Динамика межличностных конфликтов в трудовом коллективе
	
	
    баллов                                                         (исп.6). 
         -   min - 4 балла (исп.2 и 1).                           -   min  - 
    3 балла (исп.1). 
        О : max- 40 баллов (исп.2 и 3).                      О :  max  -  37 
    баллов (исп.4). 
  - min - 20  баллов  (исп.4).                              -    min  -  27 
    баллов (исп.2). 
        Д : max - 42 балла (исп.5, 1 и 4).                   Д :  max  -  48 
    баллов (исп.2). 
  - min - 31 балл (исп.3).                                  -    min  -  36 
    баллов (исп.6). 
        По результатам 2003 года прослеживалась явная тенденция: все мужчины 
    в группе направлены на общение (О), а женщины  –  на  дело  (Д).  Таким 
    образом, существовал поло-ролевой конфликт. Также  имел  место  деловой 
    конфликт, т.к. у одной из  главных  конфликтующих  сторон  (исп.4)  был 
    максимальный балл по «Я» и «Д», а у противоположной ей стороны  (исп.1) 
    – минимальный балл по «Я» и максимальный по «Д», т.е. направленность на 
    дело у руководителя, как и у остальных членов группы, не связана с  его 
    «Я», но - с альтруистической деятельностью. 
        Результаты этого 2004 г. довольно отличаются от результатов 2003 г.: 
    максимальные баллы по «Я» и «О» понизились на 3  балла,  я  для  «Д»  - 
    повысился на 6 баллов. Нижняя граница баллов по «О»  и  «Д»  повысилась 
    соответственно на 7 и 5 единиц, а для «Я» - понизилась с 4 баллов до 3- 
    х. Это  говорит  о  выравнивании  и  приближении  к  балансу  групповых 
    показателей по всем направленностям в соответствии с групповыми  целями 
    и деятельностью, которая предполагает альтруистическое служение  людям, 
    выражающееся не просто в  общении,  но  в  конкретной  помощи  им.  Эту 
    картину подтверждают средне-арифметические  показатели  группы  за  два 
    года: 
        2003 г.:                     2004 г.: 
        Я : 10,3                     Я : 9,9 
        О : 32,6                    О : 30,9 
        Д : 38,1                     Д : 40,3 
        Используя табличные данные, приведенные на стр. 37, мы  можем  более 
    подробно просмотреть изменение показателей Теста2 у всех членов  группы 
    за два года: самое яркое изменение претерпели  показатели  исп.2  –  40 
    баллов (максимум в группе) по «О» за 2003 г.  снизились  до  27  баллов 
    (минимум в группе) за 2004 г., а 37 баллов по «Д» за 03  г.  повысились 
    до 48 баллов (максимум в группе) за 04 г. Следует отметить, что ушедшие 
    члены группы (исп.3 и 4 за 03 г.) имели максимальные баллы по «Я» и «О» 
    соответственно, а исп.3 -  еще  и  минимальный  балл  по  «Д»,  что  не 
    являлось выражением общегрупповой направленности («Д»). Наоборот, новые 
    члены группы (исп.3, 4 и 8 за 04 г.) имеют  высокую  направленность  на 
    «Д»,  что  объясняет  их  гармоничное  вхождение   в   состав   данного 
    коллектива. 
        Тест 1.: 
        Путем наглядного сравнения дискограмм можно увидеть  различие  между 
    представлениями разных испытуемых. 
        Левый  сектор  дискограммы  –  разброс  признаков   между   главными 
    ориентациями: доминирование-подчинение и враждебность.  Правый  сектор: 
    доминирование-подчинение и  дружелюбие.  Нижний  сектор:  подчинение  и 
    дружелюбие-враждебность.  Верхний   –   домонирование   и   дружелюбие- 
    враждебность. 
