Доклад: Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи 
	
	Доклад: Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи 
     Программа и методические рекомендации по проведению педагогической практики 
        студентов V курса в детском саду для детей с нарушениями речи         
                                Оглавление                                 
Введение..........................................—.........................- 
.............................,^ 
Задачи педагогической практики ................................................4 
Организация работы студентов в период педагогической           , 
практики..........-.......................................-...-.-.........-.- 
-........—....................6 
Содержание деятельности студентов в период педагогической 
практики.............,.........................................—............. 
..............................8 
Документация по педагогической практике в детском саду для детей с 
нарушениями речи 
.................................................................. 16 
Оценка результатов педагогической практики....................................16 
Обязанности студентов в период педагогической практики..................... 17 
Обязанности кафедрального руководителя педагогической 
практики......................................................................................................  
18 
Обязанности 
методиста..............................................................................  
19 
Обязанности 
учителя-логопеда...................................................................  
19 
Приложение 1 .................................................................20 
Приложение 2..................................................................21 
Приложение 3 .................................................................22 
Приложение 4..................................................................24 
Приложение 5. 
............................................................................................  
27 
Литература................................................................... 
...—...—...................28 
Введение 
Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи для 
студентов отделения логопедии проводится на V курсе в течение 8 недель (9 
семестр) с отрывом от занятий. Эта. практика является важным звеном в 
подготовке студентов к работе в качестве логопеда с детьми раннего и 
дошкольного возраста. В процессе практики решаются учебно-воспитательные 
задачи, студенты работают в качестве логопедов-практикантов. 
Особую значимость данный вид практики приобретает в русле современного 
подхода к нарушениям психомоторного и речевого развития, в соответствии с 
которым ранняя диагностика и коррекция отклонений развития детей является 
главным условием их эффективного обучения и воспитания, а также социальной 
адаптации. 
Данная программа разработана с учетом единых требований к проведению 
практики студентов МПГУ и отражает специфику современного содержания 
профессиональной подготовки будущих логопедов. 
Логопедическая практика в специальном детском саду позволяет студентам 
закрепить, расширить и конкретизировать полученные в процессе обучения 
теоретические знания по логопедии и другим дисциплинам, изучить организацию 
и содержание логопедической работы в детском саду, сформировать умения и 
навыки профессионально-практической логопедической работы по преодолению 
нарушений речевой деятельности у детей. 
Основной целью практики является овладение системой специальных 
педагогических знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять 
дифференциальную диагностику речевых нарушений, планировать и проводить 
коррекционную логопедическую работу в условиях специального детского сада. 
                      Задачи педагогической практики                       
1. Закрепление, углубление теоретических знаний, полученных при изучении 
курсов логопедии, психолингвистики, психологии, педагогики и других смежных 
дисциплин; развитие навыков синтезирования сведений из различных наук. 
2. Овладение умениями практического применения полученных знаний в процессе 
логопедической работы. 
3. Ознакомление с контингентом детского сада, с комплектованием  
специальных групп и с практической реализацией комплексного подхода к 
преодолению речевых нарушений. 
4. Совершенствование общепедагогических умений и навыков, приобретенных в 
процессе непрерывной 'педагогической практики на младших 
курсах. 
5. Формирование специальных профессионально-педагогических умений и 
необходимых для учителя-логопеда личностных качеств. 
6. Стимуляция интереса к научно-исследовательской работе и развитие умений ее 
проведения. 
7. Воспитание творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности. 
В процессе педагогической практики в детском саду для детей с нарушениями речи 
у студентов формируются и совершенствуются различные 
профессионально-педагогические умения:                           
/. 
