Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии) 
	
	Проблема связи латеральеых профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии) 
                                                          На правах рукописи 
                                      МОСКВИН    Виктор   Анатольевич 
                     ПРОБЛЕМА    СВЯЗИ ЛАТЕРАЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ 
                   С ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ РАЗЛИЧИЯМИ ЧЕЛОВЕКА 
                                  (в дифференциальной психофизиологии) 
                                            19.00.02 - Психофизиология 
                                                  А В Т О Р Е Ф Е Р А Т 
                               диссертации  на соискание ученой степени 
                                             доктора психологических наук 
                                                                    Уфа    – 
2002 
               Работа выполнена на кафедре  общей  психологии  Оренбургского 
государственного университета 
                 Научные  консультанты:         -    доктор  психологических 
наук, 
профессор Е.Д. Хомская, 
                                       - доктор медицинских наук, 
                                           профессор А.П. Чуприков 
                 Официальные оппоненты:    -    доктор психологических наук, 
профессор  А.М. Черноризов 
                                                                           - 
доктор  медицинских наук, 
профессор С.А. Лобанов 
                                                                           - 
доктор  биологических наук, 
профессор  З.А. Янгуразова 
                   Ведущая   организация              -      Психологический 
институт РАО 
                 Защита состоится    «14»   мая  2002 г.     в  10 часов 
        на заседании  диссертационного   Совета  Д - 212.013.07   по  защите 
        диссертаций  на соискание  ученой  степени  доктора  психологических 
        наук  при Башкирском государственном университете  по адресу: 
        450074, г. Уфа-74, ул. Фрунзе, 32. 
                  С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского 
      государственного университета. 
            Автореферат разослан:   «  10  »   апреля  2002 г. 
         Ученый секретарь 
       диссертационного Совета, 
          кандидат          психологических           наук,           доцент 
   Э.Г. Аминев 
                            ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА  РАБОТЫ 
      Актуальность  темы исследования. В психофизиологии в  настоящее  время 
проведено  большое  число    исследований   по   разработке   концепции   об 
иерархической   организации   субъективной    реальности    человека   (Б.Г. 
Ананьев, 1977; Ю.И. Александров, 1997; В.В.  Белоус, 1996;  Э.А.   Голубева, 
1990, 1993;  Н.Н. Данилова, 1992, 1998; В.Д. Небылицин, 1976;  В.С.  Мерлин, 
1986; В.М.  Русалов,   1979;  и  др.).   Изучена  вероятностная  организации 
центральных   механизмов   речи   (Г.А.    Аминев,    1972),     исследованы 
индивидуальные различия в психофизиологии цветового зрения  (Ч.А.  Измайлов, 
Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов, 1989),   многоуровневые  коды  индивидуальных 
различий   памяти   (Э.Г.   Аминев,   1996),   индивидуальные    особенности 
микроэлементного  обеспечения  в  многоуровневой  системе   индивидуальности 
(Т.Б. Великжанина, 1998),  проведен  психофизиологический  анализ  жизненных 
ритмов иерархической индивидуальности (Р.Г. Фаизова, 1999) и  др.  Вместе  с 
тем,  существует  необходимость   дальнейшей   разработки   дифференциальной 
психофизиологии   с    учетом    особенностей    межполушарных    отношений. 
Функциональные асимметрии мозга человека  (ФАМ)  давно  привлекают  внимание 
специалистов  разных научных школ (Н.Н. Брагина,   Т.А.  Доброхотова,  1981, 
1988;  Т.А. Доброхотова, Н.Н.  Брагина,  1991,  1994;   В.М.  Мосидзе,  Р.С. 
Рижинашвили, З.В. Самадашвили, Р.И. Турашвили,  1977;  Е.Д.  Хомская,  1987; 
Е.Д.  Хомская,  Н.Я.  Батова,   1998;  А.П.  Чуприков,   А.Н.  Линев,   И.А. 
Марценковский,  1994;  и  др.).  Важной  эта  проблема    является   и   для 
дифференциальной психофизиологии (В.В. Суворова, 1975;  В.В. Суворова,  М.А. 
Матова,  З.Г. Туровская, 1988;  М.К.  Кабардов,  М.А.  Матова,  1988;   М.К. 
Кабардов, 2001; С.А. Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001). 
      Выделение  психофизиологии   как   самостоятельной   дисциплины   было 
проведено основателем нейропсихологии  А.Р.  Лурия  (1973а).    Он   отмечал 
также   необходимость     разработки     собственных    нейропсихологических 
(естественнонаучных)  подходов  к проблеме   индивидуальных  различий  (А.Р. 
Лурия,  1984).  Методики  диагностики латеральных признаков (или  проявлений 
  "парциального   левшества"  по   А.Р.   Лурия)    позволяют    исследовать 
особенности мозговой  локализации  высших  психических  функций  человека  и 
использовать эти методики  по отношению   к здоровым  людям. 
