Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии 
	
	Сравнительный анализ отечественной и Американской социальной психологии 
                          2В В Е Д Е Н И Е 
     Отечественная социальная  психология  открывает свою новейшую 
историю с 1962 года,  когда открылась первая в стране  лаборатория 
социальной психологии  при  отделении  психологиии  Ленинградского 
Университета.Начиная с этой даты,  а особенно  в  последнии  годы, 
увеличился поток  литературы  социально-психологического содержа- 
ния. Возросло несомненно количество переводных изданий стран  за- 
падной европы и США.Можно даже утверждать,что на Россию обрушился 
поток публикаций,  монографий,  а также сборников охватывающих не 
только узкие,  но и широкие вопросы по разнообразным тематикам.  В 
своей исследовательской работе автор хотел бы по возможности  наи- 
более точно дать рецензионную оценку американского учебника Дэвида 
Майерса "Социальная психология".  По мнению профессора кафедры со- 
циальной психологии  А.Л.Свеницкого  "Появление  данной  работы на 
русском языке,  можно считать немаловажным событием для любого  из 
наших психологов,  ибо  впервые он получает западный (американский) 
учебник", а не монографии и сборники,  как уже было описано  выше, 
захлестнули Россию  в последнее время."Учебник Д.Майерса занимает 
немаловажное место,  будучи для многих американских студентов пер- 
вой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологичес- 
ких знаний.Труд Д.Майерса как и всякий американский учебник по со- 
циальной психологии  весьма  своеобразен.Автор трактует социальную 
психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключи- 
тельно интересные данные полученные им и его ближайшеми коллегами 
в сфере межличностного познания и социального  воздействия.Сильной 
стороной учебника  Д.Майерса является и ориентация автора на прак- 
тическое использование   социально-психологических   знаний.Многие 
. 
                              - 2 - 
страницы книги  посвящены  применению  социальной  психологии  в 
юриспруденции, медицине,  практике урегулирования социальных конф- 
ликтов". 
Но несмотря на уже позитивно высказанную точку зрения на этот 
счет профессором  А.Л.Свеницким,  постараемся в  свою  очередь дать 
свою характеристику данного учебника,  сравнив его его по некоторым 
параметрам с нашими отечественными,  такими как "Социальная психо- 
логия" под редакцией Г.М.Андреевой,  "Социальная  психология"  под 
редакцией А.В.Петровского и "Психология общения" М.И.Станкина. 
     В своем исследовании автор проводит экскурс по всем  основным 
разделам данного учебника,  останавливаясь подробно в рассмотрении 
наиболее интересных и новых данных,  особенно тех, которые не вхо- 
дят в отечественные учебники по социальной психологии. 
. 
                              - 3 - 
     Социальная психолгия  - это научное исследование того,  о чем 
люди думают,  как они влияют друг на друга и как относяся  друг  к 
другу.Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психо- 
логии, которая стремится быть более индивидуальной по  своему  со- 
держанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие об- 
ласти социологии.По сравнению с  психологией  личности  социальная 
психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и бо- 
лее - на том,  как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг 
на друга.Социальная  психология  - экзогенная наука;  она выявляет 
как социальные условия влияют на поведение.Посмотрим как интерпре- 
тируется определение  социальной  психологии  в учебнике Андреевой 
Г.М. "Социальная психология - отрасль психологической науки, кото- 
рая изучает  закономерности поведения и деятельности людей,  обус- 
ловленные включенностью их в социальные группы, а также психологи- 
ческие особенности  самих этих групп".(1) Листая учебник Андреевой 
Г.М. "Социальная психология"  мы  невольно  сталкиваемся  с  очень 
конкретными названиями абзацев,такими как:  "дискуссия о предмете 
социальной психологии",  "задачи социальной психологии  и  проблемы 
общества", находим такие громкие фразы типа "сфера собственных ин- 
тересов социальной психологии" просматривается довольно четко, что 
и позволяет  отграничить  ее  как от проблем социологии,  так и от 
проблем общей психологии.В свою очередь учебник Д.Майерса  как  бы 
не ставит  задачей  обратить внимание на столь конкретные формули- 
     1. Г.М.Андреева  "Социальная  психология",   Москва:   Аспект 
Пресс, 1997 г. Учебник. стр. 10. 
