Мировоззрение человека 
	
	Мировоззрение человека 
Новосибирский колледж электроники 
                                   Реферат 
                          По курсу “Обществознание” 
                           Мировоззрение человека 
                                                               Выполнил 
                                                  студент 122 группы 
                                                        Прудников С.Г. 
                                                      Проверила 
                                                       Черепанова Е.В. 
                              Новосибирск 2003 
                                 Содержание 
Введение..............................................................3 
    1.Что такое мировоззрение? .......................................4 
    2.Каким бывает мировоззрение? ................................4 
   3.Три основных типа мировоззрения .........................5 
   3.1 Обыденное мировоззрение……………………….5 
   3.2 Религиозное мировоззрение……………………...6 
   3.3 Научное мировоззрение..........................................7 
   4.Сознательно формируемое мировоззрение..............8 
   5.Общество и формирование мировоззрения..............8 
   5.2 Тоталитарное общество...........................................8 
    5.1 Демократическое общество....................................9 
    6.Мировоззрение нашей эпохи.....................................9 
   7.Вывод………………………………………………..10 
   8.Список используемой литературы...........................13 
                                                                           2 
                                   Введение. 
В мире нет двух человек с одинаковыми узорами на коже 
пальцев, нет двух человек с одинаковой судьбой. Каждый человек индивидуален 
и неповторим. Нет и двух человек 
с одинаковым духовным миром. Но означает ли это, что 
его ничто не объединяет с другим? 
Разумеется, нет. Людей объединяет очень многое: родина, 
место жительства, положение в обществе, язык, возраст. 
Но то, что объединяет – оно и разъединяет: у людей может 
быть разное место жительства, различное место в жизни 
общества, другой язык, возраст. В духовном мире тоже есть 
объединяющее и разъединяющее людей: духовные инте – 
ресы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень 
 знаний. Анализ памятников духовной культуры всех этапов 
развития человечества, так же как и анализ духовного мира 
наших современников, показывает, что одним из важней – 
ших элементов является мировоззрение. 
                                                                           3 
                         1.Что такое мировоззрение? 
             В самом простом, наиболее распространённом понимании 
мировоззрение – это совокупность взглядов человека на 
мир, который его окружает. Есть и другие, близкие миро - воззрению слова: 
миропонимание, миросозерцание. Все они 
предполагают, с одной стороны, мир, который окружает 
человека, а с другой – то, что связано с деятельностью 
человека: его ощущения, созерцания, понимания, его воз – 
зрения, взгляд на мир. 
  Мировоззрение отличается от других элементов духовного 
мира человека тем, что оно, во – первых, представляет со – 
бой взгляды человека не на какую – то отдельную сторону 
мира, а именно на мир в целом. Во – вторых, мировоззрение 
представляет собой отношение человека к окружающему его миру: боится, 
страшится ли человек этого мира, или он 
живёт в ладу, в гармонии с ним? 
  Таким образом, мировоззрение – сложное явление духов – 
ного мира человека. 
                        2.Каким бывает мировоззрение? 
  Прежде всего, отметим, что мировоззрение человека но – 
сит исторический характер: каждая эпоха человеческой ис – 
тории обладает своим уровнем знаний, своими проблемами, 
стоящими перед людьми, своими подходами к их решению, 
своими духовными ценностями. 
  Можно сказать: сколько людей, столько и мировоззрений. 
Однако это будет неверно. Ведь мы уже отмечали, что лю – 
дей не только разъединяет нечто, но и объединяет общность 
родины, языка, культуры, истории своего народа, имущест – 
венного положения. Людей объединяют школа, характер 
образования, общий уровень знаний, общие ценности. Поэ – 
тому неудивительно, что у людей могут быть сходные, об – 
щие позиции в рассмотрении мира, в его осознании и оцен – 
ке. 