      В последние годы был выполнен  целый ряд работ, направленных на  поиск 
связи  разных  признаков  и  показателей   асимметрии    человека    с   его 
индивидуально-психологическими    особенностями   (Л.Л.    Шмакова,     С.Е. 
Волошенко, 1983;  В.Н. Клейн, В.А.  Москвин,  А.П.  Чуприков,   1986;   Т.К. 
Чернаенко, Б.В. Блинов, 1988;  Е.Д.  Хомская,   Ф.М.  Гасимов,  1994;   Е.Д. 
Хомская,   И.В.Ефимова,   Е.В.Будыка,   Е.В.Ениколопова,   1997;   и   др.). 
Особенности   межполушарной   организации   мозга    и    определяемые    ею 
индивидуальные различия в когнитивных  стилях   подтверждены  и  зарубежными 
исследователями (P. Bacan, 1971; D. Galin, R. Ornstein, 1974; S.  Arndt,  D. 
Berger, 1978; L. Smokler, J. Sherwin,  1979;  D.  Charman,  1979;  N.Sakano, 
1982; C. Mascie-Tailor, 1981; E. Harburg, P.Roeper, F.Ozgoren,  A.Fildstain, 
1981;  W. Montgomery, G.  Jones, 1984;   J.  Shattel-Nauber,   J.  O'Reilly, 
1983; и др). 
      В настоящее время  в психологии   сложилось новое направление, которое 
   занимается   изучением  корреляций   латеральных  признаков   человека  с 
индивидуальными  особенностями (В.А.  Москвин,  1988,  1990;  Е.Д.  Хомская, 
1996). Его  можно  рассматривать  как нейропсихологию  нормы   или  же,  как 
психофизиологический подход к  проблеме  индивидуальных  различий  с  учетом 
функциональных асимметрий   человека. 
      Ряд авторов  считает,  что "современная   нейропсихология,   взятая  в 
полном  объеме  своей проблематики,  ориентирована  на   изучение   мозговой 
организации  психической  деятельности не только в патологии, но и в  норме. 
Последнее    фактически    приводит    к    слиянию    нейропсихологии     с 
психофизиологией" (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев, 1997, с.  5).   Эти  авторы 
также   отмечают,   что    "современная   психофизиология    как   наука   о 
физиологических основах психической деятельности и  поведения,  представляет 
собой область  знания,   которая  объединяет    физиологическую  психологию, 
физиологию  ВНД, "нормальную" нейропсихологию  и системную  психофизиологию" 
     (Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев,  1997,  с.  6).   Таким  образом,  можно 
считать,  что  нейропсихология  индивидуальных  различий,   дифференциальная 
психофизиология     и   психология   индивидуальности   являются     разными 
сторонами  одной и той же области  знаний.  Это  позволяет говорить  о  том, 
что   данное  исследование выполнено на стыке  этих  дисциплин. 
      Проблема  функциональных  асимметрий  мозга (ФАМ)  в  настоящее  время 
активно  разрабатывается  специалистами  различных  областей  науки,  в  том 
числе она вызывает  большой  интерес  и  у  представителей  дифференциальной 
психофизиологии  (Э.А. Голубева, 1993;   Н.Н.  Данилова,  1992,  1998;  В.В. 
Суворова,  1975;  В.В. Суворова, М.А. Матова,  З.Г.  Туровская  1988;   С.А. 
Изюмова, 1995; Е.П. Ильин, 2001; М.К. Кабардов, 2001; и др.). 
       В  свое  время  Б.Г. Ананьев  также   указывал  на  наличие  проблемы 
связи   ФАМ   с   индивидуальными   различиями   и  выделял    два    класса 
индивидных  свойств  (возрастно-половых  и  индивидуально-типических).    Он 
считал,  что  "во  второй  класс   входят   конституциональные   особенности 
(телосложение   и   биохимическая   индивидуальность),     нейродинамические 
свойства   мозга,     особенности     функциональной    геометрии    больших 
полушарий (симметрии -  асимметрии,  функционирования  парных рецепторов   и 
эффекторов)"  (Б.Г.  Ананьев,  1977,  с.  209).   Известный   специалист   в 
области   дифференциальной  психофизиологии   В.М.  Русалов   (1979)   также 
отмечает   необходимость   исследования   связи  ФАМ     с   индивидуальными 
различиями (считая, однако,  это задачей  нейропсихологии). 
      Разработка  проблемы  функциональных  асимметрий  мозга   продолжается 
 уже не одно  десятилетие, тем не менее, она все   еще  далека   от   своего 
окончательного    разрешения,  что   связано   с  рядом    теоретических   и 
методических   трудностей.  Несмотря  на   имеющиеся    сложности,  проблема 
исследования  особенностей ФАМ  человека  имеет  большую  актуальность   для 
 дифференциальной  психофизиологии   с  целью    получения   новых   данных, 
которые  могут    быть    использованы    при   решении     дифференциально- 
диагностических   задач,   для    решения    вопросов    профориентации    и 
профотбора,  для оптимизации  определенных   видов   деятельности,  а  также 
для оптимизации  учебного процесса. 