. 
                              - 4 - 
ровки, и последовательность изложения  материала  переходит  очень 
"плавно" от  раздела к разделу. На взгляд исследователя, Дэвид Май- 
рс весьма справедливо  сопоставил  социальную психологию с фразой 
Артура Конан Дойля "Вы никогда не можете предсказать,  что сделает 
любой из нас,  но вы можете с точностью назвать среднее число.Инди- 
виды могут меняться, но процент остается постоянным". 
     Социальная психология сталкивается  с  двумя  противоречивыми 
критическими замечаниями.Во-первых она тривиальна,  поскольку удо- 
стоверяет очевидное,  во-вторых, она опасна, поскольку ее открытия 
могут быть  использованы для манипулирования людьми.Наиболее инте- 
ресно в данной главе "ошибки хиндсайта", или другими словами фено- 
мена "я знал это!", как с позиций просто изложения информации, так 
и с позиции "идущей вдаль",  т.е.  объяснения последствия  данного 
феномена.Приводя достаточно  убедительные  примеры из всевозможных 
источников, даже из политики, Д.Майерс не только  заинтересовывает 
данной проблеиой, но и заставляет задуматься.Способы изложения ма- 
териала очень восприимчивы для  запоминания,  т.к.  подкрепляются, 
как уже было сказано выше "убедительным числом убедительных приме- 
ров".Большинство социально-психологических исследований относится 
либо к  корреляционным,  либо  к  экспериментальным.Корреляционные 
исследования, для проведения которых иногда используют метод сис- 
тематического опроса,  выявляют взаимосвязь между переменными, та- 
кими, например, как уровень образования и доход.Ставя эксперименты 
социальные психологи  иногда  создают  ситуации которые затрагивают 
эмоции людей.В этом случае они обязаны следовать  профессиональным 
этическим правилам: получать согласие от осведомленных испытуемых, 
следовать принципу "не навреди",  после  завершениыя  эксперимента 
полностью раскрывать им любой временный обман. 
. 
                              - 5 - 
     Социальные психологи интегрируют свои идеи и данные  экспери- 
ментов в   теории.Лаборатрные  эксперимениты  позволяют  проверить 
идеи, собранные по крупицам из жизненного опыта, и затем применить 
принципы и  результаты в реальном мире.Изложенность данного текста 
о социально-психологических исследований  удивляет  своей  доступ- 
ностью всех читателей, несмотря на достаточное количество научных 
терминов, в процессе просмотра читатель как бы забывает, что перед 
ним не  художественное произведение на заданную тему,  а научная 
книга.Подводя краткий итог  данной  главы  исследователь  приходит 
к выводу о  том, что  интерпретация социальной психологии в амери- 
канском учебнике и отечественном отличается.Но  отложим  на  время 
эти первоначальные  выводы  о  вступительной  части  американского 
учебника.Перейдем к рассмоторению первой части, содержащей опреде- 
ление социальной  психологии как науки,  изучающей,  что мы думаем 
друг о друге.А теперь рассмотрим изложение материала  о  " Я  - 
концепции" и "Самопрезентации". 
     Как культура  формирует наше чувство "Я"?  Кто вы?  Вы - уни- 
кальное и сложное создание и можете по-разному дополнить предложе- 
ние "Я - ...".  Элементы вашей  Я - концепции, т.е.  специфические 
убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть - это ва- 
ши же  Я  - структуры. Структуры - это психические модели,  с по- 
мощью которых мы организуем нашу жизнь.Они влияют на  то,  как  мы 
воспринимаем, запоминаем  и оцениваем других людей и себя.Рассмот- 
рим, как Я влияет на память,  явление известное под названием "Эф- 
фект ссылки на себя".  Когда информация применима к нашим Я - кон- 
цепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо  помним.Эффект  ссылки 
на себя  иллюстрирует самый существенный жизненный факт:  ощущение 
самих себя лежит в центре нашего мира.Рассматривая себя обычно как 
. 
