Конспект лекций по Основам психотерапии 
	
	Конспект лекций по Основам психотерапии 
                             Основы психотерапии 
                                   Лекции. 
  (Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного 
             Университета осенью 2002 года профессором Исуриной) 
                              Основные понятия. 
1.1. Определение. 
Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на 
психику и через психику на организм человека. 
Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине 
(лечение, здоровье). 
Определения психологические – основные понятия: межличностное 
взаимодействие, неадекватные  эмоции, конфликты и т. д. 
      - Психотерапия – 
персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между 
познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит 
человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и 
техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека. 
      - Психотерапия – 
целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма 
психологическими средствами. 
1.2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)- 
- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами. 
Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая 
интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения). 
           Виды вмешательств в медицине: 
1. фармакологические 
2. хирургические 
3. физикальные (физиотерапия) 
4. психотерапия (психологические) 
            Виды вмешательства в психологии (области распространения 
экспансии в психологии): 
1. педагого-психологическая 
2. организационная психология 
3.  клинико-психологическая 
   Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико- 
психологическое вмешательство. 
1.3. Клинико-психологическое вмешательство. 
Характеристики: 
1. Выбор средств – методы – те психологические средства, которые использует 
   психолог или психотерапевт,  реализуются в контексте взаимоотношений: 
                           А) беседа 
                           Б) тренинг 
                           В) межличностное взаимодействие 
2. Функции: 
   А) профилактика                       А) и Г) психол. консультирование 
   Б) лечение 
   В) реабилитация                        Б) и В) психотерапия 
   Г) развитие 
3. Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут 
   быть близкие цели и отдаленные). 
4. Теоретическая обоснованность. 
Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории. 
5. Эмпирическая проверка. 
Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую 
эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии. 
Исследования эффективности: 
      - репрезентативная выборка 
      - исследования до и после терапии с участием конкретной группы 
        (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем) 
      - катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний 
        катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет) 
      - независимый исследователь эффективности 
6. Профессиональные действия 
Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и 
профессионалами. 
Пункты 4,5,6 – отличают клинико-психологические интервенции от средне 
психологических воздействий. 
1.4. Психологическая коррекция. 
Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не 
медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить 
специфику термина – психокоррекция – это профилактика: 
            -     первичная профилактика – профилактика заболевания 
      - вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни 
      - третичная – профилактика инвалюризации 
1.5. Психологическое консультирование. 
Вид клинико-психологического вмешательства. 
В общем виде – профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей 
решения трудной ситуации. 
   3 подхода: 
1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних 
причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации. 
2). Личностно-ориентированное консультирование – анализ внутренних причин 
проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем. 
3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения 
проблемы. 
|                   Психотерапия         |    Психологическое консультирование    | 
|                                        |                                        | 
|1.средства воздействия и                |методы                                  | 
|психологические; широкий арсенал средств|психологические; преимущественное       | 
|                                        |средство – предоставление информации    | 
|                                        |                                        | 
|                                        |                                        | 
|2. цели                                 |изменений                               | 
|расширение позитивных                   |лучшее использование собственных        | 
|достижение более глубинных изменений    |ресурсов и улучшение качества жизни     | 
|                                        |                                        | 
|3. функции                              |развитие и профилактика                 | 
|лечение и реабилитация                  |обоснованность                          | 
|4. теоретическая                        |теоретическая психология                | 
|теоретическая психология                |                                        | 
                           Дополнительные различия 
|                          психотерапия  |     Психологическое консультирование   | 
|                                        |                                        | 
|5. место                                |изменений                               | 
|изменения непосредственно  в процессе   |анализируется сущность проблемы, а      | 
|психотерапии, что является сущностью    |изменения происходят после окончания    | 
|психотерапевтического процесса          |консультирования                        | 
|6. степень самостоятельности            |                                        | 
|сопровождение психотерапевта            |клиента                                 | 
|7. продолжительность                    |самостоятельность                       | 
|не менее 15 сеансов                     |воздействия                             | 
|                                        |1 –5 консультаций                       | 
1.6. Понятие метода психотерапии. 
