Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога 
	
	Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога 
Доклад 
     Использование корреляционного анализа в работе школьного психолога 
      Эксперимент делает  психологию  точной,  естественной  наукой.  Только 
грамотно   поставленный   эксперимент   может    превратить    теоретические 
предположения в научные выводы, помочь найти истинные,  объективные  причины 
психических и социальных явлений. Роль основного инструмента  для  получения 
выводов в эксперименте принадлежит методам статистической обработки  данных. 
Эти методы различны по сложности и сферам применения, к  ним  относится  как 
простейший подсчет среднего арифметического, так  и  факторный,  кластерный, 
регрессионный анализ. Результатом же  применения  статистических  методов  в 
эксперименте  является  такой  вывод  о  выборке  или  нескольких  выборках, 
который с известной долей вероятности можно  распространить  на  генеральную 
совокупность. 
      К примеру, известен факт, что первые впечатления о  человеке  являются 
более  значимыми  и  в  большей  степени  формируют  мнение   о   нем,   чем 
последующие. Это заключение является  следствием  эксперимента  американских 
психологов,  в  котором  участвовало  2  группы  студентов.  Первой  из  них 
называли  качества  человека  в  последовательности   от   положительных   к 
отрицательным,  второй  наоборот  –  от  отрицательных  к  положительным.  В 
результате, первая группа охарактеризовала человека  с  позитивной  стороны, 
но  обладающего  некоторыми  недостатками,  вторая  группа  охарактеризовала 
человека с негативной  стороны.  Разница  мнений  между  группами  позволила 
сделать  соответствующий  вывод.  Всего  в  эксперименте   участвовало   200 
человек, но его результат можно распространить фактически на всех людей. 
      В работе школьного психолога статистические методы так же могут  иметь 
очень большое значение. 
      К  примеру,  для   прогнозирования   поведения   учеников.   Насколько 
взаимосвязаны  количество  часов  учебной  нагрузки  и  учебная   активность 
класса?  Возрастет  ли  агрессия  у  детей,  если  увеличить  или  уменьшить 
количество уроков физкультуры? Ответы на эти вопросы позволят  предсказывать 
поведение класса и эффективнее  организовать  учебный  процесс.  А  ответами 
будут числа, полученные в результате  обработки  данных  экспериментов.  Для 
разрешения   приведенных   выше    вопросов    целесообразно    использовать 
корреляционный анализ. 
      Остановимся подробнее на корреляционном анализе данных. 
      Корреляционное исследование - это процесс получения новых  знаний  или 
подтверждения существующих, основанный на методах  корреляционного  анализа. 
Такое  исследование  не  всегда  предполагает  построение  сложного   плана, 
выделение зависимой и независимой переменных.  В  отличие  от  эксперимента, 
исследование  не  предполагает  контроля  переменных  вообще,  а   лишь   их 
измерение и сопоставление. Под переменными  здесь  и  далее  подразумеваются 
качества и характеристики человека. 
      Корреляционное  исследование  применяется   в   тех   случаях,   когда 
необходимо выявить, как связаны между собой 2 переменные в  данной  выборке. 
Например, наблюдаются ли в больших классах меньшие  успехи  в  успеваемости? 
Будут ли дети, научившиеся читать раньше,  лучше  успевать  по  гуманитарным 
дисциплинам?  При  этом  не  предполагается  наличие   причинно-следственных 
связей между изучаемыми переменными, а лишь  говорится  об  их  взаимосвязи, 
совместном изменении. 
      Мерой этой взаимосвязи является коэффициент корреляции. Существует два 
основных условия для его использования. Перечислим их кратко: 
     1. Изучаемые переменные должны иметь нормальное распределение. 
     2. Предполагаемая взаимосвязь явлений должна быть  подчинена  линейной 
        зависимости. 
      Примером корреляционного исследования может быть выявление зависимости 
двух переменных: вербальных способностей и оценок по литературе. 
      Выборка исследования будет состоять из учеников 7-8 классов, всего  10 
человек. Выделяемые переменные: уровень вербальных способностей и оценки  по 
литературе. Заранее предполагается,  что  обе  переменные  имеют  нормальное 
распределение и зависимость, если она существует, является линейной. 
      В результате исследования получено  два  ряда  чисел,  характеризующих 
вербальные  способности  каждого  ученика  и  его  оценку  за   семестр   по 
литературе. 
      Данные подвергаются обработке с помощью формулы коэффициента  линейной 
корреляции Пирсона. Результат обработки: коэффициент 0,69. 
      О  чем  говорит  полученный  коэффициент?  Существуют  так  называемые 
таблицы  критических  значений,  в  которых  указаны  пограничные   значения 
коэффициента корреляции в зависимости от размера выборки  и  уровня  ошибки, 
который обычно выбирается равным 5%. Для нашей выборки в  10  человек  такое 
значение равно 0,63. Полученный коэффициент 0,69 больше  этого  значения,  а 
значит, статистически значим.  Вывод:  переменные  взаимосвязаны  значимо  и 
положительно. 
      Разберем подробнее интерпретацию коэффициента корреляции. 
      Коэффициент изменяется от -1 до +1. Значения близкие к  -1  говорят  о 
том,  что  при  увеличении  значения  одной  переменной,   значения   второй 
уменьшаются. Близкие к  +1  –  при  увеличении  значений  одной  переменной, 
значения второй увеличиваются. В  нашем  случае  коэффициент  положительный. 
При уровне ошибки в 5%,  найденное  в  таблице  критических  значений  число 
равно 0,63. Полученный нами коэффициент  больше  этого  значения,  а  значит 
достоверен. 
      Это говорит о том, что  высокие  оценки  по  литературе  действительно 
взаимосвязаны с  высоко  развитыми  вербальными  способностями.  Но  нам  не 
известно,  какое  из  этих  явлений  является  причиной  другого.  Возможно, 
увлеченность  литературой  и  чтением  повлияли   на   развитие   вербальных 
способностей, а возможно хорошо развитые  вербальные  способности  позволяют 
ученику успешно одолевать курс литературы. Но мы  можем  быть  уверены,  что 
для деятельности связанной с речью, устной или  письменной,  лучше  подойдут 
ученики, имеющие высокие баллы по литературе. 
      Возведя  полученный  коэффициент  в   квадрат,   получим   коэффициент 
детерминации равный 0,48. Он является показателем того,  что  48%  измерений 
признаков можно объяснить их взаимовлиянием. 
      Как видим, корреляционный анализ может стать очень полезным  в  работе 
школьного   психолога.   Полезным,   в   первую   очередь,   для   выяснения 
сопряженности явлений и их прогнозирования. По сути дела, изучая  всего  1-2 
класса,  и  обладая  мощными  средствами  статистической  обработки  данных, 
психолог может  эффективно  корректировать  учебный  процесс,  предсказывать 
поведение класса, решать как общие задачи и проблемы, так и частные. 
	
	
					
							 |