                              - 6 - 
центральное звено,  мы  переоцениваем,  в  какой степени поведение 
других нацелено на нас.И часто берем ответственность за события, в 
которых играем лишь небольшую роль.  Наша Я - концепция включает в 
себя не только наши убеждения в том, кто мы сейчас, но также и то, 
кем мы  могли  бы стать - наши возможные Я.Они заключают в себе то 
какими мы видим себя в наших мечтах, - богатый Я, худой Я, страст- 
но любимый  и любящий Я.Они также заключают в себе Я,  которыми мы 
боимся стать, - безработный Я, больной Я, отстающий в учебе Я.Такие 
возможные Я мотивируют нас к достижению особой цели - к той жизни, 
к которой мы стремимся.  Д.Майерс ставит вопрос "становится ли Я - 
концепция более индивидуализированной,  когда Восток встречается с 
Западом". У японских студентов,  выезжавших по обмену и  пробывших 
семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоу- 
важение.У иммигрантов из Азии,  долгое время живущих в Канаде, са- 
моуважение выше,  чем  у недавно иммигровавших и тех,  кто живет в 
Азии.Самоуважение - всеобъемлющее чувство  собственного  достоинс- 
тва, которое  влияет  на  то,  как мы оцениваем свои особенности и 
способности.Сомопознание, однако имеет слабые стороны.Мы часто  не 
знаем, почему ведем себя так, а не иначе.Люди различаются своими Я 
- концепциями.Одни, особенно в индивидуалистических западных куль- 
турах, принимают  концепцию независимого Я.Другие,  часто в Азии и 
культурах стран третьего мира, - взаимозависимого Я.Эти противопо- 
ложные идеи  способствуют культуральным различиям в социальном по- 
ведении.Высокое самоуважение также приносит дивиденды.Дополнитель- 
ные исследования  локуса  контроля  и  приобретенной беспомощности 
объединил Альберт Бандура в концепцию,  названную концепцией само- 
эффективности.Люди с  высокой сомоэффективностью более настойчивы, 
менее тревожны и менее склонны к  депрессиям,  лучше  учатся.Хотя 
. 
                              - 7 - 
психологическое исследование и толкование самоэффективности явля- 
ется новым, акцент на вашей личной ответственности за свою жизнь и 
реализацию своего  потенциала не нов.Тема "Ты можешь сделать это", 
является бессмертной американской идеей.В процессе переработки ин- 
формации, относящейся  к нашему Я,  вторгается предрасположение.Мы 
охотно прощаем свои неудачи принимаем похвалу за наши успехи и  во 
многом считаем себя  выше  среднего.Такое завышенное мнение о себе 
позволяет большинству из нас наслаждаться  преимуществами  высокой 
самооценки, хотя  есть  опасность "задрать нос".Предрасположение в 
пользу своего Я появляется и в том случае,  когда люди  сравнивают 
себя с другими. 
     У нас есть занятная тенденция расширять наш Я - образ, перео- 
ценивая или недооценивая степень того факта, что другие думают или 
поступают также, как мы,  - феномен называемый " эффектом  ложного 
консенсуса".Если рассматривать мнение, то мы находим поддержку на- 
ших позиций, считая, что с нами согласно большинство.Можно утверж- 
дать, что  ложный консенсус встречается т.к.  мы делаем обобщение 
из ограниченной выборки.Что касается наших способностей или ситуа- 
ций, чаще  встречается  эффект ложной уникальности.Такое воприятие 
отчасти возникает из мотива поддержать и повысить самооценку - по- 
буждения, которая спасает людей от депрессии,  но способствует не- 
дооценки и групповому конфликту. 
     Самопрезентация относится к нашему стремлению представить же- 
лаемый образ как для аудитории вне (другие дюди),  так и для ауди- 
тории внутри  (мы сами).Мы выражаем свое самоопределение показывая 
себя как определенный тип человека.Для некоторых сознательная  са- 
мопрезентация - образ жизни.Те, у кого высокие показатели по шкале 
тенденции к самомониторингу действуеют как  социальные  хамелеоны, 
. 
