Понятие предпринимательства и его современные особенности 
	
	Понятие предпринимательства и его современные особенности 
       Международный университет природы, общества и человека «Дубна» 
                        Реферат по экономике на тему 
          Понятие предпринимательства и его современные особенности 
                                 …………………….. 
                                             Преподаватель: Колесникова Н.А. 
                                    Дубна 
                                    2000 
Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР,  затем  и  в  России  происходило 
бурное развитие предпринимательства. Что же такое предпринимательство? 
    Предпринимательство—это деятельность предпринимателя, складывающаяся из 
трех основных частей: 
 1. Генерирование предпринимательской идеи 
 2. Организация дела 
 3. Исполнение дела 
    Генерирование    предпринимательской    идеи—это     формирование     и 
формулирование цели, достижение которой способствует самовыражению  личности 
предпринимателя, поиск надежных и эффективных способов успешного  достижения 
поставленной  цели  (например,  выбор  того  или  иного  вида   деятельности 
предпринимателя,  вида  производимого  продукта  или   услуг,   оптимального 
момента времени, места, условий  и  любого  другого  элемента  деятельности, 
который придает  определенную  новизну,  оригинальность  предпринимательской 
идее,  характеризует  предприимчивость  ее  автора).  Ценность  генерируемой 
идеи,  степень  предприимчивости  автора   в   первую   очередь   определяют 
вероятность успеха предпринимаемого дела. В наиболее  сложных  предприятиях, 
сопряженных  с  большим  риском,  вложением   большого   капитала   ценность 
предпринимательской  идеи  становится   главным   фактором   осуществляемого 
предприятия.  Способность  генерировать  новые   (или   просто   удачные   в 
определенных обстоятельствах) идеи в самых  разных  областях  может  служить 
вполне  самостоятельным  капиталом  предпринимателя,  а   учреждение   новых 
предприятий,  реализующих  те  или  иные  предпринимательские  идеи,   может 
рассматриваться  генератором  идей  как  конечная  цель,  после   достижения 
которой  он  может  выйти  из  дела,  предоставив  другим   предпринимателям 
заниматься его эксплуатацией и развитием, если они более заинтересованы  или 
способны в этих вопросах предпринимательства. 
    Организация дела, управление процессом его осуществления  выражаются  в 
создании  наиболее  эффективных  условий  (ускорение   обращения   капитала, 
расширение  сферы  деятельности,   увеличение   сбыта   готовой   продукции, 
повышение  степени   общественного   признания,   снижение   степени   риска 
неоправданных потерь и так далее).  Эту  предпринимательскую  функцию  могут 
выполнять и наемные профессиональные менеджеры, но  в  общем  случае  личная 
материальная  и  моральная  заинтересованность  предпринимателя  и  в   этой 
функции стоит дороже профессионализма наемного работника. 
    Исполнение   предпринимательской    идеи    может    базироваться    на 
непосредственном  исполнительском   труде   самого   предпринимателя   (если 
результаты  этого  труда  являются   уникальными   или   предпринимательство 
осуществляется в небольших размерах) или труде наемной  рабочей  силы  (если 
предприятие велико или  исполнение  дела  требует  профессиональных  знаний, 
способностей и других условий, которыми сам предприниматель не обладает). 
    Итак, предпринимательство—это такой тип деятельности, характеризующийся 
следующими признаками: 
V основной мотив этой деятельности—получение прибыли 
V свобода и автономность принятия решений предпринимателем 
V самостоятельность,   выражающаяся   в   личном  риске  и  ответственности 
  предпринимателя. 
    Предприниматель—это     лицо,     занимающееся      предпринимательской 
деятельностью.  Предприниматели  входят  в  особый  слой  общества—бизнес  - 
слой.  Формирование  этого   общества   происходит   вместе   с    развитием 
предпринимательства. 
    Бизнес - слой—общее понятие, объединяющее всех   россиян,  в  той   или 
иной степени занятых в бизнесе,  начиная с классических  предпринимателей  и 
кончая наемными работниками,  в  свободное  время  тоже  пытающиеся  "делать 
деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов   производительной, 
 коммерческой и финансовой деятельности,  осуществляемой на  базе  автономно 
принимаемых решений и с целью получения прибыли. 
    Этот слой  далеко  не  однороден  по  составу.  В  нем  можно  выделить 
несколько основных бизнес - групп: 
. предприниматели—частные собственники преимущественно мелких предприятий и 
  фирм,  лично управляющие последними,  не совмещающие эту  деятельность  с 
  работой по найму; 
.  самозанятые—лица,  занятые  мельчайшим  предпринимательством  на    базе 
  индивидуальной  трудовой  деятельности  с  помощью  собственных   средств 
  производства; 
. бизнесмены-менеджеры—наемные  директора  мелких  и  средних  предприятий, 