     - проводить психолого-педагогическое и логопедическое обследование 
речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста, 
анализировать его результаты и диагностировать выявленные отклонения в 
развитии детей; 
- осуществлять перспективное и текущее планирование содержания всех видов 
коррекционной работы (перспективный план логопедической работы с группой, 
планы отдельных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий) в 
группах разного типа (для детей с недоразвитием речи, фонетико- 
фонематическими нарушениями, заиканием); 
- определять и реализовать во взаимосвязи коррекционные, развивающие и 
воспитательные задачи, используя разнообразные приемы психолого- 
педагогического воздействия с учетом индивидуальных личностных особенностей 
детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии; 
- обоснованно выбирать и применять методы, формы и приемы преодоления 
нарушений речевой деятельности детей, отклонений в поведении и 
развитии других функций; 
- осуществлять методически правильный выбор языкового и речевого материала, 
наглядных и технических средств обучения дошкольников с речевыми нарушениями; 
изготовлять демонстрационный и раздаточный 
дидактический материал; 
- анализировать ход и результаты коррекционных логопедических занятий, 
взаимодействия в работе логопеда и психолога, логопеда и воспитателя; 
- владеть приемами организации совместной работы с воспитателями, музыкальным 
руководителем и другими сотрудниками детского сада; 
- осуществлять адекватную оценку собственной педагогической деятельности и 
студентов группы; 
- обучать родителей детей с речевыми нарушениями некоторым кор- 
рекционным приемам; 
- проводить пропаганду логопедических знаний среди воспитателей и родителей; 
- изучать и обобщать педагогический опыт логопедов детского сада; 
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению собственной 
педагогической квалификации. 
В период педагогической практики в специализированном детском саду студенты 
выполняют функции логопеда на протяжении всего его рабочего дня, то есть 
планируют и проводят фронтальные, подгрупповые и индиви-. дуальные занятия, 
посещают и анализируют занятия логопеда и студентов группы, оказывают 
консультативную помощь воспитателям и родителям детей с нарушениями речи, 
участвуют в работе методического объедине- " ния логопедов детского сада или 
учебного округа. Под руководством методиста практики и логопедов студенты 
проводят научно-исследовательскую работу, результатом которой может стать 
доклад на научной студенческой конференции, дипломная работа по 
специальности. В итоге практики студенты приобретают личный опыт проведения 
логопедической работы в детском саду для детей с нарушениями речи. 
      Организация работы студентов в период педагогической практики       
1. Педагогическая практика в детском саду для детей с нарушениями речи 
проходит с 1 сентября по 31 октября (8 недель). 
2. Для проведения практики студенты распределяются по специальным детским 
садам (по 8-12 человек в один детский сад). 
3. Руководство и контроль за работой студентов в период педагогической 
практики осуществляет руководитель педагогической практики студентов V курса 
отделения логопедии, групповой руководитель (методист по специальности), 
логопеды детского сада. 
4. Для прохождения практики студенты распределяются по 3-4 человека в группу. 
5. Студенты работают в детском саду в соответствии с расписанием рабочего дня 
логопеда и индивидуальными планами по 4 часа ежедневно. 
6. Педагогическая практика в детском саду включает четыре основных этапа: на 
первом этапе проходит установочная конференция, студенты знакомятся со 
специальным дошкольным учреждением, проводят обследование детей, на 
последующих трех этапах студенты последовательно работают в группах детей с 
фонетико-фонематическими нарушениями, с недоразвитием речи и для заикающихся 
детей. Продолжительность каждого этапа - полторы-две недели. При наличии в 
детском саду группы для детей раннего возраста с отклонениями в речевом 
развитии студенты работают в данной группе в течение недели. Порядок 
прохождения практики в специальных группах может быть изменен с учетом 
конкретных условий дошкольного учреждения. 
7. Студенты проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные 
логопедические занятия в соответствующих специальных группах. 
8. На каждом из этапов (II-IV) студенты проводят по 8-9 занятий с группой или 
подгруппами детей, из них одно - зачетное (всего - три зачетных занятия в 
основных специализированных группах детского сада). 
9. Для проведения индивидуальных занятий за студентами закрепляется по 2-4 
дошкольника. 
10. Индивидуальные занятия проводятся в соответствии с расписанием логопеда 
'"руппы, на работу с каждым ребенком отводится по 10-20 минут в зависимости 
от его возрастных и индивидуальных особенностей, а также от состояния речи. 
