Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях 
	
	Кое-что о цвето-звуковых ассоциациях 
                                    [pic] 
                               "Мы видим звук" 
                                                "Я       взвесил       звук, 
                                                              измерил      и 
                                                расчислил, 
                                                В  загадку  слова  хитростью 
                                                проник. 
                                                И   умное    злодейство    я 
                                                замыслил - 
                                                Предать железу 
                                                        свой живой язык..." 
                                                               (А. Журавлёв) 
      Свойство звуков вызывать цветовые образы было  замечено  давно.  Много 
писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который  музыкальные  звуки  видел  в 
цвете. Целое направление в  искусстве  -  цветомузыка  -  основано  на  этом 
свойстве звуков музыки. 
      Есть свидетельство о том,  что  звуки  речи,  особенно  гласные,  тоже 
могут восприниматься в цвете. А.  Рембо  написал  даже  сонет  "Гласные",  в 
котором так раскрасил звуки: 
      А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный; 
      О - синий :  тайну их скажу я в свой черед... 
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета:  он 
считал И - синим, У -  ярко  желтым,  А  -  красным.  Немецкий  лингвист  А, 
Шлегель писал, что  для  него  И  -   небесно-голубой,  А  -  красный,  О  - 
пурпурный. А вот русский поэт А. Белый  утверждал, что ему А  представляется 
белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О  -  ярко-оранжевым.  Если 
продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый  звук 
окажется раскрашенным во все цвета радуги. 
      Так  существуют ли  в  таком  случае  вообще  какие-либо  определённые 
звукоцветовые соответствия?  Не фантазии ли это? Или, может  быть,  случайно 
возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А  возможно,  что 
звуковые  связи  -  следствие  исключительно  тонко  устроенных   механизмов 
восприятия отдельных людей? 
      На эти вопросы давались разные ответы,  но  чаще  всего  сходились  на 
том, что связь "звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен. 
      Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда  оно 
либо непосредственно  наблюдается,  либо  воспроизводимо  проявляет  себя  в 
экспериментах, либо строго вычисляется.  Причем  в  любом  случае  последнее 
слово   остается   за   практикой:   нужно,   чтобы    явление    наблюдаемо 
функционировало или обнаруживались бы следы его  действия. 
      Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит  иначе.  В  эту 
область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё  редко  и 
с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные "полные  пустышки",  которые 
вскрыть своими  инструментами  не  может.  Психические  явления  чаще  всего 
непосредственно не наблюдаются, в  экспериментах  то  проявляются,  то  нет, 
вычислению поддаются  плохо,  а  следы  их  функционирования  неопределенны, 
зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот,  скажем,  интуиция. 
Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется,  правильное  решение 
или поступок были подсказаны нам интуицией. Более  того,  как  выяснилось  в 
процессе работ над искусственным интеллектом, человек  в  сложных  ситуациях 
принимает  решение  не  путем   перебора   всех   возможных   вариантов,   а 
эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь.  Но  с  другой 
стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как  же  понять,  когда  интуиция 
нашептывает нам правильное решение, а  когда  каверзно  подталкивает  нас  в 
тупик? 
      Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если  они  существуют,  то 
кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее? 
      Идея экспериментов проста: регистрируются  реакции  многих  испытуемых 
на  определённый  стимул,   а   затем   следует   статистическая   обработка 
полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях.  Техника 
регистрации  разнообразна:  испытуемым  либо  предъявляются  звуки  речи   - 
требуется подобрать к  ним  цвета,  либо  предъявляются  различные  цветовые 
карточки - требуется написать на них звуки, либо  даётся  задание  выстроить 
звуки по цвету, скажем, от  "самого  красного"  и  до  "наименее  красного", 
"самого синего" и до "наименее синего"  и т.п. 
