Исследование конфликта в организации 
	
	
стратегии  соперничества  (по  К.  Томасу)  и  конфликтностью   личности   в 
коллективе. 
       Для проверки выдвинутой гипотезы  были  применены:  метод  наблюдения 
(стороннее (автор) и включенное (эксперты)), метод  тестирования.  В  рамках 
метода  тестирования  были  применены  три  методики:  методика  диагностики 
предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса  и  методика 
самооценки  степени  конфликтности  личности  и  оценки  экспертом   степени 
конфликтности личности, социометрия группы. 
A.  Методика  диагностики  предрасположенности   личности   к   конфликтному 
поведению. 
      Тест   адаптирован   Гришиной    Н.В.    для    изучения    личностной 
предрасположенности к конфликтному поведению. В  своем  подходе  к  изучению 
конфликтных  явлений  К.  Томас  делал  акцент  не  только   на   разрешение 
конфликтов, а на управление ими. В соответствии с  этим,  К.  Томас  считает 
нужным  сконцентрировать  внимание  на  том,   какие   формы   поведения   в 
конфликтных ситуациях характерны для людей,  какие  из  них  являются  более 
продуктивными  или  деструктивными,  каким  образом  возможно  стимулировать 
продуктивное поведение 
      Для описания типов поведения людей в конфликтных  ситуациях  К.  Томас 
применяет  двухмерную  модель  регулирования  конфликтов,  основополагающими 
измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека  к 
интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для  которой 
характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим  двум 
основным измерениям  К.  Томас  выделяет  следующие  способы  урегулирования 
конфликтов:   соперничество,    приспособления,    компромисс,    избегание, 
сотрудничество. 
      В своем опроснике  по  выявлению  типичных  форм  поведения  К.  Томас 
описывает каждый из  пяти   перечисленных  возможных  вариантов  двенадцатью 
суждениями  о  поведении  индивида  в  конфликтной  ситуации.  В   различных 
ситуациях они сгруппированы в  30  пар,  в  каждой  из  которых  респонденту 
предлагается выбрать то суждение, которое  является  наиболее  типичным  для 
характеристики  его  поведения.   Оптимальным    поведением   в   конфликтах 
считается такое, когда применяются все  стратегии  и  каждая  из  них  имеет 
значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0  баллов,  максимум  –  12 
баллов). Бланк и ключ методики представлены в Приложении 1. 
      B. Методика диагностики самооценки степени конфликтности  личности,  а 
также  оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.) 
      Шкала используется для самооценки и для оценки  степени  конфликтности 
других  лиц.  Сумма  в  70  баллов  указывает  на  очень   высокую   степень 
конфликтности; 60 баллов – на высокую; 50  –  на  выраженную  конфликтность. 
Сумма  11-15  баллов  свидетельствует  о  склонности  избегать   конфликтных 
ситуаций (Приложении 2). 
C. Социометрия 
       Сущность  методики  сводится  к  выявлению   системы   «симпатий»   и 
«антипатий» между членами группы, т.е. иными словами,  к  выявлению  системы 
эмоциональных отношений  в  группе  путем  осуществления  каждым  из  членов 
группы  определенных  «выборов»  из  всего  состава  группы   по   заданному 
критерию.  Все  данные  о  таких  «выборах»  представляются  в  виде  особой 
диаграммы – социограммы. 
3.3. Обработка и интерпретация полученных данных 
      Исследование проводилось в три этапа. 
      На первом этапе путем стороннего наблюдения  в  естественных  условиях 
была выявлена напряженность в отношениях. 
      На втором этапе было проведено метод тестирование, в  рамках  которого 
применялись три методики: диагностика стратегий  поведения  в  конфликте  К. 
Томаса и диагностика самооценки степени  конфликтности  и  оценки  экспертом 
степени конфликтности личности, социометрия группы. 
       На  третьем  этапе,  после  тестирования  работников  к  работе  были 
привлечен эксперт.  Он  оценил  степень  конфликтности  каждого  сотрудника, 
каждому из которых было присвоено определенное количество баллов  (от  1  до 
10), чем выше был балл, тем  выше  оценка  конфликтности  данного  человека. 
Также эксперт оценил уровень  конфликтности  личности  (по  методике  И.  Д. 
Ладанова). 
