Психология сознания Вундта
	
	Психология сознания Вундта
                              РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ 
              МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА 
                                   РЕФЕРАТ 
                                  НА ТЕМУ: 
                            «ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ» 
                                  ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71 
                                     АРСЕНЬЕВА Н.И. 
                                  ПРОВЕРИЛА   ЕВДОКИМОВА О.В. 
                                 РЯЗАНЬ 2004 
   Вундт (Wundt) Вильгельм  (18.06.1832,  Маннгейм  –  31.08.1920,  Лейпциг) 
—немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г.  в  Лейпцигском 
университете первую в  мире  лабораторию  экспериментальной  психологии.  На 
основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте,  открываемом 
посредством тщательной и  строго  контролируемой  интроспекции,  он  пытался 
выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства)  и 
установить основные законы  душевной  жизни  (например,  закон  „творческого 
синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась  физиология, 
в силу  чего  психология  Вундта  получила  название  „физиологической“.  Но 
исследование  высших  психические   процессов,   по   его   мнению,   должно 
осуществляться  при  помощи   других   методов   (анализ   мифов,   обрядов, 
религиозных представлений, языка),  что  нашло  отражение  в  его  10–томном 
труде „Психология народов“. В решении психофизической  проблемы  исходил  из 
гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили  Э. Титченер,  О. Кюльпе, 
Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл. 
Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением 
экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. 
Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии 
научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную 
(идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его 
описать 
Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания. 
1879г – рождение научной психологии  (лаборатория  Вундта).  Физиологическая 
психология  –  по  методу  эксперимента  из  физиологии.  Сужение   предмета 
психологии – сознание. Сознание – это то,  что  доступно  интроспекции,  оно 
существует  только  в  самонаблюдении.   Основной   метод   –   интроспеция, 
эксперимент – вспомогательный. 
Сложные психические процессы изучает психология народов. 
4 основные цели: 
1. Описание свойств сознания 
2.  Выделение  элементов  сознания  (атомов)  –  ощущения,  представления  и 
   чувствования 
3. Обнаружить отношения между ними 
4. Сформулировать общие законы душевной жизни 
Свойства сознания: 
1)  ритмичность  (связанность,  группировка  впечатлений)  –  сознание  есть 
   структура 
2) неоднородно – центр и периферия 
3) имеет объем  –  количество  простых  впечатлений,  которое  испытуемый  в 
   данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди 
   по-разному группируют впечатления  –  выделение  области  поля  внимания. 
   Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное  время 
   воспринимает ясно  и  отчетливо  7+-2.  Можно  увеличить  –  апперцепция: 
   процесс преобразования, укрупнения единиц сознания. 
Элементы сознания: 
|Объективные                         |Субъективные                        | 
|Ощущения – модальность,             |Чувствования – эмоциональные        | 
|интенсивность, протяженность.       |переживания:                        | 
|Титченер: свойства ощущения –       |                                    | 
|сенсорная ясность (интенсивность) и |                                    | 
|отчетливость.                       |                                    | 
|Представления – связь ощущений      |Удовольствие – неудовольствие       | 
|                                    |Напряженность – разрядка            | 
|                                    |Возбуждение - успокоение            | 
Отношения между элементами: 
   1) перцепция (пассивно) 
    - ассоциации 
      - по сходству 
      - по контрасту 
      - по временной и пространственной смежности 
      - причинно-следственные 
    - слияние 
    - ассимиляция 
    - диссимиляция 
    - компликация (склеивание) 
   2) апперцепция (активно) 
Общие законы душевной жизни: 
      А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны 
      Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо 
      В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым 
      Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения  цели  может  порождать 
новые цели. 
Особенности психологии Вундта: 
1. Структурность 
2. Атомизм 
3. Ассоцианизм 
4. Эмпиризм 
5. Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции. 
Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя  в  нем.  Позволяет 
описывать свойства сознания, выделять  элементы,  прослеживать  связи  между 
ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула.  Опыт  должен 
быть непосредственным. 
2 вида: систематическая и аналитическая. 
Рефлексия  –  источник  саморазвития.  Появляется  при  развитии  ребенка  – 
самоидентификация. Источник  р.-  взаимоотношение  со  средой,  несовпадение 
действий и результатов. 
Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод. 
«Преимущества» метода: 
1.  Возможность  удвоения  сознания  -   Локк   (но   только   для   простых 
   автоматических действий – дробная интроспекция) 
2.  В  сознании  непосредственно  отражается  причинная  связь   психических 
   явлений (далеко не всех) 
3.  Интроспекция  поставляет  психические  факты  без  искажений  (искажения 
   неизбежны) 
Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм.  Плотин  –  интроспективная 
трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает  Ум  (идеи).  Ум 
порождает Душу. 2 формы – небесная  и  земная.  Путь  души  –  от  центра  к 
периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания  направлен  внутрь 
– самонаблюдение и самопознание как функция души. 
Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть  восприятие  того, 
что  происходит  у  человека  в  его  собственном   уме.   Познается   путем 
интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание  состоит 
из идей, они  бывают  простыми  и  сложными,  сложные  состоят  из  простых, 
образуются путем ассоциаций). 
Локк – 2 вида опыта: 
   1. Внешний – связан с ощущениями от предметов 
   2. Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума. 
Ограничения метода интроспекции: 
1.  По  объекту:  метод  позволяет  изучать  только  себя.  Но:  Титченер  – 
   аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого 
   – эмпатия. 
2. Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит  что- 
   то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов. 
3. Необъективность. 
4. Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах) 
5. Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения 
6. Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с 
Современное понимание: это  психическая  реальность,  специфическая  область 
психической жизни. Не метод, а объект исследования.  Неосознаваемое  –  тоже 
часть рефлексии. 
|                        |Метод интроспекции      |Использование данных    | 
|                        |                        |самонаблюдения          | 
|Что и как наблюдается   |Рефлексия или наблюдение|Непосредственное        | 
|                        |за деятельностью своего |постижение фактов       | 
|                        |ума                     |сознания (моноспекция)  | 
|Использование           |Основной способ         |Сырой материал для      | 
|                        |получения научных знаний|дальнейшего анализа     | 
Сбор  сырых  данных  с  помощью  самонаблюдения   для   дальнейшей   научной 
обработки,  а  не  непосредственное  усмотрение  законов  психической  жизни 
методом интроспекции. 
Проблемы самоотчета: 
1) проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями 
2) проблема ограниченности внимания – отчет можно дать  только  о  том,  что 
   находится в фокусе внимания 
3) действие защитных механизмов 
Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по  внешним 
проявлениям (проблема реконструкции): 
 - психофизиологические корреляты 
 - мимика 
 - вербалика 
 - продукты деятельности 
Вундт - разделение  целого  на  элементы  (чистые  ощущения).  Необходимость 
интроспекции.  Анлитическая:  выделение  ощущений.  Ощущение  как  отражение 
свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность). 
	
	
					
							 |