        Исп.1: 
        У данного испытуемого по данным двух лет профили Я-р. и  Я-и.  почти 
    противоположны (особенно за  03  г.).  Это  может  вызывать  внутренний 
    конфликт как чрезмерное стремление к противоположным  типам  отношений, 
    которые явно далеки от реальных. Профиль реального Я подчиненного  (Он- 
    р.) также направлен в  прямо-противоположную  сторону  от  реального  Я 
    самого исп.1.  Следовательно,  в  данном  случае  сравнительно  высокая 
    агрессивность и эгоистичность (октанты III и II) могут  быть  объяснены 
    этим внутренним конфликтом. Но  с  другой  стороны,  имеются  такие  же 
    высокие показатели по дружелюбию и альтруистичности (VII и VIII) (  для 
    Я-р. и Я-и. за 03 г. и Я-и.  за  04  г.).  Это  создает  противоречивые 
    тенденции в поведении личности. К тому же на  03  г.  имелись  еще  две 
    противоположные  тенденции:  авторитарность  и  зависимость,   которые, 
    конфликтуя друг с  другом,  также  приводили  личность  к  дисгармонии, 
    которая могла проявляться вовне в виде агрессивности и т.п. Но к 04  г. 
    этот  внутренний  конфликт  преобразовался  в  уменьшении  тенденции  к 
    зависимости и увеличении авторитарности. Я-и. и Он-и. почти  совпадают, 
    что говорит о существовании общего идеала человека, независимо  от  его 
    должности и т.п. В основном  профили  исп.1  к  04  г.  кардинально  не 
    изменились. Хотя по сводной таблице 2 и 2.1 видно,  что  показатели  по 
    «доминированию» (7,8 за 03 г. и 11,9 за 04 г.) и  «дружелюбию»  (2,8  и 
    –4,7) резко отличаются. 
        Исп.2: 
        У этого испытуемого за 03 г. Я-р. было близко к Я-и. и  Он-и.,  т.е. 
    идеальному «Я» начальника.  Причем  имелся  максимальный  показатель  в 
    группе по октанте VIII (альтруистичность) в профиле Я-и. К  04  г.  эти 
    профили   претерпели   некоторые   изменения:   имевшиеся   в   03   г. 
    противоречивые   тенденции    в    поведении    -    агрессивность    и 
    альтруистичность,   авторитарность    и    подчинение    -    несколько 
    уравновесились, и  профиль  Я-р.  принял  более  округлую  форму,  хотя 
    подчиняемость  осталась  высокой.  Конфликт  между  авторитарностью   и 
    подчинением может приводить  к  определенному  агрессивному  поведению, 
    которое часто имеет бессознательную природу и не контролируется.  В  то 
    же время на 03 г. человек осознавал это, стремясь к альтруистичности (Я- 
    и.). Интересно, что у данного испытуемого в отличие от остальных членов 
    группы (в 03 г.)  профиль  Я-р.  начальника  имел  очень  высокие  и  в 
    некоторых   октантах   завышенные   показатели:   I   –    14    баллов 
    (авторитарность), VII – 12 баллов (дружелюбие). А на 04 г. – по октанте 
    авторитарности  (14  баллов).  В  общем  за  год  произошло   изменение 
    направленности профилей, их смещение из сектора «дружелюбие»  в  сектор 
    «подчинение-агрессивность». По данным сводной таблицы 2  за  03  г.,  у 
    этого члена группы был максимальный показатель по шкале «доминирование» 
    - 8,8 баллов, т.е. он являлся потенциальным скрытым лидером  в  группе. 
    Но к 04 г. этот  показатель  снизился  до  3,6!  Также  –  относительно 
    высокий балл по «дружелюбию» (4,1) за 03 г. снизился до -1,7 за 04 г. 
        Исп.3 (03 г.): 
        В  данном  случае  мы   видим,   что   левый   сектор   дискограммы, 
    соответствующий Я-р. этого  испытуемого,  идентичен  этому  же  участку 
    профиля Я-р. испытуемого 4 (за 03 г.). Однако их правые сектора  сильно 
    отличаются.   У   исп.3   явная   предрасположенность   к    подчинению 
    (уступчивости),  зависимости,  дружелюбию  и  альтруистичности.  Причем 
    максимально выражена  октанта  V,  т.е.  подчинение.  Здесь  доминирует 
    правый сектор, особенно его нижняя часть. Поэтому можно говорить о том, 
    что этому человеку свойственно подчинение и дружелюбие. Его Я-и.  почти 
    идентично Я-и. начальника. Я-р. начальника (Он-р.) приближено к его  Я- 
    и. Мы видим, что у исп.3 имеются  противоположные  тенденции:  с  одной 
    стороны  ярко  выражены  эгоистичность  и  агрессивность,  с  другой  – 
    дружелюбие  и  альтруистичность.   У   данного   испытуемого   конфликт 
    существует внутри его личности. Это  может  усиливаться  склонностью  к 
    подчинению и зависимости, которые выражаются внешне, а внутри возникает 
    раздражение из-за тенденции к эгоистичности,  что  приводит  к  внешней 
    агрессивности. В целом же по общим подсчетам у исп.3 средний показатель 
    (на  03  г.)  по  шкале  «дружелюбие»  (1,8)   и   минимальный   –   по 
    «доминированию» (-4,8). 
