Психологический анализ коллектива осужденных 
	
	Психологический анализ коллектива осужденных 
§ 2. Психологический анализ коллектива осужденных 
  Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании. 
В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через 
коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и 
целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с 
этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на 
организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет 
однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек — индивидуальностей, 
личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При 
создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной 
деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся 
отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д. 
  Этот принцип должен соблюдаться применительно к различным группам 
осужденных, находящихся в колониях разного режима. Но и в колонии каждого 
типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы, 
соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, 
учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы 
по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную 
помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который 
формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою 
очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив'. 
  Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из 
членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в 
этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко, 
который писал: «Я то и дело пересматри- 
 'См.: Глоточком АД., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима. М., 1968, 
                                                                       с. 9. 
 вал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения 
 социальной и человеческой ценности»'. 
 Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому 
 воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об 
 удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в 
 данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это 
 группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают 
 активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое 
 главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других 
 осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести 
 воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал 
 коллектива в целом. 
 Группа резерва — это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, 
 принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной 
 инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц. 
Группа пассива — осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего 
поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся 
ситуации. 
Последней является группа тредновоспитуемых, к которым относятся лица, не 
только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в 
трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному 
воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта 
группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать 
на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных 
членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, 
более сильные подразделения и коллективы. 
Воспитатель и коллектив контактируют с осужденным не только прямо и 
непосредственно, но и через малую группу. И от того, на чьей стороне она 
находится, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность. 
Малые группы возникают самостоятельно, независимо от администрации, как 
правило, стихийно. Практически в любом коллективе осужденных на любой 
стадии его развития имеются малые группы. В исправлении и перевоспитании 
осужденных они играют особую роль: в них создается тот «микроклимат», 
который оказывает нередко решающее влияние на поведение осужденных, со всей 
силой здесь действуют механизмы подражания, соперничества и 
самоутверждения. В малой группе воспитателю приходится иметь дело с 
групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными традициями. 
 'Макаренко А.С. Соч. Т. 1, М., 1957. с. 241. 
Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью 
осужденного, всегда стоит малая группа. Возникнув, она проходит свой путь 
развития, внутри группы создается определенная структура, выражающаяся в 
установлении иерархии отношений членов группы. Любой член каждой из этих 
групп выполняет обязанности в соответствии с отведенной ему ролью. В такой 
группе всегда имеется лидер, вожак, вторые, третьи и т. д. В малой группе с 
положительной направленностью обычно складываются товарищеские, дружеские 
отношения, проявляются взаимные симпатии. В процессе организации и 
становления отрицательно направленной малой группы часто возникает 
нездоровое соперничество, а порой и борьба между отдельными лидерами. 
Побеждает тот, кто сумеет подчинить себе остальных осужденных. Захватив 
лидерство, вожак перестает сам лично творить суд и расправу. Всю черную 
работу он поручает другим осужденным, оставляя за собой функцию 
организатора. Ни о какой истинной дружбе между членами отрицательно 
направленной малой группы не может быть и речи. 
                 Формы проявления конфликтов в ИТУ чрезвычайно многообразны: 
от скрытых состояний неудовлетворенности, которые могут быть очень 
длительными, до открытых столкновений интересов, до групповых аффективных 
действий. 
Каждый конфликт в своем развитии проходит ряд стадий: 1) начало, 
характеризующееся возникновением отрицательных чувств, столкновением 
интересов, противоречивостью мнений, вкусов; 2) формирование конфликтных 
отношений; 3) открытое столкновение конфликтных сторон; 4) разрешение 
возникших противоречий. Все это важно знать для профилактики, 
предупреждения и разрешения конфликтов. Правильное разрешение конфликтов 
всех индивидов, особенно психопрофилактика, имеет важное значение для 