                                                                   Таблица 4 
                                       Результаты тестов и оценки экспертов. 
|№     |Ранг  |Диагностика стратегий поведения в    |Самооц|Оценка| 
|испыту|экспер|конфликте К. Томаса                  |енка  |экспер| 
|емого |тов*  |                                     |уровня|том   | 
|      |      |                                     |конфли|конфли| 
|      |      |                                     |ктност|ктност| 
|      |      |                                     |и*    |и     | 
|      |      |                                     |      |сотруд| 
|      |      |                                     |      |ников | 
|      |      |Соперн|Сотруд|Приспо|Компро|Избега|      |      | 
|      |      |ичеств|ничест|соблен|мисс* |ние*  |      |      | 
|      |      |о*    |во*   |ие*   |      |      |      |      | 
|Группа № 1 (повышенная конфликтность)                              |                                     |                                             |                                             | 
|6     |10    |6     |4     |5     |8     |4     |40    |56    | 
|8     |9     |6     |6     |6     |5     |7     |36    |52    | 
|4     |8     |6     |5     |7     |5     |5     |49    |50    | 
|7     |7     |0     |3     |3     |9     |9     |50    |58    | 
|12    |6     |2     |6     |9     |6     |8     |27    |60    | 
|Группа № 2 (пониженная конфликтность)                              |                              |                                             |                                             | 
|1     |5     |4     |9     |1     |7     |9     |45    |53    | 
|13    |4     |3     |9     |5     |12    |8     |30    |46    | 
|10    |3     |3     |8     |5     |4     |8     |30    |49    | 
|9     |2     |2     |9     |10    |5     |10    |30    |40    | 
|3     |1     |2     |7     |5     |7     |9     |21    |21    | 
      * - достоверность различий  между  выборками  доказана  с  помощью  U- 
критерия Манна – Уитни. 
      На основе оценок эксперта были выделены две подгруппы (повышенная  или 
пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому  показателю 
и по данным тестов была доказана с  помощью  U  –  критерия  Манна  –  Уитни 
(критическое значение  для выборки 5/5 равно 2 при p( 0,05). 
      По результатам социометрии  менее  конфликтные  люди  получили  больше 
положительных выборов, т. е. с  ними  предпочли  бы  иметь  профессиональные 
отношения. 
      Следующим этапом исследования было  проведение  корреляции  с  помощью 
программы  Microsoft  Excel.  (Приложение  4).  Корреляция   проведена   для 
выяснения влияния одних факторов на другие. 
      В результате исследования установлено наличие связи между  стратегиями 
поведения и конфликтностью личности.  Коэффициент  корреляции  Пирсона  (r=- 
0,638) показывает, что большим значениям стратегии  соперничества  по  тесту 
К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов,  введенной и  описанной 
нам выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания  теста  К.  Томаса 
коррелируют с большим значением по шкале рангов(r=-0,  7868).   На  практике 
это означает, что конфликтные   личности  могут  выбирают   соперничество  в 
качестве  стратегии  поведения  в  конфликтной  ситуации.  Это  подтверждает 
корреляция  между  стратегией  избегания  (  по  К.   Томасу)   и   степенью 
конфликтности личности (по  нашей  шкале  рангов)  –  неконфликтные  люди  в 
группе испытуемых предпочитают уход от конфликта. 
      Помимо  этого  было  выявлено,  что  личности,  у  которых  наименьшие 
значения  по  шкале  рангов  (конфликтности)  выбирают  в  качестве  способа 
взаимодействия сотрудничество (r=-0,782). Нами также была  обнаружена  связь 
между стратегией сотрудничества и  самооценкой  уровня  конфликтности,  т.е. 
люди, считающие себя неконфликтными, склонны к сотрудничеству в  конфликтной 
ситуации (r=-0, 72118). 
      Была обнаружена положительная корреляция между  оценками  независимого 
эксперта и количеством положительных выборов по результатам социометрии  (r= 
- 0,  726),   т.  е.   оценки  независимого  эксперта  отражают  то,  что  в 
отношениях предпочтение  отдается  неконфликтным  членам  коллектива.  Менее 
привлекательными для  построения  отношений  в  группе  испытуемых  являются 
более конфликтные личности. Мы утверждаем, что  более  конфликтные  личности 
отдают предпочтение стратегии соперничества. Однако в данной  выборке  более 
конфликтные сотрудники оценили свой  уровень  соперничества  как  средний  и 
ниже среднего.  Можно  предположить,  что  данные  сотрудники  не  до  конца 
осознают  собственную  потребность  в  соперничестве,  могут   бороться   за 
собственные интересы на уровне скрытых мотивов,  т. е. демонстрировать  одно 
поведение, а на скрытом уровне соперничать и ущемлять интересы других. 
      Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "XXX"  можно 
сделать следующие выводы: 
     1. Существует взаимосвязь  между  самооценкой  уровня  конфликтности  и 
        предпочитаемой стратегией  поведения  в  конфликте,   которую  можно 
        проиллюстрировать корреляцией низкой самооценки уровня конфликтности 
        личности и выбором стратегии сотрудничества в конфликте (по методике 
        К. Томаса); 
     2.  Сотрудники,  которых  воспринимают  неконфликтными,    предпочитают 
        стратегию избегания (по методики К.  Томаса); 
     3. Причиной конфликтности сотрудников в организации на  психологическом 
        уровне может являться неосознаваемая  потребность  в  соперничестве, 
        т. е.  желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам  других 
        сотрудников на уровне скрытых мотивов. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
      Изучение социальных процессов, происходящих  в  обществе,  показывает, 
что конфликт является  одной  из  важнейших  социальных  проблем.  В  данной 
работе была предпринята попытка дать краткий аналитический  обзор  некоторых 
психологических теорий и исследований, рассматривавших конфликт  и  провести 
теоретический анализ понятия конфликта в организации. 
      Трудовой коллектив – формальная  (формализированная)  общность  людей, 
объединенных совместной  деятельностью  для  достижения  определенных  целей 
(производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания). 
      Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися 
членами этого коллектива, который сопровождается  попытками  его  решить  на 
фоне эмоциональных отношений. 
Существуют пять типов стратегий поведения индивидов в конфликтной  ситуации: 
сотрудничества, соперничества, избегания, компромисса, приспособления. 
      Было проведено экспериментальное исследование,  включавшее  наблюдение 
за поведением организации (ООО «XXX»),  диагностику  стратегий  поведения  в 
конфликтной ситуации членов организации по методике К.  Томаса,  диагностика 
самооценки и оценки другими конфликтности личности, социометрия.  Наблюдение 
обнаружило напряженность и преобладание негативных  эмоций  в  отношениях  в 
коллективе. По результатам оценок эксперта  группа  была  проранжирована  по 
уровню конфликтности. Тестирование  выявило,  что  преобладающей  стратегией 
поведения  в  конфликтной  ситуации   в   коллективе   является   избегание, 
самооценка испытуемых значительно  отличается  от  оценки  экспертов,  менее 
конфликтные люди в группе испытуемых получили больше положительных выборов. 
      В результате  проведенного  корреляционного  анализа  была  обнаружена 
взаимосвязь   между  стратегией  избегания  (по  К.   Томасу)   и   степенью 
конфликтности личности (по нашей шкале рангов). Неконфликтные люди в  группе 
испытуемых предпочитают уход от  конфликта.  Была  обнаружена  положительная 
корреляция между оценками независимого эксперта и количеством  положительных 
выборов  по  результатам  социометрии  (r=  -  0,  726),   т.   е.    оценки 
независимого эксперта отражают то, что в  отношениях  предпочтение  отдается 
неконфликтным  членам  коллектива.  Менее  привлекательными  для  построения 
отношений в группе испытуемых являются более конфликтные личности. 
      Таким образом, из результатов исследования в компании ООО "XXX"  можно 
сделать следующие выводы: 
                      1. Существует взаимосвязь  между  самооценкой  уровня 
                         конфликтности    и    предпочитаемой    стратегией 
                         поведения    в    конфликте,     которую     можно 
                         проиллюстрировать  корреляцией  низкой  самооценки 
                         уровня конфликтности личности и выбором  стратегии 
                         сотрудничества  в  конфликте   (по   методике   К. 
                         Томаса); 
2.   Сотрудники,   которых   воспринимают   неконфликтными,     предпочитают 
   стратегию избегания (по методики К.  Томаса); 
3. Причиной  конфликтности  сотрудников  в  организации  на  психологическом 
   уровне может являться неосознаваемая потребность в соперничестве,  т.  е. 
   желание удовлетворить свои интересы в ущерб интересам других  сотрудников 
   на уровне скрытых мотивов. 
      Таким образом, гипотеза о  наличии  между  осознаваемостью  индивидами 
предпочтения  стратегии   соперничества   в   конфликте   и   конфликтностью 
испытуемого нашла свое подтверждение. 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
     1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ,  1999.-  С. 