        Исп.3 (04 г.): 
        Здесь   также    наблюдается    внутренний    конфликт,    вызванный 
    противоположно    направленными    тенденциями     к     агрессивности, 
    эгоистичности,  подчиняемости   и   стремлением   к   альтруистичности, 
    дружелюбию и доминированию. Как и у исп.2 высокая подчиняемость в  Я-р. 
    имеет  своей  противоположностью  чрезмерно   высокий   показатель   по 
    авторитарности в Он-р. 
        Исп.4 (03 г.): 
        В данном случае  доминирует  левый  нижний  сектор,  что  говорит  о 
    склонности к подчинению и враждебности. У исп.4 Я-и. и  Я-р.  не  имеют 
    противоположных   тенденций,   кроме   стремления   к   чуть    большей 
    альтруистичности (VIII). При этом есть стремление уменьшить  склонность 
    к агрессивности, подозрительности и подчинению. Максимальное значение в 
    профиле Я-и. исп.4 имеет эгоистический  тип  отношений  (уверенность  в 
    себе) – II. Профили Я-и., Он-р.  и  Он-и.  находятся  близко  к  центру 
    окружности, что по Т.Лири означает высокую степень связи между главными 
    осями (доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.  По  данным 
    сводной таблицы, у исп.4 – минимальный балл в группе по  дружелюбию  (- 
    11,3), т.е. максимальная агрессивность, и  сравнительно  высокий  –  по 
    доминированию (1,9). 
        Исп.4 (04 г.): 
        У  данного  испытуемого,  в  отличие  от  остальных,   более   всего 
    сбалансированы профили Я-р.,  Я-и.  и  Он-р.,  что  свидетельствует  об 
    отсутствии  внутриличностного  конфликта,  что   также   подтверждается 
    табличными данными («доминирование»  -  5,9,  «дружелюбие»  -7,9).  Это 
    должно выражаться  в  адекватности  и  гармоничности  поведения.  Явная 
    тенденция  к  дружелюбию,  альтруистичности  и  доминированию  наиболее 
    отвечает целям и задачам деятельности коллектива. 
        Исп.5: 
        Явное  отличие  профилей  03  и  04  гг.  может  говорить   лишь   о 
    поверхностном отношении испытуемого к тестированию в 03 г.  или  других 
    внешних факторах. Но общие характерные  черты  все  же  прослеживаются. 
    Здесь в Я-р. и Я-и. преобладает правый сектор, в особенности октанты V, 
    VII и VIII, т.е. подчинение, дружелюбие и альтруистичность, что говорит 
    о склонности к подчинению и дружелюбию. Минимально выражены – I  и  IV, 
    т.е. авторитарность и подозрительность. Я-и. по конфигурации  повторяет 
    Я-р., и в  04  г.  они  почти  совпадают,  что  говорит  об  отсутствии 
    внутриличностного   конфликта.   Преобладает    экстремально-выраженное 
    стремление  к  альтруистичности  и  дружелюбию  (VIII  и  VII).   Образ 
    реального Я начальника менее «дружелюбен», чем  собственный,  и  скорее 
    имеет противоположные тенденции: максимально выражены – I, II, IV,  VII 
    . Я-и. и Он-и. почти совпадают (в 04 г. правый сектор), что  говорит  о 
    стремлении к одному идеалу (не зависимо от занимаемой должности).  Хотя 
    в 04 г. имеется явное различие по авторитарности, что говорит о разнице 
    в идеальном «Я» начальника и подчиненного. По данным сводной таблицы, у 
    исп.5 – один из самых высоких показателей в группе по  дружелюбию  (8,9 
    за 03 г. и 15,7 за 04 г.) и один из минимальных – по  доминированию  (- 
    1,5 за 03 г. и 2,3 за 04 г.). 
