Шпора: Шпаргалка по методике естествознания 
	
	Шпора: Шпаргалка по методике естествознания 
билет 1 
     МПЕ- как учебн предмет , имеет цель донести до уч-ся из раздела наук 
–естест-я , в общих чертах она имеет цель орп-ть осн. м\ы и способы передачи 
нач. ЗН., раскрыть м\ы передачи этих ЗН. 
Такие общ. м\ы выявляют осн связи м\у шк. предметом ЕС-я и наукой ЕС-я . МПЕ 
р6ализует задачи к-е ставит п\д ней Пед-а дид-а. и опирается на 
закономерности выяв-е П. 
     ПР-т исследования –образов-я обл.окр. мира. 
     Обьект-учебный процесс 
     Методологическая основа-диалектический материализми и философская теоория 
познания. МПЕ должна основывваться на законах диалектики иследовательно 
относиться к пр-у об-я и к Л-и  ученика, как постоянно изм-ся и разв-ся. 
      Содержание-
1.                                               Опр-е обр-х и восп-х 
значений Е. необ-о четко представлять значение место данного предмета в щк. и 
связь его с др. предметами и науками. 
2.                                               Из-е основ м\в преподавания Е. 
3.                                               Знакомоство с осн. 
принципами подбора учебн. мат-ла. 
4.                                               Опр-е наиболее 
целесообразной группировки учебного материала. его межпредметной связи и 
последовательности из-я. 
5.                                               Знакомство с оссн формами 
орг-ии уч про-са. 
     6.                                               Знакомство с мат-ой 
базой учебн пособия и оборудоваания кабинета. 
     Межпредметные связи  
философия-методология ,пед-ка-осн ф\ы и м\ы., психология, естесв-нааучн. 
дисциплины, медицина. 
Содержание и особенности курса окр.мир 
Вбазисном плане на 1,2 кл. выделено 1 час в нед, 3,4- 2 часа.-нед. 
Вед. цель курса-разв-ие личностных качеств мл. шк-а., что с одной стороны 
признано ведущими методистами , а с др. стороны служит насущной need наш вр. 
В сод-е ЕС-я входит : ЕС-е и Обществоведение. 
     Задачи МПЕ 
     1.                                               Исследует , опр-т цели 
об-я в соотв. с соц-м заказом общ-а, с учетом сод-я перед-ой инф-ии и 
возрастных псих-х особенностей уч-ся. Выдвинутые цели об-я опр-т его задачи , 
чтотакже явл. Предметом иссл-я МПЕ. 
     2.                                               МПЕ орп-т сод-е учебн. 
Процесса, сис. и стр-ру его изложения. Источником его сод=я явл. Естеств. 
Науки. 
     3.                                               Сод- е начального Ест-я 
явл. Важн ср-ом разв-я  и восп-я детей.(экологически культурным человеком( 
ответственно-деятельностный) формируем коллектив.) 
     МПЕ как наука 
1.                                               Имеет особый объект исс-я 
–учебн воспит про-с , ознакомление мл шк-в с природой.\ 
2.                                               имеет свое место и связи с 
др науками. 
3.                                               имеет методологич основы 
4.                                               имеет м-ы иссл-я общепед. И 
специф. 
5.                                               им открытые спец- е 
закономерности 
6.                                               обл. сис понятий и терминов 
7.                                               им опр материальную базу 
     Методы иссл-я МПЕ. 
1.                                               Импирич: эксперемент, 
наблюдение, анкетирование, лаб и естеств. Эксп-т., м\ы обработки данных 
2.                                               теоритич, сравнение, 
классификация, протиаопостановление, систематизация, обобщение. 
3.                                               м\ы матем статистики, 
Шкалирование, опр-е ср-х велечин., региструрующие 
Билет 2 
      История МПЕ
После того как Петр ! преобразил матер. Мир гос-а, Ломоносов преобразил 
умственную жизнь России. 