      Однако, если закономерные  связи  латеральных   профилей  с некоторыми 
психическими  процессами (например,  когнитивными, регуляторными,   а  также 
со стилями  эмоционального  реагирования)  уже  установлены  (В.А.  Москвин, 
1990),  то индивидуальные  особенности   временной  перцепции,  мнестических 
и   речевых   функций   человека   (в   связи   с   профилями    латеральной 
организации)  все  еще остаются  малоисследованными.   Если   индивидуально- 
психологические    особенности    праворуких     с    разными     вариантами 
латеральных профилей  в определенной  степени  уже  изучены  (В.А.  Москвин, 
1990; Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова,  1997),  то 
 исследования  индивидуальных  особенностей  леворуких  с разными  профилями 
  латеральности  (в  контексте    возможной  их  связи    с  индивидуальными 
характеристиками)   до  настоящего   времени    также     отсутствуют.    Не 
разработанность   указанных    проблем    и   важность   их   решения    для 
дифференциальной    психофизиологии   и  предопределило   их  значимость   и 
актуальность. 
      Цель   исследования.   Теоретически  и   экспериментально   обосновать 
взаимоотношения  и  взаимосвязь  латеральных  признаков   и   вариантов   их 
сочетаний  с   индивидуально-психологическими   особенностями,   исследовать 
распространенность латеральных признаков в норме и  в  аномальных  выборках, 
рассмотреть причины генеза латеральных  признаков  и  факторы,  влияющие  на 
них; изучить связь  латеральных признаков  с  индивидуальными  особенностями 
эргичности у праворуких и  леворуких  испытуемых,   исследовать  особенности 
временной  перцепции,   мнестических    и  речевых     функций   (с   учетом 
показателей активности, произвольности - непроизвольности) у  здоровых   лиц 
 с разными  вариантами индивидуальных профилей   латеральности,  исследовать 
возможную   связь   латеральных   профилей   с    особенностями    процессов 
цветовосприятия. 
      Задачи исследования. Для достижения  названных  целей   предполагалось 
решить  следующие  задачи: 
   1. Исследовать особенности распространенности  латеральных  признаков  и 
      вариантов их сочетаний в разных профессиональных выборках (на примере 
      нормы). 
   2. Исследовать особенности распространенности  латеральных  признаков  и 
      вариантов их сочетаний в аномальных выборках (на  примере  страдающих 
      олигофренией, у  возбудимых  психопатических  личностей,  у  детей  и 
      подростков, страдающих энурезом, у детей  и  подростков  с  тиками  и 
      логоневрозами, у больных хроническим  алкоголизмом,  у  подростков  с 
      проявлениями наркозависимости,  у цветоаномалов). 
   3.  Найти  экспериментальные  подтверждения  гипотезы  о  гетерогенности 
      факторов латерального предпочтения. 
   4. На основе  корреляционно-факторного  анализа  выявить   статистически 
      значимые    связи     вариантов   латеральных    профилей    здоровых 
      леворуких     мужчин     с      их     индивидуально-психологическими 
      особенностями  (с учетом  возможной  связи разных показателей   пробы 
      А.Р. Лурия «перекрест рук» с параметром эргичности). 
   5. Выявить  статистически  значимые   связи   латеральных   профилей   с 
      особенностями  временной перцепции в норме  и  патологии  (у  больных 
      хроническим алкоголизмом). 
   6. Исследовать особенности динамики эмоциональных состояний  в  процессе 
      изменений  межполушарного  взаимодействия   у   больных   хроническим 
      алкоголизмом. 
   7. Выявить  статистически  значимые   связи   латеральных   профилей   с 
      некоторыми особенностями   мнестических  процессов  (произвольного  и 
      непроизвольного  видов  запоминания)   в   норме,     опосредованного 
      запоминания по А.Р. Лурия. 
   8.  Выявить  статистически  значимые  связи   латеральных   профилей   с 
      особенностями   речевых    функций    (по    данным     дихотического 
      тестирования). 
   9. Выявить  возможные  корреляции  мнестических  и речевых   функций   с 
      другими    индивидуально-психологическими    особенностями   здоровых 
      испытуемых. 
  10. Выявить  статистически  значимые   связи   латеральных   профилей   с 
      особенностями  процессов  цветовосприятия  (на  примере   больных   с 
      цветоаномалиями). 