  4 уровня использования термина методов (Алексанрович): 
1. – методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, 
   релаксация) 
2. – методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие 
   процесс (стационарные, семейные). 
3. – методы в значении основного инструмента психотерапевтического 
   воздействия (психотерапевт, группа). 
4. – методы в значении психотерапевтических интервенций. 
1.7. Интердисциплинарный характер психотерапии. 
- С одной стороны медицина, с другой – психология. 
- Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело. 
1.8. Личностный подход. 
Важнейший принцип медицины и психотерапии. 
Реализуется в трех ипостасях: 
1. изучение личности больного, закономерностей развития, специфики 
   нарушений для использования в психотерапии. 
2. Учет личностных особенностей при использовании любых 
   психотерапевтических техник 
3. Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения. 
1.9. Общие факторы психотерапии. 
В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение. 
Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик: 
1. пациент 
2. терапевт 
3. процесс 
Вопросы: 
1. что общего происходит с пациентом при применении разных техник 
2. что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических 
   представлений 
3. общие этапы вне зависимости от парадигмы. 
Пациент. 
      - обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями 
        пациента в любой психотерапии) 
      - формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и 
        психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует 
        понимание). 
      - предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта). 
      - Укрепление веры больного в выздоровление 
      - Накопление положительного опыта 
      - Облегчение выхода эмоций 
Терапевт. 
      - целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений 
      - внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт. 
      - Сочетание принципов: «там и тогда» и «здесь и теперь» 
Процесс. 
      - установление оптимального контакта, вовлечение пациента в 
        сотрудничество, создание мотивации в психотерапии 
      - прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития 
        эмоциональных и поведенческих нарушений – понимания пациента и 
        терапевта должны быть одинаковы 
      - определение психотерапевтических мишеней 
      - применение определенных методов и техник, направленных на изменения 
      - закрепление достигнутых результатов 
      - окончание курса психотерапии (зависимость пациента от 
        психотерапевта) 
1.10. Показания к психотерапии. 
      - удельный вес психотерапии определяется ролью психологического 
        фактора этиопатогенезе болезни 
      - показания определяются последствиями определенного заболевания 
        (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение 
        самооценки…) 
                                  Личность. 
Центральная проблема современной психотерапии. 
Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека. 
Наука о личности – персонология. 
Олпорт осуществил анализ существующих определений личности: 
1. – биосоциальные и биофизические определения личности 
             а – личность определяется реакцией на нее окружающих людей 
(скорее бытовое значение) 
             б – исключительно качества и характеристики личности 
2.  -   через перечисления 
3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности 
4. – отмечается роль личности в регуляции поведения 
5. – отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами 
6. – личность рассматривается как сущность человека 
Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так 
ведут. 
Теории личности выполняют функции: 
      - объяснение 
      - предсказание 
Что влияет на теории личности: 
      - клинические наблюдения 
      - гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к 
        пониманию целого) 
      - традиции научения, экспериментальная психология 
      - психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных 
        различий) 
                         Компоненты теорий личности. 
1. структура личности (например, черты личности) 
2. проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека) 
           Объяснение мотивации: 
      - редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на 
        снятие напряжения 
      - модель компетенции – стремление человека получить новый опыт с 
        целью наслаждения или самоактуализации 
Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях. 
3. проблемы развития личности. 
Как мотивационные аспекты меняются с возрастом. 
      - стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон) 
      - роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс) 
4. психопатология. 
Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями. 
5. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья 
Из чего складывается психическое благополучие. 
Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными 
межличностными отношениями. 
Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность. 
Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения 
личности при психотерапевтическом воздействии. 
Критерии оценки теорий личности: 
      - верифицируемость (проверяемость) 
      - эвристическая ценность (способность продуцировать новые 
        исследования) 
      - внутренняя согласованность 
      - экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее) 
      - широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию) 
      - функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям 
        проблемы) 
Какие вопросы обязательно решают теории личности: 
      - свобода / детерминизм 
      - рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает 
        влияние на человека) 
      - хализм (целостность – поведение можно объяснить только подходя к 
        человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только 
        изучая каждый элемент в отдельности) 
      - конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм 
        (проблема социального) 
Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов. 
      - изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на 
        протяжении жизни) 
      - субъективность / объективность 
Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или 
внешние обстоятельства. 
      - проактивность / реактивность 
Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на 
внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют. 
      - гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение 
        напряжения или развитие) 
      - познаваемость / непознаваемость 
                                   Невроз. 
Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами. 
      - Невроз – 
понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в 
результате действия факторов психической природы и проявляющееся в 
специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. 
      - Психогения – 
заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и 
болезнью. 
      - возникновение заболевания связано с психически травмирующей 
        ситуацией и её субъективаной неразрешенностью 
      - динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с 
        динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется – 
        симптоматика нарастает) 
      - симптомы невроза по сути дела – патологическая фиксация аффективной 
        реакции, в которой находят отражение основные потребности и 
        стремления личности. 
                      Развитие невроза (схема Мясищева) 
                         Нарушение системы отношений 
                                      ! 
                             внутренний конфликт 
                                      ! 
                           межличностный конфликт 
                                      ! 
                        нервно-психические нарушения 
                                      ! 
                    функциональная реорганизация личности 
физиологический уровень 
                           психологический уровень 
(развитие симптоматики) 
                          (нарушение ф…онирования) 
Существует позитивная и негативная диагностика неврозов: 
Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – 
выявление психологических причин заболевания; 
Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических 
нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские 
методы исследования. 
               Основные психопатологические синдромы неврозов. 
1. Астенический синдром (нервно-психологическая слабость): 
      - нарушения памяти внимания, понижение работоспособности 
      - головные боли 
      - нарушения сна 
1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость) 
2 стадия – раздражающая слабость 
3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита) 
2. Обессивный синдром (навязчивость, одержимость): 
Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент 
противоречащие ситуации 
      - в интеллектуальной сфере 
      - в эмоциональной сфере (фобии) 
      - в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный 
        характер 
Контрастные навязчивости (хульные мысли) – навязчивые мысли, чувства, 
представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека. 
3. Фобический синдром: 
      - пространства и передвижения в теле(?) 
      - нозофобии (страх заболевания чем-либо) 
      - социофобии (страх социально значимых ситуаций) 
4. Депрессивный синдром: 
Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной 
заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет 
суицидальных мыслей или они скрыты. 
5.Ипохондрический синдром (состояние болезненности): 
Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные 
физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при 
приседании). 
6. Нарушения пищевого поведения. 
      - нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги) 
      - нарвная булимия (обжорство) 
Основные формы невроза: 
      - неврастения 
      - истерия 
      - невроз навязчивых состояний 
Специфические формы конфликта (по Мясищеву) 
      - между требованиями к себе и возможностями 
      - конфликт двух противоречивых тенденций 
      - между требованиями к себе и …… 
                     Основные направления психотерапии. 