                              - 8 - 
т.е. приспосабливают свое поведение в соответствии с внешними ситу- 
ациями.Люди с низкими показателями самомониторинга меньше заботят- 
ся о том, что о них думают другие.Они больше руководствуются внут- 
ренними ощущениями,  поэтому они будут говорить и действовать как 
чувствуют на  самом деле.Проблема самомониторинга достаточно акту- 
альна в наше время.В различной степени мы  являемся  самомонитора- 
ми,мы обращаем  внимание  на наше поведение и регулируем его,чтобы 
произвести желаемое впечатление. 
     Подводя определенные  итоги по второй главе мы не можем срав- 
нить с нашими отечественными учебниками те  же  определения,напри- 
мер,как самоэффективность,самопрезентация   или  самомониторинг.Их 
нет даже в психологическом  словаре  А.В.Петровского,возможно  они 
имеют другое  толкование  и другое определение.На мой взгляд Д.Ма- 
йерс слишком углубился в псмхологию личности,задействовав  концеп- 
цию самоэффективности  А.Бандуры и установку локус контроля Д.Рот- 
тера.Однако в разделе Я -  концепция  достаточно  убедительно  был 
описан "эффект  ссылки на себя".Самопрезентация представлена здесь 
второй основной частью этой главы включая феномен ложной скромнос- 
ти и новое определение - самомониторинг. 
     Третья глава полностью посвящена описанию способов,при помощи 
которых формируются  убеждения  о  социальном окружении,демонстри- 
руя,как склонны ошибаться люди.Также как и почти все главы,эта на- 
чинается с вопроса:"Кому приписать причину:человеку или ситуации?" 
Объясняя поведение людей мы делаем фундаментальную ошибку  атрибу- 
ции т.е.когда  мы  наблюдаем за кем-либо,именно эта личность нахо- 
дится в центре нашего внимания,а ситуация незаметна.Когда мы дейс- 
твуем,наше внимание обычно направлено на то,на что мы реагируем,-и 
ситуация проявляется более явно.Наши предубеждения  сильно  влияют 
. 
                              - 9 - 
на то, как  интерпретируем и помним события.Мы часто переоцениваем 
свои суждения,или получая анекдотичные или бесполезные  данные  мы 
пренебрегаем базовой оценочной информацией.И на наши суждения час- 
то влияет настроение. 
     Исследования социальных  убеждений  и суждений показывают,как 
мы формируем и лелеем свои убеждения,которые иногда вводят  нас  в 
заблуждение. 
     Подходя к четвертой главе,которая называется "Поведение и ус- 
тановки",попытаемся  сравнить,что  имеется ввиду под установками в 
американском и отечественном учебниках.Американский  вариант  дает 
порнятие установки как благоприятная или неблагоприятная оценочная 
реакция на что-либо или на кого-либо,которая выражается  в  мнени- 
ях,чувствах  и целенаправленном поведении." Установки - это эффек- 
тивный способ  дать  окружающему  миру  оценку.Описывая  установки 
пользуются  одной  из  трех  следующих  характеристик:аффект(чувс- 
тва),поведение(намерение),и   познание(мысли).Изучение   установок 
близко  по духу социальной психологии и исторически являлось одной 
из ее задач.В отечественном учебнике  дано  определение  установки 
Узнадзе:"установка   является  целостным  динамическим  состоянием 
субъекта,состоянием готовности к определенной активности,состояни- 
ем,которое обуславливается двумя факторами:потребностью субъекта и 
соответствующей объективной ситуацией"(1). 
Однако  по  определению  сравнения можно уже и закончить в связи с 
тем,что в учебнике Г.М.Андреевой социальная установка(аттитьюд)  и 
     1. Г.М.Андреева   "Социальная   психология",  Москва,  Аспект 
Пресс, 1997. стр. 289. 
. 