      Объект исследования.  В  экспериментах  приняли   участие  более  трех 
тысяч человека разного пола,  разных  возрастных  групп  и  принадлежащих  к 
разным профессиональным выборкам, как в норме, так и  при  патологии.  Более 
подробно  характеристики  обследованных  выборок   представлены   в   главах 
экспериментальных  исследований.  Индивидуальные   латеральные   особенности 
исследовались   с  помощью  "Карты  латеральных  признаков".  Для  выявления 
индивидуально-психологических  особенностей   использовалась    компьютерная 
психодиагностика. Особенности  речевой  активности исследовались  с  помощью 
 процедуры  дихотического тестирования. Достоверность   результатов   работы 
 обеспечивалась  за  счет большого  объема   экспериментального    материала 
и  использования    современных   статистических   методов   анализа   (А.П. 
Кулаичев, 1999). 
      Предмет  исследования   -   индивидуальные    различия    субъективной 
реальности человека,  обусловленные    латеральными   особенностями.  Работа 
является    частью  системных  исследований   латеральной   индивидуальности 
человека,  разрабатываемой   в  рамках    дифференциальной   психофизиологии 
кафедрой  общей психологии   Оренбургского   государственного   университета 
совместно  с   факультетом   психологии   МГУ   им.   М.В.  Ломоносова   под 
общим  руководством проф.  Е.Д. Хомской. 
      Гипотеза  исследования. Рабочая гипотеза  исследования   исходила   из 
концепции об  иерархической   организации   субъективной   реальности  (Б.Г. 
Ананьев, 1977; Ю.А. Александров, 1997; В.В.  Белоус, 1996;  Э.А.   Голубева, 
1993;  Н.Н. Данилова, 1992,  1998;    В.Д.  Небылицин,  1976;  В.С.  Мерлин, 
1986;  В.М.  Русалов,   1979;    Е.Д.  Хомская,  1987,  1996;    и  др.)   и 
состояла  в том,  что    в  норме   разные  варианты  профилей   латеральной 
организации должны иметь  закономерные   связи  с  особенностями  активности 
реализации   ряда  психических  процессов   (в  частности,  с  особенностями 
временной   перцепции,   с   особенностями    мыслительных,    мнестических, 
вербальных, речевых процессов,  с  индивидуальными  особенностями  процессов 
цветовосприятия). 
      Альтернативой   гипотезы    является    представление   о   том,   что 
индивидуальные    профили     латеральности    у    практически     здоровых 
испытуемых никак не  связаны  с индивидуальными   особенностями   реализации 
психических  процессов,  а  варианты   латеральных  профилей   у   леворуких 
мужчин  не  имеют   значимых  корреляций   с  индивидуально-психологическими 
особенностями (показателями эргичности). 
      На  защиту  выносятся  следующие  положения: 
     1.  В  выборках  больных  разных   нозологий   отмечается   аномальное 
        распределение  латеральных  признаков  и  вариантов  их   сочетаний 
        (латеральных профилей). 
     2. Латеральные признаки имеют гетерогенную природу происхождения. 
     3.  На  примере   унилатеральных   леворуких   мужчин   показано,  что 
        варианты  латеральных  профилей   леворуких   связаны    с  разными 
        индивидуально-психологическими      особенностями     (показателями 
        эргичности). 
     4. Диагностическое  значение  пробы   А.Р. Лурия  "перекрест  рук"   в 
         структуре  латеральной    организации  унилатеральных    леворуких 
        аналогично  ее значению у праворуких. 
     5. Индивидуальные профили  латеральности   обнаруживают  статистически 
        значимые корреляции   с  индивидуальными   особенностями  временной 
        перцепции в норме и при патологии. 
     6.  Индивидуальные  профили   латеральности    практически    здоровых 
        испытуемых     обнаруживают     корреляции     с    индивидуальными 
        особенностями   произвольного  и  непроизвольного  запоминания,   с 
        особенностями опосредованного запоминания. 
     7.  Индивидуальные  профили   латеральности    практически    здоровых 
        испытуемых     обнаруживают     корреляции     с    индивидуальными 
        особенностями реализации речевой   деятельности  -   более  высокие 
        показатели  коэффициента  правого  уха  связаны  с  более  высокими 
        показателями экстраверсии (эргичности). 
     8. Особенности процессов цветовосприятия (в виде цветоаномалий) 
        связаны с индивидуальными особенностями  распределения  латеральных 
        признаков. 
      Научная новизна.  Впервые   в  рамках   системно-субъектного   подхода 
(Б.Ф.  Ломов,  1984;  А.Г.  Асмолов,  Б.С.  Братусь,   Б.В.Зейгарник,   В.А. 
Петровский,  Е.В.  Субботский,   А.У.  Хараш,   Л.С.  Цветкова,  1979;  А.Г. 
Асмолов, 1984, 1986;  В.С. Мерлин,  1981, 1986; и др.)  и  в  рамках  такого 
направления    как    дифференциальная   психофизиология    экспериментально 
подтверждена гипотеза о гетерогенности факторов  латерального  предпочтения, 
установлена  закономерная   связь   вариантов     латеральных   профилей   с 
показателями эргичности, установлено диагностическое  значение пробы    А.Р. 