|                                                                                 | 
|Психоаналитическое направление                                                   | 
|                                        |                                       | 
|школа                                   |представитель                          | 
|                                        |                                       | 
|классический психоанализ                |Фрейд                                  | 
|аналитическая психология                |Юнг                                    | 
|индивидуалистическая психология         |Адлер                                  | 
|терапия желаний                         |Ранг                                   | 
|активная аналитическая терапия          |Штекель                                | 
|интерперсональная психиатрия            |Салеван                                | 
|интенсивная психотерапия                |Фром-Райхен                            | 
|анализ характера                        |Хорни                                  | 
|активная техника психоанализа           |Ференци                                | 
|культиральная школа                     |Фромм                                  | 
|эгоанализ                               |Кляйн                                  | 
|чикагская школа                         |Александер                             | 
|объективная психотерапия                |Карпманн                               | 
|краткосрочная терапия                   |Малан                                  | 
|директивный анализ                      |Розен                                  | 
|психо-биологическая терапия             |Майер                                  | 
|биодинамическая терапия                 |Массерман                              | 
|адаптивная психодинамика                |Радо                                   | 
|гипноанализ                             |Вольберг                               | 
|анализ характера вегетотерапия          |Райх                                   | 
|лингвистическо-семантический психоанализ|Лакан                                  | 
|(французская школа)                     |                                       | 
|Поведенческое направление                                                         | 
|школа                                    |представитель                           | 
|                                         |                                        | 
|1. систематическая ресенабилизация       |Вольпе                                  | 
|имплозивная терапия                      |Штампл                                  | 
|кондициональная рефлекс терапия          |Солтер                                  | 
|теория научения                          |Доллерд                                 | 
|теория социального научения              |Роттер                                  | 
|моделирующая терапия                     |Бандура                                 | 
|директивная терапия                      |Гринвальд                               | 
|конфронтационно проблемная терапия       |Гарнер                                  | 
|ассертивный структурный тренинг          |Филипс                                  | 
|личностно-констр. Терапия                |Келли                                   | 
|рацио-эмотивная терапия                  |Элис                                    | 
|интегративная терапия                    |Дрейкфорд                               | 
|реальная терапия                         |Глассер                                 | 
|философская психотерапия                 |Сахакиан                                | 
|тренинг биообратной связи                |Грин                                    | 
|когнитивная психотерапия                 |Бэк                                     | 
|Опытное направление                                                               | 
|школа                                    |представитель                           | 
|                                         |                                        | 
|экзистенциональный анализ                |Бинсвангер                              | 
|анализ бытия                             |Босс                                    | 
|лого-терапия                             |Франкл                                  | 
|клиентоцентрированная терапия            |Роджерс                                 | 
|гештальт-терапия                         |Перлз                                   | 
|психоимаго терапия                       |Шоррт                                   | 
|опытная терапия                          |Витакер                                 | 
|терапия первичного крика                 |Янув                                    | 
|биоэнергетический анализ                 |Лоуэн                                   | 
|структурный анализ                       |Рольф                                   | 
|аутогенный тренинг                       |Лутхэ                                   | 
|трансцендентальная медитация             |                                        | 
|дзенпсихотерапия                         |Уотс                                    | 
|психоделическая терапия                  |Осмонд                                  | 
           Характеристики трех основных направлений психотерапии. 
|Основные    |Психодинамическое      |Поведенческое        |Опытное направление   | 
|хар - ки    |направление            |направление          |                      | 
|основные    |Вытеснение, первичные  |Беспокойство,        |Раздражение,          | 
|жалобы      |потребности и влечения,|тревога, страх       |отчуждение (от себя)  | 
|            |вытесненные в          |                     |                      | 
|            |бессознательное        |                     |                      | 
|            |                       |                     |                      | 
|концепция   |Конфликт между         |Неарантивное(?)      |Невозможность         | 
|патологии   |бессознательным и      |поведение, которое   |самореализации,       | 
|            |сознанием, между       |возникло в результате|нарушение личной      | 
|            |первичными             |неправильного        |целостности,          | 
|            |потребностями и        |научения             |несовпадение          | 
|            |влечениями и моральными|                     |Я-концепции и опыта   | 
|            |нормами, правилами,    |                     |                      | 
|            |требованиями, запретами|                     |                      | 
|            |                       |                     |                      | 
|концепция   |                       |                     |                      | 
|здоровья    |Выявление и осознание  |Отсутствие симптома, |Актуализация          | 
|            |внутренних конфликтов, |редукция тревоги и   |потенциального:       | 
|            |победа ЭГО над ИД,     |беспокойства         |саораскрытия,         | 
