Модель системы массового обслуживания на Симуле
	
	Модель системы массового обслуживания на Симуле
   I. Постановка задачи. 
      В  студенческом  машинном  зале  расположены  две  мини-ЭВМ   и   одно 
устройство подготовки данных (УПД). Студенты приходят с интервалом 8±3  мин. 
и треть из них хочет испытать УПД и ЭВМ, а остальные только ЭВМ.  Допустимое 
количество студентов в машинном зале 4 чел., включая работающего на УПД. 
      Работа на УПД занимает 9±4 мин.  Работа  на  ЭВМ  -  15±10  мин.;  20% 
работавших на ЭВМ возвращаются для повторного  использования  УПД  и  ЭВМ  и 
остаются при этом в машинном зале. 
      Если студент пришел в машинный зал, а там уже есть 4 чел., то он  ждет 
не более 15±2 мин. в очереди в  машинный  зал  и,  если  нет  возможности  в 
течение этого времени начать работать, то он уходит. 
      Смоделировать работу в машинном зале в течение 48 часов. 
      Определить: 
      - загрузку УПД и обеих ЭВМ, 
      - максимальную длину очереди в машинный зал, 
      - среднее время ожидания в очереди в машинный зал, 
      - распределение общего времени работы студента в машинном зале, 
      - количество студентов, которые не дождались возможности поработать и 
        ушли. 
  II. Решение задачи. 
1. Текст программы. 
      Текст программы полностью приведен в конце данного документа. 
2. Схема решения в терминах предметной области. 
      Собираясь приступить к работе в машинном зале, студент подходит к нему 
и проверяет, есть ли очередь в машинный зал. Если таковой нет, то он ищет  в 
последнем свободное место, а если очередь есть, то становится  в  ее  конец. 
Затем, либо входит в  машинный  зал,  либо  создает  очередь,  состоящую  из 
одного человека (его самого). После этого ждет в течение 15±2 мин.  Если  за 
это время место в зале не освобождается,  студент  уходит,  в  противном  же 
случае, он покидает очередь и попадает в машинный зал. 
      Работа  студента в машинном зале происходит следующим образом. Студент 
определяет, приступить ли ему к работе УПД, а затем  на  одной  из  ЭВМ  (по 
условию задачи, число таких студентов   составляет  треть  от  общего  числа 
посетителей) или пройти сразу к ЭВМ (все остальные).  После  работы  на  ЭВМ 
каждый  студент  может  либо  покинуть  машинный  зал,  либо  приступить   к 
повторной работе (20%), теперь уже точно на УПД и ЭВМ. 
3. Схема решения задачи в терминах языка Симула. 
   1. Глобальные переменные и массивы. 
      M,U,C,P – целые числа,  служащие  для  создания  в  программе  четырех 
      различных потоков независимых величин; 
      I – счетчик цикла FOR (используется для вывода таблицы); 
      MZCap – целое число, обозначающее число мест в машинном зале; 
      Num – число студентов, покинувших очередь; 
      Nmb – число студентов, дождавшихся обслуживания; 
      MAX – максимальная длина очереди; 
      Toz – суммарное время ожидания в очереди; 
      Pupd – время простоя УПД; 
      Pcomp – время простоя обеих ЭВМ; 
      QUEUE – очередь в машинный зал; 
      QUPD – очередь на УПД; 
      QCOMP – очередь на ЭВМ; 
      UPD1 – ссылка на УПД; 
      COMP1 – ссылка на пару ЭВМ; 
      Std  –  массив  действительных  чисел  из  10  элементов,  в   которые 
      помещаются  данные  о  числе  студентов,  проделавших  работу  за  i-й 
      интервал времени [Ti-1,Ti]; 
      Tim  –  массив  действительных  чисел,  в  котором  хранятся   границы 
      временных интервалов Ti. 
   2. Процессы. 
      GENER – процесс, имитирующий появление студента у машинного зала; 
      STUDENT – процесс, описывающий действия студента; 
      COMP – процесс, изображающий работу двух мини-ЭВМ; 
      UPD – процесс, изображающий работу УПД; 
   3. Получение результатов. 
      Для получения результатов используются перечисленные  в  пункте  2.3.1 
глобальные переменные и следующие соотношения: 
                            Загрузка УПД = 1 - ; 
                            Загрузка ЭВМ = 1 - ; 
                       Число ушедших студентов = Num; 
                      Максимальная длина очереди = MAX; 
                    Среднее время ожидания в очереди = . 
      Распределение общего времени работы студента в машинном зале  получено 
в виде массивов std и tim. 
   4. Комментарии к программе. 
      Подробные комментарии приведены в тексте  программы  в  конце  данного 
документа. 
   5. Результаты. 
      Загрузка УПД = 33,8%; 
      Загрузка ЭВМ = 82,1%; 
      Число ушедших студентов = 109; 
      Максимальная длина очереди = 3; 
      Среднее время ожидания в очереди = 9,79 мин. 
      Распределение  общего  времени  работы  студентов  в   машинном   зале 
      приведено в таблице 2.1. 
                                                                 Таблица 2.1 