Одно из индивидуальных занятий - зачетное. 
11. Студенты посещают занятия логопеда и своих однокурсников, активно 
участвуют в их анализе. За время практики каждому студенту необходимо 
принять в обсуждении 28-30 занятий. 
12. Анализ занятий, консультации логопедов и методиста практики проводятся в 
зависимости от расписания занятий и режима дня данной группы детей. 
13. Студенты могут участвовать в работе педагогических советов дошкольного 
учреждения, заседаниях методобъединения noroneAOJ учебного округа. 
14. Студенты, имеющие музыкальное образование и владеющие игрой на 
музыкальном инструменте (фортепиано), могут проводить логоритмиче-ские 
занятия с детьми (по согласованию с методистом, логопедами, администрацией 
детского сада). 
15. Рекомендуется осуществлять творческий подход при организации 
педагогической практики студентов. 
    Содержание деятельности студентов в период педагогической практики     
     1-11 НЕДЕЛИ 
Проведение установочной конференции: ознакомление студентов с задачами, 
организацией, этапами практики, с нормами поведения в дошкольном учреждении, 
отчетной документацией; закрепление за методистами и распределение по 
дошкольным учреждениями. После конференции каждый из методистов беседует со 
студентами своей группы: ориентирует в основном содержании практики, 
сообщает о конкретных требованиях, предъявляемых к студентам при выполнении 
программы практики. . Методист рассказывает о том, как подготовиться к 
предстоящей практике: 
знакомит студентов с формой ведения дневника педагогической практики 
(приложение 1), рекомендует наглядный и дидактический материал для 
обследования детей раннего и дошкольного возраста и проведения коррек-ционной 
логопедической работы, предлагает список специальной логопедической и 
методической литературы. 
Затем со студентами беседуют заведующая, методист и логопеды специального 
дошкольного учреждения, в котором организуется практика. Студенты получают 
информацию о структуре специального детского сада и организации работы его 
сотрудников по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями 
речи. Студенты изучают порядок приема детей и комплектования групп, 
знакомятся с "Положением о психолого-медико-педагогической консультации", 
другими нормативными документами, регулирующими работу специального детского 
'-ада. Заведующая к методист дошкольного учреждения рассказывают студентам о 
координации работы врачей, логопедов, психолога, воспитателей, руководителей 
по музыкальному и физическому воспитанию детей, знакомят студентов с 
педагогическим коллективом дошкольного учреждения и детьми в разных группах 
детского сада, режимом дня в отдельных возрастных группах, с документацией, 
с традициями учреждения. 
Далее студенты знакомятся с оформлением и оборудованием кабинетов методиста, 
логопеда, психолога. 
Методист кафедры и логопеды обсуждают и планируют содержание работы с 
воспитателями и родителями (беседы, консультации, семинары, тренинга и др.), 
определяют перечень пособий и дидактического материала, необходимого для 
логопедических кабинетов и распределяют индивидуальные задания студентам, 
устанавливают сроки их выполнения. 
На данном этапе основное содержание практики состоит в формировании  у 
студентов  умений самостоятельно проводить психолого-педагогическое и 
логопедическое обследование детей дошкольного воэ-• раста, анализировать и 
оформлять его результаты, а также составлять перспективный план коррекционной 
работы. Сначала студенты знакомятся со спецификой обследования детей разных 
возрастных групп и с различными речевыми нарушениями, анализируют и 
переписывают в дневник соответствующие схемы проводимого логопедом 
обследования. Далее студенты наблюдают за тем, как осуществляется логопедом 
процедура обследования ребенка с нарушением речи (порядок, приемы и формы 
обследования, используемый наглядный и дидактический материал, типы 
инструкции педагога, виды помощи и т.д.). Затем за каждым из студентов 
закрепляются дети из разных групп для проведения обследования и индивидуальных 
логопедических занятий (всего по 2-4 ребенка). Студенты самостоятельно 
осуществляют психолого-педагогическое обследование этих детей, 
знакомятся с данными педагогического обследования, проводимого воспитателями. 