        Исп.6: 
        У данного испытуемого в отличие от остальных –  экстремально-высокие 
    показатели по октантам VII и VIII за 03 г., что  является  неадекватным 
    поведением, вызывающим дискомфорт. Поэтому, как мы видим, Я-и. за 03 г. 
    по этим показателям – намного меньше, хотя и повторяет Я-р.  по  форме. 
    Он-и. и Я-и. почти совпадают. Близко к ним и Он-р. К  04  г.  произошли 
    значительные изменения во внутренней структуре «Я»  этого  испытуемого: 
    снизились  показатели  по  авторитарности   (но   в   Я-и.,   наоборот, 
    увеличились), зависимости, дружелюбию и альтруистичности,  но,  видимо, 
    как  компенсация,  повысились  в  Я-и.  авторитарность,  агрессивность, 
    альтруистичность. У исп.6 на 03 г. был максимальный балл  в  группе  по 
    дружелюбию (17,8!), при средей степени доминирования (4,6), к 04 г. они 
    снизились соответственно до 14  и  0,2.  Явным  отличием  в  личностной 
    структуре данного испытуемого к 04 г. явилось снижение доминирования и, 
    как следствие, ярко выраженное стремление к авторитарности. 
        Исп.7: 
        В данном случае на 03 г. профиль личности был практически ровный  по 
    всем показателям, выделяется только  склонность  к  подчиняемости  (V), 
    которая увеличилась к 04 г., при уменьшении авторитарности (I). Профиль 
    Я-и. почти повторяет по форме Я-р. Однако, острием профили направлены в 
    противоположные стороны в  секторе  «доминирование-дружелюбие»:  правый 
    нижний  сектор  –  подчинение-дружелюбие  (Я-р.)  и  правый  верхний  – 
    доминирование-дружелюбие (Я-и.). У данного испытуемого в 03г. Я-и., Он- 
    р. и Он-и. практически совпадали. Это говорит  о  том,  что  этот  член 
    группы рассматривал своего начальника (исп.1) как собственный идеал,  к 
    которому он стремился. К  04  г.  эти  профили  несколько  разошлись  в 
    параметрах, особенно по авторитарности. Здесь имеется явная тенденция к 
    антиконфликтному поведению в отношениях  с  начальником.  Математически 
    это показывают показатели по дружелюбию (один из максимальных,  8,9)  и 
    доминированию (один из минимальных, -0,2 за 03 г. и –4,2 за 04 г.). 
        Исп.8 (04 г.): 
        У   данного    испытуемого    наблюдается    явно    противоположная 
    направленность профилей Я-р. и Он-р.  относительно  центра  окружности. 
    Имеется доминирующая тенденция в  Я-р.  –  подчиняемость,  при  высокой 
    зависимости и альтруистичности. В Я-и. он стемиться более всего снизить 
    подчиняемость. Он-р. и Он-и. противоположно направлены относительно оси 
    «доминирование-подчинение», что говорит о несоответствии  ожидаемого  и 
    представления о реальном руководителе. 
