Теория фреймов
	
	Теория фреймов
                               Теория фреймов 
   - это  парадигма для представления знаний  с  целью  использования  этих 
знаний  компьютером  .  Впервые  была  представлена  Минским  как    попытка 
построить фреймовую  сеть  ,  или  парадигму  с  целью  достижения  большего 
эффекта понимания  . С одной стороны Минский  пытался  сконструировать  базу 
данных , содержащую энциклопедические знания  , но с  другой  стороны  ,  он 
хотел  создать  наиболее  описывающую  базу  ,   содержащую   информацию   в 
структурированной  и  упорядоченной  форме  .  Эта  структура  позволила  бы 
компьютеру  вводить информацию в более гибкой форме ,  имея  доступ  к  тому 
разделу , который требуется в  данный  момент  .  Минский  разработал  такую 
схему  , в которой информация содержится в специальных ячейках ,  называемых 
фреймами , объединенными в сеть , называемую системой фреймов . Новый  фрейм 
активизируется с наступлением новой  ситуации  .  Отличительной  его  чертой 
является то , что он одновременно содержит большой объем знаний и  в  то  же 
время является достаточно гибким для того , чтобы  быть  использованным  как 
отдельный элемент БД . Термин «фрейм»  был  наиболее  популярен  в  середине 
семидесятых годов , когда существовало много его толкований  ,  отличных  от 
интерпретации Минского . 
   Чтобы лучше понять эту теорию , рассмотрим один из примеров   Минского , 
основанный на  связи между ожиданием ,  ощущением   и  чувством  человека  , 
когда он открывает  дверь  и  входит  в  комнату  .  Предположим  ,  что  вы 
собираетесь открыть дверь и зайти в комнату незнакомого вам дома .  Находясь 
в доме ,  перед  тем  как  открыть  дверь  ,   у  вас  имеются  определенные 
представления о том , что вы увидите , войдя в комнату .   Например  ,  если 
вы увидите к-л пейзаж или морской берег , поначалу вы с трудом узнаете их  . 
Затем вы будете удивлены , и в конце концов дезориентированы ,  так  как  вы 
не  сможете  объяснить  поступившую  информацию  и   связать   ее   с   теми 
представлениями , которые у вас имелись до того  .  Также  у  вас  возникнут 
затруднения  с  тем  ,  чтобы  предсказать   дальнейший   ход   событий.   С 
аналитической точки  зрения  это  можно  объяснить  как  активизацию  фрейма 
комнаты в момент  открывания  двери  и  его  ведущую  роль  в  интерпретации 
поступающей информации . Если бы вы увидели за дверью  кровать  ,  то  фрейм 
комнаты приобрел бы более узкую форму и превратился бы  во  фрей  кровати  . 
Другими словами , вы бы имели доступ к наиболее специфичному фрейму из  всех 
доступных .Возможно ,б что вы используете информацию , содержащуюся в  вашем 
фрейме комнаты для того чтобы  распознать мебель , что называется  процессом 
сверху-вниз , или в контексте теории фреймов  фреймодвижущим  распознаванием 
. Если бы вы увидели пожарный гидрант , то ваши ощущения были бы  аналогичны 
первому случаю. Психологи  подметили  ,  что  распознавание  объектов  легче 
проходит в обычном контексте, чем в  нестандартной  обстановке  .  Из  этого 
примера мы видим , что фрейм - это модель знаний , которая активизируется  в 
определенной ситуации и  служит  для  ее  объяснения  и  предсказания  .   У 
Минского имелись достаточно расплывчатые идеи о самой структуре такой  БД  , 
которая могла бы выполнять подобные вещи . Он предложил систему ,  состоящую 
из связанных между собой фреймов , многие из которых состоят  из  одинаковых 
подкомпонентов , объединенных в сеть . Таким образом , в случае  , когда  к- 
л входит в дом , его ожидания контролируются операциями , входящими  в  сеть 
системы фреймов . В рассмотренном выше случае  мы  имеем  дело  с  фреймовой 
системой для дома , и с подсистемами для двери и комнаты .  Активизированные 
фреймы с дополнительной информацией в БД о том , что вы открываете дверь   , 
будут служить переходом от активизированного фрейма двери к  фрейму  комнаты 
. При этом фреймы двери и комнаты  будут  иметь  одинаковую  подструктуру  . 
Минский назвал это явление разделом терминалов и считал его  важной   частью 
теории фреймов . 