Результаты обследования студенты обсуждают с логопедами и методистом кафедры. 
Данные обследования студенты вносят в речевые карты, затем формулируют 
подробное заключение о состоянии речи и других функций обследованных детей, 
составляют перспективный план коррекционной работы. 
     Ill - IV НЕДЕЛИ 
В течение данного периода студенты работают в группе для детей с фонетико- 
фонематическими нарушениями. Они активно наблюдают за детьми во время 
различных занятий, в процессе индивидуальной работы с ними, а также вне 
занятий, составляют речевой профиль группы. Студенты изучают программу 
обучения данного контингента детей, .методические пособия и рекомендации по 
работе с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения, знакомятся с 
перспективным планом работы логопеда и воспитателя. 
Далее студенты наблюдают и подробно анализируют фронтальные занятия 
логопеда, фиксируя свои наблюдения в дневнике практики. В ходе анализа 
логопед обращает внимание студентов на необходимость выделения основных 
задач занятия, подчинения им применяемых форм и приемов работы. Затем 
студенты разрабатывают и проводят самостоятельно фронтальные занятия. 
Логопеды и методист кафедры консультируют студентов в процессе подготовки к 
занятиям, постепенно вырабатывая у них умения составлять план и конспект 
занятия (приложение 2), точно формулировать тему, цель и задачи, отбирать 
программное содержание, намечать этапы занятия в определенной логической 
последовательности, методически грамотно подбирать речевой материал, 
наглядные и дидактические пособия. 
В конце данного периода практики каждый из студентов проводит зачетное занятие. 
Все студенты посещают открытые занятия и участвуют в их аналитическом 
разборе. Наблюдения за ходом занятия и результаты его анализа фиксируются в 
дневнике практики. Конспектируется ход занятия, отмечаются используемые 
методы, формы и приемы, оцениваются речь, деятельность и поведение детей на 
занятии, положительные стороны занятия, высказываются пожелания к его 
совершенствованию. Анализ проведенного занятия проводится студентами под 
руководством логопедов и методиста кафедры по определенному плану (см. 
приложение 3). Постепенно студенты приобретают умение самостоятельно 
анализировать логопедические занятия, делать правильные и аргументированные 
выводы, критически оценивать свои занятия и однокурсников, осуществлять поиск 
оптимальных и наиболее эффективных способов и приемов коррекционно-го 
логопедического воздействия. 
Помимо занятий со всей группой детей студенты проводят индивидуальные 
логопедические занятия с прикрепленными к ним детьми из каждой речевой 
группы. Осуществляя подготовку к индивидуальному занятию, студент указывает 
дату его проведения, тему, задачи, план, лексико-грамматический материал, 
необходимое оборудование. После окончания индивидуального занятия студенты 
оценивают его результаты. 
В ходе практики студенты учатся согласовывать и координировать работу 
педагогов, работающих с детьми (логопеда, воспитателей, руководителей по 
музыкальному и физическому воспитанию) с точки зрения их коррекционной 
направленности, оказывая им помощь в решении коррек-ционных задач обучения. 
Студенты регулярно взаимодействуют в работе с воспитателями, обсуждая возможные 
пути закрепления правильных речевых навыков детей в процессе занятий и вне их, 
а также участвуют в подготовке и проведении воспитательных мероприятий. 
Методист детского сада и воспитатели групп консультируют студентов по вопросам 
содержания и методики проведения занятий познавательного цикла, по 
изобразительной деятельности и конструированию, воспитательных мероприятий в 
разных возрастных группах. 
Студенты включаются в работу педагогического совета детского сада, выступают с 
научно-методическими докладами. При подготовке докладов студенты получают 
необходимую консультацию методиста кафедры. Примерная тематика докладов с 
учетом работы с группе для детей с ФФН: 
"Использование в работе воспитателя системы приемов закрепления навыков 
правильного произношения дошкольников", "Развитие фонематического слуха у 
детей с речевыми нарушениями", "Подготовка к школе детей с фонетико- 
фонематическими нарушениями речи" и др. 