В 1782 г начало 4-х годичной реформы школы. Естествознание как учебный предмет 
впервые был введен в русскую общеобразовательную школу 1786 При 
проведении реформы школьного образованшгтгра-вительством был опубликован устав 
народных училищ. Открываемые училища были разделены на малые и главные. Курс 
естественных предметов был включен только в программу главных училищ и состоял 
из географии, физики и естественной истории. Естественная история преподавалась 
в IV классе. В малых училищах, где обучение продолжалось два года, ученики 
обучались только грамоте, счету и Закону Божьему. 
Первым и единственным русским методистом того време-ни,-автором первого учебника 
по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев,натуралист и 
путешественник.Автор первого в мире учебника по Е. 
Книга В.Ф.Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла 
из двух частей и трех" 6тдёлов:Г«Йс-копаемое царство», «Прозябаемое царство» и 
«Животное царство». Первая часть была посвящена описанию земель, камней, солей, 
горючих веществ, металлов, окаменелостей. Изучение неживой природы начиналось с 
описания почвы, песка, глины. Второй отдел был посвящен изучению жизни и 
строения растений, а третий отдел содержал зоологический материал. Учебник 
Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым 
методическим пособием для учителя. Здесь автор предлагал использовать 
предметную наглядность, а в случае невозможности показа натурального объекта 
использовать рисунок. Большое внимание он уделял изучению местной природы и 
полезных для человека ископаемых, растений и животных. Руководство В.Ф.Зуева 
четверть века служило единственным и основным учебником естествознания. 
     Его достижения  
1.                                               Это одновременно и первая 
программа и учебник и первое методическое пособие для учителя. 
2.                                               настойчиво проводил идею 
связи науки с практикой(mostly учились дети крестьян) 
3.                                               в основе ег методики лежал 
принцип краеведения( начинать с предметов знакомым детям) 
4.                                               пр-п наглядности 
5.                                               м\д  объяснительног 
чтения(читаем учебник, а потом обсуждаем) 
6.                                               при объяснении материала 
связь  строения с функцией 
По уставу в 1804 Е. преподается во 2-м классе(гос-о хотело лучше, но война..) 
     1809 Терлиев «начальное основание ботанической Ф»(переплетено 
божественное происхождение  и ботаника) 
     Мартынов «Триботаника» (нап. Три классификации, (2000 видов растений, 
сплошная сис-а) 
     1828 Е. отменено т.к. ничего не развивало 
     1852 восстановление , вызвано разв-ем наук о природе, в этот перод созд 
теория Дарвина, открытия в обл. медецины, . 
Врач Ястребцев доказывал дети 4-7 лет обл. конкретным мышлением и 
вынуждены заниматься абстракт науками, а надо из-ть природу 
     1852 во 2-м Кл. вводиться Е. , здесь также повлияли взгляды Ушинског 
о. ОН ставит науку о природе на первое место. 
Его достижения 
1.                                               Наглядность 
2.                                               дает рекомендации к 
наблюдению: «надо смотреть на пр-т замечая особенности, видеть пр-т со всех 
сторон и видеть во всех отн=х в к-е он поставлен» 
3.                                               бол роль сравнения 
4.                                               исп-ть пр-ы краеведения 
5.                                               уделять вн-е раб с текстом 
Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А. Я Герд.[Он считал, 
что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, 
сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным 
состоянием науки.) B_1877r. он опубликовал \план построения школьного 
курса естествознания., По этому плану во II и III классах предлагалось изучать 
неорганичсский мир природы. Сюда входили такие понятия, как свойства горных 
пород, почвы, минералов, происхождение различных горных иород, вулканы и 
землетрясения, использование руд и извлечение из ник металлов. Таким образом, в 
начальной школе с трехлетним образованием предполагалось ввести естествознание 
в виде связанной серии предметных уроков в течение двух лет. Герд считал, что 
отдельным естественным наукам в начальной школе нет места, \необходим  
комплексный подход к изучению природы, в виде одного~неразделенного предмета 
об окружающем мире./Таким образом, признавав предметное преподавание в средней 
школе, для начальной школы Герд считал предпочтительным естеетвениоисторичеекий 
подход. Его книга «Земля, воздух, вода» и методическое рукояодатво к ней 
«ПРедметные уроки» на протяжении многих лет являлись основными пособиями 
преподавателя при изучении курса неживой природы. В своих методических 
сочинениях Герд высказал ряд идей. 