        Итак, сравнивая дискограммы можно увидеть,  что  у  всех  испытуемых 
    преобладает правый сектор, кроме исп.4 (03 г.), у которого  преобладает 
    – левый при отсутствии даже  стремления  к  октантам  правого  верхнего 
    сектора. По результатам предварительного исследования  именно  у  исп.4 
    наблюдался ярко выраженный  конфликт  с  начальником  (исп.1).  Причину 
    этого конфликта можно  объяснить  тем,  что  у  обоих  имеются  высокие 
    показатели  по  эгоистичности  и  агрессивности.  У   исп.4   это   еще 
    дополняется отсутствием альтруистичности  и  подчиняемости,  тогда  как 
    видно, что альтруизм в  группе  занимает  первое  место  на  ценностном 
    уровне.  Отсутствие  авторитарности  у  исп.4  приводило   к   внешнему 
    подчинению,  но  высокая  независимость  (низкий  балл  по  VI)   может 
    выражаться в действиях по собственному  умышлению,  а  не,  как  сказал 
    начальник. В то  же  время  повышенная  авторитарность  (I)  начальника 
    проявляется во внешнем  доминировании,  но  у  него  такая  же  высокая 
    зависимость (VI), что выражается в зависимости его действий  от  мнения 
    других  и  стремлении  ему  соответствовать.  Интересно,  что   профиль 
    личности Я-р. начальника у исп.4 повторяет конфигурацию Я-р.  исп.4.  В 
    нем также отсутствует  альтруистичность!  Проанализировав  и  остальные 
    профили, можно заметить сходную тенденцию приписывать собственные черты 
    личности другому, и в большинстве случаев это выражается  в  зеркальной 
    косо- или прямо-симметричности профилей  Я-р.  и  Он-р.  (так  как  две 
    крайности являются одним целым,  т.е.  проявлением  одного  и  того  же 
    качества). Сравнив объективные и субъективные представления о  личности 
    начальника, можно утверждать, что это  сугубо  субъективное  отношение, 
    которое складывается исходя  из  собственных  склонностей  к  подобному 
    поведению. Т.е. человек судит по себе,  но  не  подходит  к  другому  с 
    объективной точки зрения, со стороны. В 03 г. картина усугублялась тем, 
    что у исп.4 Я-и. и Он-и. прямо-противоположны!  Это  свидетельствует  о 
    том, что человек  разделяет  людей  по  положению  и  обязанностям,  не 
    рассматривает людей как равных. Так, по его мнению, начальник не должен 
    обладать альтруистичностью вообще! Конфликт усиливался еще и тем,  что, 
    по результатам Теста2, оба, исп.1  и  4,  направлены  на  дело  (Д),  – 
    максимальный балл в группе - 42, но у исп.1 – минимальный балл по (Я) – 
    4, а у исп.4 –  максимальный  –  19,  что  подтверждается  и  в  тесте1 
    (минимальный балл по шкале «дружелюбие», -11,3). 
        Что касается конфликтов между исп.4 и 3 (03 г.), то это  объясняется 
    их  взаимо-недополняемостью,   т.к.   у   обоих   –   высокая   степень 
    эгоистичности и агрессивности. Это еще и поло-ролевой конфликт (исп.3 – 
    м.., исп.4 – ж.). С другой стороны, этот конфликт усугублялся различием 
    в ценностных приоритетах на уровне реального и идеального:  у  исп.3  – 
    завышенный балл по VIII (альтруистичность), а у исп.4 – заниженный. 
        Конфликт между исп.3 (03 г.) и 1 объясняется похожей ситуацией, т.к. 
    у исп.1 также повышены эгоистичность и агрессивность.  Данный  конфликт 
    усиливался поло-ролевыми отношениями и отношениями между начальником  и 
    подчиненным, а также тем, что исп.1 направлен на дело (Д), а исп.3 – на 
    общение (О) – максимальный балл – 40. 
        Конфликт между исп.1 и 5  можно  объяснить  тем,  что  у  исп.5  при 
    отсутствии авторитарности на 03 г. не было и зависимости, а у исп.1 при 
    повышенной  авторитарности  –  такая  же  высокая  зависимость.   Здесь 
    конфликт принимает форму конфликта между исп.1 и 4 (03  г.),  только  в 
    мягкой форме, т.к. у исп.5 не проявлены эгоистичность и  агрессивность. 
    Но в действиях исп.5 руководствуется собственным мнением, а не  словами 
    начальника, хотя внешне выполняет его поручения. 
        Следует отметить некоторые закономерности, прослеживающиеся за 03-04 
    гг.  Существует  тенденция  при  завышенных  показателях   по   октанте 
    подчиняемости (V) в Я-р. чрезмерно завышать (как противовес) показатели 
    по  октанте  авторитарности  (VIII)  в  Он-р.  Это  наглядно  видно  на 
    дискограммах исп.2, исп. 3 (04 г.), 5 и 8. 
        Также  важным  фактом   является   то,   что   средне-арифметические 
    показатели в группе по доминированию и дружелюбию за 03 и 04 гг.  почти 
    не изменились.  Это  говорит  о  том,  что  группа  это  единое  целое, 
    организм, который живет по своим законам, и для его деятельности  нужны 
    строго определенные параметры, которые остаются в определенных  рамках, 
    хотя члены этой группы могут иметь совершенно различные  показатели  по 
    этим же параметрам: 
        2003 г.:                                      2004 г.: 
        Доминирование – 2,4              Доминирование – 1,8 
        Дружелюбие    –    4,7                      Дружелюбие     –     4,1 
        Причиной изменения повышенной конфликтности в группе  в  03  г.  при 
    изменении ее  состава  в  04  г.  является  изменение  в  совместимости 
    ценностного уровня сотрудников. Так, у пришедших в 04 г. исп.3 и 4 Я-и. 