        552 
     2.  Анцупов  А.Я.,  Шипилов  А.И.  Конфликтология:  теория,   история, 
        библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 145 
     3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н.,  Социально-психологический 
        климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 207 
     4. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. – М.: МЗ 
        Пресс, 2001.- С. 182 
     5. Бородкин Ф.М.,  Коряк  И.М.   Внимание:  конфликт!  –  Новосибирск: 
        Наука, 1983. – С. 141 
     6. Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика,  1996.  – 
        С. 435 
     7.   Гришина   Н.В.   Закономерности    возникновения    межличностных 
        производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук.  -  Л.:  Изд-во 
        ЛГУ,  1978. – С. 206 
     8. Гришина Н.В. Психология  межличностного  конфликта:  Автореф.  дис. 
        докт. псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 36 
     9. Гришина Н.В. Я и другие:  Общение  в  трудовом  коллективе.  –  Л.: 
        Лениздат, 1990. – С. 175 
    10.  Грызунова  Т.В.  Межличностный  конфликт  в  сфере  управленческой 
        деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук.  -  М.:  Изд-во  РАУ, 
        1994.- С.19 
    11. Данькова Т.М.  Некоторые  аспекты  производственных  конфликтов  на 
        промышленных  предприятиях  /  Материалы  IV   Всесоюзного   съезда 
        общества  психологов.  Тбилиси,  21-24  июня  1971.    –   Тбилиси: 
        Мецниереба, 1971. – С. 1005 
    12. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика 
        и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2000.  - С. 191 
    13. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. – С. 204 
    14. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной 
        психологии// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 119- 
        134 
    15.  Донцов  А.И.,  Полозова  Т.А.  Проблема  объективных   детерминант 
        межличностного конфликта в группе// Вестник МУ. –сер. 14,  №  4.  – 
        1977. – С. 23-33 
    16. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001.  – 
        С. 400 
    17. Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С. 40 
    18. Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов.  –  Йошкар-Ола:  Изд-во 
        Марийского унив-та, 1996. –С. 64 
    19. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность. -  М.: 
        Мысль, 1979. - С. 254 
    20.   Калашников   Д.   Конфликты   в    организации:    социально    - 
        конфликтологический уровень анализа (  по  результатам  экспертного 
        опроса управленческого персонала)// Управление персоналом. –  1999. 
        - № 7. – С. 17-22 
    21.  Ковалев  А.Г.  Коллектив  и   социально-психологические   проблемы 
        руководства. - М.: Политиздат, 1975. – С.  271 
    22. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и  разрешение  конфликтов.  – 
        М.: Ин-т психологии РАН, 1994 – С. 56 
    23. Коллектив.  Личность.  Общение:  Словарь  социально-психологических 
        понятий (под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова).  -  Л.:  Лениздат, 
        1987.- С. 143 
    24. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.).  –  Куйбышев: 
        Изд-во КГУ, 1990. – С. 19 
    25. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина 
        Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 1997. – С. 342 
    26. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их  разрешения 
        (сост. Лысов О.Е.). – Л.: ИПК СП, 1990. – С. 44 
    27.  Кричевский  Р.Л.,  Дубовская  Е.М.    Психология   малой   группы: 
        Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207 
    28. Леонтьев  Д.А.  Шанс  для  творчества  (конфликты  и  стратегии  их 
        разрешения)// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов 
        и   сообщений   на    II    научно-практической   конференции    по 
        конструктивной  психологии.  Красноярск,  7-10  июня   1990   года. 
        Красноярск, 1990. - С. 17-19 
    29. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: 
        изд-во Военмеха,  2000. – С. 72 
    30. Меньшова В.Н.  Конфликтология. – Новосибирск: изд-во СибАГС,  2000. 
        – С. 184 
    31.  Ошуркова  Н.А.  Конфликт  в  трудовом  коллективе  и  способы   их 
        разрешения. - М.: ,1992. – С. 25 
    32. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат  коллектива:  пути  и 
        методы изучения. - Л.:  Наука, -  С. 192 
    33. Петровская  Л.А.   О  понятийной  схеме  социально-психологического 
        анализа конфликта //  В  сб.  Психология  конфликта  (хрестоматия)( 
        сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-309 
    34. Пищелко  А.В.  Личность  в  конфликте  (влияние  установки  на  тип 
        конфликтного  поведения).  –  Домодедово:   Изд-во   Всероссийского 
        института повышения квалификации работников МВД России, 1999. –  С. 
        52 
    35. Платонов  К.К.,  Казаков  В.Г.   Развитие  системы  понятий  теории 
        психологического климата в советской психологии //В сб.  Социально- 
        психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой  и  О.И. 
