Контрольная: Система образования 
	
	Контрольная: Система образования 
План
Введение.......................................................................2 
1. Система формального образования как объект социологического изучения........3 
2. Эволюция системы образования................................................5 
3. Функции института образования в обществе....................................8 
Заключение....................................................................14 
Литература....................................................................15 
       Введение
В процессе функционирования и развития общества довольно важную роль играет 
социальный институт образования. Поддержание достигнутого уровня культурного 
развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения 
культурным наследием прошлого. Эта проблема решается в процессе социализации 
индивидов, задачей которой как раз и является приобщение человека к нормам и 
ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. 
Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает 
образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и 
культурных ценностей. 
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно 
самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение 
и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным 
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, 
навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально- 
экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально- 
технического развития. 
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным 
образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, 
существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, 
училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), 
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном 
индустриальном обществе система образования подчиняется определенному 
официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых 
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны 
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в 
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в 
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы 
формального образования определяется господствующими в обществе культурными 
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое 
воплощение в проводимой государством политике в области образования. 
      1. Система формального образования как объект социологического изучения 
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно 
важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом 
предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, 
традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому 
поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее 
совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых 
веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей 
которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры 
и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом 
процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с 
целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей. 
Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно 
самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение 
и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным 
знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, 
навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально- 
экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально- 
технического развития 
В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным 
образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, 
существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, 
училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), 
осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном 
индустриальном обществе система образования подчиняется определенному 
официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых 
знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны 
соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в 
данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в 
данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы 
формального образования определяется господствующими в обществе культурными 
стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое 
воплощение в проводимой государством политике в области образования. 
В социологии объектом изучения выступает прежде всего система формального 
образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку 
образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается 
термина "неформальное образование", то под ним понимается 
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он 
стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой 
(друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным 
ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. 
Неформальное образование также является важной составной частью 
социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, 
способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального 
образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее, 
говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде 
всего систему формального образования. 
       2. Эволюция системы образования
Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в 
современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, 
следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования. 
В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью 
социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни 
школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций 
участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не 
существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей 
взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и 
развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам 
племени[1]. Характерно, что приобщение 
детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 
лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и 
рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении 
пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - 
женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации", 
продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были 
продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов 
общества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях. 
В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного 
разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства 
начинается обособление института образования. Специальную подготовку и 
обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых 
семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить 
школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали 
детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, 
красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других 
сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на 
определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и 
т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными 
знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть 
населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе 
трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей 
принадлежала семье. 
В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система 
образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных 
учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые 
университеты - в Париже, Оксфорде и других городах. Несколько позже 
культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают 
обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных 
исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью 
системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что 
оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных 
сословий. 
Подлинная революция в системе образования происходит в обществе 
индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится 
массовым, доступным для широких слоев населения. 
Такая радикальная трансформация института образования была вызвана 
потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в 
культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают 
средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, 
а затем и полное среднее образование становится необходимым условием 
получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост 
системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда 
происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и 
совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники. 
Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, 
университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. 
Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 
5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим 
образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы 
высшего образования в США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн. 
чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных 
колледжах, дающих послешкольное специальное образование. 
Не только массовость и общедоступность характеризуют современную систему 
образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если 
в доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным 
образом, на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний 
предшествующих поколений, то в современном обществе институт образования 
становится важнейшим фактором культурного и социального изменения. Вторую 
половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и образовательной 
революции по той причине, что система образования становится ключевым 
фактором общественного прогресса. Во всех промышленно развитых странах мира 
период 60-80-х годов ознаменовался крупными реформами в системе образования, 
задача которых заключалась в повышении ее эффективности, упрочении 
материально-технической базы на основе новых информационных технологий и 
гуманизации образовательного процесса. Наиболее существенными особенностями 
современной системы образования являются следующие моменты: превращение ее в 
дифференцированную многоступенчатую (начальное, среднее и высшее образование) 
систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные 
ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится учреждениям, занятым 
повышением квалификации и переподготовки кадров). Также громадное воздействие 
образования окаэывает на человеческую личность. Оно является, по сути дела, 
основным фактором ее социализации, духовного и интеллектуального развития. 
Полученное человеком образование в значительной степени определяет 
возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный 
статус человека в современном обществе в первую очередь определяется 
престижем его профессии, который зависит от полученного образования. 
Подобно другим социальным институтам институт образования призван обеспечивать 
социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с 
удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей 
общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным 
ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе 
[2]. 
Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи, но 
современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, 
навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе 
требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную 
задачу и призван решать институт образования, организация которого 
характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет 
осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг 
задач, выполняемых институтом образования в современном обществе, значительно 
шире, наиболее важные из них с точки зрения общества - подготовка индивидов к 
размещению их по определенным социальным позициям в социальной структуре 
общества, что является одним из важнейших функциональных требований любой 
социальной системы. Эта задача решается не общеобразовательной школой, а 
специальными учебными заведениями - училищами, техникумами, институтами, 
университетами и др. 