      Многие такие эксперименты  с  тысячами  информантов  показало,  что  в 
подавляющем  большинстве  испытуемые  окрашивают  по  крайней  мере  гласные 
вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх  гласных  - 
А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А  вполне согласованно называют   красной 
,   Е - чётко зелёная, а  И - определённо синяя. Звукобукву  О  все  считают 
светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой,  всё  же 
довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. 
      Заметьте, что  лингвисты  считают  гласные  А,  О,  Е,  И   основными, 
опорными  для речевого аппарата  человека  и  главными  во  всех  языках.  А 
физики главными считают соответствующие этим гласным цвета,  потому  что  их 
комбинации дают все  другие  цвета  и  оттенки.  Чем  и  пользуется  цветная 
фотография,  цветное  телевидение.  Не  удивительно  ли,  что  и   в   языке 
соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими? 
      Видимо, здесь  проявляется  "коллективная  интуиция"  людей:  цветовое 
устройство мира отразилось в цветовом  устройстве  языка.  Названия  главных 
цветов встречаются в речи наиболее часто,  и  звуки  О,  А,  Е,  И  наиболее 
частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными,  в 
свою очередь, прослеживается связь: название  определённого  цвета  содержит 
соответственно "окрашенный" звук, причем он занимает в слове самую важную  - 
ударную позицию: красный, синий. 
      Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и  цвета,  с  которыми 
они связываются, к тому же связь эта  прослеживается  менее  четко  -  здесь 
больше  разброс  мнений  испытуемых.  Так,  У  -  ассоциируется  с   тёмными 
оттенками синего цвета:  тёмно-синим,  тёмно-голубым,  тёмным  сине-зелёным, 
тёмно-лиловым. Звукобуква Ю  тоже связывается с оттенками синего  цвета,  но 
со светлыми: голубым, светло-сиреневым. 
      Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е,  а  по 
звучанию с О. И в цветовом отношении она  вполне  определённо  располагается 
между жёлтой О  и  зелёной  ЕЖ  примерно  половина  испытуемых  называет  её 
желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная. 
      А вот Я окраской почти не отличается от А,  разве  что  воспринимается 
как более светлая и яркая. 
      Что касается Ы, то здесь следует говорить  не  о  цвете,  а  скорее  о 
световой характеристике. Если О  -  звукобуква  света,  то  Ы  -  звукобуква 
мрака, тьмы. Она самая  тёмная из всех гласных, и ей  испытуемые  единодушно 
дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная. 
      Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука  Й  явно 
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук.  Сходство  Й  с  И 
привело  и  к  сходным  цветовым  оценкам  -  Й  воспринимается  как   синяя 
звукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И. 
      Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот  же 
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной  звукобуква 
Э по ответам испытуемых не получается:  буквенная  форма  другая.  И  вообще 
никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э  в 
текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то  при  дальнейшем 
анализе текстов её решено было не учитывать. 
       Конечно,  не  у  всех  звукоцветовые  соответствия  одинаково  прочно 
закреплены в подсознании. Есть испытуемые,  которые  во  всех  экспериментах 
показывают чёткие и единообразные результаты,  совпадающие  с  "коллективным 
мнением" всех опрошенных, а есть и такие, чьи ответы в разных  экспериментах 
разноречивы, неустойчивы, и  по  их  ответам  никакой  определённой  окраски 
звуков не прослеживается.  Ну  и  что  ж,  ведь  дальтоники  не  видят  цвет 
предметов, но это не значит, что окраски  предметов  не  существует.  Важно, 
что большинство испытуемых в целом согласованно  и  достаточно  единообразно 
устанавливают вполне определённые связи между звуком и  цветом,  хотя  почти 
никто этого не осознаёт. 
           Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям 
|Звукобукв|Цвета                                       | 
|ы        |                                            | 
|А        |густо-красный                               | 
|Я        |ярко-красный                                | 
|О        |светло-жёлтый или белый                     | 
|Е        |зелёный                                     | 
|Ё        |жёлто-зелёный                               | 
|И        |синий                                       | 
|Й        |синеватый                                   | 
|У        |тёмно-синий, тёмный сине-зелёный,           | 
|         |тёмно-лиловый                               | 
|Ю        |голубоватый                                 | 
|Ы        |мрачный тёмно-коричневый или чёрный         | 
      Если соответствия звуков речи определённым  цветам  существуют,  пусть 
даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен  как- 
то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно  искать  проявления 
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая  сторона  особенно  важна. 
Эффект  звукоцвета  может  сыграть  свою  роль  в  том   случае,   когда   в 
стихотворении создается определённая цветовая  картина,  и  рисунок  гласных 
стиха   должен   бы   поддержать,   "подсветить"   эту    картину    звуками 
соответствующего цвета. 
      Если это так, то естественно  ожидать,  что  при  описании,  например, 
красных предметов и явлений  в тексте будет подчёркнута роль красных А и  Я; 
они  будут  встречаться  чаще,  чем  обычно,  особенно  в  наиболее  важных, 
наиболее заметных позициях (скажем, в ударных).  Описание  чего-либо  синего 
будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е,  Ё 
и т.д. 
      Стоило начать проверку  этой  гипотезы,  как  в  сухих  статистических 
подсчётах стала на  глазах  проявляется  живая  игра  звукоцветовых  ореолов 
поэтического языка, поражающая своей неожиданностью, своим  разнообразием  и 
точным соответствием  понятийному  смыслу  и  общему  экспрессивно-образному 
строю произведений. Судите сами. 
      У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением  от 
картины  В.  Васнецова  "Гамаюн,  птица  вещая".  Стихотворение  о   грозных 
пророчествах передаёт трагический колорит  картины  -  мрачно-багровый  цвет 
казней, пожаров, крови. 
            На гладях бесконечных вод, 
            Закатом в пурпур облечённых... 
                 ...... 
            Вещает иго злых татар, 
            Вещает казней ряд кровавых 
            И трус, и голод, и пожар, 
            Злодеев силу, гибель правых... 
                 ........ 
            И вещей правдою звучат 
            Уста, запекшиеся кровью!.. 
      Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани  стихотворения 
должны встречаться чаще, чем положено по  норме,  красные  А,  Я  и  тёмные, 
мрачные У, Ы. Не так ли? 
      Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ  стихотворений  с  этой 
точки  зрения  уж  очень  необычны,   то   одного   утверждения,   что   это 
действительно так, будет наверняка  недостаточно.  Обычная  реакция  любого, 
кто впервые слышит о звукоцвете в  поэзии:  "Этого  не  может  быть!"  А  на 
машинные расчеты  чаще  всего  смотрят  с  тайной  уверенностью  в  подвохе. 
Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного анализа этого и  других 
стихотворений, о которых здесь будет идти речь. 
      В тексте стихотворения (включая заголовок)  подсчитывается  количество 
каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы  учесть  особую  роль 
ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю,  Й  связываются 
лишь  с  оттенками  основных  цветов  и  ещё  потому,  что  встречаются  они 
сравнительно редко, самостоятельного значения в звукоцветовой картине  стиха 
они  не  имеют.  Поэтому  приплюсовываются  к  основным  гласным.  Поскольку 
звукобуква Ё оказалась двухцветной, то  её  количество  разделяется  поровну 
между О и Е. Синева Й выражена  слабо,  поэтому  количество  Й   сокращается 
наполовину и  только  затем  приплюсовывается  к  И.   Подсчитывается  также 
количество всех букв с удвоением ударных (величина N). 