Лурия   "перекрест   рук"   в  структуре    латеральной   организации    как 
праворуких, так и  леворуких,  предложена  и  экспериментально  подтверждена 
психофизиологическая   модель   динамики   эмоциональных   состояний     при 
воздействии  этанола  у  больных   хроническим   алкоголизмом,   установлена 
закономерная   связь  индивидуальных профилей   латеральности   человека  (с 
учетом показателей пробы А.Р.   Лурия  «перекрест  рук»)  с  индивидуальными 
стилями временной перцепции,  с  индивидуальными   особенностями  реализации 
мнестических процессов  и особенностями речевой   активности  у  практически 
 здоровых  лиц с учетом  полового  диморфизма,  выявлена  связь  латеральных 
признаков    с    особенностями    аномалий    цветовосприятия.    Проведена 
концептуальная    разработка   такого   направления   как   дифференциальная 
нейропедагогика,  в  рамках  которого  полученные    данные    могут    быть 
использованы  для оптимизации образовательного процесса. 
      Теоретическое    значение.      Полученные    результаты     расширяют 
теоретические  познания в    области  дифференциальной  психофизиологии   (с 
учетом  свойств  иерархической индивидуальности и  латеральных  особенностей 
человека). 
      Практическое  значение.  Разработан способ диагностики  индивидуальных 
особенностей параметра «эргичности» у  праворуких  и  леворуких  испытуемых, 
способы диагностики индивидуальных  стилей  временной  перцепции,  предложен 
способ диагностики алкогольных постинтоксикационных состояний  и  устройство 
для  его  осуществления,  способ  диагностики  индивидуальных   особенностей 
реализации мнестической и речевой деятельности у  лиц  с  разными  профилями 
латеральной организации,   способ  диагностики  индивидуальных  особенностей 
опосредованного  запоминания;  а   также   способ   диагностики   активности 
процессов цветовосприятия.  Методики  и   полученные   данные   могут   быть 
использованы   в  целях  профориентации   и  профотбора   к  соответствующим 
видам  деятельности. Они также  могут  быть  использованы   для  оптимизации 
учебной  деятельности  и реализации принципов дифференцированного обучения. 
      Апробация работы. Основные  результаты  диссертационного  исследования 
докладывались на рабочем совещании  «Межполушарные  отношения  и  память»  в 
Институте биологической  физики   (Пущино,  1984),   на   Всесоюзной  школе- 
семинаре  «Охрана  здоровья  леворуких  детей»  (Ворошиловград,  1985),   на 
совещании-семинаре «Клиническое аспекты современной проблемы  функциональной 
асимметрии мозга» (Минск, 1989),  на  IX  Всесоюзной  конференции  «Проблемы 
нейрокибернетики»  (Ростов-на-Дону,  1989),    на   Международных    научных 
конференциях  «Проблемы  менеджмента  и  рынка»  (Оренбург,  1996-2000),  на 
юбилейной  конференций   «Социальная  и  судебная  психиатрия:   история   и 
современность»  в  ГНЦС  и  СП  им.  В.П.  Сербского  (Москва,   1997),   на 
Всероссийской конференции «Гуманитаризация образования как  фактор  развития 
региональной социообразовательной среды» (Оренбург, 1997), на  Международной 
научной конференции  «Асиметрiя мозку  в  нормi  та  при  патологii»  (Киев, 
1997), на I-й Международной конференции памяти А.Р.  Лурия  (Москва,  1997), 
на  Международной научно-практической конференция «Инновационные процессы  в 
образовании, науке и экономике России на пороге XXI века» (Оренбург,  1998), 
 на III Всероссийской научно-практической конференции  «Актуальные  проблемы 
клинической психологии  и  психотерапии  в  условиях  современной  культуры» 
(Санкт-Петербург,   2001),   на   IV    Всероссийской    научно-практической 
конференции «Формирование гуманитарной среды и  внеучебная  работа  в  вузе, 
техникуме, школе» (Пермь, 2001),  на  IV  Всероссийской  научно-практической 
конференции «Психология  и  психотерапия.  Психотерапия  детей,  подростков, 
взрослых:   состояние   и   перспективы»    (Санкт-Петербург,    2002),   на 
Всероссийской научно-практической конференции  «Психология и ее  приложения» 
(Москва, 2002). 
      Структура и объем диссертации. Диссертация  состоит  из  введения,   9 
глав, заключения, выводов, списка литературы и  приложений.  Основной  текст 
диссертации занимает 299 страниц, общий объем  диссертации  –  368  страниц. 
Список  литературы  включает   600   наименований,    из   них   466   работ 
отечественных авторов и  134  иностранных.    Основной  текст    диссертации 
содержит  28 таблиц и 28 графиков, а также 12 приложений. 
