Самосознание подростков с ограниченными возможностями 
	
	
- 90,1, а в экспериментальной - 85,4 (р«0,4) (см. табл.2.1.1.). 
                                     40 
                                                               Таблица 
                                                               2.1.1. 
   Средние значения самооценки и уровня притязаний в экспериментальной и 
                             контрольной группах 
|Исследуемый  |Среднее значение  |Среднее значение по фактору пола         | 
|фактор       |                  |                                         | 
|             |В эксп. |В контр |В                   |В контрольной группе| 
|             |группе  |группе  |эксперементаль-ной  |                    | 
|             |        |        |группе              |                    | 
|             |        |        |Мальчики  |Девочки  |Мальчики  |Девочки  | 
|Уровень      |85,4    |90,1    |85,0      |85,2     |91,0      |87,1     | 
|притязаний   |        |        |          |         |          |         | 
|Самооценка   |64,3    |66,2    |67,5      |60,5     |73,4      |57,7     | 
|(СО)         |        |        |          |         |          |         | 
|Расхождение  |21,1    |23,9    |17,5      |24,7     |17,6      |29,4     | 
|между УПР и  |        |        |          |         |          |         | 
|СО           |        |        |          |         |          |         | 
   Расхождение между средними значениями уровня притязаний и самооценки для 
 обеих групп умеренное (р«0,4), соответственно -  21,1  в  экспериментальной 
 группе и 23,9 в контрольной. 
   Рассмотрим исследуемые факторы по параметрам (см прилож. 6): 
    По  фактору  здоровья  у  подростков   инвалидов   наблюдалось   сильное 
 расхождение между уровнем притязания и самооценкой  (27,7),  а  у  здоровых 
 подростков умеренное расхождение (17,9) (р~0,4) Это указывает  на  то,  что 
 подростки с ограниченными возможностями хотят обрести полноценное здоровье. 
 В  качестве  личностных  ценностей  этот   фактор   детерминирует   высокую 
 значимость и является результатом общего благополучия. 
    По фактору: уверенности в себе, наблюдается  сильное  расхождение  между 
 средними значениями в экспериментальной (24,2) и в контрольной группах 
                                     41 
(27,7). По показателям внешности так же имеются существенные расхождения  в 
группе здоровых (20) и подростков с ограниченными возможностями (20,1). Это 
говорит о наличии сильных негативных переживаний по поводу своей  внешности 
и с неуверенностью в своих силах (р~0,38). 
  При оценке по шкалам  «ум,  способности»  у  подростков  из  обеих  групп 
неадекватность резко возрастает в сторону завышенных оценок. 
  Так, фактор авторитарности показал, что у контрольной группы  расхождения 
выше, чем у экспериментальной группы (15,5 и 25,5). Это  свидетельствует  о 
том, что подростки хотели бы  видеть  себя  самостоятельными,  относительно 
независимыми от мнения окружающих. 
  Сравнение среднего значения уровня притязаний среди мальчиков-инвалидов и 
здоровых показало их  видимые  отличия  (р~0,4):  85,0  и  91,0.  У  девочек 
экспериментальной  и  контрольной  групп  данные  параметры  существенно  не 
отличаются (р«0,7) и равны соответственно 85,2 и  87,1  (см.  табл.  2.1.1). 
Это указывает на желание подростков быть «выше» и лучше других. 
  Анализ уровня самооценки  по  фактору  пола  показывает,  что  самооценка 
мальчиков экспериментальной и контрольной  групп  (67,5  и  73,4)  несколько 
выше среднего значения  самооценки  девочек  (60,5  и  57,7)  соответственно 
экспериментальной и контрольной групп. При этом их отличия несущественны  (Р 
-0,4). 
   Расхождение уровня притязания по 7 параметрам методики  по  фактору  пола 
показал, что для мальчиков и девочек экспериментальной и  контрольной  групп 
незначительно (р« 0,4). Для мальчиков расхождение между средними  значениями 
уровня притязаний и самооценки составили 17,5 для инвалидов  и  17,6  -  для 
здоровых. У девочек эспериментальной группы расхождение между самооценкой  и 
уровнем притязаний 24,7, а у их здоровых сверстниц 29,4. 
  Из диаграммы 2.1.1.  видно,  что  у  60%  здоровых  и  80%  подростков  с 
ограниченными возможностями выявлен очень высокий уровень притязаний. 