       Затем  определяются  доля  (частотность)  каждой  гласной  в   тексте 
стихотворения ([pic])  и единицы размаха колебаний для данного текста: 
                                    [pic] 
          Полученные     частности     сопоставляются     с      нормальными 
(среднестатистическими для языка),  и  вычисляются   нормированные  разности 
этих  частотностей,  чтобы  установить,  случайно  или  нет  наблюдаемые   в 
стихотворении частотности отличаются от нормальных и как именно отличаются: 
                                    [pic] 
                  Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая" 
|Звукобуквы |n      |[pic]    |[pic]  |[pic]  |Z        |Цвет      | 
|О+0.5Ё     |28     |0.089    |0.126  |0.019  |-1.95    |          | 
|А+Я        |50     |0.159    |0.116  |0.018  |2.39     |красный   | 
|Е+0.5Ё     |31     |0.098    |0.102  |0.017  |-0.24    |          | 
|И+0.5Й     |20.5   |0.065    |0.077  |0.015  |-0.80    |          | 
|У+Ю        |16     |0.051    |0.040  |0.011  |1.00     |тёмный    | 
|           |       |         |       |       |         |сине-зелён| 
|           |       |         |       |       |         |ый        | 
|Ы          |11     |0.035    |0.024  |0.009  |1.22     |чёрный,   | 
|           |       |         |       |       |         |коричневый| 
|           |       |         |       |       |         |          | 
|Всего звукобукв в стихотворении 315                                  | | | | | | | 
|                                                                     | | | | | | | 
                                       [pic] 
      Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться  116 
на тысячу, а в стихотворении их гораздо  больше  ([pic]).  При  [pic]  такое 
отклонение частности (0.159 - 0.116 =  0.044)  превышает  случайное  в  2.39 
раза, то  есть  едва  ли  может  быть  случайным.  Значит,  поэт  интуитивно 
нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции  (вещает  казней 
ряд кровавых). Вторым по превышению нормы идет  Ы,  придавая  красному  тону 
мрачное, трагическое звучание. Наконец, У  (также с превышением  частотности 
над нормой) добавляет звукоцветовой картине тёмные  сине-зелёные  и  лиловые 
оттенки. Частотность всех остальных гласных ниже нормы. 
      Если теперь изобразить  в  цвете  игру  доминирующих  в  стихотворении 
гласных, то получится картина в красно-багровой и  чёрно-синей  гамме,  кое- 
где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины  В.  Васнецова. 
Остаётся только поражаться,  насколько  точно  талант  поэта  подсказал  ему 
выбор и пропорции доминантных звуков. 
      Таким способом на  компьютере  "прочитано"  много  стихотворений.  Для 
некоторых из них в общей табличке приведены  итоговые  величины  (Z),  чтобы 
можно было убедиться,  что  обнаруженные  звукоцветовые  соответствия  -  не 
парадокс статистики,  не  случайное  совпадение  цифр.  Значимые  превышения 
частотностей отмечены полужирным  шрифтом.   В  последнем,  восьмом  столбце 
дана цветовая расшифровка результатов. 