                            ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 
      Во    введении   обосновывается    теоретическая     и    практическая 
актуальность  темы  исследования, определяются  цели и задачи,  обозначаются 
  рабочая   и  альтернативная   гипотезы,  раскрывается   научная   новизна, 
теоретическая  и  практическая   значимость,  объект  исследования   и   его 
методическое  оснащение, формулируются  положения, выносимые на защиту. 
      В первой главе дается  обзор   отечественной и  зарубежной  литературы 
по проблемам связи функциональных асимметрий человека с  его  индивидуально- 
психологическими   особенностями.   Анализируется   значение    исследования 
N.Sakano (1982), который валидизировал  критерии  определения  "парциального 
левшества" А.Р.Лурия на больших контингентах японской и  немецкой  популяций 
(свыше 2 тыс.) и показал, что асимметрия пробы "перекрест  рук"  (по  данным 
ЭЭГ) связана в значительной степени с функциями лобных долей и  отражает  их 
относительное доминирование. Этот интересный факт   нуждается  в  дальнейшем 
изучении, он обращает на себя внимание  новым  подходом  и  диагностическому 
значению  пробы  "перекрест  рук"  и  дает  возможность  по-новому   оценить 
некоторые исследования прежних лет,  в  частности,  работы  В.Д.  Небылицына 
(1976),  считавшего  лобные  доли  нейрофизиологическим  субстратом  "лобно- 
ретикулярного"  и  "лобно-лимбического"  комплексов  мозга.  По  мысли  В.Д. 
Небылицына (1976), левая  и  правая  лобные  доли  находятся  в  реципрокных 
взаимоотношениях и определяют  два  основных  параметра  индивидуальности  - 
"общую активность" и "эмоциональность". 
      Эти  представления  согласуются  с  исследованиями  ряда  авторов   (в 
частности, Н.Н.  Даниловой,  1985),  подтвердившей  наличие  ретикулярной  и 
септогиппокампальной систем активации мозга,  что  позволило  ей  предложить 
двухфакторную модель  регуляции  функциональных  состояний.  Первая  система 
регулирует функциональные  состояния  в  условиях  бодрствования,  повышение 
активации этой системы соответствует росту эффективности выполнения  заданий 
и  обозначается  автором,  как  "продуктивная  активация".  Вторая   система 
"связана  с  развитием  эмоциональных  состояний,  переживания  тревожности, 
стресса". Высокие ее уровни неблагоприятны  для  выполнения  заданий  и  она 
обозначается  как  "непродуктивная  активация"  (Н.Н.  Данилова,  1985).   С 
приведенными данными согласуются также результаты  изучения  нейрохимических 
различий левого  и  правого  полушарий  мозга,  которые  выявили  отчетливую 
межполушарную нейрохимическую асимметрию, а именно: связь активности  левого 
полушария   с   работой   катехоламинергической   системы,   а   правого   - 
серотонинергической (В.М. Поляков, Л.С. Кораидзе, 1983; Э.Г.  Симерницкая  и 
соавт., 1986). 
      Эти   данные   позволяют   сделать   предположение    о    латеральных 
нейрофизиологических  и  нейрохимических  основах  индивидуальных  различий, 
которые могут находить проявление в умственной и  эмоциональной  активности, 
а также в особенностях регуляторных процессов (с учетом имеющихся  данных  о 
связи  левого  полушария  с  произвольной  функциями  -  А.Р.  Лурия,   Э.Г. 
Симерницкая, 1975; Э.Г. Симерницкая, 1978, 1985; Е.Д. Хомская,  1982,  1987; 
и др.). 
      В  обзоре  приведены  разные  подходы   к   проблеме   поиска   связей 
функциональных  асимметрий  и  латеральных   признаков   с   индивидуальными 
особенностями, причины  неудач  и  недостатки  первых  исследований  в  этой 
области.  Анализ  литературы,   посвященный   поиску    связи    латеральных 
признаков   человека  с  особенностями  организации  и   реализации   высших 
психических функций, позволил выделить три основных круга  проблем  или  три 
основных направления этих исследований: 
      1.  Изучение  связи   функциональных   асимметрий   с   индивидуально- 
психологическими    особенностями    человека    ("когнитивными    стилями", 
особенностями восприятия, темперамента, эмоциональной сферы и др.); 
      2. Изучение связи функциональных асимметрий с патологией; 
      3. Изучение гетерогенности природы латеральных признаков у человека. 
      Анализ   работ,   приведенных   в   литературном   обзоре,    позволил 
сформулировать  общую   проблему   исследования,   как   проблему   изучения 
латеральных признаков и вариантов их сочетаний   -  индивидуальных  профилей 
латеральности  (ИПЛ) - в  связи  с   особенностями  реализации   психических 
процессов, как  в норме, так и при  патологии. 