                                     42 
   А диаграмма распределения  уровня  самооценки  по  группам  значений  для 
экспериментальной и  контрольной  выборок  (рис.  2.1.2.)  показывает,  что 
низкая  самооценка  была  выявлена  у  37%   подростков   с   ограниченными 
возможностями и у 33% их здоровых сверстников. Завышенная  самооценка  была 
выявлена одинаково как в экспериментальной группе, так и  в  контрольной  - 
22%. 
[pic] 
Рис.   2.1.1.   Распределение   уровня   притязаний   по   группам 
значений  для экспериментальной и контрольной групп 
  Так в контрольной и экспериментальной группах уровень самооценки  низкий, 
а уровень притязаний очень высокий. 
  Следовательно, у детей-инвалидов и их здоровых  сверстников  неадекватная 
самооценка и высокий уровень притязаний могут  привести  к  выбору  слишком 
трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в 
своих силах, тенденции избегать ситуации  соревнования,  не  критичности  в 
оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. 
43 
  [pic] 
Рис.2.1.2.   Распределение   уровня   самооценки   по   группам   значений 
 для экспериментальной и контрольной групп. 
  Наши экспериментальные данные частично  подтверждают  точку  зрения  О.Л. 
Романовой [25;98], результаты  исследования  которой  показывают,  что  дети 
-инвалиды, в  отличии  от  своих  здоровых  сверстников  имеют  неадекватную 
самооценку и высокий уровень притязаний. А  наши  результаты  демонстрируют, 
что как и большинство подростков инвалидов, так и  их  здоровых  сверстников 
имеют  неадекватную  заниженную   самооценку   и   очень   высокий   уровень 
притязаний.  То  есть  оценка  в  экспериментальной  и  контрольной  группах 
давалась не действительная , а желаемая. 
        2.2. Исследование уровня рефлексии и самосознания здоровых 
                  и подростков с ограниченными возможностями 
  Традиционным и наиболее  адекватным  методом  для  изучения  самосознания 
здоровых подростков и  подростков  с  ограниченными  возможностями  является 
методика «Личностный дифференциал»  (см.прилож.7,8).  По  методике  проведен 
сравнительный   анализ    показателей    оценки,    силы,    активности    в 
экспериментальных и контрольных  группах.  Результаты  методики  «Личностный 
дифференциал» отражают самооценку качеств личности и характер. 
  . 
                                     44 
                                                               Таблица 2.2.1 
         Сравнительный анализ показателей оценки, силы, активности в 
                  экспериментальной и контрольной группах 
|Исследуемый  |Среднее значение  |Среднее значение по фактору пола         | 
|фактор       |                  |                                         | 
|             |В эксп. |В контр |В                   |В контрольной группе| 
|             |Группе  |Группе  |эксперементаль-ной  |                    | 
|             |        |        |группе              |                    | 
|             |        |        |Мальчики  |Девочки  |Мальчики  |Девочки  | 
|Оценка       |4,7     |4,8     |1,6       |1,8      |1,7       |1,8      | 
|ско          |1,8     |2,2     |0,7       |0,9      |0,6       |0,5      | 
|Сила         |2,3     |3,6     |1,2       |0,2      |1,1       |1,1      | 
|СКО          |0,9     |1,3     |0,4       |1,1      |0,7       |0,7      | 
|Активность   |3       |2,6     |1,1       |0,9      |1,1       |1,2      | 
|СКО          |1,3     |1,6     |0,8       |1        |0,8       |0,6      | 
 СКО - среднее квадратичное отклонение 
   По фактору оценки (О) расхождение по среднему значению между показателями 
 контрольной и экспериментальной  групп  не  обнаружено  (р=1).  Обе  группы 
 испытуемых  показали  значение  выше  среднего.  Это  говорит  о  том,  что 
 испытуемый  принимает  себя  как  личность,  склонен  осознавать  себя  как 
 носителя позитивных, социально желательных  характеристик,  в  определенном 
 смысле удовлетворен собой. Значение О меньше о или О равное о показали  32% 
 испытуемых в контрольной группе  и  столько  же  в  экспериментальной.  Это 
 указывает  на  критическое  отношение  к   себе   как   к   личности,   его 
 неудовлетворенности    собственным    поведением,    уровнем    достижений, 
 особенностями личности, на недостаточный уровень  притязания  самого  себя. 