|Число студентов                |Интервалы времени               | 
|14                             |0 – 15                          | 
|86                             |15 – 30                         | 
|56                             |30 – 45                         | 
|20                             |45 – 60                         | 
|19                             |60 – 75                         | 
|24                             |75 – 90                         | 
|12                             |90 – 105                        | 
|9                              |105 – 120                       | 
|8                              |120 – 135                       | 
 III. Исследование адекватности модели. 
1. Метод исследования. 
      Рассмотренный далее метод не претендует на  абсолютную  точность,  но, 
тем не  менее,  позволяет  примерно  оценить  соответствие  модели  реальной 
ситуации. 
      Метод заключается  в  использовании  внесения  изменений  в  начальные 
данные. При этом анализируются изменения получаемых результатов. 
2. Применение метода к поставленной задаче. 
      Вся информация по измененным входным данным и  полученным  результатам 
представлена в таблице 3.1  Знаком  “|”  отделяются  значения  для  исходной 
задачи от значений для задачи, получаемой в результате внесения изменений. 
                                                                 Таблица 3.1 
|Параметр |Загрузка  |Загрузка  |Максима|Среднее    |Число      | 
|         |УПД, %    |ЭВМ, %    |льная  |время      |ушедших    | 
|         |          |          |длина  |ожидания,  |студентов, | 
|         |          |          |очереди|мин.       |чел.       | 
|         |          |          |, чел. |           |           | 
|Время    |          |          |       |           |           | 
|работы   |          |          |       |           |           | 
|системы  |33,8 |    |81,2 |    |3 | 3  |9,79 | 9,72|109 | 324  | 
|48 | 100 |32,0      |83,1      |       |           |           | 
|часов    |          |          |       |           |           | 
|Число    |          |          |       |           |           | 
|мини-ЭВМ |33,8 |    |81,2 |    |3 | 3  |9,79 |     |109 | 229  | 
|2 | 1    |21,4      |81,0      |       |12,12      |           | 
|шт.      |          |          |       |           |           | 
|Число    |          |          |       |           |           | 
|человек в|33,8 |    |81,2 |    |3 | 3  |9,79 | 9,76|109 | 149  | 
|зале     |31,8      |83,6      |       |           |           | 
|4 | 2    |          |          |       |           |           | 
|Интервал |          |          |       |           |           | 
|между    |          |          |       |           |           | 
|приходами|33,8 |    |81,2 |    |3 | 18 |9,79 |     |109 | 2650 | 
|студентов|34,0      |83,2      |       |14,36      |           | 
|         |          |          |       |           |           | 
|8±3 | 1  |          |          |       |           |           | 
|Число    |          |          |       |           |           | 
|желающих |          |          |       |           |           | 
|использов|33,8 |    |81,2 |    |3 | 3  |9,79 |     |109 | 192  | 
|ать УПД и|47,1      |76,6      |       |11,17      |           | 
|ЭВМ      |          |          |       |           |           | 
|33 | 66  |          |          |       |           |           | 
|%        |          |          |       |           |           | 
      Приведенные здесь  результаты  показывают,  что  полученная  модель  с 
достаточной точностью отображает реальную  ситуацию  в  рамках  поставленной 
задачи. 
  IV. Сравнительный анализ моделей. 
      В приведенной ниже  таблице  даны  искомые  значения,  полученные  при 
помощи двух моделей: в реализации на GPSS и в реализации на языке Симула. 
                                                                 Таблица 4.1 
|Величина             |GPSS                 |Симула               | 
|Загрузка УПД         |55,2                 |33,8                 | 
|Загрузка ЭВМ         |96,5                 |81,2                 | 
|Число ушедших        |78                   |109                  | 
|студентов            |                     |                     | 
|Максимальная длина   |4                    |3                    | 
|очереди              |                     |                     | 
|Среднее время        |9,02                 |9,79                 | 
|ожидания             |                     |                     | 
       Как  видно,   приведенные   величины   отличаются   друг   от   друга 
несущественно. Это означает, что обе модели с  достаточной  точностью  можно 
считать адекватными друг другу . 
	
	
					
							 |