1. Активная самодеятельность ребенка на практических занятиях и экскурсиях. 
2. Связь школы с живо» природой. 
5. Исследовательский подход к изучению природы. 
4. Комплексный подход к изучению природы в начальных классах. 
5. Формирование эволюционного мировоззрения учащихся. 
Многие идеи Герда получили широкое применение в школьной практике много лет 
спустя, лишь в наше время. 
Герд считал 
·                                                 необходимым введение Е. со 
2кл, что в 1-м , д\ы науч писать , читать. 
·                                                 Пр-т д-н б. интегрированным 
(впервые ввел это понятие) 
·                                                 Орп-л стр-у Е.(нежив 
природа>растения>жив прирлда) 
·                                                 Необходимым из-ть сначала 
пр-ты, тела , а потом явл-я 
·                                                 Опр-л цели преподавания Е.: 
1.                                                 форм науч мировоззрение 
2.                                                 разв. Живой 
впечатлительности, патриотичности , любовь к природе. 
3.                                                 форм. Позноват интереса 
·                                                 наблюдение важн м\м . Дал 
рекомендации к Набл. .форме орг-ии. «Н д.б. полным, не огр доним признаком, 
не отрывочным, н-о руководить Н.» 
·                                                 разработал полную методику Н. 
·                                                 считал необ-м проведение 
опытов и экс-тов, беседа. 
Герд официально основоположник МПЕ. 
Билет №3 
      Е. как учебн пр-т в шк.
Зуев говорил «Нет почти ч\а , к\у познания вещей естественных не было бы нужно» 
Вахтеров «Что же касается нач. обр-я, то нет другого пр-а ,к-й мог бы более 
заинтересовать уч-ся , как Е.» 
Ушинский «Считаю эти пр-ты самыми удобными , чтобы приучить детск. Ум к 
логичности» 
Райков «Ч-К незнающий основ Е. подобен слепцу к-й не может разобраться в 
окружающем и бродитощупью» 
Е. приобр-т нов аспекты: социокультурные и экологические, но сохраняет истор 
аспект 
У уч-ся при ознакомлении с природой накапливаются зн. , перв понятия, 
представления о действующей природе, , форм. Практич, навыков, и У. 
Цель об-я – общее и специфич развитие Л. Шк-а. 
     Принципы отбора сод-я 
1.                                               Опр-я соц заказом общ-ва 
2.                                               Уровнем развитияи соц 
значимости базовой науки. 
3.                                               Фундаментальными иссл-ми МПЕ. 
     ПР-ы интеграции 
Пед-и целесоб-е объ-е и трансформация сведений из разн. Наук(Зуев, Гер 
Пр-п научности  Сод-е и стр-а нач Е. д\ы отвечать совр. Уровню разв-я наук 
оприроде. Даже самое мин-е сод-е учеб мат-а д\о соотв необходимым и 
достаточным, для того чтобы  в ней нашли отражение целостное сод-е и стр-ры к\л 
теории. Это целостность в нач Е закл-я в Тео «разв-е природы идет отпростых 
форм к сложным=>отбирается такая группа естественноведческих понятий , 
законов, закономерностей,к\я составила бы основу восприятия данной теории. 
Сод-е д\о б направлено не только на форм-е зн., но ина коррекцию , 
уточненение, уже имеющихся. 
     Дидактич .пр-ы  
Теор основой его проявления служит разработанные дидактикой теория о 
целесообразн отн-ми сознания и Дея-ти о необходимости деят-го подхода в об- 
ии. 
Сод-ие Е. отбирается с учетом преимущества его усвояемости в ходепрактич Дея- 
ти : набл., распознание признаков, , эксп-тов, моделирования.(чтобы 
предоставить уч-ся получать зн. На практике, но и использования их на 
практике) 
     Пр-п краеведения 
     Пр-п экологич направленности. 
