Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста 
	
	Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового возраста 
Министерство общего и профессионального образования 
            Башкирский государственный педагогический университет 
                               Кафедра социальной и практической психологии. 
                                                       Факультет психологии. 
                                                        Специальность 020400 
                                                                     Курс 6. 
               Автореферат к выпускной квалификационной работе 
                         Боброва Людмила Валерьевна 
                                    Тема: 
    Соотношение особенностей общения и тревожности у детей подросткового 
                                  возраста. 
                                                       Научный руководитель: 
                                                       Старший преподаватель 
                                        социальной и практической психологии 
                                                   Курунов Виктор Валерьевич 
                                 Уфа 2003 г. 
    В настоящее время, когда идут масштабные перемены  и  быстрые  процессы 
социально-экономических и политических изменений в обществе,  труднее  всего 
приходится подросткам с их еще  не  устоявшимися  мировоззрением,  подвижной 
системой  ценностей.  Подростковый  возраст  традиционно   считается   самым 
трудным в воспитательном отношении. 
    В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная 
роль принадлежит изучению умения личности общаться,  которая  в  зависимости 
от ее психологических особенностей может стимулировать,  а  может  подавлять 
активность личности. 
    Целью исследования  является  определение  соотношения  коммуникативных 
способностей и личностной тревожности у детей подросткового возраста. 
    Задачи исследования: 
      1. Изучить и проанализировать  научно-психологическую  литературу  по 
         проблемам общения в подростковом возрасте. 
      2. Выделить и изучить психологические особенности общения подростков. 
      3. Выявить степень тревожности и коммуникативных способностей у детей 
         подросткового возраста. 
      4. Определить  взаимосвязь  между  коммуникативными  способностями  и 
         уровнем тревожности. 
      5. Проанализировать и обобщить результаты эмпирического исследования. 
      6. Подобрать практический и психологический материал  для  построения 
         модели  программы   коррекции   коммуникативных   особенностей   и 
         тревожности у детей подросткового возраста. 
    Объектом исследования является особенности общения детей  подросткового 
возраста. 
    Предметом исследования выступает соотношение личностной  тревожности  с 
особенностями общения у детей подростков. 
    Гипотеза   исследования  состоит  в  том,  что  уровни  коммуникативных 
способностей подростков зависят от ряда  определенных  свойств  личности,  в 
том числе и тревожности. Гипотеза  строилась  на  том,  что  в  подростковом 
возрасте происходят качественные изменения общения  по  сравнению  с  детьми 
младшего школьного возраста, а также усиливается  потребность  в  общении  в 
целом. 
    С целью подтверждения гипотезы были использованы  методика  КОС,  автор 
Б.А.  Федоришин  и  методика  Айзенка  (опросник  E.P.Q.).   Вопросник   КОС 
предназначен для диагностики коммуникативных и организаторских  способностей 
для детей старшего возраста. 
    Методика  Айзенка   (опросник   E.P.Q.)   предназначен   для   изучения 
индивидуально-психологических черт личности, в частности нейротизма. 
    А также  использовалась  одна  из  форм  естественного  эксперимента  – 
характерологическая беседа. В беседе с  наибольшей  полнотой  обнаруживается 
субъективная сторона личности – самосознание, самооценка  свойств  личности, 
переживания и эмоциональные отношения. 
    Для проверки гипотезы и определения  коэффициента  ранговой  корреляции 
использовали формулу Спирмена. 
    Эмпирические исследования были проведены среди  учащихся  8  В  класса, 
школы № 55 г. Уфы. В классе, где проводились исследования  29  учащихся,  из 
них 15 мальчиков, 14 девочек. 
    Дипломная работа включает 2 главы. В I  главе  были  раскрыты  проблемы 
общения подростков, а также факторы и особенности проявления  тревожности  в 
подростковом возрасте. 
    Были получены следующие выводы. 
    С возрастом складывается ситуация нарастания у подростков потребности в 
личностном  общении  с  педагогами   и   родителями   и   невозможности   ее 
удовлетворения. Сверстники также  выступают  значительной  фигурой  в  жизни 
подростка. Для него в этом возрасте гораздо важнее иметь репутацию  хорошего 
товарища, пользоваться доверием сверстником. 
    Неудовлетворённость  в   общении   вызывает   у   подростков   глубокие 
переживания, которые могут  порождать  тревожность.  Общение  и  тревожность 
тесно взаимосвязаны. 
    Во  II  главе  было  проведено  эмпирическое  исследование  соотношения 
особенностей  общения  и  тревожности  у   детей   подросткового   возраста. 
Полагаясь на данные этого исследования, мы можем сделать следующие выводы: 
    Очень мало подростков обладают высоким уровнем развития коммуникативных 
способностей, что составляет лишь 4 человека. Эти данные говорят о  неумении 
подростков общаться, неумении  проявлять  такие  качества  как  подлинность, 
искренность,  доверие  друг  к  другу,  что  приводит  к  нарушениям   сферы 
межличностного отношения, а это в свою очередь к возрастанию тревожности. 
    Проанализировав и обобщив результаты эмпирического исследования, пришли 
к выводу, что результат коэффициента ранговой  корреляции  попадает  в  зону 
значимости,   что   подтверждает   гипотезу.    Следовательно,    существует 
взаимосвязь между  личностной  тревожностью  и  проявлением  коммуникативных 
способностей у детей подросткового возраста. 
    В заключении можно сказать, что: 
    Не успешность в общении со сверстниками, родителями,  педагогами  часто 
приводит к мучительным переживаниям подростка. Именно  сферой  межличностных 
отношений обусловлено возрастание  тревожности  у  подростков.  Тревожность, 
закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Чтобы этого  не 
случилось, перед нами встает принципиально  новая  задача  –  готовить  юных 
граждан к общению. 
    От общения все  в  большей  мере  зависит  успешность  профессиональной 
деятельности, активности  в  общественной  жизни,  наконец,  личное  счастье 
каждого. 
	
	
					
							 |