  главным  образом  акционированного   и   частного   секторов   экономики, 
  совмещающие  управленческую  работу  по  найму  с  ведением  собственного 
  бизнеса; 
. полупредприниматели—наемные  работники,  в  основном  акционированного  и 
  частного секторов экономики,  не  выполняющие  управленческих  функций  и 
  совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства; 
.  менеджеры-совладельцы—хозяйственные  руководители   мелких   и   средних 
  акционированных  предприятий,  работающие  по  найму,  но  вместе  с  тем 
  располагающие пакетами акций управляемых предприятий; 
.   "классические"   менеджеры—хозяйственные   руководители,    управляющие 
  государственными или  частными  предприятиями  на основе найма. 
    Небольшое число предпринимателей в общей структуре  бизнес - слоя (11%) 
объясняется тем, что для многих  представителей  бизнес  -  слоя  сохранение 
должности (рабочего места)  играет  защитно-вспомогательную  роль—одним  она 
служит   социальным  прикрытием,  другим—способом    накопления    трудового 
стажа,  третьим—  страховкой  на  случай  банкротства,  четвертым—источником 
дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот. 
    Бизнес - слой  можно  также  дифференцировать  по  показателям  доходов 
различных бизнес - групп. Он делится на три ступени: 
1.  Предприниматели,  бизнесмены   -   менеджеры   и   самозанятые.   Доходы 
  предпринимателей превышают средний уровень доходов  основных  бизнесменов 
  почти в 2 раза,  а "работников вне бизнеса"—почти в 5 раз. 
2. Полупредприниматели  и  менеджеры - совладельцы.  Доходы этой группы в  2 
  раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков  "работников  вне 
  бизнеса". 
3. "Классические" менеджеры. Их  заработок  всего  на  40  %  выше  зарплаты 
  работников  исполнительного труда, что вряд ли компенсирует   разницу   в 
  уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других. 
    Из этого  можно  сделать  вывод,   что  никакой  вид  труда  по  найму, 
включая самый квалифицированный и управленческий, не  обеспечивает  доходов, 
сравнимых с простейшим предпринимательством. 
    Проанализируем важнейшую часть бизнес - слоя России—предпринимателей. 
    Если рассмотреть их  возрастные  рамки,  то  можно  выделить  следующие 
закономерности: 
    —Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 
от 31 до 40 лет, 18%—от 41 до 45 . 
    —Мелкие  и  средние   предприниматели:   около   30%   из   них   стали 
предпринимателями не старше 30  лет  ,  30-40%—от  30  до  40  лет  и  около 
30%—старше 40 лет. 
    В мире  бизнес всегда был преимущественно мужским  занятием.  В  России 
доля мужчин - предпринимателей достигает 83 %. 
    Самой же характерной чертой,  отличающей  российский  предпринимателей, 
является их уровень образования. По данным  различных  опросов  доля  лиц  с 
высшим образованием среди  предпринимателей  превышает  80%.  Среди  крупных 
предпринимателей доля лиц с  кандидатской  степенью  составляет  почти  38%, 
имеющих второе высшее образование—6,5%. 
    Если сопоставить эти данные с  уровнем  образования предпринимателей  в 
других странах, то оказывается,  что  российский  предприниматель—это  самый 
интеллектуальный предприниматель в мире. 
    Сейчас  в  России   преобладает   мнение,   что   главными   качествами 
предпринимателя   являются  инициативность,   находчивость,  энергичность  и 
хорошие организаторские способности.  Профессионализм  отступил   на  второй 
план.  На мой  взгляд,   это  неправильно,  так  как   дальнейшее   развитие 
предпринимательства     в    России    возможно     только    при    наличии 
высокообразованных  и  профессиональных  людей.  Только  профессионал  может 
правильно оценить состояние  рынка  и сделать правильные выводы. В  связи  с 
этим встает проблема повышения  доли  специалистов,   получивших      именно 
экономическое высшее образование. 
    Развитие  предпринимательства  в   России   происходит   в   достаточно 
неблагоприятных   для   формирования    слоя    цивилизованных   бизнесменов 
условиях.  На  них  давит  гнет   налогов   и   рэкета,  своеобразного  вида 
налога. Но,  несмотря  ни  на  что,  российские  предприниматели  постепенно 
завоевывают твердые позиции на мировой арене, и, наверняка,  через  какой-то 
промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам  они  не 
только не отстают, но и во многом опережают западных коллег. 
     Вопросы, на которые не были даны ответы при раскрытии данной темы: 
 1. Функции государства как ускорителя предпринимательского процесса. 
 2. Посредничество в предпринимательстве. Типы агентов. 
 3. Партнерские связи. 
 4. Государственное и частное предпринимательство. 
 5. Системы оплаты труда наемного работника. 
 6. Предприниматель и потребитель. В чем разница? 
                      Список использованной литературы 
    1. Осипов Ю.М. Основы предпринимательского дела. М., 1992 
    2. Беляев Ю.А. Энциклопедия начинающего предпринимателя. М., 1992 
	
	
					
							 |