                              - 10 - 
ее  интерпретация имеет несколько другое значение и продвигается в 
другом направлении.На мой взгляд данная тема в отечественном учеб- 
нике  приобретает  более научную направленность,в тоже время как в 
американском учебнике представляется более социолого-психологичес- 
кая  тематика.Заметим  также,что в учебнике Д.Майерса присутствует 
значительное количество социологических  данных.Понятно,что  соци- 
альная  психология опирается на социологические данные,но социаль- 
ная психология должна  оставаться  социальной,а  не  социологичес- 
кой.Эти данные исследований очень дополняют и несколько приукраши- 
вают информацию содержащуюся в учебнике,но в тоже время  "размыва- 
ют"  ее  психологическое  содержание.Тем не менее,особого внимания 
заслуживают прикладные исследования социальных  психологов  приве- 
денные  в данном учебнике.По способу изложения материала можно уже 
на данном этапе выявить определенную традицию,когда в самом начале 
задается  вопрос,затем  следует  изложение  различных  точек  зре- 
ния,подтверждения или опровержения, и наконец,выдается  ответ.Этот 
ответ рождает новый вопросы т.д. 
     Пятая глава "Социальное познание и здоровье человека" повест- 
вует о вкладе социальной психологии в понимание,лечение и суждения 
клинических психологов.Социальные психологи активно исследуют  ат- 
рибуции и ожидания депрессивных,одиноких и соматически больных лю- 
дей.Примечательно появление  новой  отрасли  -   Психология   здо- 
ровья,которая исследует  связи между болезнью,стрессом и пессимис- 
тическим стилем объяснения. 
     Подводя итог  первой части книги,тема которой" Социальное мыш- 
ление",следует заметить,что объем информации вошедшей во все  раз- 
делы огромен и очень четко подобран.Хотелось бы даже уменьшить ко- 
личество примеров,результатов исследований,дабы приоткрыть тот ос- 
. 
                              - 11 - 
тов на который все так органично вписывается.Конечно,можно было бы 
и покритиковать за значительные углубления в сферу психологии лич- 
ности, и  особенно  в  социологию,но как бы поверхностному взгляду 
это не особо заметно.Следует сказать о продуманности изложения ма- 
териала в  первой части и предполагать тоже самое по поводу второй 
и третьей частей. 
     Вторая часть   книги  "Социальное  влияние",состоит  из  пяти 
глав,каждая из которых по-своему неповторима.Например,шестая глава 
"Пол,гены  и  культура"  повествует о гендерных различиях.Наиболее 
ярко эти различия проявляются в агрессии или сексуальности.Гендер- 
ные различия в сексуальных установках оказывают влияния и на пове- 
дение.Эпизодический "одноразовый"секс наиболее характерен для муж- 
чин  с традиционной маскулинной установкой.Гендерные различия про- 
являются и в сексуальных фантазиях.Д.Майерс ставит вопрос  о"куль- 
туре и поведении",приводя очень интересные данные.Вводится опреде- 
ление личностного пространства как буферного  пространства,которое 
мы  предпочитаем  сохранять  вокруг себя.Размер этого пространства 
зависит от нашей близости с собеседником.Далее приводятся  примеры 
дистанций,которые практически совпадают с теми,что мы уже видели в 
курсе лекций по "Психологии общения" М.И.Станкина. 
     Рассмотрим теперь  определение  коллективизма  в американском 
учебнике и сравним его  по  А.В.Петровскому.Коллективизм-  концеп- 
ция,отдающая приоритет  целям  той  или иной группы по сравнению с 
личными целями.В соответствии с этим происходит самоидентификация. 
Несколько иное понятие дает А.В.Петровский:"коллективизм - принцип 
организации взаимоотношений и совместной деятельности людей,прояв- 
ляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным ин- 
тересам,в товарищеском сотрудничестве,в готовности  к  взаимодейс- 
. 
                              - 12 - 
твию и  взаимопомощи,во  взаимопонимании,доброжелательности и так- 
тичности,интересе к проблемам и нуждам друг друга"(1). 
   Д.Майерс не упоминая Россию говорит о присутствии коллективизма 
в азиатских культурах и в странах третьего  мира.Приводятся  инте- 
ресные данные исследований проведенные кросс-культуральными психо- 
логами о противостоянии индивидуализма и коллективизма. 
     Дальнейший просмотр этой главы приводит нас к определению со- 
циальной роли как набору норм,определяющих, как должны  вести  себя 
люди в  данной  социальной позиции.Примерно похожее определение мы 
встречаем у М.И.Станкина в "Психологии общения":"социальной  ролью 
называется ожидаемое поведение человека,занимающего данное общест- 
венное положение,обязывающее его вести определенным образом"(2). 