      Вторая глава  посвящена методам экспериментального  исследования.  Для 
изучения  особенностей  функциональных  асимметрий  человека  использовались 
методики  А.Р.  Лурия   (1969),   направленные   на   оценку   "парциального 
левшества", методики определения асимметрий анализаторных  систем,  а  также 
пробы других авторов, включенные в "Карту латеральных  признаков"  (по  А.П. 
Чуприкову, 1985).  Данная  методика  в  настоящее  время  достаточно  широко 
применяется для выявления латеральных особенностей человека. 
      Исходя из системы измерений "рука-ухо-глаз" для праворуких  испытуемых 
нами   было  выделено  4  варианта  латеральных   профилей,   которые   были 
обозначены следующим образом: ППП - праворукие с доминирующим правым ухом  и 
глазом (унилатеральные правши), ППЛ - правши с  правым  доминантным  ухом  и 
левым ведущим глазом, ПЛП - праворукие с левым  доминантным  ухом  и  правым 
ведущим глазом, ПЛЛ - правши с  сочетанием  ведущего  левого  уха  и  глаза. 
Исходя  из  этой  системы  измерений,   аналогичным  образом  выделялись   и 
латеральные  профили  леворуких  (с  учетом  обратного  знака   асимметрии). 
Адекватность такого подхода ранее была подтверждена нашими   работами  (В.А. 
Москвин, 1986, 1988, 1990). 
      Исследование     индивидуально-психологических     особенностей      и 
индивидуальных  стилей  эмоционального  реагирования  леворуких   испытуемых 
проводилось с помощью следующего набора психометрических опросников:  ПДТ  - 
психодиагностического теста (Ш.А.  Губерман,  Л.Т.  Ямпольский,  1983;  В.М. 
Мельников, Л.Т. Ямпольский, 1985),  ШРЛТ  -  шкал  реактивной  и  личностной 
тревожности Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1976) и опросника Айзенка. 
      Исследование индивидуальных особенностей студентов вуза проводилось  с 
использованием  батареи методик, включающих такие известные тесты как  ММРI, 
  «16-ФЛО»   Р.Кеттела,  опросник  Леонгарда-Шмишека,   опросник   Т.Элерса, 
опросник Краунда-Марлоу, УСК,  «Цветовой тест» Люшера и ряда  других.  Выбор 
указанных методик был обусловлен  тем,  что  данная  работа   проводилась  в 
рамках  более  широкого   исследования   корреляций   профилей   латеральной 
организации   человека   с   индивидуально-психологическими   особенностями, 
проводимого  кафедрой  общей   психологии   Оренбургского   государственного 
университета совместно с факультетом психологии  МГУ  им.  М.В.  Ломоносова. 
Поэтому   набор   данных   методик   был   обусловлен   рамками   указанного 
исследования.     В    целом,    индивидуальные    особенности    испытуемых 
исследовались  с  помощью  80    психодиагностических   параметров   (шкал). 
Проводилось  исследование  показателей   непроизвольного   и   произвольного 
запоминания (Н.К. Киященко  и  соавт.,  1975),  показателей  опосредованного 
запоминания с помощью методики «пиктограмма» (по А.Р.Лурия) и  слухо-речевых 
функций с помощью методики дихотического тестирования. 
      Статистическая обработка ряда  данных   исследования  проводилась    с 
использованием непараметрических критериев: метода  углового  преобразования 
выборочных долей по Фишеру и критерия Вилкоксона-Манна-Уитни  (Е.В.  Гублер, 
1978).   Выбор  указанных  методов  был  обусловлен  тем,   что   показатели 
распределения  латеральных  признаков  не  подчиняются  закону   нормального 
распределения (Г.Г. Шургая  и  соавт.,  1987).  При  подсчете  достоверности 
различий  средних  значений  в   ряде   случаев   использовался   t-критерий 
Стьюдента. Одним из  основных  методов  статистической  обработки  данных  в 
диссертации  являлся  метод  факторного  анализа,   который   проводился   с 
использованием  базовой  программы  "STADIA"  (А.П.  Кулаичев,  1999).   При 
анализе  полученных  результатов  использовался   также   метод   построения 
регрессионных моделей по Брандону. 
      Во   втором   разделе   главе   излагаются    данные    по    изучению 
распространенности  латеральных  признаков   и   вариантов   ИПЛ.   Изучение 
распределения  латеральных  признаков  и  латеральных  профилей   в   разных 
выборках   населения   (с   учетом    возраста,    пола,    профессиональной 
принадлежности и т.п.) представляется достаточно важным не только в  научном 
плане, а также и для того, чтобы иметь нормативные данные  при  исследовании 
аномальных выборок. 