                             Звукоцвет в поэзии 
|Стихотворения  |Звукобуквы и величины                    | | | | | |Цвет          | 
|               |                                         | | | | | |              | 
|               |О+0.5|А+Я   |Е+0.5Ё|И+0.5Й|У+Ю  |Ы    |              | 
|               |Ё    |      |      |      |     |     |              | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|Александр  Блок|     |      |      |      |     |     |              | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Гамаюн, птица |-1.95|2.39  |-0.24 |-0.80 |1.00 |1.22 |тёмно-красный,| 
|вещая"         |     |      |      |      |     |     |тёмный        | 
|               |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|Сергей  Есенин |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Отговорила    |1.00 |-0.33 |0.82  |0.20  |-1.00|-0.17|желтый,       | 
|роща           |     |      |      |      |     |     |зелёный       | 
|золотая..."    |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Выткался не   |-0.75|1.56  |-0.40 |-2.00 |2.70 |0.35 |красный,      | 
|озере алый свет|     |      |      |      |     |     |тёмный        | 
|зари..."       |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  | 
|"Воздух        |-2.57|0.69  |-0.23 |1.18  |0.00 |0.00 |синий         | 
|прозрачный и   |     |      |      |      |     |     |              | 
|синий"         |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Зелёная       |-0.56|-2.00 |1.36  |-0.92 |1.22 |-0.29|зелёный,      | 
|причёска,      |     |      |      |      |     |     |тёмный        | 
|девическая     |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  | 
|грудь..."      |     |      |      |      |     |     |              | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|Арсений        |     |      |      |      |     |     |              | 
|Тарковский     |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Перед         |3.47 |1.93  |-1.43 |-0.83 |-3.33|0.14 |жёлтый,       | 
|листопадом"    |     |      |      |      |     |     |красный       | 
|I строфа       |2.80 |1.21  |-1.25 |-1.29 |-2.22|-0.50|жёлтый        | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|II строфа      |1.65 |-1.20 |-1.43 |1.88  |-0.28|2.71 |тёмно-синий   | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|III строфа     |0.45 |2.27  |0.43  |-1.84 |-1.72|-0.43|красный       | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Синицы"       |-0.68|0.17  |0.29  |1.33  |-0.55|0.11 |синий         | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Сирени вы,    |0.29 |-1.94 |0.40  |0.08  |0.40 |-0.12|сине-зелёный  | 
|сирени"        |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Дождь"        |0.27 |-1.80 |0.36  |0.50  |1.78 |1.57 |тёмный        | 
|               |     |      |      |      |     |     |сине-зелёный  | 
|"Петровские    |-0.21|0.50  |-1.47 |0.13  |0.45 |2.33 |чёрный,       | 
|казни"         |     |      |      |      |     |     |багровый      | 
|"Пускай простит|1.93 |0.14  |-1.92 |-0.82 |1.25 |0.00 |жёлтый,       | 
|меня Винсент   |     |      |      |      |     |     |тёмно-синий   | 
|Ван Гог"       |     |      |      |      |     |     |              | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|А. Вознесенский|     |      |      |      |     |     |              | 
|               |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Васильки      |-1.50|-1.13 |1.38  |4.14  |-0.60|0.25 |синий,        | 
|Шагала"        |     |      |      |      |     |     |зеленоватый   | 
|"Пожар в       |0.17 |2.08  |-4.36 |1.80  |-0.29|0.33 |красный, синий| 
|архитектурном" |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Сирень "Москва|-3.09|-0.08 |2.50  |-0.75 |2.70 |-2.60|сине-зелёный  | 
|- Варшава"     |     |      |      |      |     |     |              | 
|"Очищение"     |3.14 |-0.71 |-0.85 |-2.73 |4.36 |-1.83|тёмно-синий,  | 
|               |     |      |      |      |     |     |бело-жёлтый   | 
       Хорошо  видно,  как  точно  использует  изобразительные   возможности 
звукоцветовх ореолов  С.  Есенин.  При  сравнении  уже  первых  строчек  его 
стихотворений с цветами  доминирующих  гласных  сразу  обнаруживается  явное 
соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща  золотая..." 
- доминирующий цвет жёлтый, слегка  зеленоватый.  "Выткался  на  озере  алый 
свет зари..." - звуки создают густо-красную  и  тёмно-синюю  гамму.  "Воздух 
прозрачный  и  синий..."  -  звукоцвет  синий,  чуть   розоватый.   "Зелёная 
причёска, девическая грудь..." - зелёная и  тёмно-зелёная  с  синевой  гамма 
звукоцветовых соответствий. Как говорится, комментарии  излишни.  Да,  поэты 
могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского: "Мы видим звук".  Они  его 
действительно видят внутренним взором таланта, чувствуют его радужный  ореол 
и зажигают эту радугу в своих стихах. 
      Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные  картины,  показывая 
тем самым, что способен уловить и эту удивительную  особенность  поэтической 
речи. 
       По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 
                                                                        год. 
	
	
					
							 |