 Распределение показателей оценки, силы, активности  в  экспериментальной  и 
 контрольной наглядно группах представлено в диаграмме (рис. 2.2.1) 
45 
[pic] 
Рис.2.2.1.     Распределение     показателей     оценки,     силы, 
активности     в экспериментальной и контрольной группах. 
  Среднее значение О по фактору пола так же не имеет существенных различий. 
  Выражая в целом достаточное расположение к себе как здоровые подростки  , 
так и подростки  с  ограниченными  возможностями  готовы  признать  у  себя 
наличие   отрицательных   черт   личности.   Например,   у    мальчика    в 
экспериментальной группе  имеются  противоречия  своего  «Я»,  то  есть  он 
характеризует себя одновременно и как эгоистичного и как отзывчивого. 
   36% здоровых и 37% подростков с ограниченными возможностями выражают свою 
потребность быть самостоятельными и зависимыми от мнения взрослых. 
  По  фактору  силы  (С)  расхождение  между  показателями  контрольной   и 
экспериментальной группы существенно (р=0,001). 
  В контрольной группе среднее значение по фактору силы составляет 3,6. Это 
говорит об уверенности в себе, независимости,  склонности  рассчитывать  на 
собственные силы в трудных ситуациях. В экспериментальной группе среднее 
                                     46 
значение - 2,3.  Это  указывает  на  неуверенность  в  себе,  недостаточный 
самоконтроль, зависимость от внешних обстоятельств  и  оценок.  Собственная 
оценка своего «Я» становится  для  них  личностно  значимой,  эмоционально- 
переживаемой. 
   Значение фактора С меньше 0 или  равное  0  показали  2,4%  испытуемых  в 
контрольной  группе  и  3%  в  экспериментальной.  Это  свидетельствует  об 
астенизации и тревожности. 
  Расхождение между показателем мальчиков контрольной  и  экспериментальной 
групп  незначительны  (р=0,8),  а  между  девочками  -  очень   значительны 
(р=0,001). Это объясняется тем, что у девочек более низкий уровень развития 
волевых качеств, чем у мальчиков. 
  По  фактору  активности  (А),  среднее  значение  в  контрольной   группе 
составляет 2,6. Это указывает на  экстраверсированность  личности,  высокую 
активность,  общительность,  импульсивность.  В  экспериментальной   группе 
среднее значение - 3. Расхождение незначительно (р=0,01). 
  2,6% испытуемых в контрольной группе и  столько  же  в  экспериментальной 
показали значение по фактору А меньше О или А равное 0.  Это  указывает  на 
интервентированность  определенную  пассивность,  спокойные   эмоциональные 
реакции. 
  Подростки из экспериментальной  группы  испытывают  проблемы  в  общении, 
особенно со сверстниками. А в процессе общения подросток  приобретает  опыт 
анализа своих качеств, в сравнении с  другими  уточняется  образ  «Я».  Это 
говорит о недостатке контактов в связи с болезнью. 
  Вместе с тем у подростков с ограниченными  возможностями  не  наблюдается 
обращенность  к  своему  внутреннему  миру,   что   является   определяющей 
возрастной характеристикой их нормально развивающихся сверстников. 
  Расхождение между показателем у девочек контрольной  и  эксперементальной 
групп незначительно (р=0,01), между мальчиками расхождений не обнаружено. 
                                     47 
  Таким     образом,      можно      подвести     итоги     по     методике 
«Личностный дифференциал»: 
4.   уровень      самоуважения      (фактор      О)       подростков       с 
   ограниченными 
   возможностями не отличается от здоровых подростков; 
5. уровень волевых качеств (фактор С) личности подростков с ограниченными 
   возможностями ниже уровня волевых качеств здоровых подростков; 
6. подростки   с   ограниченными   возможностями   и   здоровые   подростки 
   практически не отличаются по направленности личности (интроверсия и 
   экстроверсия) (Фактор А). 
     Таким образом, полученные данные не подтвердили  выдвинутую  гипотезу: 
   по уровню направленности личности подростки - инвалиды не отличаются  от 
   здоровых   подростков.   В   обоих   группах   равное    количество    и 
   интроверсированных и экстраверсированных подростков. 
               2.3 . Исследование фрустрационной толерантности здоровых 
                 подростков и подростков-инвалидов 
     Интерпритация теста фрустрационной толерантности Розенцвенга  сводилась 
   к выявлению среднего значения коэффициента  социальной  адаптации  (GCR), 
   которое у  подростков  с  ограниченными  возможностями  составило38,7%  и 
   достоверно отличается (р«0,2) от такого у  здоровых  подростков  (36,6%). 