        Зотовой). - М.: Изд-во МУ, 1979.– С. 143-167 
    36. Платонов  Ю.П.  Психология  коллективной  деятельности:  Теоретико- 
        методологический аспект. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.- С. 184 
    37. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 
        1986. – С. 176 
    38. Скотт Д.Г.  Конфликты пути их преодоления. -  Киев:  Внешторгиздат, 
        1991. - С. 191. 
    39. Смирнов Г.Л.   Советский  человек.  Формирование  социалистического 
        типа личности. - М.: Наука,1973. – С. 207 
    40. Соснин В.А. К исследованиям конфликтов в социальной психологии  США 
        в  связи   с   психологическим   климатом//   В   сб.    Социально- 
        психологический климат коллектива: теория и  практика  изучения.  – 
        М.: Наука, 1979. – С. 176 
    41.  Социально-психологические  проблемы  производственного  коллектива 
        (под ред. Шороховой Е.В. и др.).  - М.:  Наука ,1983. – С. 240 
    42. Теоретические и  методологические  проблемы  социальной  психологии 
        (под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой). - М.: Изд-во МУ, 1977. 
        – С. 239 
    43. Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса //  В  сб.  Психология  конфликта 
        (хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298- 
        309 
    44. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс  авторов  и 
        изд. «Тандем», 2000. – С. 272 
    45.  Хасан  Б..И.  Природа  и  механизмы  конфликтофобии//  Конфликт  в 
        конструктивной психологии.  Тезисы  докладов  и  сообщений  на   II 
        научно-практической  конференции  по   конструктивной   психологии. 
        Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 1990. - Стр. 8-12 
    46. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения.  – 
        Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 120 
    47.  Шаленко  В.И.  Исследование  конфликтных  ситуаций   в   первичном 
        производственном коллективе и пути  их  разрешения:  Автореф.  дис. 
        канд. филос. наук. – М.: Изд-во ИСИ АН СССР, 1980. – С. 20 
    48. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах.  –  М.:  Изд-во  МУ, 
        1992. – С. 80 
    49.  Шепель  В.М.  Социологические  и  психолого-педагогические  основы 
        хозяйственного руководства химическими  предприятиями.  -  М.:  НИИ 
        техн. - экон. иссл-ний, 1974. – С. 164 
    50.  Шепель   В.М.   Управленческая   антропология:   человековедческая 
        компетентность менеджера. – М.: Дом педагогики, 2000. – С. 544 
    51.  Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – С. 
        246 
    52. Mayers B. The dynamics of conflict resolution:  a  practitioner’  s 
        guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P. 233 
Приложение 1 
Методика диагностики стратегий поведения личности в конфликте К. Томаса . 
1.  А.  Иногда   я   предоставляю   возможность   другим   взять   на   себя 
ответственность за решение спорного вопроса. 
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь  обратить  внимание  на 
то, с чем мы оба  согласны. 
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. 
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных. 
   3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
    4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение. 
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами  ради  интересов  другого 
человека. 
А. Улаживая спорную  ситуацию,  я  все  время  стараюсь  найти  поддержку  у 
другого. 
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. 
Б. Я стараюсь добиться своего. 
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с  тем,  чтобы  со  временем 
решить его окончательно. 
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого. 
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все  затронутые 
интересы и вопросы. 
А. Думаю,  что  не  всегда  стоит  волноваться  из-за  каких-то  возникающих 
разногласий. 
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 
А. Я твердо стремлюсь достичь своего. 
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение. 
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все  затронутые 
интересы и вопросы. 
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при  своем  мнении,  если  он 
также вдет мне навстречу. 
А. Я предлагаю среднюю позицию. 
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. 
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах. 
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 
А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши  отношения. 
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности. 
А. Я стараюсь не задеть чувств другого. 
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции. 
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего. 
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему  возможность  настоять  на 
своем. 
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при  своем  мнении,  если  он 
также идет мне навстречу. 
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все  затронутые 
интересы и спорные вопросы. 
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с  тем,  чтобы  со  временем 
решить его окончательно. 
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия. 
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей  позицией 
и точкой зрения другого человека. 
Б. Я отстаиваю свои желания. 
А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из  нас. 
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность  за 
решение спорного вопроса. 
А. Если позиция  другого  кажется  ему  очень  важной,  я  постараюсь  пойти 
навстречу его желаниям. 
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу. 
А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов. 
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 
А. Я предлагаю среднюю позицию. 
