь… 
                                                              И.Ю.Кулагина ч 
   СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ПРИ   ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ 
                                   РАБОТЫ: 
1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г. 
2.Дубровина   И.В.   «Формирование   личности   в   переходный   период   от 
подросткового к юношескому возрасту» Москва, 1987 г 
3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г. 
4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г. 
5.ПЕТРОВСКИЙ  А.В.  «Проблема  развития  личности   с   позиций   социальной 
психологии» Москва, 1984 г. 
6.    ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва, 1993 г. 
7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко) Новосибирск, 1998 
г. 
	
	
					
							 |