                                                                           4 
                          Классификация типов мировоззрения может быть раз – 
личной. Так, в истории философии прослеживается несколько подходов к 
выработке мировоззренческих установок. Одни  из них приоритет отдают Богу 
(теоцентризм) или природе (природоцентризм), другие – человеку 
(антропоцентризм), либо обществу   (социоцентризм), либо знаниям, науке 
(знаниецентризм, наукоцентризм). Иногда мировоззрение делят на 
прогрессивное и реакционное. 
                          3.Три типа мировоззрения 
Распространено выделение следующих типов мировоз – 
зрения: обыденное, религиозная, научное. 
                         3.1 Обыденное мировоззрение 
  Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в 
процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют 
житейским мировоззрением. Взгляды 
человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными 
науки. Оно формируется стихийно, 
особенно если человек не интересовался мировоззренчес – 
кими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоя – 
тельно философию, не знакомился с содержанием религи – 
озных учений. Конечно, нельзя полностью исключить вли – 
яние религий или достижений науки, ибо человек постоян – 
но общается с различными людьми; ощутимо и влияние 
общедоступных средств массовой информации. Но преоб – 
ладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоз – 
зрение опирается на непосредственный жизненный опыт 
человека – и в этом его сила, но оно мало использует опыт 
других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного 
сознания как элемента мировой культуры – в этом его сла – 
бость. 
                                                                           5 
Обыденное мировоззрение распространено очень широко, 
поскольку усилие учебных заведений и пастырей церкви 
зачастую задевают лишь самую поверхность сферы духов – 
ной жизни человека и не всегда оставляют в ней заметный 
след. 
                        3.2 Религиозное мировоззрение 
  Религиозное мировоззрение – мировоззрение, основной которого являются 
религиозные учения, содержащиеся в 
таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, 
Коран, священные книги буддистов, Талмуд и ряде других. 
Напомним, в религии содержится и определенная картина 
мира, учение о предназначении человека, заповеди, напра – 
вленные на формирование его определенного образа жизни, 
на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет 
сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно 
отнести тесную связь с мировым культурным наследием, 
ориентацию на решение проблем, связанных с духовными 
потребностями человека, стремление дать человеку веру в 
возможность достижения поставленных целей. 
  Слабыми сторонами религиозного мировоззрения явля – 
ются непримиримость к другим жизненным позициям, не – 
достаточное внимание к достижениям науки, а подчас их 
игнорирования. Правда, в последнее время многие бого – 
словы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит 
задача выработки нового пути мышления, 
“о соразмерности 
Бога изменениям, даваемым наукой и технологией”. Но по – 
ка ещё богословы не могут определённо сказать, “какой 
именно тип согласия может быть установлен между лабо – 
раторной табуреткой и церковной скамьей”. 
                                                                           6 
                          3.3 Научное мировоззрение 
Является законным наследником того направления мировой 
Философской мысли, которое в своем развитии постоянно 
Опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, 
обобщенные итоги достижения человеческого познания, принципы 
взаимоотношения 
человека с естественной и искусственной средой обитания. 
Научное мировоззрение также имеет достоинства и недо – 
статки. К достоинствам отнесём его прочную обоснован – 
ность достижениями науки, реальность содержащихся в нём 
целей и идеалов, органическую связь с производственной и 
социальной практической деятельностью людей. Но нельзя 
закрывать глаза на то, что человек ещё не занял в нем пре – 
обладающего места. Человек, человечество, человечность – 
это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. 
Разработка этой триады – задача неисчерпаемая, но неис – 
черпаемость задачи требует не отстранения от неё, а нас – 
тойчивости в её решении. Это и является доминантой сов – 
ременной науки, призванной обогащать мировоззрение. 
  Поворот к человеку, человечеству, человечности, если он 
примет всеобъемлющий характер, может стать решающим 
облагораживающим фактором для всех типов мировоззре – 
ния; тогда их главной общей чертой станет гуманистическая 
направленность. 