       3. Функции института образования в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе институтом 
образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на 
разных сторонах деятельности института образования. 
     Наиболее важные из социальных функций института образования. 
1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее 
существенная из них. Она заключается в том, что посредством института 
образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, 
понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области 
искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, 
присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории 
человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом 
просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого 
народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система 
образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении 
национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к 
которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной 
психологии. 
2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, 
жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, 
молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в 
социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам 
морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого 
поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается 
понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами 
страны. 
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и 
воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе 
ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных 
обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного 
обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от 
государства, под контролем которого находится система формального 
образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется 
либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях. 
3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального 
образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что 
она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить 
дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для 
несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В 
ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные 
образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд 
которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков 
создаются благоприятные условия. 
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в 
ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие 
науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного 
притока талантливой молодежи. 
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся 
осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама 
внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей 
отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в 
соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными 
ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная 
часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают 
учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После 
окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, 
другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. 
С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого 
институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом 
(когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных 
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной 
структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в 
обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное 
функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального 
размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной 
мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той 
или иной организации, как правило открывает для многих людей путь 
профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и 
властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в 
современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной 
мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и 
высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, 
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса 
человека в современном обществе. 
4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой 
современного института образования. Эта функция реализуется двумя 
взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, 
научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных 
заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит 
свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия 
общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью 
происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего 
образования и производства, результатом которой является ускорение научно- 
технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся 
научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные 
исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств 
и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах 
вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как 
новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают 
повышение качества специалистов. 
Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена 
как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и 
организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная 
модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют 
различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние 
специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им 
особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом 
преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне 
допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям 
обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, 
посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе 
образования. 
Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители 
различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и 
деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической 
зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, 
которую выполняют административные работники в системе образования. Их 
главная задача заключается в том, чтобы принимать ответственные решения и 
формировать стратегию образовательного процесса: определять перечень 
основных дисциплин и последовательность их изучения, обеспечить материально- 
техническую базу образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность 
за формирование преподавательского корпуса, определяют нормативные 
требования к деятельности преподавателей и сотрудников, а также - критерии 
оценки их труда. Представители высшего управленческого звена формируют 
государственную политику в области образования, разрабатывают универсальные 
требования к содержанию и качеству учебных программ в соответствии с 
изменяющимися социально-экономическими и политическими условиями. Наряду с 
этим они осуществляют социальный контроль над системой образования, 
определяют систему формальных санкций в учебных заведениях. Административные 
работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы, директора школ и училищ, 
завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса образования, корректируют 
и уточняют стратегию обучения применительно к данному учебному заведению, 
осуществляют оперативное руководство и контроль за работой преподавателей и 
поведением учащихся. 
Центральное место в структуре системы образования занимае учитель. 
Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к 
следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной области науки 
и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.), обладать 
лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть методикой 
обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам 
обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), 
уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить 
ошибки и т.д. 
Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются самыми общими, 
они не раскрывают многих особенностей учительской профессии, и в первую 
очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются выдающихся результатов 
в работе с учащимися, в том числе с так называемыми трудными подростками. 
Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с 
традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать 
знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что 
выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося, 
но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка имеет 
большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором учебной 
деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является, таким 
образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной стратификации" в классе, 
будь то школа, или студенческая группа в вузе. Посредством нее все учащиеся 
ранжируются на определенные подгруппы: отличники, "хорошисты", просто 
успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые социологи считают, что взаимное 
оценивание - учителем знаний учащихся, а учащимися компетентности учителя и 
его профессиональных качеств - определяет своеобразие межличностного 
взаимодействия в школе. 
Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с 
наибольшей отчетливостью проявилось в падении общественной ценности 
образования и тесно связанным с этим падением престижа учительского труда, 
вызвавшие деформацию учебного процесса. 
В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов 
и посвященной анализу социального положения учительства, отмечается, что 
престиж профессии учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во- 
первых, среди самих учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих 
культурно-образовательные возможности своей профессии. По данным опросов 
учителей регионов Сибири, Дальнего Востока, некоторых центральных районов, 
около 40% отрицательно настроены по отношению к своей профессии, а 30,6% 
затруднились с ответом. Мотивация учительского труда, настроенность на 
созидательный труд также значительно изменились в отрицательную сторону: 4% 
учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим 
меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой повинности, а большая часть 
61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, 
огромная неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. 
Главная причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, 
морали и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки 
школы, которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне 
обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия 
для социальной востребованности образования и знаний, которые будут 
способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус 
учителя. 
А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных 
для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место. 
Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и 
приобретаются знания, ценность образования стоит на предпоследнем месте, у 
родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, 
около половины учащихся старших классов и студентов вузов слабо настроены на 
получение знаний. Падение ценности образования в нашем обществе закономерно 
вызывает и низкий рейтинг учительской профессии в общественном сознании. Это 
подтверждают и социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос, 
заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии 
учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% - "средним" и 
почти одна треть респондентов "низким" и "очень низким" (32,8%). Через два 
года (в 1991 г.) эти оценки снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали 
престиж профессии учителя в обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы 
родителей также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в 
обществе: только 35% считают престиж учительской профессии высоким, около 
половины, 46% — "средним", а 51% - "низким "и "очень низким". 
Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре образовательного 
процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие 
требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система 
образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы согласно 
программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать 
навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов, 
добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и принимать 
участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие продвижения 
ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная сдача экзаменов 
и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует система санкций - 
неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и записи в дневнике, 
вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В вузе система санкций 
более формализована: отлынивающий от занятий студент может получить выговор 
от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи сессии, он наказывается 
лишением стипендии, не переводится на следующий курс. В нормативной структуре 
формального образования существуют, конечно, и определенный набор позитивных 
санкций, направленных на поощрение добросовестной учебы, стимулирующих 
учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь это отличные 
оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при поступлении 
в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная стипендии в 
вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д. 
Решающее место в системе социального взаимодействия, характеризующего 
образовательный процесс, занимают взаимоотношения между учителем и учеником. 
Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям неравенство: статус 
учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый занимает господствующее 
положение, второй - положение подчиненного. Доминирующее положение учителя 
обусловлено тем, что он организует учебный процесс и управляет им, является 
источником знаний для учеников, моральным авторитетом. Господствующая 
позиция учителя в классе (или учебной группе) порождает авторитарный стиль в 
преподавании, означающий безусловное подчинение ученика авторитету учителя. 
Этот стиль предполагает, что учитель должен быть строг с учащимися и 
наказывать провинившихся. Именно этот стиль взаимоотношений многие столетия 
господствовал в системе формального образования вплоть до последнего времени. 
Содержательной основой авторитарного стиля преподавания в педагогике 
является традиционное понимание целей образования как процесса передачи 
знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в определенной 
области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы 
передать ученику определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль 
ученика сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую 
давал ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный 
стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую 
популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое 
индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма, 
уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны 
общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового типа 
специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист. Этот 
специалист должен не только обладать большими познаниями в соответствующей 
области, но и быть творческой, инициативной личностью, умеющей принимать 
смелые и нестандартные решения, учитывать множество факторов, связанных с 
использованием новейшей техники и технологии, с ее социальными и культурными 
последствиями. 
Новый, демократический стиль в построении образовательного процесса 
характеризуется следующими особенностями: 
1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, 
которые совместно обсуждают учитель и ученик; 
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а 
заключается в овладении разнообразной информацией; 
3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен 
информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную работу 
ученика; 
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся; 
5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или 
равенство учителя и ученика; 
6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а 
любой носитель ценной информации. 
Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая модель 
образовательного процесса может успешно применяться в процессе обучения 
взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию, желающих 
творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть отнесены 
старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе повышения 
квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в их 
деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного 
стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля, 
предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением 
помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников 
интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества. 
Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей, 
безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного 
процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними 
является важнейшим звеном процесса перестройки образования на гуманистических 
началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда общество в целом будет 
реформировано на принципах рыночной экономики и демократические институты 
окончательно утвердятся в стране. Только тогда возрастет ценность образования 
в стране, повысится престиж учительской профессии, а учащиеся и их родители 
будут сознательно ориентированы на получение образования. 
       Заключение
В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не 
является в полной мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже 
приписывают институту образования консервативные функции, поскольку он 
воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство, а высшую школу 
называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно 
помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое общество имеет 
свой средний образовательный стандарт, соответствующий его объективным 
потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав мира, таких как 
Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки обязательного 
среднего образования. Кроме того в ряде западных стран (Франция, Германия и 
др.) распространяется практика приема в вузы без вступительных экзаменов, что 
является достаточно убедительным свидетельством демократизации системы 
высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают практиковаться и в 
нашей стране. 
В современном обществе более образованные социальные слои занимают более 
высокое положение в иерархии социального престижа. Движение индивида вверх 
или вниз по шкале социального престижа становится в прямую зависимость от 
уровня его образования. Таким образом образование является одним из важнейших 
символов социальной позиции и средством достижения успеха в обществе. 
Расширение масштабов образованности населения, совершенствование системы 
образования оказывают сильнейшее воздействие на социальную мобильность, 
делают ее более открытой и динамичной. 
       Литература
1.      Андрющенко В.П. Социология: наука об обществе. Харьков, 1996. 
2.      Гендин А.М., Сергеев М.И. Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. № 
8. С.68. 
3.      Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, 
пути решения. М., 1992. 
4.      Панферова В.В. Социология образования //СПЖ . 1996. №4 
5.      Руткевич М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные 
ориентации молодежи. М., 1995 
6.      Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. –512 
7.      Фролов С.С. Социология: учебник. - М.: 1999. -344 с. 
8.      Чупров В.И., Зубок Ю.А. Проблемы вторичной занятости учащейся 
молодежи: состояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92. 
     [1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В. 
Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111 
     [2] Кузьминов Я. Советская 
экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 
3. С. 51 
	
	
					
							 |