   Если сравнить этот показатель среди мальчиков и девочек, то  его  среднее 
   значение у мальчиков (46,3%)  экспериментальной  группы  будет  несколько 
   выше (р»0,4), чем у мальчиков (36,8%) из  контрольной  группы,  такое  же 
   достоверное отличие (р«0,4)  среднего  значения  коэффициента  социальной 
   адаптации (GCR) характерно и для  девочек-инвалидов  (39,9%)  и  здоровых 
   девочек (36,5%). 
    Низкое значение коэффициента GCR (до 35,7%) выявлено у 47,6  испытуемых 
   из экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых из  контрольной  группы. 
   Для этих подростков характерны конфликты (разного 
                                     48 
   типа) с окружающими людьми,  они  не  достаточно  адаптированы  к  своей 
   социальной среде. 
     Анализ  результатов  исследования   показал,   что   низкие   значения 
   показателя GCR характерны для возраста 12-13 лет, к 15-17 годам значение 
   этого показателя  увеличивается.  По-видимому,  внутренние  конфликты  и 
   недовольство собой подросткового периода по мере развития  «Я-концепции» 
   в старшем школьном возрасте  сменяются  более  позитивно  расцениваемыми 
   представлениями о себе; следовательно, степень  социальной  адаптации  с 
   возрастом увеличивается. 
     При  изучении  оценок  6   факторов   в   таблице   профилей,   ответы 
   обследованных существенно различались (р«0,01). 
           [pic] 
Рис. 2.3.1. Распределение по направлениям реакций для экспериментальной и 
контрольных групп. 
  Рассматривая распределение направлений реакций  для  экспериментальной  и 
контрольной  групп  (см.диаграмму  2.3.1.)  необходимо  отметить,  что  чаще 
выявлялись   экстрапунитивные   направления   реакций   (65,1%    испытуемых 
экспериментальной  группы  и  у  55,1%  контрольной).   Этот   тип   реакций 
характерен тем, что реакции направлены на живое и неживое окружение, 
                                     49 
 осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда 
 разрешения ситуации требуют от другого лица. 
    Следующая в распределении по числу наблюдений в  выборке  встречалась  у 
 25,5%  подростков-  инвалидов  и  у  27,6%  здоровых  подростков,   -   это 
 импунитивные   направления   реакций,    когда    фрустрирующая    ситуация 
 рассматривается как нечто незначительное  или  неизбежное,  преодолимое  со 
 временем; обвинение окружающих или себя самого отсутствует. 
    Реже (у 9,4% подростков с  ограниченными  возможностями  и  у  17,3%  их 
 здоровых сверстников) наблюдались  интропунитивные  направления  реакции  с 
 принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации  на 
 себя, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению (см.таблицу 2.3.1. ). 
                                                               Таблица 
                                                               2.3.1. 
  Характеристика направлений реакций у подростков-инвалидов и их здоровых 
                                 сверстников 
|Направление       |Количество        |Количество       |Количество       | 
|Реакций           |испы-темых (в %)  |мальчиков (в %)  |девочек (в %)    | 
|                  |Экпер.  |Контр,  |Экпер.  |Контр,  |Экпер.  |Контр,  | 
|                  |группа  |группа  |группа  |группа  |группа  |группа  | 
|Экстрапунитивные  |65,1    |55,1    |67,7    |57,2    |62,1    |53,3    | 
|Реакции           |        |        |        |        |        |        | 
|Импунитивные      |25,5    |27,6    |29,4    |17,8    |20,5    |36,6    | 
|Реакции           |        |        |        |        |        |        | 
|Интропунитивные   |9,4     |17,3    |2,9     |25      |17,4    |10,1    | 
|реакции           |        |        |        |        |        |        | 
   Если рассматривать  отличия  в  направлении  реакций  по  фактору  пола, 
 представленные диаграммой  (рис.2.3.2.),  то  необходимо  отметить,  что  в 
 ответах   мальчиков    из    экспериментальной      группы      преобладают 
 экстрапунитивные 
   |5| 
|0| 
реакции (67,7%), на втором месте - импунитивные реакции (29,4%) и лишь у 
29% мальчиков преобладают интропунитивные реакции. 