  Такое мировоззрение наиболее перспективно для деятель – 
ности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно – 
технического, социального и экологичес – 
кого прогресса, однако человечество стоит ещё в самом на – 
чале пути к широкому овладению его основами. 
                                                                           7 
                    Сознательно формируемое мировоззрение 
В обществе издавна существовало и сознательное стремле – 
ние выработать целостное и обоснованное мировоззрение, 
в рамках которого была бы осмыслена вся история челове – 
чества, его познавательная и преобразовательная деятель – 
ность, культура и ценностные ориентации. Разработка ми – 
ровоззрения обычно идёт в русле определённой традиции, 
опираясь на то или иное направление в философии. Созна – 
тельное стремление выработать целостное мировоззрение 
проявляют различные социальные группы людей, полити – 
ческие партии, которые видят в нем основу не только своего 
духовного единения, но и программ конкретных действий 
по преобразованию общества. 
  Мировоззрение такого типа может строиться на самых 
разных философских основаниях. 
  Оно может быть и религиозным, и безрелигиозным, при – 
чём в первом случае его разработка осуществляется с опо – 
рой на теологию. Так, например, радикально отличаются 
друг от друга экзистенциалистская и позитивистская фило – 
софия, религиозные и атеистические философские концеп – 
ции. 
                    Общество и формирование мировоззрения 
Сегодня все здравомыслящие люди признают, что каждый 
человек должен быть свободен в выборе своего миповоз – 
зрения. Однако он не может быть свободен от обществен – 
ных отношений, и потому его выбор зависит не только от 
него самого, но и от общества, в котором он живёт. 
                            Тоталитарное общество 
В тоталитарных общественных структурах единое миро – 
воззрение закладывает в основу всей образовательной сис – 
темы, культуры, средств массовой информации. И человеку 
в этих условиях очень трудно осуществить действительно 
свободный выбор. 
                                                                           8 
                          Демократическое общество 
В демократическом обществе выбор мировоззрения явля – 
ется личным делом каждого гражданина без каких – либо 
ограничений. 
То же самое относится к мировоззренческой 
основе программных документов общественных органи – 
заций. 
  Государство следит лишь за тем, чтобы в них не содер – 
жались призывы к насилию, к насильственному свержению 
существующего строя. Вместе с тем само государство берет 
на себя обязанность предоставить каждому условия для 
овладения фундаментальными знаниями о природе, общес – 
тве, человеке, необходимыми для свободного и осознанного 
выбора системы ценностей, мировоззренческих позиций. 
                      Мировоззрение нашей эпохи (XX в.) 
Масштабы научно – технического прогресса и развитие 
образования в наше время просто несоизмеримы с тем, что 
происходило в XVIII – XIX. Можно сказать, что тот социальный мир, в котором 
мы живём, создан на основе науки. Промышленность, сельское хозяйство, 
транспорт, 
средства связи, информационное обеспечение, здравоохра – 
нение, культура, образование, наш быт просто немыслимы 
без использования научных знаний. Сегодня наукой во всем 
мире занимается свыше 5 млн. человек, тогда как к началу XIX в. было всего 
около тысячи ученых. 
Беспрецедентны масштабы развития образования в наше 
время. 
Ещё в прошлом веке подавляющее большинство людей не умели читать и писать. 
А к концу XX столетия уже свыше 
80 процентов населения мира стало грамотным. Сегодня в 
развитых странах законодательно закреплено всеобщее 
среднее образование и около половины выпускников сред – 
них школ продолжают учёбу в высших учебных заведениях. 
                                                                           9 
Активно реализуется непрерывное образование, сопровож – 
дающее человека всю его жизнь. 
Современные представления о мире сложились целиком на 
Основании достижения науки XX в. 
Теория относительности радикально изменила наше пони – 
мание пространственно – временных отношений, а кванто – 
вая механика – причинно – следственных связей. 