   Минский также ввел терминологию , которая могла  бы  использоваться  при 
изучении этой теории ( фреймы , слоты , терминалы и т. д.)  .  Хотя  примеры 
этой теории  были  разделены  на  языковые  и  перцептуальные  ,  и  Минский 
рассматривал их как имеющих общую природу , в языке  имеется  более  широкая 
сфера ее применения . В основном большинство  исследований  было  сделано  в 
контексте общеупотребительной лексики и литературного языка . 
   Как наиболее  доступную  иллюстрацию  распознаванию  ,  интерпретации  и 
предположению можно рассмотреть две последовательности предложений ,  взятых 
из Шранка и Абельсона .  На  глобальном  уровне  последовательность  А  явно 
отличается от В . 
   A     John went to a restaurant 
           He asked the waitress for a hamburger 
           He paid the tip & left 
   B      John went to a park 
            He asked the midget for a mouse 
            He picked up the box & left 
   Хотя все эти предложения имеют одинаковую  синтаксическую  структуру   и 
тип семантической информации   ,  понимание  их  кардинально  различается  . 
Последовательность  А  имеет  доступ  к  некоторому  виду  структуры  знаний 
высшего уровня , а В не имеет . Если бы А не имело  такой  доступ  ,  то  ее 
понимание  сводилось  бы   к   уровню   В   и   характеризовалось   бы   как 
дезориентированное . Этот контраст является  наглядным  примером  мгновенной 
работы высшего уровня структуры знаний . 
   Была предложена программа  под  названием  SAM  ,  которая  отвечает  на 
вопросы и выдает содержание таких рассказов . Например , SAM может  ответить 
на следующие вопросы , ответы на которые  не  даны  в  тексте  ,  с  помощью 
доступа к записи предполагаемых событий  , предшествующих обеду в  ресторане 
. 
   Did John sit down in the restaurant ? 
   Did John eat the hamburger ? 
   Таким образом , SAM может  распознать  описанную  ситуацию  как  обед  в 
ресторане и затем предсказать оптимальное развитие событий . В нашем  случае 
распознавание не представляло трудностей , но  в  большинстве   случаев  оно 
довольно непростое и является самой важной частью теории . 
   Рассмотрим другой пример : 
   C     He plunked down $5 at the window . 
           She tried to give him $ 2.50 , but he wouldn’t take it . 
           So when they got  inside  ,  she  bought  him  a  large  bag  of 
             popcorn . 
   Он  интересен  тем   ,  что  у  большинства  людей  он   вызывает   цикл 
повторяющихся   неправильных     или    незаконченных     распознаваний    и 
реинтерпретаций . 
   В случаях с многозначными словами  многозначность разрешается с  помощью 
активизированного ранее  фрейма     .  Для  этих  целей  необходимо  создать 
лексикон к каждому фрейму . Когда фрейм  активизируется  ,  соответствующему 
лексикону отдается предпочтение при поиске соответствующего  значения  слова 
. В контексте ТФ это распознавание процессов  ,  контролируемых  фреймами  , 
которые , в свою очередь , контролируют распознавание входящей информации  . 
Иногда это называется процессом сверху - вниз фреймодвижущего  распознавания 
. 
   Применение этих процессов нашло  свое  отражение  в  программе  FRAMP  , 
которая  может  суммировать  газетные  сводки  и   классифицировать   их   в 
соответствие с классом событий , например  терроризм  или  землетрясения   . 
Эта программа хранит набор объектов , которые должны быть описаны  в  каждой 
разновидности  текстов  ,  и  этот  набор  помогает  процессу  распознавания 
описываемых событий . 
    Манипуляция фреймами 
   Детали спецификации Ф и их репрезентации могут быть опущены  ,  так   же 
как и алгоритмы их манипуляции , потому что они не играют большой роли в  ТФ 
. 
   Такие  вопросы   ,  как  размер  Ф  или  доступ  к  нему   ,  связаны  с 
организацией памяти и не требуют специального рассмотрения . 
   Распознавание 
   В литературе имеется много рассуждений по поводу процессов ,  касающихся 
распознавания  фреймов  и  доступа  к  структуре  знаний  высшего  уровня  . 
Несмотря на то , что люди могут распознать фрейм без особых  усилий   ,  для 
компьютера в большинстве случаев  это  довольно  сложная  задача  .  Поэтому 
вопросы распознавания фреймов остаются открытыми и трудными  для  решения  с 
помощью ИИ . 