 [pic] 
Рис. 2.3.1. Распределение по направлениям реакций по фактору пола для 
экспериментальной и контрольных групп 
  Среди  ответов  мальчиков  из  контрольной   группы   преобладают   также 
экстрапунитивные реакции (57,2%), вторую позицию  занимают  интропунитивные 
реакции (25%), а третью - импунитивные реакции (17,8%). 
  Большинство   ответов   девочек   из   эксперементальной   группы   имеют 
эктрапунитивное направление реакции (62,1%),  количество  ответов,  имеющих 
интропунитивное (17,4%) и импунитивное (20,5%) направление, практически  не 
различается. В ответах девочек из контрольной и группы преобладают 
                                     51 
 экстрапунитивные реакции (53,3%), на втором месте - импунитивные (36,6%), 
 а на третьем - интропунитивные реакции (10,1%). 
    По типу реакции  обследуемые  подразделялись  так:  в  экспериментальной 
 группе у 53,9% испытуемых (см. таблицу 2.3.2.) в ответах  чаще  преобладал 
 тип реакции «с фиксацией на самозащите» - активность проявлялась  в  форме 
 порицания кого-либо, отрицания или признания собственной  вины,  уклонения 
 от упрека; реакции сосредоточены на защите своего «Я». 
                                                               Таблица 
                                                               2.3.2. 
           Сравнительная характеристика типов реакций подростков- 
                       инвалидов и здоровых подростков 
|Тип Реакций       |Количество        |Количество       |Количество       | 
|                  |испы-темых (в %)  |мальчиков (в %)  |девочек (в %)    | 
|                  |Экпер.  |Контр,  |Экпер.  |Контр,  |Экпер.  |Контр,  | 
|                  |группа  |группа  |группа  |группа  |группа  |группа  | 
|« С фиксацией на  |53,9    |36,2    |61,7    |46,4    |44,7    |26,7    | 
|самозащите»       |        |        |        |        |        |        | 
|«С   фиксацией  на|28,6    |31      |29,3    |21,4    |27,4    |40      | 
|препятствии»      |        |        |        |        |        |        | 
|« С фиксацией на  |17,5    |32,8    |9       |32,2    |27,9    |33,3    | 
|удовлетворении    |        |        |        |        |        |        | 
|потребности»      |        |        |        |        |        |        | 
   У 28,6% подростков с ограниченными возможностями преобладает тип реакции 
 «с фиксацией на  препятствие»,  т.е.  препятствия,  вызывающее  фрустрацию, 
 всячески  акцентрируются  независимо  от  того,   расцениваются   они   как 
 благоприятные, неблагоприятные или незначительные.  У  17,5%  испытуемых  в 
 ответах  преобладает   тип   реакции   «с   фиксацией   на   удовлетворение 
 потребности»,     когда     существует    потребность     найти 
                                     52 
конструктивное решение конфликтной ситуации в форме  требования  помощи  от 
других лиц, либо принятия на  себя  обязанности  разрешить  ситуацию,  либо 
уверенности к ее разрешению. 
   Распределение типов реакций для экспериментальной  и  контрольной  групп, 
представленное диаграммой (рис.2.3.3.) показывает, что в контрольной группе 
у36,2% преобладают реакции «с фиксацией на самозащите»; у 32,8%  испытуемых 
преобладает тип реакции «с фиксацией на удовлетворении  потребности»,  а  у 
31% преобладают реакции «с фиксацией на препятствии». 
 [pic] 
Рис.   2.3.3.   Распределение       типов   реакций   для 
экспериментальной   и контрольных групп 
  Анализ  диаграммы  распределения  типов  реакции  по  фактору   пола   для 
экспериментальной и контрольной групп (рис.2.3.4.),  показывает,  что  среди 
ответов мальчиков преобладает тип реакции «с фиксацией на самозащите» как  в 
экспериментальной (61,7%), так и в контрольной (46,4%)  группах.  У  девочек 
из экспериментальной  группы также преобладают самозащитные реакции 
                                     53 
(44,7%). А у девочек из контрольной группы чаще всего встречаются ответы « 
с фиксацией на препятствии». 
[pic] 
Рис.    2.3.4.    Распределение        типов    реакций    по    фактору 
пола    для экспериментальной и контрольных групп 
  Таким     образом,     подводя     итог     анализу     результатов 
диагностики фрустрационной толерантности, необходимо отметить, что: 
1. среднее значение коэффициента социальной адаптации в экспериментальной 
   группе выше, чем в контрольной. 