исправления и перевоспитания осужденных. 
Гуманизация исправительно-трудовой системы, очевидно, будет осу-, 
ществляться через разработку и внедрение более мягких мер наказания, 
сокращение сроков наказания, введение альтернативных лишению свободы мер по 
отношению к лицам, совершившим преступление. Все это потребует более 
серьезных и всесторонних психологических исследований по разработке и 
внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на 
личность, группу, коллектив осужденных. Перспективным является исправление 
правонарушителя через исповедь, покаяние, примирение с потерпевшим, что 
создает предпосылки для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации и 
создания перспективы для социальной адаптации. 
В ряде ИТУ достигаются заметные  успехи  в  ресоциализирующей  деятельности, 
особенно  там,  где  администрация  и  персонал  приобщаются   к   опыту   и 
теоретическому наследию известных педагогов и  психо-логов,  где  образуется 
сплоченный коллектив квалифицированных  сотрудников,  формируются  механизмы 
социально  адаптированной  групповой   интеграции   в   среде   заключенных, 
создаются перспективы личностного самоутверждения, определяются  перспективы 
исправления,  сопровождающиеся  получением  определенных  льгот,   создается 
перспектива будущего. 
 § 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их 
    перевоспитания 
  Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при 
активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению 
самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и 
взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание 
воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. 
Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия, 
которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны 
обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на 
конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и 
дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на 
коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на 
каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с 
отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В 
сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка 
идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не 
утверждая, что до личности нам нет никакого дела»'. 
  Воздействие на коллектив, использование коллектива для воздействия на 
отдельную личность не исключает и целенаправленного личностного воздействия 
воспитателя на каждого отдельного осужденного. Для этого применяются 
следующие основные методы. 
  Метод убеждения. Он чаще всего реализуется в ходе проведения 
индивидуальных бесед. Как и любое психическое общение, беседа сочетает в 
себе цели изучения и воздействия на личность. 
  Во время бесед разъясняются сущность и конечная цель действий 
администрации исправительного учреждения, чтобы осужденные поняли, что цели 
действий администрации полностью совпадают с их собственными интересами. 
Осужденные должны знать, какими путями они могут облегчать себе переходный 
период к жизни и деятельности в об- 
 ' Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169. 
щем коллективе российских граждан. Эти знания будут способствовать 
направленности их деятельности, волевых и интеллектуальных способностей на 
достижение таких промежуточных целей. Создается отрицательное отношение 
осужденного к своему прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело 
его к совершению преступления. Без подобного изменения отношения к своему 
прошлому поведению не может создаться новое отношение ктруду, к жизни, 
новое мировоззрение. 
Убеждение направлено и на пробуждение у осужденного чувства совести и т. п. 
Метод регулирования психических общений. Воспитатель имеет большую 
возможность влиять на психические общения, регулировать те из них, которые 
складываются у осужденного с работниками колоний, с другими осужденными, с 
родными, близкими ему людьми. 
Воспитательное воздействие представителей общественных организаций и 
коллективов существенно дополняется встречами с лицами, ранее отбывавшими 
наказание в данной колонии и ставшими полноценными гражданами российского 
общества. 
Особое значение имеет осуществление контакта осужденного с семьей, который 
во многом способствует выработке у него положительных качеств, изменению 
его отрицательных психических состояний. В этом немаловажная роль 
принадлежит и воспитателям колонии, которые должны обеспечить в необходимых 
случаях связи с семьей, соответствующее отношение членов семьи к 
осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях воспитательного 
воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно 
подготавливать. Перед свиданием воспитатель информирует их о тех 
изменениях, которые произошли в психологии данного осужденного, о возможных 
путях укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично 
подсказать наиболее целесообразную линию их поведения при свидании и т. д. 
Для достижения целей перевоспитания воспитатель должен использовать все 
психические общения, в которые вступает осужденный. 
Метод передачи информации. Специально и целенаправленно отбираемая 
информация, поступающая к осужденному, должна способствовать восполнению 
его социального опыта, получению и переработке им сведений, которых он 
раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей показывает, что очень 
важно собирать" сведения о том, как живет семья осужденного в настоящее 
время, как ей оказывают помощь государство, коллектив, где он раньше 
работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил вред 
государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы 
его дети росли нормальными гражданами. Такие факты существенно влияют на 
выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде, 
скорее вернуться к нормальной жизни. 
	
	
					
							 |