     Основные положения экологич. Обр-я мл шк-в 
1.                                               нео-о дать зн. , приводщие к 
пониманию нек-х фунд-х основ экологии 
2.                                               прак меры по восстановлению 
нарушений в природе равновесия (собирать в лесу мусор) 
3.                                               даем зн. О правилах 
поведения в природе 
     пр-п генерализации зн. 
Реализация его требует решения проблемы преемственности м\у начальным и 
последуещем этапе об-я (закладываем основу наук, представление) 
     Пр-п. Сод-ие нач обр-я д\о отвечать общественным целям восп-я  и разв-я 
подраст поколения. 
     Сод-ие и пр-ы отбора 
время можно выделить два основных направления. 
     Первое направление включает в себя формирование знаний о природе и 
окружающем мире. Естествознание - это интегрированный курс, в основу которого 
положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». 
Особенности и свойства каждого компонента этой системы рассматриваются 
различными науками, такими, как география, геология, биология, химия, физика, 
почвоведение, экология. Интеграция элементов каждой науки созает условия для 
формирования у учащихся общих представлений о природе, о взаимосвязи и 
взаимозависимости ее компонентов. Поэтому для формирования знаний по первому 
направлению необходимо: 
- обобщить имеющиеся у учащихся сведения, полученные до школы; 
- сформировать основные природоведческие понятия и представления о живой и 
неживой природе, о природных объектах (воде, воздухе, горных породах, почве; 
живых организмах) и их свойствах; 
- сформировать первоначальные географические представления о карте и глобусе, 
познакомить с простейшими способами ориентирования на местности; 
- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе; 
- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой 
базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности. 
В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения - 
изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе 
непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию 
наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из 
окружающей среды. 
     Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным 
воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания, вне 
зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета. Основное 
внимание должно быть направлено на создание условий для непосредственного 
участия детей в природоохранных мероприятиях, для понимания необходимости и 
важности такой работы. Учащиеся: 
- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и 
неживой природой; 
- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые способствуют 
формированию навыков правильного поведения в природе. 
У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается 
чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы 
поведения в природе. Все это способствует формированию экологической культуры 
личности. 
Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных 
знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении 
курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания: 
- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и 
связанных с этим изменениях в природе; 
- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях; 
- о телах и веществах, их основных свойствах; 
- о явлениях природы; 
- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от 
нее, о явлениях в живой природе; 
- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми 
обитателями, особенностями его организма; 
- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и обществом; 
- о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании, о 
его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств. 
При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий. В 
этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных 
понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах и 
значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных ископаемых, о 
многообразии живой природы; представления о процессах и явлениях в природе. 
Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат основой для формирования 
научных знаний в средней школе при дифференцированном изучении основ наук 
естественного цикла. 
На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются, насыщаются 
содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою очередь, 
превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания формируются 
по схеме «представления - понятия - знания». Такая последовательность 
обеспечивает преемственность знании и углубление их содержания. Изучая 
предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные ранее представления, 
на основе усвоенных знаний у них формируются новые представления и понятия. 
Последовательное и систематическое наполнение содержания позволяет закреплять 
иг совершенствовать знания учащихся. 
Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с 
предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают взаимосвязь 
учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие понятия, о 
воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают формироваться в этом 
курсе, можно считать межпредметными. Знания о свойствах этих, веществ в 
дальнейшем используются при изучении биологии, географии, физики и химии. 
Таким образом, межпредметиые понятия обеспечивают преемственность знаний по 
всем естественно 
     Билет№4 
     Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты 
Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие 
и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы 
переживает значительное обновление. Это связано прежде всего с отчетливым 
осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости данной сферы 
образования, ее особого вклада в становление основ современного, экологически 
ориентированного мировоззрения школьников. Одновременно происходит движение в 
сторону интеграции естественнонаучных и обществоведческих знаний с целью 
формирования у детей более обобщенного, целостного взгляда на окружающий мир 
и место в нем человека. 
Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка. 
Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в 
интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя 
элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии и 
экологии. 
Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе на 
современном этапе является вариативность программ. Своеобразие каждой 
программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый дам 
него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы, уровня подготовки 
учащихся изучение естествознания может строиться по-разному. 
^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан  
образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе, 
которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает 
обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое 
среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового содержания 
предметной области образования, которое должно быть качественным и полноценным. 
Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе 
обеспечить единый уровень минимальных достаточных требований к подготовке 
учащихся по естествознанию. 
На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней 
начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений России 
предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы - один час, 
III и IV классы - два часа. 
В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные 
общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор 
А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий мир», 
авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и человек», 
авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того, имеются 
специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-нова, 
Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы 
«Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец, 
А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова. 
     Требования образовательного стандарта 
Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: ' 
- различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты 
живой и неживой природы; описывать объекты природы; 
- различать основные группы растений и животных, изученных представителей 
каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ, 
природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края; 
ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных 
способов; 
- вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром; 
выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным 
оборудованием; 
- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу, 
солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и 
географических картах; читать план и карту, находить географические объекты 
на картах; 
- различать основные полезные ископаемые родного края; 
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при 
проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи; 
- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней, 
выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды; 
Для определения уровня достижения требований программы предлагается проводить 
устную и письменную проверку знаний, практическую проверку выработанных 
умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые задания. Методы 
проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в соответствующей 
главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для дальнейшего 
изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе. 
     Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования 
Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин 
взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками. 
Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти к\е 
предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали» 
1.                                               нео-о озаглавить свои 
соотношения м\у частями данной обр-ой обл. на разных этапах об-я. 
2.                                               н\о продумать общие м\ы , 
приемы, об\я, 
3.                                               н\о выд-ть опр-ие постепенно 
возрастающие требования к результативности об-я ,вос-я, разв-я. 
     Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий 
билет 5  Понятие как пед категория
он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и 
представления. 
Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики – 
взаимоотношение между содержанием и м/м. 
Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог, философ. 
Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и 
отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, 
обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в совокупности 
специф-м для них признаков. 
Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом 
обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-м 
совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков. 
Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и явлений. 
П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью. 
I) по содержанию естест-н П. бывают: 
Гр№1 – экологические 
общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия 
жизни; охрана природы, экол., безопасности. 
Гр№2 – физические 
явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар. 
Гр№3 – биологические 
Гр№4 – геологические 
почва, песок, горн породы, рельефы 
Гр№5 – с/х понятия 
овощи, фрукты, удобрения 
II) Классиф-я по объему 
Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний. 
Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна 
Сложные (общие) – реки, города, горы 
Собирательные – реки Московской области 
В шк. использ. в основном простые понятия. 
III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной 
кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным. 
Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к гори 
Народная. 
Динамика П по вертикали хар-ся развитием П. 
      Стадии развития П.
Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-я 
элементарн первонач-е П. 
Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование 
Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона, 
закономерности. 
      Образование естественно-научных понятий
Сначала формир. понятие 
Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом 
признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное. 
Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития. 
Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи П., 
к. ук-т на связанную сис. П. 
Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в 
развитии. 
Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого 
созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед 
принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного. 
      Общий ход образ-я П
1) восприятие 
Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами чувств 
> в рез форм-я ощущения. 
В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я 
восприятие. 
Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-и, 
образом пр-а или явл-я его присутствия. 
Чем богаче, разностороннее восприятие, тем выше кач-во основы пр-а познания. 
2) Возникновение представления 
Представление – образ пр-та или явл в отсутствии такого 
обл-т выс степенью обобщенности, главное в прест-и – взаимопроникновение 
наглядного и обобщенного 
связано с чув-м опытом (восприятие); с обобщением опыта в пр-е мышл-я, а 
затем и в речи. 
      Важность представления
«Все д.б. представлено для воспр-я высш-м чув-м, а именно видимо зрению, 
слышимо слуху, обоняемо обонянию, вкушаемо вкусу, осязаемо осязаемому. Если 
что-н. м.б. воспринято несколькими чув-ми, то и представляя этот пр-т 
нескольким чув-м.» 