     В седьмой главе,полностью посвященной конформизму,как измене- 
ние поведения или убеждений в результате реального или  воображае- 
мого давления группы.В данном учебнике приводятся такие классичес- 
кие эксперименты,как эксперименты Шерифа,Аша,Р.Кратчфилда,Мигрема 
и т.д..Ссылки на данные эксперименты имеются и в нашем отечествен- 
ном учебнике Г.М.Андреевой,но они не  более,чем  краткое  описание 
некоторых из  них.Проблеме  конформизма  к сожалению до сих пор не 
занимались в нашей стране.Поэтому,конечно интересно  будет  прочи- 
тать об этом в американском учебнике.Д.Майерс" поднимает два очень 
     1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский.  Психология.  Словарь.М.: 
Политиздат, 1990 г. стр. 167. 
     2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. пси- 
хологии, 1996 г. стр. 164. 
 . 
                              - 13 - 
объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет 
конформизм?".Делая выводы  по  главе  американский  автор обращает 
внимание, что социальная психология к могуществу социального  дав- 
ления должна дополняться  вниманием к возможностям личности.Мы не 
марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от дру- 
гих.Данной проблеме  придано  большое значение в этом учебнике,ис- 
пользован значительный вклад психологов занимающихся в этой облас- 
ти. 
     В учебнике  Г.М.Андреевой  показана  модель  коммуникативного 
процесса Лассуэлла,которая  включает пять элементов,такие как:ком- 
муникатор,текст,канал,аудитория и  эффективнность. Приблизительно 
таже модель  коммуникативного процесса описана на страницах амери- 
канского учебника,где  показаны  четыре  фактора  этого  процесса: 
"коммуникатор",само сообщение,канал  и аудитория.Используя эту мо- 
дель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втяги- 
вания в  секту.Информация  достаточно  интересная,и уникальная для 
отечественной социальной психологии  т.к.по  всей  видимости,  ка- 
ких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюда- 
ется. 
     Переходя к   следующей  главе,  которая  называется  "влияние 
групп" мы уже можем сравнивать ее  с  нашим  разделом  "Социальная 
психология  групп"  в  отечественном учебнике.Но посмотрим в каком 
направлении пойдет рассмотрение даннного  вопроса  в  американском 
учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют 
друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и 
воспринимают  себя  как мы".  Обратимся к психологическому словарю 
А.В.Петровского и посмотрим,  что только определение малой  группы 
схоже  с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от- 
. 
                              - 14 - 
носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индиви- 
дов, объединненых общими целями или задачами". 
     В этой главе рассматриваются три примера  таких  коллективных 
влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реак- 
ций в присутствии других;"социальная леность"  -  тенденция  людей 
прилагать  меньше  усилий в том случае,  когда они объединяют свои 
усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосозна- 
ния  и  боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерс- 
тва,  которая также подробно описана в учебнике  Г.М.Андреевой.Ли- 
дерство в американском учебнике определяется как процесс, посредс- 
твом которого определенные члены группы мотивируют и ведут за  со- 
бой  группу.Как  видно  со страниц Д.Майерс не ставит таких четких 
границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском 
учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициаль- 
ного характера лидерства,  роли целевого и социального лидеров.Це- 
левые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредо- 
точены на достижении цели. Социальные лидеры  сплачивают  команду, 
улаживают  конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част ис- 
пользуют директивный стиль, чтобы отдавать правильные  приказания, 
они  сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней 
задаче. У социальных  лидеров  часто  проявляется  демократический 
стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и 
поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, сти- 
ли лидерства в американском варианте представлены только два:  ди- 
рективный и демократический.В то же время  Г.М.Андреева  описывает 
три стиля лидерства,  такие как:  авторитарный,  демократический и 
попустительский стили. 
. 
                              - 15 - 
     Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной пси- 
хологиии в сферу правосудия,  а конкретнее в суд присяжных.Подобно 
всем другим  экспериментам  в социальной психологии,  лабораторные 
эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теорети- 
ческие положения  и  принципы,  которые мы можем применять при ин- 
терпретации более сложного мира нашей повседневной жизни. 