В процессе педагогической практики студенты работают с родителями детей, 
посещающих специальный детский сад. В конце сентября - начале октября они 
участвуют в подготовке и проведении родительских собраний, на которых 
родителям сообщают результаты обследования детей, рассказывают о задачах и 
содержании основных этапов коррекционного обучения, разъясняют роль 
родителей в исправлении речевых дефектов и закреплении в домашних условиях 
правильных речевых навыков, полученных на логопедических занятиях, дают 
рекомендации по соблюдению общего и речевого режима во время пребывания 
ребенка дома. 
Студенты еженедельно в вечерние часы встречаются с родителями тех детей, с 
которыми проводят индивидуальные занятия. Они проводят консультации для 
родителей: разъясняют домашние задания, обучают некоторым коррекционным 
приемам. 
V - VI НЕДЕЛИ 
В процессе данного этапа практики студенты проводят коррекционную работу в 
группе детей с общим недоразвитием речи. Изучение детей группы проходит в 
форме наблюдений во время занятий логопеда и других педагогов группы, а 
также в процессе разнообразной деятельности детей вне занятий и в ходе 
режимных моментов. Студенты тщательно изучают программные документы по 
обучению и воспитанию детей данной группы, методические пособия по разделам 
программы обучения, анализируют речевые карты детей. Логопед проводит 
показательные подгрупповые занятия с детьми. Совместно с логопедом и 
методистом кафедры студенты анализируют занятия, сравнивают их с занятиями, 
проводимыми в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, 
выявляют общие и отличительные черты. Затем студенты занимаются подготовкой 
и проведением самостоятельных подгрупповых занятий. Логопеды и методист 
кафедры консультируют студентов при выполнении данной работы по мере 
необходимости. Как и на предыдущем этапе, в конце данного этапа студенты 
проводят зачетные занятия, участие в обсуждении которых принимают все 
студенты группы. 
Студенты также продолжают оказывать логопедическую помощь детям с 
недоразвитием речи на индивидуальных логопедических занятиях. 
В ходе практики студенты принимают участие в психолого-медико-педагогическом 
консультировании детей со сложными речевыми нарушениями, которое 
осуществляется психоневрологом, методистом кафедры, психологом и логопедами. 
Из числа воспитанников специального детского сада отбираются дети с наиболее 
тяжелыми нарушениями речи, представляющими определенные диагностические 
трудности. Студенты, проводящие с  ними  индивидуальные занятия, 
подготавливают  медико-педагогическую  документацию,  составляют  подробную 
психолого-педагогическую характеристику на основе проведенного обследования и 
динамического наблюдения в процессе занятий и вне их, анализируют 
эффективность проведенных логопедических занятий. В процессе обсуждения 
диагностических трудностей все студенты принимают активное участие: задают 
вопросы, формулируют собственные суждения о состоянии речи и других функций 
ребенка, анализируют содержание и систему кор-рекционных воздействий, 
предлагают рекомендации по дальнейшему обу-, чению. 
Внимание студентов обращается на то, что наряду с коррекцией речевых дефектов в 
группе детей с недоразвитием речи. необходимо осущест-.влять работу по общему 
психическому развитию детей. Рекомендуется систематически проводить 
разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие и 
совершенствование мелкой моторики пальцев рук. 
Под руководством логопеда и методиста кафедры студенты анализируют более 
сложные формы взаимодействия в работе логопеда и психоневролога, логопеда и 
воспитателей, других педагогов детского сада. Они знакомятся с тем, 
как"происходит подготовка сенсорной базы для развития правильной речи у детей 
с ее недоразвитием на занятиях воспитателей, каким образом согласуются 
лексико-грамматические темы логопедических занятий с темами занятий 
воспитателя, в каком русле и с помощью каких приемов решаются разнообразные 
коррекционные задачи (по развитию моторики, восприятия, произвольных форм 
внимания, запоминания и др.) на общеобразовательных занятиях и вне их. 
Постепенно студенты приобретают навыки сотрудничества с воспитателями и 
другими сотрудниками специального детского сада. 
