Пубертатный кризис
	
	Пубертатный кризис
                       Кризис 13 – 17 лет. 
    Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими  изменениями 
условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они  касаются  физиологии 
организма, отношений, складывающихся  у  подростков  со  взрослыми  людьми, 
сверстниками,  уровня  развития  познавательных  процессов,  интеллекта   и 
способностей. Во всем этом намечается  переход  от  детства  к  взрослости. 
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в  организм 
взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка  перемещается 
из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения 
в группах сверстников строится  на  более  серьезных,  чем  развлекательные 
совместные  игры,  делах,  охватывающих  диапазон  видов  деятельности,  от 
совместного труда над чем-нибудь до  личного  общения  на  жизненно  важные 
темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток   вступает  уже  будучи 
интеллектуально развитым  человеком  и  располагая  способностями,  которые 
позволяют ему  занять  определенное  место  в  системе  взаимоотношений  со 
сверстниками. 
    В подростковом возрасте последовательно  появляются  две  особые  формы 
самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». 
    Когда говорят, что ребенок взрослеет,  имеют  в  виду  становление  его 
готовности к жизни в обществе  взрослых  людей,  причем  как  равноправного 
участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной  взрослости 
— и физически, и  психологически,  и  социально.  Он  объективно  не  может 
включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные  со 
взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во 
внешнем  облике,  в  манерах/.  Внешний  вид  подростка  часто   становится 
источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье  .  Подросток 
стремится внешне ничем не отличаться  от  сверстников.  Желание  слиться  с 
группой,  ничем  не  выделяться,  отвечающее  потребности  в  эмоциональной 
безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и 
называют социальной мимикрией. 
    Подражание взрослым не ограничивается манерами  и  одеждой.  Подражание 
идет  и  по  линии  развлечений,  романтических  отношений.  Независимо  от 
содержания этих отношений копируется «взрослая» форма:  свидания,  записки, 
дискотеки  и  т.п.  Одновременно  с  внешними,  объективными   проявлениями 
взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе  как 
к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым  человеком. 
Эта субъективная сторона взрослости считается центральным  новообразованием 
младшего подросткового возраста (11 — 13 лет). 
    Чувство взрослости,  являясь  особой  формой  самосознания,  не  жестко 
связано  с  процессом  полового  созревания.  Можно  сказать,  что  половое 
созревание  не  становится   основным   источником   формирования   чувства 
взрослости. Бывает, что высокий, физически развитый мальчик ведет себя  еще 
совсем по-детски, а его маленький сверстник с тонким голоском ощущает  себя 
взрослым человеком и требует от окружающих признания этого факта. 
         Как проявляется чувство  взрослости  подростка?  Прежде  всего,  в 
желании, чтобы все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как  к 
маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со 
старшими и идет на конфликты, отстаивая свою  «взрослую»  позицию.  Чувство 
взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить 
некоторые стороны своей жизни  от  вмешательства  родителей,  Это  касается 
вопросов внешности, отношений с  ровесниками,  иногда  учебы.  В  последнем 
случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения 
домашних заданий и т.п., но  зачастую  и  помощь.  Кроме  того,  появляются 
собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.  Подросток 
с жаром отстаивает их  (будь  то  пристрастие  к  какому-то  направлению  в 
современной музыке или  отношение  к  новому  учителю),  даже  несмотря  на 
неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все  нестабильно, 
взгляды могут измениться через пару  недель,  но  защищать  противоположную 
точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. 
         Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые 
усваиваются  детьми   в   это   время.   Появляется   моральный   «кодекс», 
предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях  со 
сверстниками Чувство  взрослости  становится  центральным  новообразованием 
младшего подросткового возраста, а к концу  периода,  примерно  в  15  лет, 
подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков 
себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» —  система 
внутренне согласованных представлений а себе, образов «Я». 
      Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а 
затем  происходит  постепенное  усложнение   и   углубление   самопознания. 