      Для исследования распространенности латеральных признаков в  норме   с 
помощью «Карты  латеральных  признаков»  было  обследовано  606  практически 
здоровых испытуемых. В  первую  выборку  вошло  330  студентов-однокурсников 
медицинского вуза (г. Луганск, Украина), из них 124  юноши и 206 девушек   в 
возрасте от 20 до 30 лет. Аналогичное исследование было проведено во  второй 
выборке, в которую вошло 276 здоровых молодых мужчин (г. Луганск,  Украина), 
 в основном демобилизованных из армии и проходящих  медкомиссию  в  связи  с 
оформлением в органы УВД,  также в возрасте от 20 до 30 лет и  с  одинаковым 
образовательным уровнем (со средним или средним  специальным  образованием). 
Распространенность  латеральных  признаков  изучалась   в   соответствии   с 
описанной  методикой,  вариации  латеральных  профилей   рассматривались   в 
системе «рука-ухо-глаз». 
      Среди   студентов-мужчин    группа   ППП   составила   54,0   %,   что 
свидетельствует о факте большей распространенности унилатеральных правшей  в 
системе измерений «рука-ухо-глаз».   В  группу  ПЛП  студентов-мужчин  вошло 
14,5 %, в группу  ППЛ  –  13,7%,  в  группу  ПЛЛ  –  6,5%.  Леворукие  среди 
студентов-медиков составили 11,3  %, что  существенно  превысило  процентное 
содержание леворуких во второй выборке мужчин (4,0  %,   р  <  0,01)  и  что 
может отражать особенности данной профессиональной выборки. 
      Среди 206 студенток максимально также была представлена группа  ППП  – 
48,5%,  что  свидетельствует  о  большей  распространенности  унилатеральных 
правшей и среди женщин. В группу ПЛП у них вошло 15,5 %,   в  группу  ППЛ  – 
26,7 %, в группу ПЛЛ – 8,3%. Леворукие  среди   студенток-медиков  составили 
всего 1,0 %.  Достоверным оказалось увеличение левоглазых  женщин  в  группе 
ППЛ по сравнению с  мужчинами  (26,7  %  и  13,7%,  р  <   0,002),  а  также 
накопление леворуких среди мужчин по сравнению с женщинами – 11,3 %  и  1,0% 
(р < 0,001) что может отражать особенности обследованной выборки. 
      Исследование 276 мужчин  второй  выборки  показало,  что  максимальную 
распространенность в ней также обнаружили лица с унилатеральными  признаками 
ППП (праворукие с ведущим правым ухом и глазом), которые составили 47,8%.  В 
группу ПЛП («левоухие» правши с правым  ведущим  глазом)  вошло  13,4  %,  в 
группу ППЛ («левоглазые» правши с правым ведущим ухом)  –  23,9%,  в  группу 
ПЛЛ -  8,7%. Леворукие в данной выборке составили 4,0%,  амбидекстры  –  2,2 
%.  При  анализе  полученных  данных  интересным  оказался  тот  факт,   что 
нарастание леволатеральных признаков  в  системе  измерений  «рука-ухо-глаз» 
также   сопровождается   увеличением    процентного    соотношения    левого 
доминантного локтя  в пробе «перекрест рук».  Во  второй  выборке  мужчин  в 
группе ППП левый показатель этой пробы составил 51,5%, в группе ПЛП -   54,1 
% (р > 0,05), в группе ППЛ – 62,5 %  (р < 0,03), а в группе ПЛЛ  -   75,0  % 
(р <  0,01).  По  мере  нарастания  леволатеральных  признаков  парциального 
доминирования также  снижается  и  общий  показатель  «рукости»  (по  данным 
сенсибилизированного опросника по А.П. Чуприкову). В группе ППП он  составил 
 «+ 20,6» балла, в группе ПЛП -  «+ 20,4» балла, в группе  ППЛ   -   «+19,8» 
балла, а в группе ПЛЛ – «+ 18,5» балла,  в  группе  амбидекстров  -   «+7,2» 
балла, у леворуких -  «- 13,9» балла. В целом во второй выборке  усредненный 
показатель «рукости» составил «+ 18,5» балла. 
      Интересным оказался тот факт, что, несмотря на ведущий  левый  глаз  у 
испытуемых группы ППЛ,  тем не  менее,   74,2  %   из  них  при  пользовании 
винтовкой (по данным пробы «прицеливание»)   предпочитали  целиться  все  же 
правым  глазом.  У  «правоглазых»  леворуких  в  ряде  случаев   наблюдается 
обратная  зависимость.  Очевидно,  что  этот  факт  связан  с  особенностями 
зрительно-моторной  координации при пользовании винтовкой и, таким  образом, 
свидетельствует о малой  валидности  пробы  «прицеливание»  для  определения 
ведущего  глаза.  Более  эффективной  в  данном   случае  оказывается  проба 
«дырочка  в  карте».  Этот  факт  свидетельствует  о  том,  что   необходимо 
дифференцировать природу генеза латеральных признаков,  которые  могут  быть 
обусловлены как генетическими, так и функциональными  факторами,  связанными 
с научением или особенностями сенсомоторной координации. Это подтверждают  и 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
	
	
					
							 |