|            |усиление ЭГО           |                     |самореализации,       | 
|            |                       |                     |осознавание           | 
|            |                       |                     |собственной личности, | 
|вид         |                       |                     |спонтанность          | 
|изменения   |Глубокие внутренние    |Прямое научение:     |                      | 
|            |изменения: понимание   |изменение поведения в|Немедленный           | 
|            |прошлого, то есть      |настоящем, то есть   |(сиюминутный) опыт:   | 
|            |интеллектуально-эмоцион|действия или         |ощущения и чувства    | 
|            |альное знание          |представления        |данного момента, то   | 
|            |                       |                     |есть спонтанные       | 
|5. временной|                       |                     |выражения опыта       | 
|подход и    |Исторический:          |Неисторический:      |                      | 
|фокусировка |относящийся к прошлому |объективное настоящее|Антиисторический:     | 
|            |                       |                     |данный момент         | 
|            |                       |                     |                      | 
|6. вид      |Долгое и интенсивное   |                     |                      | 
|лечения     |                       |Короткое и           |Короткое, но          | 
|            |                       |неинтенсивное        |интенсивное           | 
|            |Понять содержание      |                     |                      | 
|7.задачи    |бессознательных        |Выработать           |                      | 
|терапевта   |процессов, их          |специфические        |Взаимодействовать в   | 
|            |историческое и скрытое |адаптивные           |атмосфере взаимного   | 
|            |значение               |поведенческие ответы |принятия с целью      | 
|            |                       |на стимулы,          |вызвать самовыражение | 
|            |                       |вызывающие           |(психологическое,     | 
|            |                       |беспокойство         |соматическое,         | 
|            |                       |                     |духовное)             | 
|8. основные |Интерпретация:         |                     |                      | 
|приемы      |связанные ассоциации,  |Научение:            |                      | 
|            |символические          |классическое и       |Встреча               | 
|            |проявления             |оперантное           |                      | 
|            |бессознательного,      |обусловливание,      |                      | 
|9. модель   |анализ сопротивления и |научение по моделям  |                      | 
|лечения     |перекоса               |                     |                      | 
|            |Медицинская: врач –    |Образовательная      |Экзистенциальная:     | 
|            |пациент или            |(воспитательная):    |человек-человек ил    | 
|            |родитель-взрослый-ребен|учитель-ученик или   |взрослый-взрослый, то | 
|            |ок, то есть            |родитель-ребенок, то |есть союз людей       | 
|10. природа |терапевтический союз   |есть обучающий союз  |                      | 
|отношений   |                       |                     |                      | 
|при лечении |                       |Реальные, но         |Реальные и            | 
|            |Трансферентные         |второстепенные для   |первостепенные для    | 
|            |(отношения переноса) и |лечения: нет         |лечения: реальные     | 
|11. роли и  |основные для лечения:  |отношений            |отношения             | 
|позиции     |нереальные отношения   |                     |                      | 
|терапевта   |                       |                     |Фасимитатор (инициатор| 
|            |Интерпретатор–отображат|Советчик: прямой,    |взаимодействия,       | 
|            |ель: непрямой,         |решающий проблемы,   |помощник):            | 
|            |бесстрастный, ничего не|практический         |взаимнорешающий       | 
|            |решающий, часто        |                     |                      | 
|            |фрустрирующий          |                     |                      | 
           Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии 
|факторы      |Концепция лечения                |Дополнительные роли и функции    | 
|             |                                 |                                 | 
|Эмоциональное|Повышение уровня возбуждения и   |Устанавливает необходимый        | 
|переживание  |ответной реакции на воздействие; |эмоциональный уровень для        | 
|             |растормаживание эмоций, выражение|восприимчевости, воздействиям и  | 
|             |чувств                           |изменениям, способствует         | 
|             |                                 |восприимчивости пациентов,       | 
|             |                                 |понижение сопротивления и защиты;| 
|             |                                 |упрощает катарситический выход   | 
|             |                                 |подавляемого материала. Может    | 
|             |                                 |оказывать глубокий эффект за     | 
|             |                                 |короткий период времени          | 
|Познание     |Приобретение и интеграция новой  |Предоставляет информацию о       | 
|(овладение   |информации, новых представлений, |психотерапевтическом процессе,   | 
|познанием)   |убеждений, знаний. Стимулирование|позволяет понять и осознать      | 
|             |к самопознанию, пониманию себя и |задачи психотерапии, собственную | 
|             |других                           |роль и участие. Предоставляет    | 
|             |                                 |знания для оптимизации изменений | 
|             |                                 |и их интеграции; устанавливает / | 
|             |                                 |восстанавливает эмоциональный    | 
|             |                                 |баланс и регулирующую функцию    | 
|Регуляция    |Изменение и модификация          |ЭГО.                             | 
|поведения    |поведенческих реакций; управление|Дает практическое и ощутимое     | 
|             |и контроль над действительностью |применение достигнутым изменения.| 
|             |и поведением                     |Позволяет практически,           | 
|             |                                 |целенаправленно овладеть         | 
|             |                                 |специфическими проблемами.       | 
|             |                                 |Усиливает терапевтическое        | 
|             |                                 |обучение посредством повторений и| 
|             |                                 |продолжительной практики нового  | 
|             |                                 |поведения                        | 
                        Психодинамическое направление 
                                         ! 