   Размер фрейма 
   Размер фрейма гораздо более  тесно связан с организацией  памяти  ,  чем 
это кажется на первый взгляд . Это  происходит  потому  ,  что  в  понимании 
человека размер фрейма определяется  не столько семантическим  контекстом  , 
но и многими другими факторами  .  Рассмотрим  фрейм  визита  к  доктору   , 
который складывается из подфреймов  ,  одним  из  которых  является  комната 
ожидания . Таким образом  мы можем сказать , что размер  фрейма  не  зависит 
от семантического содержания  представленного  фрейма   /  такого  ,  как  , 
например  , визит к врачу / ,  но  зависит  от   того   ,  какие  компоненты 
описывающей  информации  во  фрейме  /  таком  ,  как  комната  ожидания   / 
используются в памяти . Это означает , что когда определенный  набор  знаний 
используется  памятью  более  чем  в  одной  ситуации   ,   система   памяти 
определяет  это  ,  затем  модифицирует  эту  информацию  во   фрейм   ,   и 
реструктурирует  исходный фрейм так , чтобы  новый  фрей  использовался  как 
его подкомпонент . 
   Вышеперечисленные операции также остаются открытыми вопросами в ТФ . 
   Инициализационные категории 
   Рош предложил три уровня категорий представления  знаний   :  базовую  , 
субординатную и суперординационную  . Например в сфере меблировки  концепция 
кресла является примером категории основного уровня , а концепция  мебели  - 
это  пример  суперординационной   категории  .  Язык  представления   знаний 
подвержен влиянию этой таксономии и включает их как различные типы данных  . 
В  сфере  человеческого  общения   категории   основного   уровня   являются 
первейшими категориями ,  которые  узнают  человек  ,  другие  же  категории 
вытекают из них . То  есть  суперординационная  категория  -  это  обобщение 
базовой   , а субординатная  - это подраздел базовой категории . 
            пример 
            суперординатная                                            идеи 
                 события 
                       базовая                                      события 
действия 
          субординатная                                            действия 
прогулка 
      Каждый фрейм имеет свой определенный так называемый слот . Так ,  для 
фрейма действие слот может  быть  заполнен  только  к-л  исполнителем  этого 
действия , а соседние фреймы могут наследовать этот слот . 
   Некоторые исследователи предположили ,  что  случаи  грамматики  падежей 
совпадают со слотами в ТФ , и эта теория была названа  теорией  идентичности 
слота и падежа . Было предложено число таких падежей ,  от  8  до  20  ,  но 
точное число не определено . Но если агентив полностью совпадает   со  своим 
слотом , то остальные  падежи  вызвали  споры  .  И  до  сих  пор  точно  не 
установлено , сколько всего существует падежей . 
   Также вызвал трудность тот факт   ,  что  слоты  не  всегда  могут  быть 
переходными . Например , в соответствие с  ТФ  можно  сказать  ,  что  фрейм 
одушевленный предмет может иметь слот  живой , фрейм   человек  может  иметь 
слот честный  , а фрейм  блоха не может иметь такой  слот  ,  и  он  к  нему 
никогда не перейдет . 
   Другими словами , связи между слотами в ТФ не являются исследованными до 
конца . Слоты могут передаваться , могут быть многофункциональны , но  в  то 
же      время       не       рассматриваются       как       функции       . 
      Гибридные системы 
   СФ иногда адаптируются для построения описаний или  определений   .  Был 
создан  смешанный  язык  ,  названный  KRYPTON  ,  состоящий  из   фреймовых 
компонентов  и компонентов предикатных исчислений , помогающих   делать  к-л 
выводы с помощью терминов и  предикатов   .  Когда  активизируется  фрейм  , 
факты становятся доступными пользователю . Также  существует  язык  Loops  , 
который объединяет объекты , логическое программирование и процедуры . 
   Существуют также фреймоподобные языки  ,  которые  за  исходную  позицию 
принимают один тип данных в памяти , к-л концепцию , а не две /  напр  фрейм 
и слот / , и представление этой концепции в памяти должно быть цельным . 
   Объектно - ориентированные языки 
   Параллельно с языками  фреймов  существуют  объектно  -  ориентированные 
программные языки , которые используются  для  составления   программ  ,  но 
имеют некоторые св-ва языков фреймов , такие , как использование слотов  для 
детальной , доскональной классификации  объектов  .  Отличие  их  от  языков 
фреймов  в  том  ,  что  фреймовые  языки  направлены  на  более  обобщенное 
представление информации об объекте . 
                        Одной из трудностей представления  знаний  и  языка 
фреймов является отсутствие формальной семантики . Это затрудняет  сравнение 
свойств представления знаний различных  языков  фреймов  ,  а  также  полное 
логическое объяснение языка фреймов . 
	
	
					
							 |