Модель системы массового обслуживания на GPSS
	
	Модель системы массового обслуживания на GPSS
   I. Постановка задачи. 
      В  студенческом  машинном  зале  расположены  две  мини-ЭВМ   и   одно 
устройство подготовки данных (УПД). Студенты приходят с интервалом 8±3  мин. 
и треть из них хочет испытать УПД и ЭВМ, а остальные только ЭВМ.  Допустимое 
количество студентов в машинном зале 4 чел., включая работающего на УПД. 
      Работа на УПД занимает 9±4 мин.  Работа  на  ЭВМ  -  15±10  мин.;  20% 
работавших на ЭВМ возвращаются для повторного  использования  УПД  и  ЭВМ  и 
остаются при этом в машинном зале. 
      Если студент пришел в машинный зал, а там уже есть 4 чел., то он  ждет 
не более 15±2 мин. в очереди в  машинный  зал  и,  если  нет  возможности  в 
течение этого времени начать работать, то он уходит. 
      Смоделировать работу в машинном зале в течение 48 часов. 
      Определить: 
      - загрузку УПД и обеих ЭВМ, 
      - максимальную длину очереди в машинный зал, 
      - среднее время ожидания в очереди в машинный зал, 
      - распределение общего времени работы студента в машинном зале, 
      - количество студентов, которые не дождались возможности поработать и 
        ушли. 
  II. Решение задачи. 
1. Текст программы. 
      Текст программы полностью приведен в конце данного документа. 
2. Схема решения в терминах предметной области. 
      Собираясь приступить к работе в машинном зале, студент подходит к нему 
и проверяет, есть ли очередь в машинный зал. Если таковой нет, то он ищет  в 
последнем свободное место, а если очередь есть, то становится  в  ее  конец. 
Затем, либо входит в  машинный  зал,  либо  создает  очередь,  состоящую  из 
одного человека (его самого). После этого ждет в течение 15±2 мин.  Если  за 
это время место в зале не освобождается,  студент  уходит,  в  противном  же 
случае, он покидает очередь и попадает в машинный зал. 
      Работа  студента в машинном зале происходит следующим образом. Студент 
определяет, приступить ли ему к работе УПД, а затем  на  одной  из  ЭВМ  (по 
условию задачи, число таких студентов   составляет  треть  от  общего  числа 
посетителей) или пройти сразу к ЭВМ (все остальные).  После  работы  на  ЭВМ 
каждый  студент  может  либо  покинуть  машинный  зал,  либо  приступить   к 
повторной работе (20%), теперь уже точно на УПД и ЭВМ. 
3. Схема решения в терминах GPSS. 
   1. Переменные и параметры. 
      В качестве студентов в  рамках  данной  модели  будут  рассматриваться 
транзакты. 
      VB1 – значение максимально  возможного  времени  ожидания  студента  в 
очереди; вычисляется для каждого транзакта в отдельности. 
      X1 – счетчик системного времени в минутах. 
      P1 – параметр транзакта, определяющий его время вхождения  в очередь. 
      P2 – параметр, изображающий характеристику  “нетерпеливости”  студента 
как максимальное время пребывания транзакта в очереди. 
      P3 – время пребывания студента в очереди: меняется в процессе движения 
транзакта внутри очереди. 
      X2 – используется для промежуточных вычислений. 
      X3 – количество транзактов, пребывающих в очереди. 
   2. Устройства, очереди и накопители. 
      OZD – очередь в машинный зал. 
      CCL – накопитель емкостью в четыре  транзакта,  изображающий  машинный 
зал. 
      UPD – устройство, изображающее УПД. 
      COM – накопитель емкостью в два транзакта, изображающий пару мини-ЭВМ. 
      MWT – таблица распределения общего времени работы студента в  машинном 
зале. 
   3. Комментарии к программе. 
      Подробные комментарии приведены в тексте  программы  в  конце  данного 
документа. Однако стоит  отметить,  что  в  рамках  модели,  минимальной  (и 
основной) единицей времени является минута; а  также  то,  что  транзакт  не 
попадает в очередь, если она отсутствует и есть место в машинном зале. 
4. Результаты. 
      Получены следующие результаты: 
     1. Загрузка УПД – 55,2% 
     2. Загрузка ЭВМ – 96,5% 
     3. Максимальная длина очереди – 4 чел. 
     4. Среднее время ожидания в очереди – 9,02 мин. 