    и Он-и., почти идентичные, совпадают с направленностью и  конфигурацией 
    Я-и. руководителя. Более того, остальные  сотрудники  коллектива  также 
    претерпели изменения внутри  своих  представлений:  у  исп.6  появилась 
    аналогичная направленность профилей Я-и. и Он-и. Тем самым  образовался 
    «костяк» группы, состоящих из людей, имеющих единое устремление,  идеал 
    и ценностный уровень. Общая ситуация упрощается  тем,  что  большинство 
    настоящих членов группы  имеют  высокую  подчиняемость,  что  абсолютно 
    отсутствовало у  исп.4  (03  г.).  Можно  сделать  вывод,  опираясь  на 
    полученные данные, что группа перешла на новый  этап  своего  развития, 
    т.к. сформировалась система общих целей и ценностных ориентаций.  В  03 
    г. в прошлом  составе  членов  коллектива  повышенная  конфликтность  в 
    группе еще зависила и от того, что группа находилась на  низком  уровне 
    развития, т.е. не было ценностно-ориентационного единства. 
                           Обсуждение результатов. 
        Итак,  проведено  лонгитюдное  исследование   группы,   претерпевшей 
    изменение своего состава, за 2003-4 гг., на совместимость ее членов  на 
    ценностно-ориентационном уровне, что позволило определить причины  ярко 
    выраженных конфликтов между конкретными членами группы,  также  скрытых 
    конфликтов внутри их собственных личностей и поло-ролевые конфликты. Мы 
    увидели, что внутриличностные конфликты являются первопричиной  внешней 
    конфликтности и агрессивности человека. Так, одни из самых  конфликтных 
    сторон в данной группе – исп.1 – исп.3 (03 г.), у которых  присутствует 
    внутренний конфликт и противоречивость.  Также  из-за  внутриличностной 
    противоречивости и конфликта повышается внешняя агрессивность (у исп.3, 
    4 и 1). Что касается  уровня  межличностных  конфликтов,  то  в  группе 
    определяющим фактором является  ее  ценностная  ориентация,  которая  в 
    значительной степени зависит от образования и вида деятельности  членов 
    коллектива.  Так  как  данная  выборка  состоит  из  людей   с   высшим 
    образованием,      занимающихся       благотворительно-просветительской 
    деятельностью, то имеет  место  высокий  ценностный  уровень.  Так,  мы 
    обнаружили, что  конфликт  между  исп.4  (03  г.)  и  1  состоял  в  их 
    противоположных ценностных позициях. Желание  исп.4  (03  г.)  покинуть 
    коллектив было следствием несовпадения его ориентации (эгоистичность) с 
    общегрупповой (альтруизм).  Следует  отметить,  это  единственный  член 
    группы, у которого был  отрицательный  показатель  по  дружелюбию.  При 
    изменении  состава  группы  ситуация  полностью  изменилась  в   лучшую 
    сторону, т.к. новые члены коллектива имеют тот же ценностный уровень  и 
    соответственно идеалы, что и вся группа как единый организм. 
        Подобные  исследования   несомненно   нуждаются   в   дополнительных 
    сведениях  о   личностях   испытуемых,   чтобы   сделать   объективные, 
    достоверные выводы. 
        В   данной   работе   при   качественной    обработке    результатов 
    использовались  сведения  о  членах  группы,   полученные   в   течение 
    лонгитюдного наблюдения, которые подтвердили результаты тестирования. 
