Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы 
	
	Билеты на государственный аттестационный экзамен по специальности Информационные Системы 
1 Кибернетический подход к информационной системе как системе управления. 
Понятие  кибернетической  системы  связано   с   процессами   управления   и 
переработки  данных.  Процесс   управления   рассматривается   как   процесс 
взаимодействия двух систем –  управляющей  и  управляемой,  в  которой  X  – 
входные параметры о состоянии объектов управления, Y –  выходные  параметры, 
по которым судится о том, достигнута ли цель управления.  Обратная  связь  – 
обеспечивает передачу данных в  управляющую  систему,  по  которым  судят  о 
рассогласовании цели и получаемых результатов. 
Управляющие или управленческие воздействия (( -  среда.  Процесс  управления 
содержит следующие этапы: 
           1) Сбор информации об объекте управления. 
           2) Выработка решения в соответствии с  критериями  эффективности 
              управления. 
           3) Формирование и выдача управляющих воздействий (реализуется  в 
              управляющей системе). 
           4) Реализация решения. 
           5)  Изменение  состояния  объекта  (реализуется  в   управляемой 
              системе). Управление –  это  целенаправленное  информационное 
              воздействие одной системы  на  другую,  стремящейся  изменить 
              состояние последней в соответствии  с  выбранными  критериями 
              эффективности  функционирования.  (пример  ИС  –   управление 
              предприятием). 2.    Основные  направления  совершенствования 
              систем управления: 
           1)    Совершенствование    организационных    отношений,    т.е. 
              формирование  рациональной   структуры   системы   управления 
              (состав и структура АУП), распределение  прав  и  должностных 
              обязанностей.  Основное  правило   –   чем   меньше   уровней 
              управления, тем меньше звеньев управленческого аппарата,  тем 
              проще  система  управления   предприятием,   но   сложнее   и 
              интеллектуальнее   задача,   решаемая   каждой    подсистемой 
              управления. 
           2)  Совершенствование  экономических  отношений  –  формирование 
              управленческих  воздействий  в  соответствии  с  объективными 
              экономическими закономерностями общественного развития. 
           3) Совершенствование техники и технологии управления. 
  Обязательным элементом любой системы управления  является  информационная 
  система –  это  коммуникационная  система  сбора,  передачи,  переработки 
  данных  об  объекте  управления.  Данная  система   снабжает   работников 
  различного  уровня  информацией  для   реализации   функций   управления. 
  Информационные системы  могут  быть  –  прочными,  автоматизированными  и 
  автоматическими. Данная классификация учитывает пропорции ведения  данных 
  между человеком и вычислительным устройством. 
2) Информационно-справочные системы 
ВУ – вычислительное устройство 
3) Информационно-управляющие системы 
Если в системе есть человек, то система  называется  автоматизированной.  ИС 
сама по  определению  является  тоже  системой  управления.  Определение  ИС 
включает: 
 . Структуру системы, как множество элементов и взаимоотношения 
 . Состав 
 . Описание функций 
 . Описание входов и выходов, как для системы в целом, так и для каждого 
   элемента 
 . Цели, ограничения и критерии 
 . Архитектура системы 
 | 
2 Трехзвенная архитектура информационных систем. 
    Трехуровневая (распределенная) архитектура включает в себя сервер, 
  приложения-клиенты, сервер приложений. 
    Сервер приложений является промежуточным уровнем, обеспечивающим 
  организацию взаимодействия клиентов и сервера, например выполнение 
  соединения с сервером, разграничение доступа к данным и реализацию бизнес- 
  правил. Сервер приложений реализует работу с клиентами, расположенными на 
  различных платформах, т.е. функционирующими на компьютерах различных 
  типов и под управлением различных ОС. Основные достоинства 3-х звенной 
  архитектуры клиент-сервер: 
        - Снижение нагрузки на сервер; 
        - Упрощение клиентских приложений; 
        - Единое поведение всех клиентов; 
        - Упрощение настройки клиентов; 
        - Независимость от платформы. 
      Технологии программной реализации трехзвенной ИС в Delphi. Поскольку в 
трехзвенной  архитектуре  клиент  и  сервер  приложений  в   общем   случае 