     5. Количество ушедших студентов – 78 
     6. Распределение общего  времени  работы  студентов  в  машинном  зале 
        приведено в таблице 2.1. 
                                                                 Таблица 2.1 
|Интервалы времени      |Число студентов       |Суммарная           | 
|                       |                      |вероятность         | 
|0 – 15                 |36                    |12.59               | 
|15 – 30                |106                   |49,65               | 
|30 – 45                |78                    |76,92               | 
|45 – 60                |15                    |82,72               | 
|60 – 75                |23                    |90,21               | 
|75 – 90                |16                    |95,80               | 
|90 – 105               |7                     |98,25               | 
|105 – 120              |3                     |99,30               | 
|120 - 135              |2                     |100,00              | 
 III. Исследование адекватности модели. 
1. Метод исследования. 
      Рассмотренный далее метод не претендует на  абсолютную  точность,  но, 
тем не  менее,  позволяет  примерно  оценить  соответствие  модели  реальной 
ситуации. 
      Метод заключается  в  использовании  внесения  изменений  в  начальные 
данные. При этом анализируются изменения получаемых результатов. 
2. Применение метода к поставленной задаче. 
      Вся информация по измененным входным данным и  полученным  результатам 
представлена в таблице 3.1  Знаком  “|”  отделяются  значения  для  исходной 
задачи от значений для задачи, получаемой в результате внесения изменений. 
                                                                 Таблица 3.1 
|Параметр |Загрузка  |Загрузка  |Максима|Среднее    |Число      | 
|         |УПД, %    |ЭВМ, %    |льная  |время      |ушедших    | 
|         |          |          |длина  |ожидания,  |студентов, | 
|         |          |          |очереди|мин.       |чел.       | 
|         |          |          |, чел. |           |           | 
|Время    |          |          |       |           |           | 
|работы   |          |          |       |           |           | 
|системы  |55,2 |    |96,5 |    |4 | 4  |9,02 | 8,81|78 | 152   | 
|48 | 100 |53,7      |97,4      |       |           |           | 
|часов    |          |          |       |           |           | 
|Число    |          |          |       |           |           | 
|мини-ЭВМ |55,2 |    |96,5 |    |4 | 4  |9,02 |     |78 | 203   | 
|2 | 1    |29,7      |99,6      |       |11,87      |           | 
|шт.      |          |          |       |           |           | 
|Число    |          |          |       |           |           | 
|человек в|55,2 |    |96,5 |    |4 | 4  |9,02 | 9,83|78 | 116   | 
|зале     |41,2      |74,0      |       |           |           | 
|4 | 2    |          |          |       |           |           | 
|Интервал |          |          |       |           |           | 
|между    |          |          |       |           |           | 
|приходами|55,2 |    |96,5 |    |4 | 19 |9,02 |     |78 | 2545  | 
|студентов|56,2      |99,3      |       |15,10      |           | 
|         |          |          |       |           |           | 
|8±3 | 1  |          |          |       |           |           | 
|Число    |          |          |       |           |           | 
|желающих |          |          |       |           |           | 
|использов|55,2 |    |96,5 |    |4 | 4  |9,02 | 8,30|78 | 56    | 
|ать УПД и|66,6      |95,8      |       |           |           | 
|ЭВМ      |          |          |       |           |           | 
|33 | 50  |          |          |       |           |           | 
|%        |          |          |       |           |           | 
      Приведенные здесь  результаты  показывают,  что  полученная  модель  с 
достаточной точностью отображает реальную  ситуацию  в  рамках  поставленной 
задачи. 
	
	
					
							 |