В ходе данного этапа практики студенты принимают участие в работе 
педагогического совета детского сада. Рекомендуется следующая тематика 
докладов: "Особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста 
с недоразвитием речи", "Развитие тонких движений пальцев рук у детей с 
недоразвитием речи", "Обучение некоторым коррекционным приемам родителей 
детей с недоразвитием речи " и др. 
Работа с родителями детей ведется студентами по разным направлениям. Выясняются 
условия воспитания ребенка в семье, особенности различных видов его 
деятельности и поведения дома, анализируются трудности обучения и 
устанавливаются причины препятствующие исправлению речевых и неречевых 
дефектов. В беседах с родителями студенты подробно характеризуют отклонения в 
общем психическом и речевом развитии ребенка, дают конкретные рекомендации по 
их преодолению. Студенты приглашают родителей на индивидуальные занятия, 
обучают их приемам закрепления навыков, полученных ребенком на 
логопедических занятиях. 
VII - VIII НЕДЕЛИ 
На данном этапе практики студенты работают в группе для заикающихся детей. 
Как и на предыдущих этапах, работа с данной группой детей начинается с ее 
изучения. Методист кафедры и логопеды обращают внимание студентов на 
возможные варианты проявления заикания, особенности речевого поведения детей 
в различных ситуациях, складывающихся в условиях пребывания дошкольников в 
детском саду и Дома при общении с их сверстниками и взрослыми. Студенты 
изучают речевые карты детей, составляют речевой профиль группы. Логопед 
информирует о методике коррекции заикания у дошкольников, уточняет 
особенности ее применения в работе с данными детьми. Под руководством 
методиста кафедры и логопедов организуется изучение студентами программ 
коррекци-онного обучения заикающихся детей в разных возрастных группах 
(средней, старшей, подготовительной). Студенты наблюдают и анализируют 
занятия логопеда с заикающимися детьми. Затем они подготавливают и проводят 
подгрупповые занятия, обращаясь за консультацией к логопеду и методисту 
кафедры. В процессе практики студенты тщательно анализируют различные 
аспекты взаимосвязи коррекционной работы логопеда и других педагогов 
детского сада по воспитанию правильной речи у заикающихся детей. 
В данный период продолжаются индивидуальные занятия с детьми разных групп 
специализированного детского сада. Логопед и методист привлекают внимание 
студентов к особенностям проведения индивидуальных занятий с детьми, 
страдающими заиканием. Подробно анализируется речевой режим, необходимый для 
заикающегося ребенка в условиях детского сада и дома. Студенты овладевают 
практическими навыками психотерапевтического воздействия не только на 
ребенка, но и на окружающих его людей с целью формирования благоприятной 
речевой среды для коррекции дефекта ребенка. Логопед демонстрирует, как 
следует беседовать с родителями заикающихся детей, обучать их некоторым 
коррекционным приемам. Далее студенты самостоятельно продолжают работу с 
родителями, применяя разнообразные методы работы с ними. Методист кафедры и 
логопеды подчеркивают важность профилактической работы по предупреждению 
заикания у детей дошкольного возраста и стимулируют студентов к 
практическому освоению методов и приемов этой работы. 
После проведения нескольких занятий с заикающимися детьми студенты 
подготавливают и проводят зачетные подгрупповые занятия. 
По мере прохождения практики в данной группе студенты (совместно с 
психоневрологом, методистом кафедры и логопедами) участвуют в разборе детей 
со сложными речевыми дефектами (например, исследуются случаи недоразвития 
речи, осложненного заиканием) с целью более точной диагностики нарушения и 
определения содержания методики коррек-ционно-педагогических воздействий. 
Продолжается работа студентов по подготовке и проведению заседаний 
педагогического совета детского сада. Примерная тематика докладов студентов 
может быть следующей: "Использование различных методик преодоления заикания 
у детей дошкольного возраста в условиях специального детского сада", 
"Состояние общей и мелкой моторики заикающихся дошкольников", "Особенности 
проведения логоритмических занятий с детьми дошкольного возраста, 
страдающими заиканием" и др. 