     Подводя итог  второй части "Социальные воздействия",  отметим 
наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Кон- 
формизм",  "Убеждения",  "Влияние  группы" и "Лидерство".Последний 
раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в пла- 
не проникновения американской социальной психологии в систему пра- 
восудия США.Проанализировав,  как мы думаем друг о друге, и как мы 
влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социаль- 
ной психологии - как мы относимся  друг  к  другу.Наши  чувства  и 
действия  бывают по отношению к людям негативными,  а иногда пози- 
тивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и  "Аг- 
рессия"  рассматриваются  неприятные  аспекты человеческих отноше- 
ний.Предрассудки - это  неоправданно  негативные  установки.У  них 
есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство соци- 
ального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства 
неполноценности.Агрессия  -  физическое  или вербальное поведение, 
направленное на причинение вреда  кому-либо.Различают  два  разных 
типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель). 
     Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также 
как: аверсивные случаи,  возбуждение,  климат (жара), порнография, 
телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ  раз- 
дела "групповые  влияния" в американском учебнике,  и раздел "сти- 
хийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой,  при- 
. 
                              - 16 - 
мечательно использование  достаточно  похожих терминов,  таких как 
"заражение" и "рассеянность ответственности"  и  "деиндивудуализа- 
ция" - понятие, которое мы уже рассматривали выше. 
     Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение  и 
близость".Ни одна  глава  так  легко  не поддавалвсь определенному 
анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек,  его взаимоот- 
ношения с  окружающими  -  действительно существующие или чаемые - 
определяют настрой его мыслей и  окраску  эмоций.Найдя  родственную 
душу - человека,  который поддерживает нас и которому мы можем до- 
верится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы 
есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость,  тоскуя по любви 
и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты. 
     Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого 
количества примеров,  приведенных в самом начале  главы.Собрав  и 
сопоставив примеры безразличия и бездушия,  и напротив, проявления 
чувств сострадания и помощи,  автор уже подводит к самостоятельной 
"расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-ли- 
бо помощи,  не связанный сознательно с собственными эгоистическими 
интересами.Альтруизм -  это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему 
мы оказываем помощь ?", получаем ответ, довольно противоречивый по 
своей сути.Иногда  оказание  помощи  выглядит  как замаскированный 
эгоизм, норма взаимности побуждает нас  на  помощь,  отвечать  по- 
мощью, норма  социальной  ответственности  вынуждает нас оказывать 
помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма: 
     1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене; 
     2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных усло- 
вий. 
. 
                              - 17 - 
     Люди склонны оказывать помощь,  когда уже видят,  что  другие 
бросились помогать,  или  когда они не спешат.И наконец существует 
потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки". 
     В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщи- 
ны скорее получают помощь,  нежеле мужчины, хотя помощь исходит от 
последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего 
склонны помогать тем,  кто нуждается в помощи и заслуживает ее,  а 
также тем, кто похож на нас. 
     В заключительной главе данного учебника рассматривается проб- 
лема конфликта  и  примирения.Конфликт - это воспринимаемая несов- 
местимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты ? 
     В ходе социально-психологических исследований  выявлено  нес- 
колько  причин  этого.Характерно,  что причины эти одни и те же на 
всех уровнях социальных конфликтов,  будь-то конфликты межличност- 
ные,  межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркаль- 
ного восприятия" прослежена тенденция  ведущая  к  гонке  вооруже- 
ний.Очень  актуально вписываются примеры,  совсем недавнего проти- 
востояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике. 
     Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международ- 
ные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгруп- 
повые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов, 
ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности 
учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социаль- 
ными дилеммами,  конкуренцией и искажениями восприятия,  некоторые 
не менее могущественные силы,  такие как контакт,  сотрудничество, 
коммуникация  и примирение могут превратить вражду  в гармонию. 
. 