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. 
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры. 
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему  возможность  настоять  на 
своем. 
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. 
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого. 
А. Я предлагаю среднюю позицию. 
Б. Думаю,  что  не  всегда  стоит  волноваться  из-за  каких-то  возникающих 
разногласий. 
А. Я стараюсь не задеть чувств другого. 
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы  мы  совместно  с 
другим заинтересованным человеком могли добиться успеха. 
      Количество  баллов,  набранных  индивидом  по   каждой   шкале,   дает 
представление о выраженности у него тенденции к  проявлению  соответствующих 
форм поведения в конфликтных ситуациях. 
    КЛЮЧ: 
|№  |Соперничеств|Сотрудничеств|Компромисс |Избегание   |Приспособление| 
|   |о           |о            |           |            |              | 
|   |            |             |           |А           |Б             | 
|   |            |Б            |А          |            |              | 
|   |А           |             |           |            |Б             | 
|   |            |             |A          |            |Б             | 
|   |            |А            |           |Б           |              | 
|   |Б           |             |           |А           |              | 
|   |            |             |Б          |А           |              | 
|   |А           |Б            |           |            |              | 
|   |Б           |             |           |А           |              | 
|   |А           |             |Б          |            |              | 
|   |            |А            |           |            |Б             | 
|   |            |             |Б          |А           |              | 
|   |Б           |             |А          |            |              | 
|   |Б           |А            |           |            |              | 
|   |            |             |           |Б           |А             | 
|   |            |             |           |Б           |А             | 
|   |А           |             |           |Б           |              | 
|   |            |             |Б          |            |А             | 
|   |            |А            |           |Б           |              | 
|   |            |А            |Б          |            |              | 
|   |            |Б            |           |            |А             | 
|   |Б           |             |А          |            |              | 
|   |            |А            |           |Б           |              | 
|   |            |             |Б          |            |А             | 
|   |А           |             |           |            |Б             | 
|   |            |Б            |А          |            |              | 
|   |            |             |           |А           |Б             | 
|   |А           |Б            |           |            |              | 
|   |            |             |А          |Б           |              | 
|   |            |Б            |           |            |А             | 
Приложение 2 
Методика диагностика степени конфликтности личности и оценки других. 
Дайте самооценку своих действий  (оценку   действий  других)  в  конфликтных 
ситуациях в организации. 
|Рвется в спор             |7 6 5 4 3 2 1      |Уклоняется от спора         | 
|Свои доводы сопровождает  |7 6 5 4 3 2 1      |Свои доводы сопровождает    | 
|тоном, не терпящим        |                   |извиняющимся тоном          | 
|возражения                |                   |                            | 
|Считает, что добьется     |7 6 5 4 3 2 1      |Считает, что проигрывает,   | 
|своего , если будет рьяно |                   |если будет возражать.       | 
|возражать                 |                   |                            | 
|Не обращает внимание на   |7 6 5 4 3 2 1      |Сожалеет, если видит, что   | 
|то, что другие не понимают|                   |другие не понимают доводов. | 
|доводов                   |                   |                            | 
|Спорные вопросы обсуждает |7 6 5 4 3 2 1      |Рассуждает о спорных        | 
|в присутствии оппонента   |                   |проблемах в отсутствии      | 
|                          |                   |оппонента                   | 
|Не смущается, если        |7 6 5 4 3 2 1      |В напряженной обстановке    | 
|попадает в напряженную    |                   |чувствует себя неловко      | 
|обстановку                |                   |                            | 
|Считает, что в споре надо |7 6 5 4 3 2 1      |Считает, что в споре не     | 
|проявлять свой характер   |                   |нужно демонстрировать свои  | 
|                          |                   |эмоции                      | 
|Не уступает в споре       |7 6 5 4 3 2 1      |Уступает в споре            | 
|Считает, что люди легко   |7 6 5 4 3 2 1      |Считает, что люди с трудом  | 
|выходят из конфликтов     |                   |выходят из конфликта        | 
|Если взрывается, то       |7 6 5 4 3 2 1      |Если взрывается, то скоро   | 
|считает, что без этого    |                   |ощущает чувство вины        | 
|нельзя                    |                   |                            | 
Приложение 3 
Бланк социометрии. 
Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже  вопросы.  Ваши  ответы  не  будут 
разглашены. 
1. Кого из сотрудников «XXX» Вы бы хотели видеть в составе другой  фирмы? 
2. Кого из сотрудников «XXX» Вы  бы   не  хотели  видеть  в  составе  другой 
   фирмы? 