Подросток открывает для себя  свой  внутренний  мир.  Сложные  переживания, 
связанные  с  новыми   отношениями,   свои   личностные   черты,   поступки 
анализируются им пристрастно. Подросток хочет  понять,  какой  он  есть  на 
самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать  себя  ему 
помогают друзья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, 
и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться 
в себе  самом  порождают  и  исповедальность  в  общении  с  ровесником,  и 
дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии. 
    Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в  самокопание,  приводит  к 
недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте  оказывается  низкой 
по своему общему уровню и неустойчивой. 
    Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже  постоянно 
наблюдают за ними, оценивают их.. Имея  воображаемую  аудиторию,  подросток 
чувствует  себя  в  центре  внимания  окружающих,  иногда  даже  совершенно 
незнакомых прохожих на улице. Он  все  время  открыт  чужим  взглядам,  что 
усиливает  его  ранимость.  Подростки  противоречивы,  и  свойственная   им 
ранимость часто сочетается с грубостью. 
    С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом  возрасте 
склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые 
чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных 
вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости. 
    Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны  — 
они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления  о 
собственной  внешней  привлекательности,   представления   о   своем   уме, 
способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте  и 
других качествах,  соединяясь,  образует  «Я-концепцию»  —  так  называемое 
реальное «Я». 
    Познание  себя,  своих  различных  качеств  приводит   к   формированию 
когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны  еще 
два — оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой 
он  есть  на  самом  деле,  но  и  насколько  значимы  его   индивидуальные 
особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся 
главным образом благодаря влиянию семьи  и  сверстников.  Разные  подростки 
поэтому по-разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или 
физической силы. Кроме того, представлениям о себе  должен  соответствовать 
определенный  стиль  поведения.  Девочка,  считающая  себя  очаровательной, 
держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя  некрасивой, 
но очень умной. 
    Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты  обычно 
диссонируют, сочетание разных  образов  «Я»  негармонично.  Неустойчивость, 
подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового  возраста 
приводит к изменчивости  представлений  о  себе.  Иногда  случайная  фраза, 
комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в  самосознании.  Когда 
же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого  человека  или 
поступок самого подростка  ему  противоречит,  часто  включаются  механизмы 
психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым,  струсил. 
Рассогласование его  представлений  о  себе  и  реального  поведения  может 
вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он  начинает 
убеждать всех, и прежде всего себя, что этот  поступок  был  разумным,  его 
требовали  обстоятельства,  и  поступить  иначе  было  бы  глупо  (механизм 
рационализации); или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели — 
трусы, каждый поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п. 
    Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное  «Я».  При 
высоком уровне притязаний  и  недостаточном  осознании  своих  возможностей 
идеальное  «Я»  может  слишком  сильно  отличаться  от   реального.   Тогда 
переживаемый подростком разрыв между  идеальным  образом  и  действительным 
своим  положением  приводит  к  неуверенности  в  себе,  что  внешне  может 
выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности/ Когда  идеальный  образ 
представляется достижимым, он  побуждает  к  самовоспитанию.  Подростки  не 
только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и  стремятся 
развить в себе желательные качества. 
    Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у 
подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны 
проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к 
созданному ими самими идеалу. Кроме  того,  у  многих  сохраняется  детская 
надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный  день  слабый  и  боязливый 
вдруг нокаутирует первого в классе силача и  нахала,  а  троечник  блестяще 
напишет  контрольную  работу.  Вместо  того  чтобы  действовать,  подростки 
погружаются в мир фантазий. 
    В  конце  подросткового  возраста,  на  границе   с   ранней   юностью, 
представления о себе стабилизируются и образуют  целостную  систему  —  «Я- 
концепцию». У  части  детей  «Я-концепция»  может  формироваться  позже,  в 
старшем школьном возрасте. Но  в  любом  случае  —  это  важнейший  этап  в 
развитии    самосознания.    Подросток    обладает     сильными,     иногда 
гипертрофированными  потребностями  в  самостоятельности  и  в  общении  со 
сверстниками.  Подростковая  самостоятельность  выражается  в  основном   в 
стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а 
также в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности  так 
ярко проявляются в поведении, что говорят о «подростковых реакциях». 
    Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга,  иногда  «запойные»  — 
характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковый  возраст 
без увлечений подобен детству  без  игр.  Выбирая  себе  занятие  по  душе, 
подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и познавательную 
потребность, и некоторые другие. 