2. для здоровых и подростков с ограниченными возможностями больше всего 
   встречаются  экстрапунитивные  направления  реакции,   направленные  на 
   внешнее   окружение.   Реже   выявлялись   интропунитивные   направления, 
   реакции направленные на себя. 
   недостаточно адаптированы к социальному окружению половина испытуемых из 
   обеих групп,  по-видимому,  это  связано  с  особенностями  подросткового 
   возраста. 
-     анализ сравнения ответов испытуемых по типам реакций, показал   что в 
   ответах здоровых подростков три типа реакций распределены поровну, а в 
                                     54 
   ответах   подростков-инвалидов   чаще   всего   встречаются 
   самозащитные 
   реакции. 
  Ряд  авторов  с  помощью  данной  методики  изучают  проблемы  социальной 
адаптации детей. А мы рассматрели также типы  реакций  на  фрустрацию.  Наши 
результаты совпали с результатами Э.С. Калижнюка и  Ю.С.  Шевченко,  которые 
утверждают , что подростки - инвалиды могут быть как хорошо  адаптированы  в 
социуме, так и недостаточно, что связано с характером заболевания. 
                                     55 
                                 Заключение 
  В данной работе рассмотрены  труды  зарубежных  и  отечественных  авторов, 
посвященные самосознанию, выделены  основные  подходы  к  изучению  данного 
феномена, а так же проанализировано содержание понятия «самосознания». 
  В литературе нет единой трактовки самосознания, но все  авторы  едины  во 
мнении,  что  самосознание  представляет  собой   единство   трех   сторон: 
самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегуляция. 
  Кон считает [12;300],  что  периодом  формирования  самосознания  является 
подростковый возраст. Самосознание подростков с ограниченными возможностями 
формируется под влиянием имеющегося дефекта,  а  так  же  под  воздействием 
следующих   негативных   факторов:   социальной   изоляции,   неправильного 
воспитания, от отношения окружающих к такому подростку. 
  В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 
  Первая гипотеза исследования, которая заключалась в предположении,  что  в 
экспериментальной группе  испытуемые  имеют  неадекватную  самооценку  (или 
очень высокую или очень  низкую),  а  в  контрольной  группе  -  адекватную 
самооценку, частично подтвердилась. 
  Анализ полученных данных показывает, что большинство здоровых  подростков 
и  подростков  с  ограниченными  возможностями  имеют  неадекватную  низкую 
самооценку и очень высокий уровень притязаний. 
  Исследование фрустрационной толерантности показало, что по  типу  реакции 
обследуемые: в экспериментальной  группе  у  53,9  %  испытуемых  в  ответах 
преобладал тип реакции «с фиксацией на  самозащите»,  в  контрольной  группе 
данный тип реакции продемонстрировали  36,2%.  Таким  образом  подтвердилась 
вторая гипотеза: в  ответах  подростков  инвалидов  чаще  всего  встречаются 
самозащитные реакции, что означает слабость и уязвимость личности, и так  же 
служит признаком неадекватной самооценки,  тем  самым  косвенно  подтверждая 
первую гипотезу. 
                                     56 
  Так же было выявлено, что степень социальной  адаптации  у  подростков  с 
ограниченными  возможностями  выше,   чем   у   их   здоровых   сверстников. 
Интерпритация теста фрустрационной  толерантности  Розенцвеига  сводилась  к 
выявлению  среднего  значения  коэффициента  социальной   адаптации   (GCR), 
которое  у  подростков  с  ограниченными  возможностями  составило  38,7%  и 
достоверно отличается (р~0,2) от здоровых подростков 36,6%. При этом  низкое 
значение  коэффициента  GCR  (до  35,7%)  выявлено  у  47,6%  испытуемых  из 
экспериментальной группы и у 51,7% испытуемых  из  контрольной  группы.  Для 
этих подростков характерны разного типа конфликты с окружающими людьми,  они 
недостаточно адаптированы к своему окружению. 
  На основе методики личностный дифференциал было выявлено следующее: 
  Уровень  развития  у  себя  волевых  качеств  подростки  с   ограниченными 
возможностями оценивают ниже, чем их здоровые  сверстники.  В  программе  по 
дальнейшему  саморазвитию   рекомендуется   обратить   повышенное   внимание 
психолога  к  развитию  у  подростков  уверенности  в  себе,  независимости, 
обучению самоконтролю. 