        При использовании дискограмм, полигона представлений, наглядно можно 
    выявить степень рефлексии участников группы, как представления человека 
    о себе соотносятся с представлениями  о  нем  других  людей.  В  данном 
    исследовании  можно  сравнить  представление  о   себе   начальника   с 
    представлениями о нем его подчиненных. Как видно на графиках они сильно 
    различаются, что говорит о восприятии многими окружающего мира и  людей 
    с  субъективной  точки  зрения,  в  сравнении  с  собой,  через  призму 
    собственных отношений, а не с позиции постороннего  наблюдателя.  Также 
    спорным является вопрос об объективности самооценки, т.к. человек может 
    ее завышать и занижать, сравнивать со своим  идеалом.  Так  как  идеалы 
    могут быть  высокими  или  низкими,  то  и  самооценка  будет  меняться 
    соответственно им. 
        В целом ценностная ориентация группы направлена на  альтруистический 
    тип отношений (VIII). Практически у всех членов группы на данный момент 
    Я-и. и Он-и., что говорит об  общеценностном  подходе  к  жизни.  Члены 
    группы не разграничивают людей в соответствии с их  статусом,  а  видят 
    идеальное «Я» целостного человека, что говорит об их  общей  ценностной 
    направленности,  которая,  несмотря  на  конфликты,   сплачивает   этот 
    коллектив. 
                                   Выводы 
        Проведено лонгитюдное исследование влияние  ценностно-ориентационной 
    совместимости членов  коллектива  на  конфликтность  в  данной  группе, 
    изменившей свой состав за 2003-4 гг.  Цель  исследования  достигнута  – 
    найдены причины возникновения и разрешения межличностных конфликтов, их 
    динамики  в  трудовом  коллективе.  Гипотеза   о   том,   что   причина 
    межличностных   конфликтов   в   трудовом    коллективе    состоит    в 
    несовместимости  ценностного  уровня  людей,  их  идеалов  и  ожиданий, 
    подтвердилась. Полученные результаты обработаны и сделаны выводы. 
        Перспективы. 
        К сожалению, объем дипломной  работы  не  позволяет  провести  более 
    глубокое исследование мотивационного уровня и более точных и  глубинных 
    причин  конфликтов.  Но  мы  планируем  заняться  этими  проблемами   в 
    дальнейшем. Также имеются планы продолжать вести лонгитюдное наблюдение 
    за данной группой, т.к. ее неординарный состав и деятельность позволяют 
    исследовать   более   глубинные   пласты   человеческой   психики,   ее 
    противоречивую природу. 
                              Список литературы 
 1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2000. 
 2.  Анцупов  А.Я.,  Малышев  А.А.  Введение  в  конфликтологию.   Ужгород: 
        МАУП, 95. 
 3. Анцупов А.Я., Прошанов С.Л. Конфликтология:  междисциплинарный  подход, 
    обзор диссертационных исследований. М.: Дом Советов, 97. 
 4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: «ЮНИТИ», 2002. 
 5.  Анцупов  А.Я.,   Шипилов   А.И.   Конфликтология:   теория,   история, 
    библиография. М.: Дом Советов, 96. 
 6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. М.: ВУ, 95. 
 7. Бандурка А.М., Друзь В.А. Конфликтология. Харьков: Ун-т ВД Украины, 97. 
 8. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 89. 
 9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: ПИТЕР, 2003. 
10.  Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Л.:  Лениздат, 
    90. 
11.  Дж. Кришнамурти. За пределами известного.  М.:  KMK  Scientific  Press 
    Ltd., 96. 
12. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее пособие. М.: Гардарики, 2002. 
13.  Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов-н/Д: «Феникс», 98. 
14.  Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М.: Экономика, 90. 
15.  Канатаев Ю.А. Психология конфликта. М.: ВАХЗ, 92. 
16.  Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2000. 
17.  Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. М.: ВЛАДОС, 99. 
18.  Конфликтология. Ред. Кармина А.С. СПб.: «Лань», 2001. 
19.  Конфликтология: хрестоматия/  составитель  Леонов  Н.И.  М.:  «Модэк», 
    2002. 
20.  Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать  конфликты. 
    М.: Стрингер, 92. 
21.  Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: «Смысл», 99. 
22.  Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  Межличностное  общение. 
    СПб.: Питер, 2001. 
23.  Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. М.: Экономика, 93. 
24.  Леонов Н.И. Конфликтология. М.: «Модэк», 2002. 
25.  Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 97. 
26.  Мэскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. 
     М.: ДЕЛО, 99. 
27.  Нельсон-Джоунс Р. Теория и  практика  консультирования.  СПб.:  Питер, 
    2000. 
28.  Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М.: АПО, 92. 