    Именно в этот период появляется потребность в серьезной  самостоятельной 
деятельности, которая в принципе может удовлетворяться  в  рамках  школьного 
обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст  сензитивен 
к переходу учебной деятельности  на  более  высокий  уровень.  Учение  может 
приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по  самообразованию  и 
самосовершенствованию  Характер   увлечений   подростка   тесно   связан   с 
интенсивным становлением  в  данном  возрасте  типа  характера.  Общение  со 
сверстниками  -  у  подростков  столь  же  эмоционально,  что  и  увлечения. 
Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на  учение, 
и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.  Ведущей  деятельностью 
в   этот   период   становится    интимно-личностное    общение.    Наиболее 
содержательное  и  глубокое  общение  возможно  при  дружеских   отношениях. 
Подростковая дружба  —  сложное,  часто  противоречивое  явление.  Подросток 
стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей.  Обычно 
он  ищет  в  друге  сходства,  понимания  и   принятия   своих   собственных 
переживаний и установок. Отношения со взрослыми прежде всего  с  родителями, 
— еще одна  значимая  сфера  отношений  подростков.  Влияние  родителей  уже 
ограничено — иваются все сферы  жизни,  как  это  было  в  младшем  школьном 
возрасте, но его значение  трудно  переоценить.  Мнение  сверстников  обычно 
наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками  и  девочками,  в 
вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой,  современной  музыкой 
и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных  проблем, 
нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от  позиции 
родителей. 
    В то же время для подростков  характерно  стремление  к  эмансипации  от 
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении,  они 
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними  в  правах. 
То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон  период,  зависит 
главным образом от стиля воспитания, сложившегося в  семье,  и  возможностей 
родителей перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка. 
          Одна из ярких особенностей  подросткового  возраста  —  личностная 
      нестабильность.  Она  проявляется  прежде  всего   в   частых   сменах 
      настроения,    аффективной    «взрывчатости»,    т.е.    эмоциональной 
      лабилъностии,   связанной    с    процессом    полового    созревания, 
      физиологическими перестройками в организме. 
          Но  личностная  нестабильность  —  это   больше,   чем   колебания 
      эмоционального   фона.   Для   подростка    характерна    нравственная 
      неустойчивость.  Нормам,  правилам  поведения  большинство  подростков 
      следует для того, чтобы оправдать ожидания  значимых  для  них  людей, 
      сохранить с ними хорошие отношения, получить их одобрение.  Ориентация 
      на оправдание  ожиданий,  одобрение  или  на  авторитет  и  определяет 
      неустойчивость  поведения  подростков,  их  зависимость   от   внешних 
      влияний. Поскольку подростки ищут для себя  референтные  группы  среди 
      сверстников и нуждаются в  близких  друзьях,  часто  мнение  последних 
      становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы  («за 
      компанию») дети  совершают  поступки,  на  которые  самостоятельно  не 
      решились бы и о которых позже могут жалеть. 
          Подросткам свойственна и  неустойчивая  самооценка.  Так  же,  как 
      поведение, их самосознание во многом зависит от внешних влияний.  Как- 
      то особенно посмотрела на перемене девочка — и подросток кажется  себе 
      лучше и интереснее, чем раньше. О личностной нестабильности  подростка 
      судят и по реальному проявлению  у  него  совершенно  разных  качеств, 
      часто   противоположных,   по   противоречивости   его   характера   и 
      устремлений. В подростковом  возрасте  у  одного  и  того  же  ребенка 
      стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается  с  показной 
      независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость —  с 
      развязностью,   сентиментальность   —   с   черствостью,   чувственное 
      фантазирование — с сухим мудрствованием. Подросток  хочет  быть  таким 
      же, как все, и пытается выделиться, отличиться любой ценой; борется  с 
      авторитетами,  общепринятыми  правилами  и  идеалами  и   обожествляет 
      случайных кумиров. 
                                         Список Литературы. 
    1. Р.С. Немов – Психология обазования. 
    2. Л.С. Выготский – Психолгия. 
	
	
					
							 |