                        2З А К Л Ю Ч Е Н И Е 
 Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного 
учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не  согла- 
ситься с  мнением  профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого 
учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и 
психологов.Выводы к которым пришел  исследователь  складываются  в 
пользу американского учебника.Но  сразу надо отметить,  что амери- 
канская социальная психология и российская  социальная  психология 
это два разных подхода,  две абсолютно разные темы и тематике изу- 
чения социальной психологии,  различные аспекты проблем исследова- 
ния и  т.д.В  американской  социальной  психологии основной акцент 
ставится на личность и ее изучение,  на личность и ее поведение  в 
группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится 
на группу,  взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается  в 
глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых дви- 
жениях и больших группах,  чему в учебнике  Г.М.Андреевой,  напри- 
мер, придается особое значение.Коллективизм в американском учебни- 
ке это не более,  чем культурный подход противоположный индивидуа- 
лизму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источ- 
никах, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма, 
например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться, 
пытаясь найти в нем что-то позитивное. 
     Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значи- 
тельное внимание,  поднимается ряд вопросов  требующих  дальнейших 
исследований и  размышлений.Проблемы конформизма у нас практически 
не существует к сожалению,судя  по  источникам.Все  ссылки,если  и 
есть,то обращаются,  в основном к американским авторам и их иссле- 
. 
                              - 19 - 
дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно  сде- 
лать вывод  о совершенно другом подходе изучения социальной психо- 
логии,что было описано выше,опираясь в основном на данные  практи- 
ческих исследований.Теоретизированная   отечественная   социальная 
психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже 
достаточно  был  представлен в данном исследовании краткий экскурс 
по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяже- 
нии всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли 
не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально  в 
каждой главе  еще  раз  убеждался в практической невозможности для 
какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь 
произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в 
конце концов подошел к сравнению  определений  некоторых  основных 
психологических проблем.Нащупав  некоторое сходство,  но в основом 
опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы  о 
совершенно различном подходе изучения социальной психологии в аме- 
риканской и отечественной социальной психологии. 
     Учебник Д.Майерса,  как уже было описано выше содержит огром- 
ное количество различного рода публикаций, практических исследова- 
ний, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изло- 
жения материала, его насыщенность, аргументированность заметно от- 
личают его от наших отечественных учебников. 
     В своем исследовании автор взял за основу в основном  учебник 
Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу,  что дан- 
ный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как  прак- 
тическими исследованиями,  так и "убедительным числом убедительных 
примеров" и т.д.  Несмотря на то, что для данного исследования было 
взято новое издание учебника Г.М.Андреевой,  оно не сильно отлича- 
. 
                              - 20 - 
ется от предыдущего.Тоже самое касается  учебника  А.В.Петровского 
"Социальная психология",  который необходимо просто заново переиз- 
давать, избавив его от идеологических основ,  ориентируясь на  ны- 
нешнюю постоянно  изменяющуюся  ситуацию.Это касается и всей нашей 
социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, нап- 
ример, на американскую,  но в свою очередь есть уверенность,что да- 
лее будет развиваться по своему собственному пути. 
. 
                              - 21 - 
                      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 
     1. Г.М.АНДРЕЕВА   "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ 
                       УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997. 
     2. Д.МАЙЕРС       "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".ПЕРЕВ.С АНГЛ. - СПБ 
                       ПИТЕР, 1997. 
     3. Т.В.КУТАСОВА   "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ- 
                       БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО- 
                       ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994. 
     4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ".  УЧЕБ.ПОСОБИЕ  ДЛЯ 
                       СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ.  -  М.:  ПРОСВЕЩЕНИЕ, 
                       1987. 
     5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ,  М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ.  "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. - 
                       М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990. 
     6. М.И.СТАНКИН    "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС- 
                       ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996. 
. 
             2МОСКОВСКИЙ    ГОРОДСКОЙ    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 
                            2УНИВЕРСИТЕТ 
      Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и 
                                Американской социальной психологии» 
                             Студента Психологического  Факультета 
                             Третьего курса, первой группы 
                             Эрнесто Родригез. 
                          2Москва, 1998 г. 
. 
                              2П Л А Н 
      2В В Е Д Е Н И Е 
      21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ 
      22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ 
      23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ 
      24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 
      2З А К Л Ю Ч Е Н И Е 
      2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я 
Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд. 
Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения 
была взята книга Д.Майерса, см. список литературы. 
	
	
					
							 |