3. Кто, по вашему мнению, выберет Вас? 
4. Кто, по вашему мнению, не выберет Вас? 
Спасибо за участие! 
Приложение 4 
Корреляция 
|                |Ранг    |Сопернич|Сотрудни|Компроми|Избегани|Приспосо|Самооцен|Оценка  |Положит|Отрицат| 
|                |        |ество   |чество  |сс      |е       |бление  |ка      |эксперта|ельные |ельные | 
|                |        |        |        |        |        |        |        |        |выборы |выборы | 
|Ранг            |1       |        |        |        |        |        |        |        |       |       | 
|Соперничество   |0,63808 |1       |        |        |        |        |        |        |       |       | 
|Сотрудничество  |-0,78981|-0,20294|1       |        |        |        |        |        |       |       | 
|Компромисс      |0,04437 |-0,25605|-0,01263|1       |        |        |        |        |       |       | 
|Избегание       |-0,78682|-0,84591|0,5013  |0,02815 |1       |        |        |        |       |       | 
|Приспособление  |-0,23776|0,06937 |0,41285 |-0,48637|0,15881 |1       |        |        |       |       | 
|Самооценка      |0,74118 |0,24758 |-0,72118|0,06255 |-0,47426|-0,31994|1       |        |       |       | 
|Оценка эксперта |0,70332 |0,1692  |-0,52033|0,02905 |-0,40656|-0,01912|0,58523 |1       |       |       | 
|Положительные   |-0,446  |-0,20387|0,22611 |0,31191 |0,15534 |-0,47024|-0,39191|-0,726  |1      |       | 
|Выборы          |        |        |        |        |        |        |        |        |       |       | 
|Отрицательные   |0,46001 |-0,03355|-0,57096|-0,16083|0,00314 |0,08015 |0,31382 |0,57324 |-0,7323|1      | 
|Выборы          |        |        |        |        |        |        |        |        |4      |       | 
Значимые корреляции  выделены серым цветом. 
Значимость  определялась  с  использованием   коэффициента  корреляции   (по 
Пирсону).  Табличное значение  для  p( 0,05  - 0, 632 
Приложение 5 
Социограммы положительных и отрицательных выборов сотрудников ООО «XXX» 
                     -   положительные   выборы;                           - 
отрицательные выборы. 
----------------------- 
[1] Смирнов Г.Л.  Советский человек. Формирование социалистического типа 
личности. - М.:  ,1973. – С. 53 
[2] См. подробней: Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных 
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 
1978; Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. 
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995; Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема 
конфликта в западной социальной психологии.// Психологический журнал. – Т. 
1, № 6. – 1980; Психология конфликта (хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – 
СП б: Питер,. 2001; Соснин В.А. К исследованиям конфликтов в социальной 
психологии  США в связи с психологическим климатом// В сб.  Социально- 
психологический климат коллектива: теория и практика изучения. – М.: Наука, 
1979. 
[3] См. подробней –  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, 
история,  библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996; Гришина Н.В. 
Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: 
дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ,  1978; Грызунова Т.В. 
Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. 
псих.  наук. -  М.: Изд-во РАУ, 1994; Джерелевская М.А. Установки 
коммуникативного поведения: :диагностика и прогноз в конкретных ситуациях . 
– М.: Смысл, 2000. 
[4] Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа 
конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.). 
– СП б, Питер,. 2001. – С. 300 
[5] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С. 61 
[6] Платонов К.К., Казаков В.Г.  Развитие системы понятий теории 
психологического климата в советской психологии //В сб.  Социально- 
психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой). 
- М.:  ,1979. – С. 105 
[7] Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С. 9 
[8] Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных 
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во ЛГУ, 
1978. – С. 9 
[9] Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. - М.: 
Мысль, 1979. - С. 123 
[10] Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы 
руководства. - М.: Политиздат, 1975. – С.  154 
[11] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. 
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 8 
[12] Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на 
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества 
психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971.  – Тбилиси:  Мецниереба , 1971. – 
С.156-157 
[13] Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, 
библиография. – М.: Изд-во Военного Унив-та, 1996. –С. 28 
[14] Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина 
Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ 1997. – С. 16-18 
[15] Тернер Дж. Ключевые тезисы Маркса // В сб. Психология конфликта 
(хрестоматия) ( сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер,. 2001. – С. 13-14 
[16] Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – 
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С.12-13 
[17] Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s 
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P. 12 
[18] Mayers B. The dynamics of conflict resolution: a practitioner’ s 
guide. San Francisco: Jossey-Bass. – 2000. P.12-13 
[19]. Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического 
анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. 