29.  Психологические тесты. Том1. ред. Карелина А.А. М.: ВЛАДОС, 99. 
30.  Психологические тесты. Том2. ред. Карелина А.А. М.: ВЛАДОС, 99. 
31.  Психология конфликта/ сост. и общая ред. Гришиной  Н.В.  СПб.:  ПИТЕР, 
    2001. 
32.  Психология. Ред. Крылова А.А. М., 99. 
33.  Рубин Дж., Пруйт Д., Ким  Хе  Сунг.  Социальный  конфликт:  эскалация, 
    тупик, разрешение. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 
34.  Cидоренко Е.В. Методы математической  обработки  в  психологии.  СПб.: 
    Речь, 2000. 
35.  Скотт Дж.Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: «Верзилин и Ко, ЛТД», 
    91. 
36.  Социальная психология. Ред. Журавлева А.Л. М., 2002. 
37.   Сулимова  Т.С.  Социальная   работа   и   конструктивное   разрешение 
    конфликтов. М.: Изд. ин-та практ. психологии, 96. 
38.  Съедин С.И. Основы управления. М.:ТА, 96. 
39.  Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или  переговоры  без  поражения.  М.: 
    Наука, 90. 
40.  Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб: ПИТЕР, 2003. 
41.  Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: Изд-во МГУ, 92. 
42.  Шевцов В.М. Межнациональные конфликты: механизмы  их  разрешения.  М.: 
    ГАВС, 94. 
                                 Приложение. 
        Тест 1: 
        Диапазон проявления свойств личности: 
        Адаптивная зона: от 0 до 6 баллов. 
        Промежуточная зона: от 7 до 11 баллов. 
        Дезадаптивная зона (экстремальное поведение до патологии): от 12 до 
    16 баллов. 
                           Полигоны представлений 
        Иссл.1- 2003г. 
|Октанты        |Зона                                                         | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                                          0 
    6                                  11                                16 
|Октанты        |Зона                                                         | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                                          0 
     6                                  11 
    16 
|Октанты        |Зона                                                         | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                            0                                   6 
                          11                                16 
|               |Зона                                                         | 
|Октанты        |                                                             | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                            0                                   6 
                          11                                16 
|Октанты        |Зона                                                         | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                                         0 
     6                                  11 
    16 
|Октанты        |Зона                                                         | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                           0                                    6 
                          11                                16 
|Октанты        |Зона                                                         | 
|               |Адаптивная        |Промежуточная        |Дезадаптивная       | 
|I              |                  |                     |                    | 
|II             |                  |                     |                    | 
|III            |                  |                     |                    | 
|IV             |                  |                     |                    | 
|V              |                  |                     |                    | 
|VI             |                  |                     |                    | 
|VII            |                  |                     |                    | 
|VIII           |                  |                     |                    | 
                           0                                    6 
                          11                                16 
----------------------- 
[1] См. приложение. 
2 «ключ» к тесту – см. приложение. 
1 сырые результаты, в т.ч. полигон распределения свойств личности, см. в 
приложении. 
----------------------- 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
                                 ПОДЧИНЕНИЕ 
Д 
Р 
У 
Ж 
Е 
Л 
Ю 
Б 
И 
Е 
Испыт.7 
Испыт.6 
Испыт.5 
Испыт.4 
Испыт.3 
Испыт.2 
Испыт.1 
Обозначения: 
Я-реальное 
Я-идеальное 
Он-реальное 
Он-идеальное 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
                                      Д 
                                      Д 
                                      Р 
                                      У 
                                      Ж 
                                      Е 
                                      Л 
                                      Ю 
                                      Б 
                                      И 
                                      Е 
16 
12 
8 
4 
0 
4 
8 
12 
16 
                               ДОМИНИРОВАВАНИЕ 
                                      А 
                                      Г 
                                      Р 
                                      Е 
                                      С 
                                      С 
                                      И 
                                      В 
                                      Н 
                                      О 
                                      С 
                                      Т 
                                      Ь 
I 
II 
III 
V 
VI 
VIII 
VII 
IV 
ПОДЧИНЕНИЕ 
Обозначения: 
Я-реальное 
Я-идеальное 
Он-реальное 
Он-идеальное 
Страницы: 1, 2, 3 
	
	
					
							 |