  По уровню направленности личности подростки с ограниченными возможностями 
практически не отличаются от здоровых сверстников.  И  в  контрольной,  и  в 
экспериментальной группах, примерно равное количество  интроверсированных  и 
экстраверсированных подростков. Полученные данные не подтвердили  выдвинутую 
третью  гипотезу.  В   качестве   практических   рекомендаций   предлагается 
расширение социальных контактов подростков с ограниченными возможностями. 
  Среди проблем, выявленных в  ходе  исследования,  наиболее  значимой  для 
подростков с ограниченными возможностями являются трудности в общении.  Это 
объясняется тем, что  в  подростковом  возрасте  общение  является  ведущей 
формой  деятельности,  а  у  подростков   с   ограниченными   возможностями 
микросреда значительно уже, чем у здоровых сверстников. 
                                     57 
  В связи с этим, рекомендуется интегрировать  подростков  с  ограниченными 
возможностями в среду здоровых подростков. 
  Таким  образом  полученные  данные  не  подтверждают  основную   гипотезу: 
самосознание подростков с  ограниченными  возможностями  не  отличается  от 
самосознания их здоровых сверстников. 
  Чтобы   предотвратить   формирование   у   подростка   с    ограниченными 
возможностями     негативной     Я-концепции,      психологу,      ведущему 
психокоррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями необходимо 
учитывать следующие практические рекомендации: 
3.  развивать     у     подростков     с     ограниченными     возможностями 
   активный познавательный интерес; 
4. добиться удовлетворения у подростков  с  ограниченными  возможностями  от 
   преодоления трудностей; 
5.   соизмерять     нагрузки      с      умственными      и      физическими 
   возможностями подростка; 
   расширять         социальные         контакты         подростка         с 
   ограниченными возможностями; 
6.  способствовать   развитию    самостоятельности,    меньшей   зависимости 
   от окружающих; 
7. укреплять веру в свои  силы,  обеспечив  возможность,  проявлять  себя  в 
   практической деятельности. 
   Из выше сказанного вытекает, что человек должен понять себя не только как 
объект, но и осознать себя изнутри с позиции своего существования. 
   Таким образом,  самосознание  становится  одним  из  ключевых  понятий  в 
психологии человеческого бытия. 
                                     58 
                              Список литературы 
1. Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа 
Самара. Изд. СНЦ РАИ - СамИКП, 2002, 206с. 
2. Белобыркина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки 
старших школьников. - Вопросы психологии. - 2001. -№4 - с.31-39. 
3.Берне Р. Развития Я-концепции и воспитание. Под общ редакц.  Пилиповского 
В.Я. - М.: Прогресс, 1986. - 420с. 
4.    Бороздина Л.В. Что такое самооценка? - Психологический журнал. 1992. 
- 
№4- с. 33-38. 
5.    Гордеева   О.В   Представления   Выготского   Л.С.   о 
самосознании.   - 
Психологичекий журнал. 1996. - №5 - с. 31-42. 
6. Гримак Л.П. Общение с собой: начало психологии активности, М.,1991-132с. 
7. Джеймс У. Психология. - Л.: Мысль, 1975. -260с. 
8. Ермолова Т.В., Комогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших 
школьников. - Вопросы психологии. - 1995. - №2 - с.47. 
9.    Если ваш ребенок не такой как другие. Книга для родителей детей с 
ограниченными возможностями здоровья / Под ред. О.И, Волжиной - М.: НИИ 
семьи, 1997.-180с. 
Каган В.Е. Стереотипы мужественности - женственности и «образ Я» у 
подростков. - Вопросы Психологии. - 1989. - №3- с. 17-20. 
Карцева К.Л.  Социальная работа с  семьей:  психолого-педагогический 
анализ.Учебное пособие. В 2-х частях. Часть 1. - Казань 1998. - с. 59. 
Кон И.С, В поисках себя, личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 
1984.-335с. 
Кон И.С. Открытие Я. - М.: Политиздат, 1978. -367 с. 
Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Медицинская психология - 2-е изд„ перераб. И 
доп - М.: Медицина, 1984,- 272с. 
                                     59 
15. Латова И.П. Психологические условия эффективности профессиональной 
деятельности работников  социальных служб.  -М.:  Изд-во  МГСУ  «Союз», 
1999.- 127с. 