Вывод: представление явл необх предпосылкой для сознат-го усвоения данных зн 
о природе; важным источником позн-х, нрав-х, культуролог-х кач-в Л., они явл 
условием разв-я мышл и вообр-я шк-в. 
Форм-е представлений обеспечивает у детей фактич-х образных зн., 
способствующих их умственному, нрав-му, эстетич-му и физич-му разв-ю. 
3) Формирование представления 
1 – необх. выявить наличие у уч-я к-л представления о данном предмете 
2 – выявляем кач-во представлений 
3 – орг-я непосредственной работы детей с явл-ми и предметами 
наблюдение, эксперимент, прак или лаб раб, экскурсия 
При отсутствии самого объекта исп изображение, но в этом случае обяз-о исп 
прием сравнения с привлечением опыта уч-ся. 
При отсутствии изображения исп слово  . 
4) Закрепление представления 
в форме разл видов дея-ти: зарисовать, смоделировать (сложить гриб). 
На основе сов-ти представлений форм. понятий. 
В рез-е осмысления, обобщения предс-й выд-я общ, сущ-е признаки предметов и 
явл. Рез-м этого пр-а и явл. понятие. 
Напр.: у ребенка есть представление о березе, липе и др. С помощью мыслит деят 
реб выд-т их сущ-е признаки: один толстый высокий ствол, крона > у реб форм 
понятие «дерево» 
      Механизм обр-я понятия
1) наличие представлений об исследуемом объекте 
2) с пом вопросов на выд-ие общих св-в, приз-в, взаимосв-и пр-в и явл-й, 
выявляем его пре-я. 
3) необх вычленить сущ-е признаки и отд-ть от несущ-х; добавить нов эл-ы зн. 
и в рез-те абстрагирования сформ-ть понятие, для этого исп приемы сравнения, 
противопоставления, классификация, беседа. 
      Развитие понятия
этот пр-с необх рассматривать как их движение от элементарных первонач зн к 
более сложным по объему, т.е. как переход к нов высокому качеству понятия. 
Пример: понятие «осень» для различных классов. 
      Классификация методов об-я. Билет6 Кл-я методистов-естествознателей
Боровецкова Телюзина 
1) методы из-я пред-ы преподаванием (рассказ, лекция, беседа) 
2) методы с\р у-я (наблюдение, опыт, трудовые действия, работа с учебником) 
      Классификация Райкова
Бинарная номенклатура методов 
1) словесные методы (иллюстр; исследоват) 
2) наглядные методы (иллюстр; исследоват) 
3) моторные методы (иллюстр; исследоват)) 
      Классификация по Верзимеру
1) словесные 
2) наглядные 
3) практич 
     Словесные методы: 
     рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда 
необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее. 
Отсутствие набл за описываемым объектом. 
     Требования к рассказу: 
продолжительность к 4 кл – 5-7 мин. 
Требования к речи уч-ля: 
эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование большого 
кол-ва терминов и фактов. 
Наглядность исп по необходимости. 
Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание, 
воображение, память. 
Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной практикой; 
2) пассивность учащихся. 
     Беседа 
Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт уч- 
ся и приводят к новым знаниям. 
Виды вопросов: 
1) Группа вопросов, треб воспроизв фактич сведений 
2) Кто это? Что это? Какой? Что делает? Направлены на осмысление сведений. 
3) отработка знаний (давайте вспомним, повторим) 
Беседа строится индуктивно (несколько сходных объектов, а в конце вывод) и 
дедуктивно (даются общие положения, кот в дальнейшем подтверждаются и 
развиваются нов фактами) 
     Наглядные методы 
Демонстрация нат-х объектов: 
натурал объекты – крупные коллекционные образцы, располаг на спец подставках 
> учащимся видно. 
Мелкие коллекции дают в руки уч-ся. 
Любой демонстр образец нужно пустить по рядам. 
      Практические методы об-я ест-я.  Билет 7.
Явл относит молод методом, нач представл словесных и наглядных. 