Современная космология нарисовала удивительную исто – 
рию эволюции Метагалактики, происходившую в течение 20 млрд. лет, раскрыла 
единство и целостность космоса, 
проявляющиеся прежде всего во взаимосвязи фундамен – 
тальных физических взаимодействий. 
Биология выявила молекулярные основы прцессов жизне – 
деятельности, проникла в тайны передачи наследственной 
информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики 
в синтетическую теорию, на основе которой удалось понять 
механизмы образования и изменения видов живых органи – 
змов. 
Синергетика доказала, что процессы самоорганизации могут происходить не 
только в мире живого, но и в неживой 
природе. 
Математика, химия, информатика, языкознание, психология 
и другие науки также внесли немалый вклад в современную 
научную картину мира. 
Мы имеем все основания сказать, что ни в одном из прош – 
лых столетий понимание человеком мира не претерпевало 
столь значительных изменений в результате развития науки, 
как в наш XX в. 
                                    Вывод 
Как бы многообразны ни были сегодня мировоззренческие 
ориентации людей, существует всё же нечто очень важное в 
современной культуре, с чем согласны все здравомыслящие 
жители планеты. 
                                                                          10 
Именно для нашего времени характерно всеобщее призна – 
ние ценностей демократии и прав человека, его экономии – 
ческой и политической свободы, свободы совести и выбора 
мировоззренческих ориентаций. 
Важнейшей заботой каждой страны сегодня является соз – 
дание эффективной экономики, восприимчивой к научно – 
техническому прогрессу, быстро откликающейся на воз – 
никшие потребности. 
Теперь, кажется, уже многие понимают, что эту задачу лю – 
бая страна может решить лишь на пути создания рынка, 
который должен стать органической частью мировой ры – 
ночной экономики. 
Сейчас все осознают огромное значение науки не только для практической 
деятельности общества, но и для его 
духовной жизни, для формирования современного миро – 
воззрения. 
Особую ценность приобретает в наше время образование. С ним связывают 
перспективы развития общества, его все в 
большей степени принимают во внимание при разработке 
различного рода стратегических социальных программ. 
Важнейшей характеристикой духовной культуры нашего 
времени является осознание целостности современного ми – 
ра, принципиальной невозможности ни одной стране раз – 
виваться изолированно. 
Неотъемленой частью картины мира являются в наши дни 
глобальные проблемы, выражающие глубинные противо – 
речия современного этапа единого исторического процесса. 
Сегодня у подавляющего большинства людей появилась 
аллергия на любые прявления догматизма, снижено доверие 
к политикам. 
Высокая оценка науки причудливо сочетается с широким 
распространением суеверий и современных мифов, нередко 
облаченных в научные одежды.                                             11 
 Как писал Ф. Тютчев, “чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в 
чудеса”. 
Наших современников беспокоит нарастание духовной 
апатии и нравственного нигилизма. Как это ни пародок – 
сально, но в нашем динамичном, взаимосвязанном, насы – 
                      щенном информацией мире человек нередко чувствует себя 
одиноким. 
И наконец, большинство людей на планете охватывает тре – 
вога за будущее. Это чувство вызывает прежде всего глав – 
ными проблемами современности: 
                  Как уменьшить социальную несправедливость 
                    в отношениях между людьми и народами? 
                     Скоро ли будет найдено их решение? 
                          Как выжить человечеству? 
По – видимому, эти проблемы будут ещё долго сохранять 
свой статус и наивысший рейтинг! 
                                                                          12 
Список используемой литературы: 
   1. И.П.Фарман. “Теория познания и философия культуры”. М., “Наука”, 1986 
      г. 
   2. Н.К.Вахромин. “Теория научного знания Иммануила 
   Канта”. М., “Наука”, 1986 г. 
   3. С.В.Арутюнов, Н.Г.Багдасарьям “Человек и общество” 
                                                                          13 
	
	
					
							 |