16. Лучшие психологические тесты. - Петрозаводск, 1992. - 285с. 
17. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитиию 
-СПб: Речь, 2001.-201с. 
18.   Менделевич В.Д. Клиническая психология. - М.: МЕДпресс, 1998. - 588с. 
19.   Немов   Р.С.   Психология   Кн.1.   Общие   основы   психологии.   - 
 М.: 
Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576с. 
20. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека. - 
Вопросы психологии. - 1995. - №2 - с. 12 
21. Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования/ пер. с 
англ. жамкочьян М.С. под ред. Магуна B.C. - М: Аспект - Пресс, 2000. - 
607с. 
22. Психология / Под. общ. ред . Дружинина В.Н. - СПб.: Питер, 2ОО.-672с. 
23. Роджерс  К.   Клиент-центрированная   психотерапия  /  Пер.   с   англ. 
  Т. 
Рожковой, Ю.Овчинниковой, Г. Пимочкиной. - М.: Апрель. Пресс, Изд-во 
ЭКСМО - Пресс,2002. -512с. 
24. Романова И.А.  Основные направления исследования самопонимания в 
зарубежной психологии. Психологический журнал. - 2001. -№1 - с. 102-114. 
25.   Романова     О. Л.      Экспериментально-психологическое 
исследование 
особенностей личности больных страдающих физическими недостатками. - 
Журнал неврологии и психиатрии Им. С.С. Корсакова. - 1982. - №2- с. 94-98. 
26.   Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: 
Изд-во МГУ, 1989.-215с. 
27.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 303с. 
28. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Просвещение, 1983 - 284с. 
29. Цукерман Г.А., Мастер Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интерпракс, 
1995.-288с. 
                                   30. 60 
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии.- М.: Прогресс, 1997. 
50с. 
Шильштейн Е.С. Особенности презентации «Я» в подростковом возрасте. - 
Вопросы психологии. - 2000.- №2- с.37-42. 
                                                                      Приложе 
                                                                      ние 4. 
               Методика Дембо-Рубинштейн (здоровые подростки) 
|№/№|Здоровье |Ум,       |Характер|\вторитарн|Терпиливос|Внешность|Уверен, в  | 
|   |         |способ.   |        |осп       |ть        |         |себе       | 
|                  |Эклер,  |Контр,  |Эклер,  |Контр,  |Экпер.  |Контр,  | 
|                  |группа  |группа  |группа  |группа  |группа  |группа  | 
|« С фиксацией на  |53,9    |36,2    |61,7    |46,4    |44,7    |26,7    | 
|самозащите»       |        |        |        |        |        |        | 
|«С  фиксацией  на |28,6    |31      |29,3    |21,4    |27,4    |40      | 
|препятствии»      |        |        |        |        |        |        | 
|« С фиксацией на  |17,5    |32,8    |9       |32,2    |27,9    |33,3    | 
|удовлетворении    |        |        |        |        |        |        | 
|потребности»      |        |        |        |        |        |        | 
                                                               Таблица 2.2.1 
         Сравнительный анализ показателей оценки, силы, активности в 
                  экспериментальной и контрольной группах 
|Исследуемый  |Среднее значение  |Среднее значение по фактору пола         | 
|фактор       |                  |                                         | 
|             |В эксп. |В контр |В эксперементальной |В контрольной группе| 
|             |Группе  |Группе  |группе              |                    | 
|             |        |        |Мальчики  |Девочки  |Мальчики  |Девочки  | 
|Оценка       |4,7     |4,8     |1,6       |1,8      |1,7       |1,8      | 
|СКО          |1,8     |2,2     |0,7       |0,9      |0,6       |0,5      | 
|Сила         |2,3     |3,6     |1,2       |0,2      |1Д        |1Д       | 
|СКО          |0,9     |1,3     |0,4       |1Д       |0,7       |0,7      | 
|Активность   |3       |2,6     |1Д        |0,9      |1Д        |1,2      | 
|СКО          |1,3     |1,6     |0,8       |1        |0,8       |0,6      | 
 СКО - среднее квадратичное отклонение 
[pic] 
      Рис.2.2.1.    Распределение    показателей    оценки,    силы, 
      активности    в экспериментальной и контрольной группах. 
Страницы: 1, 2, 3 
	
	
					
							 |