В том случае, если в дошкольном учреждении, в котором студенты проходят 
практику, имеется группа для детей раннего возраста с отклонениями в речевом 
развитии, в течение последней недели практики студенты знакомятся со 
спецификой обследования, диагностики нарушений у данного контингента детей и 
методикой коррекционной работы с ними. 
В конце педагогической практики студенты отчитываются о проведении 
индивидуальных логопедических занятий, передают логопедам речевые карты 
детей, с которыми они занимались (в картах должна быть запись о количестве 
проведенных занятий, их содержании, сделан анализ результатов коррекционной 
работы). Каждый студент представляет методисту кафедры следующую 
документацию: дневник практики, три конспекта зачетных логопедических 
занятий, две-четыре психолого-педагогических характеристики детей (приложение 
4), с которыми он индивидуально занимался, отчет по практике (приложение 5). 
Наглядные пособия и дидактический материал, подготовленные студентами для 
логопедических кабинетов, демонстрируются на итоговой выставке в 
методическом кабинете. 
Итоги практики подводятся на педагогической конференции в детском саду 
совместно с заведующей детским садом, логопедами, психологом, методистом, 
воспитателями. Методист кафедры и логопеды оценивают работу студентов, 
отмечают особо отличившихся студентов. На конференции , обсуждаются 
предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки 
студентов, организации педагогической практики.. Итоговая конференция может 
быть проведена на факультете (отчеты студенческих групп о педагогической 
практике в разных дошкольных учреждениях, научно-практические доклады, 
демонстрация лучших наглядных пособий и дидактического материала). 
Таким образом, в процессе педагогической практики в детском саду специального 
типа для детей с нарушениями речи студенты практически осваивают все основные 
аспекты деятельности логопеда дошкольного учреждения. Сформированные в период 
практики педагогические умения и навыки студентов составляют важный компонент  
их профессиональной 
подготовки. 
     Документация по педагогической практике в детском • саду для детей с 
                              нарушениями речи                               
. 1. Дневник педагогической практики, в котором отражается: 
- индивидуальный план работы студента; 
- образцы речевых карт, используемых в специальных группах детского сада; 
.  - конспекты занятий, проведенных логопедом и другими студентами группы и 
их анализом; 
- конспекты собственных тренировочных занятий с записью замечаний и 
рекомендаций логопеда, методиста; 
- перечень необходимого оборудования логопедического кабинета; 
- результаты самостоятельной работы студента; 
- список литературы, рекомендованной методистом кафедры и логопедами. 
2. Конспекты 3 зачетных логопедических занятий с их анализом. 
3. 2-4 психолого-педагогические характеристики детей, с которыми студентом 
проводились индивидуальные занятия. 
     . '3. Отчет по педагогической практике. 
4. Наглядные пособия и дидактические материалы для логопедического кабинета. 
*   5. Материалы по НИРС (представляются научному руководителю кружка или 
проблемной группы). 
                Оценка результатов педагогической практики                 
При оценке результатов педагогической практики учитываются следующие факторы: 
1. Уровень теоретической подготовки студента (овладение знаниями по 
специальности и смежным дисциплинам). 
2. Степень сформированности профессионально-педагогических умений (овладение 
методикой проведения индивидуальных и фронтальных логопедических занятий с 
детьми дошкольного возраста, страдающими нарушениями речи). 
3. Уровень профессиональной направленности (общение с детьми, любовь к ним, 
забота о дошкольниках, их развитии; направленность на педагогическую 
деятельность, преодоление трудностей, узнавание нового; ответственность за 
качественное осуществление коррекционного процесса в специальных группах; 
осуществление творческого подхода в работе; степень самостоятельности при 
выполнении обязанностей логопеда). 
4. Качество анализа и самоанализа различных видов коррекционной 
педагогической работы. 
5. Качество отчетной документации. 