                                                            ! 
                              психоанализ 
               психодинамическая или психоаналитическая 
                                                    психотерапия 
                                 ! 
           ! 
     инсайториентированная                         суппортивная 
Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология) 
Общее – представление о бессознательных психических процессах и методах, с 
помощью которых они осознаются и анализируются. 
Психоанализ – как целостная система: 
1. общая психологическая теория 
2. теория психологического происхождения неврозов 
3. теория психоаналитической терапии 
                    1. Психологическая концепция Фрейда. 
Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных 
составляющих психики. 
                    Бессознательный психический процесс. 
Центральное – представление о бессознательности психических процессов; это 
основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение. 
Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые 
угрожают сознанию и вытесняются. 
                            Инстинкт и мотивация. 
С  точки  зрения  Фрейда,  инстинкт  –  это   не   врожденный   рефлекс,   а 
побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей  потребности 
организма. Инстинкт – побуждение, влечение. 
Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его – 
желание. 
Если  есть  потребность,  то  существует  и  напряжение.   Инстинкт   должен 
разрядить  его.  Это  внутреннее  возбуждение  есть  источник  психического, 
поведение энергии, следовательно, инстинкты – побудительные силы личности. 
2 группы инстинктов: 
1. инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов 
2. инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение 
Энергия либидо(1)  - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов 
жизни. 
                             Концепция личности. 
1. Монографическая – относится к определенным уровням сознания: 
      - сознание 
      - предсознательное (в данный момент не осознается) 
      - бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не 
        может) 
2. Структурная – личность включает три уровня: 
      - ИД (оно) 
      - ЭГО (я) 
      - СУПЕРЭГО (сверх я) 
Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания. 
ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные 
инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка 
напряжения). 
ЭГО – разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех  уровнях  сознания. 
Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится  удовлетворить 
ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает  наиболее 
разумные способы удовлетворения. 
СУПЕРЭГО  –  идеальное  Я,  моральный   аспект,   формируется   в   процессе 
социализации,  действует  на  всех  уровнях   сознания.   Морально-этический 
принцип. Контроль за поведением человека. 
                                  Тревога. 
Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога. 
Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности. 
3 типа тревоги: 
      - объективная тревога (реалистическая) 
      - невротическая тревога (связана с ИД) 
      - моральная (связана с СУПЕРЭГО) 
Тревога сопровождается напряжением, поэтому  включаются  защитные  механизмы 
психики  –  приемы  ЭГО,  направленные  на   понижение   тревоги.   Являются 
неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность. 
|coping                                  |Защитные механизмы                      | 
|Осознаваемые                            |Неосознаваемые                          | 
|Активные                                |Пассивные                               | 
|Достаточно адекватно отражающие         |В значительной степени искажающие       | 
|реальность                              |реальность                              | 
|Направленные во вне на преобразование   |Направлены вовнутрь себя на понижение   | 
|ситуации                                |тревоги                                 | 
Сoping не имеет отношения к психоанализу. 
                             Защитные механизмы. 
1. вытеснение (подавление) – основной механизм защиты составная часть всех 
   других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств. 
Страницы: 1, 2 
	
	
					
							 |