Гришина Н.В.). – СП б, Питер,. 2001. – С. 307 
[20] Деструктивным, по мнению М. Дойча, конфликт является в том случае 
«если участники недовольны исходом конфликта и чувствуют, что что-то 
потеряли». Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной 
социальной психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С. 
122 
[21] Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С. 
156 
[22] Социально-психологические проблемы производственного коллектива  (под 
ред. Шороховой Е.В. и др.).  - М.:  Наука ,1983. – С. 124 
[23] Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд- 
во КГУ, 1990. – С.  8 
[24] Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в  конфликтах.  –  СП  б: 
изд-во Военмеха,  2000. – С.  17 
[25] Конфликт и пути его разрешения ( сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев: Изд- 
во КГУ, 1990. – С.9 
[26] Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ, 
1986. – С.   88 
[27] Данькова Т.М., Некоторые аспекты производственных конфликтов на 
промышленных предприятиях / Материалы IV Всесоюзного съезда общества 
психологов. Тбилиси, 21-24 июня 1971.  – Тбилиси:  Мецниереба , 1971. – С. 
166 
[28] Шепель В.М. приводит следующие данные: группы с высокой степенью 
сплоченности определяют конфликт как «столкновение точек зрения»;  группы с 
межличностной несовместимостью определяют конфликт как «раздор», «стычка», 
«свалка», «схватка».  В кн.: Шепель В.М. Управленческая антропология: 
человековедческая компетентность менеджера. – М.: «Дом педагогики», 2000. 
С.  484 
[29] Выханский О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996. – С. 
[30] Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант 
межличностного конфликта в группе.// Вестник МУ. –сер. 14, № 4. – 1977. – 
С. 31 
[31] Цит. по: Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984 . – 
С. 144 
[32] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. 
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 18 
[33] Петровская Л.А.  О понятийной схеме социально-психологического анализа 
конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)( сост. Гришина Н.В.). 
– СП б, Питер,. 2001. – С. 302 
[34] Леонтьев Д.А. Шанс для творчества // Конфликт в конструктивной 
психологии. Тезисы докладов и сообщений на  II  научно-практической 
конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. 
Красноярск, 1990 стр. 17-19 
[35] Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ, 1992. 
– С.  29 
[36] Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их разрешения. 
-- М.: ,1992. – С. 5 
[37] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. 
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С. 24 
[38] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. 
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С.22-23 
[39] Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. 
псих. наук. – СП б: изд-во СПбГУ, 1995. – С.-27 
[40] Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. – 
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 18 
[41] Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной 
психологии.// Психологический журнал. – Т. 1, № 6. – 1980. – С.  126 
[42] Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: 
изд-во Военмеха,  2000. – С. 11-12 
[43] См. подробней: Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально- 
психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983; Выханский 
О.С., Наумов А.И.  Менеджмент. - М.: Гардарика, 1996; Гришина Н.В. Я и 
другие: Общение в трудовом коллективе. – Л.:  Лениздат, 1990; Уткин Э.А. 
Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и изд. «Тандем», 2000. 
[44] Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во 
Марийского унив-та, 1996. –С. 5 
[45] Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. – С.14 
[46] Скотт Д.Г.  Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 
1991.- С. 19 
[47] Пищелко А.В. Личность в конфликте ( влияние установки на тип 
конфликтного поведения). – Домодедово: Изд-во Всероссийского института 
повышения квалификации работников МВД России, 1999. – С. 36 
[48] По мнению Хасана Б.И., « вариативность образов действий немедленно 
рождает болезненную трудность выбора,. Поскольку единовременно действие 
может быть совершено только одно, то и  выбор требуется однозначный… 
Необходимость однозначного разрешения или  линейная модель напрочь 
отбрасывает те диапазоны стратегий поведения в конфликте, которые 
предлагают, например, К. Томас. Такой диапазон может быть реализован  лишь 
во внешнем взаимодействии буквально разных носителей». Хасан Б..И. Природа 
и механизмы конфликтофобии// Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы 
докладов и сообщений на  II  научно-практической конференции по 
конструктивной психологии. Красноярск, 7-10 июня 1990 года. Красноярск, 
1990. – С. 10 
[49] Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. – С. 
95 
----------------------- 
???????????????????????????????????????????????????????????????????? 
[pic] 
[pic] 
[pic] 
[pic] 
Страницы: 1, 2, 3 
	
	
					
							 |