Они позволяют в наиб степени реализовать пр-п дидактики – деятельный подход 
и гуманизация пр-а об-я 
Реб из объекта научения превр в субъект собств деят-ти. 
Субъект позиция явл характерной чертой развивающего об-я. 
      Что разв-т
+ аналитико-синтетическая деятельность; логич мышление; творческие 
способности; самостоят, набл –ть, речь, внимание. 
- несовершенство матер условий 
      Этапы исп. прак метода
1) уч получ предмет для изучения (каждый уч получ в руки) 
Пр-ы и методы бывают разные в завис от класса. 
Вывод 
1.                       В 1кл т\о одинаковые, во 2кл –м\о разные 
2.                       2) уч получ задание, котор опред вид деят с 
предметом. Разные пр-ы – разные задания. 
3.                       3) самостоятельная деятельность уч-ся 
4.                       4) обсуждение выводов. Выводы у всех м.б. разные. 
5.                       5) форм-м общий вывод. 
      Форма орг-ии деят-ти уч-я, где примен практ методы
1) экскурсия 
2) предметные уроки (практ, лаб раб) 
3)игра 
      Виды практ методов Метод распознавания и определения признаков
Основа метода – анализ внешн морфолог и частично анатом особенностей предметов. 
Применяется при работе с раздаточ материалом, когда возникает необх составить 
характеристику предметов, явл, выделить их признаки, опр-т место дан пр-а, 
явл. При исп метода необходим инструктаж. 
Например: изучение особенностей растений, изучение термометра 
      Метод Опыт, эксперимент
Эксп примен, когда в естеств. пр-с привносится искусственный элемент. 
Виды: 
кратковрем 
длительн 
Опыты на пришкольном опытном участке: 
- длительные опыты, идущие весь вегетативный период 
- необх вести спец тетради для набл, где все фиксируется 
Выводы: 
+ форм научно-исследоват деятельности 
- материально-техническая база 
      Метод Моделирование
Виды: 
материальные (глобус) 
идеальные (умозрительные, мысленно построенные) – образные (строятся из 
чувственно наглядных элементов) и знаковые (условные обозначения) 
Т.о., ребенок на основе созданного образа сам делает модель. 
      Сочетание методов об-я
Способствует: 
1) целостности орг-ции уч процесса 
2) разностороннему развитию уч-ся 
3) форм позитивный интерес 
     билет8 
      Метод Наблюдение
Непосредственное целенаправление восприятия предметов и явл окр мира всеми 
органами чувств. 
Проводится в классе или на природе. 
Дети набл самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. 
Требования. 
1) Конкретность 
2) Систематичность 
Набл – важный источник знаний об окр мире. Они дают основу, на кот в 
дальнейшем строятся мыслит операции. 
Набл явл средством развития мышления. 
Любые набл начинаются с постановки цели, определения объекта. 
Важн усл набл явл разумный отбор объектов. 
     Этапы наблюдения 
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление 
об объекте) 
2) Работа по рассмотрению частей объекта 
3) Обобщение увиденного 
     Приемы закрепления Н. 
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить. 
2) Имитация. 
3) Сравнение. 
4) Работа с иллюстрацией. 
5) Самостоятельное проведение Н. 
     Н. за изменениями погодых условий(календарь погоды и труда) 
     биоет 9 
     Словесные методы: 
     рассказ – последоват изложение учебного материала. Используется, когда 
необх сообщить что-то новое, когда тема не случалась ранее. 
Отсутствие набл за описываемым объектом. 
     Требования к рассказу: 
продолжительность к 4 кл – 5-7 мин. 
Требования к речи уч-ля: 
эмоциональность, четкая, ясная, выделение голосом, не использование большого 
кол-ва терминов и фактов. 
Наглядность исп по необходимости. 
Происходит разв познават интереса, развитие умения слушать, внимание, 
воображение, память. 
Минусы: 1) передаются отвлеченные знания, не связанные с жизненной практикой; 
2) пассивность учащихся. 
     Беседа 
Метод постановки целенаправленных вопросов, кот мобилизуют зн и прак опыт уч- 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
	
	
					
							 |