располагается на  разных  машинах,  связь  клиента  с  сервером  приложений 
реализуется с помощью той или иной технологии удаленного доступа: 
  Модель DCOM  позволяет использовать объекты, расположенные на другом 
  компьютере. ОС Windows NT Server  или Windows 2000 Server 
  Сервер MTS (сервер транзакций Microsoft)- дополнения к технологии COM, и 
  предназначенная для управления транзакциями. 
  По сравнению с DCOM, MTS  обеспечивает следующие дополнительные 
  возможности: 
- Управление системными ресурсами, включая процессы, потоки и соединения  с 
 БД; 
- Управление транзакциями, в  том  числе  старт,  подтверждение  или  откат 
 транзакции; 
- Управление доступом к набору данных, основанное на закреплении за НД  той 
 или иной роли; пользователь получит доступ к данным только в  том  случае, 
 когда его роль совпадает с ролью НД. 
  Модель СОМ+ (усовершенствованная объектная модель компонентов) фирмы 
  Microsoft введена в Windows2000 и интегрирует технологии MTS  в 
  стандартные службы COM. 
  Сокеты TCP/IP (транспортный протокол/ протокол Интернета) используется 
  для соединения компьютеров в различных сетях, в том числе в Интернете. 
  CORBA (общедоступная архитектура с брокером- (сервер приложений) при 
  запросе объекта) позволяет организовать взаимодействие между объектами, 
  расположенными на различных платформах. 
  SOAP ( простой протокол доступа к объектам) служит универсальным 
  средством обеспечения взаимодействия с клиентами и серверами Web-служб на 
  основе кодирования XML и передачи данных по протоколу  HTTP. 
  Главные особенности трехуровнего приложения связаны с созданием сервера 
  приложений и клиентского приложения, а также с организацией 
  взаимодействия между ними. 
Для разработки многоуровневых приложений  в  Delphi  используются  удаленные 
модули  данных  и  компоненты,  размещенные  на  странице  DataSnap  палитры 
компонентов. 
 | 
3 База данных как независимое хранилище данных и бизнес-правил. 
БД  –  это   совокупность   данных   и   описаний   свойств   этих   данных, 
предназначенных для машинной обработки, которая  служит  для  удовлетворения 
нужд многих пользователей. 
Проектирование БД – это процесс разработки структуры  БД  в  соответствии  с 
требованиями пользователя. 
Бизнес-процесс   –   это   формализованное   описание    заданного    набора 
управленческих процедур, включающее как выполняемые  этим  набором  функции, 
так  и  используемые  им  данные   и   взаимоотношение,   затрагиваемых   им 
организационных подразделений и единиц. 
Бизнес-правила – это набор существующих правил, необходимых для  организации 
бизнеса. 
Предметная  область  (ПО)   –   это   часть   реального   мира,   подлежащая 
автоматизации. (институт, завод и т. п.). 
Система управления базами данных (СУБД)  –  это  обобщенный  инструмент  для 
манипулирования данными. 
База данных – это триединая концепция, которая включает: 
1)  совместно  используемый  механизм,   предоставляющий   общее   хранилище 
взаимосвязанных и управляемых данных. 
2) инструментальные средства поиска, анализа отображения данных. 
3)  обширная   модель   для   представления   состояния   бизнеса,   как   в 
кратковременном, так и долговременном аспекте. 
Три этих аспекта – суть базы данных. Помимо основных концепций  БД  включает 
в себя определенную технологию (хранение, поиск, отображение данных).  В  БД 
существуют независимо друг от друга данные и бизнес-правила. 
Концептуальная стадия – первая в  проекте:  обзор  требований  и  разработка 
общего проекта. В слое документов рассматриваются обширные потоки  работ  от 
офиса к офису, от службы к службе, от сотрудника  к  сотруднику.  На  уровне 
процессов  выявляются  термины,   описывающие   бизнес-правила,   алгоритмы. 
Рассматривается высокоуровневая интегрированная основа  модели  предприятия, 
подразделения. 
Логическая стадия. Принимаем во внимание детальные правила бизнеса: 
разработка  последовательности  детализированных   форм,   необходимых   для 
реализации задач; 
детализация процессов взаимодействия объектов. Разработка  диаграмм  "Запрос 
- действие". 
Разрабатывается высокоуровневая модель "сущность-связь", которая  показывает 
потенциальную схему БД. В ней учитываются основные  вопросы  согласованности 
и содержательности БД. 
Физическая стадия. Проектируются формы, бизнес-правила  описываются  в  виде 
программных кодов, БД нормализованы, упорядочены. 
При  проектировании  и  реализации  БД  необходимо  учитывать  потенциальные 
требования пользователей, что актуально с первого этапа работы 
 | | 
	
	
					
							 |