При оценке результатов педагогической практики используются следующие методы: 
1. Наблюдение за студентами в процессе конкретной педагогической деятельности 
(обследование состояния речи детей, разработка и проведение логопедических 
занятий с детьми, участие в его анализе, проведение консультаций для 
воспитателей, родителей и т.д.). 
§2. Характеристика педагогической деятельности студентов логопедами 
детского сада. 
^®          3. Изучение отчетной документации студентов (дневников педагоги-' 
ческой практики, индивидуальных планов работы, конспектов занятий с детьми, 
отчетов, изготовленных наглядных пособий и др.). 
  4. Анкетирование студентов по вопросам педагогической практики в детском саду. 
5. Анализ результатов научно-исследовательской работы, выполненной в период 
педагогической практики. 
          Обязанности студентов в период педагогической практики           
1. Студент организует свою деятельность с учетом требований нормативных 
документов, правил внутреннего распорядка детского сада (ясли-сада) 
компенсирующего типа, традиций учреждения. 
2f. Студент своевременно выполняет все виды работ, предусмотренные настоящей 
программой и отраженные в индивидуальном плане педагогической практики. 
В процессе педагогической практики студент должен проявить себя как специалист, 
имеющий необходимые знания (по дисциплинам психолого-педагогического, 
медицинского и общепрофессионального цикла) и умеющий применять их в 
конкретной педагогической деятельности. 
3. В дневнике педагогической практики студент отражает основное содержание 
коррекционно-воспитательного процесса и результаты самостоятельной работы в 
различных группах специального детского сада. 
4. Каждый студент самостоятельяо-,готовит необходимые для практики материалы 
и оформляет все виды документации. 
5. В период практики студент повышает свой профессиональный уровень, 
используя различные формы самообразования. 
6. На период практики один из студентов группы, работающей в данном 
дошкольном учреждении, назначается старостой. В обязанности старосты входит 
учет посещаемости студентов, общая организация работы, оповещение студентов о 
коллективных мероприятиях, консультациях и семинарах, выполнение поручений 
руководителей практики. 
      Обязанности кафедрального руководителя педагогической практики       
Руководитель педагогической практики студентов V курса отделения логопедии 
назначается из числа преподавателей кафедры. 
В его обязанности входит: 
- обеспечение планирования, организации и учета результатов педаго-"гической 
практики студентов отделения логопедии; 
- установление связи с базовыми практическими учреждениями; 
- организация и проведение установочной конференции по педагогической практике; 
' участие в обсуждении вопросов организации педагогической практики на 
заседаниях кафедры и Совете факультета; 
- составление кафедрального отчета по итогам проведения педагогической 
практики; 
- разработка и внесение предложений по совершенствованию практики. принятие 
необходимых мер по устранению недостатков в ее организации и проведении; 
| - своевременное оформление финансовых документов. 
                          Обязанности методиста                           
Методист по специальности назначается из числа преподавателей кафедры или 
учителей-логопедов практических учреждений. Методист руководит группой из 8- 
12 студентов. 
В обязанности методиста входит: 
- установление связи с дошкольным учреждением, проведение инструктивно- 
методической работы с администрацией, логопедами и другими педагогами 
дошкольного учреждения; 
- организация и проведение установочной и итоговой конференции в учреждении; 
- распределение студентов по специальным дошкольным группам, утверждение 
индивидуальных планов студентов, контроль за их выполнением; 
- организация посещения и последующего обсуждения занятий, проводимых 
сначала логопедами, а затем студентами группы; 
- составление плана-графика проведения студентами зачетных логопедических 
занятий; 
- консультирование студентов по подготовке занятий с детьми при разработке 
конспектов; 
- посещение и анализ "логопедических занятий и других мероприятий 
коррекционно-воспитательного процесса, проводимых студентами; 
- проведение методических совещаний со студентами; 
- оказание научно-методической помощи логопедам и дошкольному учреждению, в 
котором проводится практика студентов; 
- анализ документации студентов о работе за время практики; 
- оценка педагогической деятельности студентов в период практики. 
- составление отчета о педагогической практике и предоставление его  
кафедральному руководителю. 
                       Обязанности учителя-логопеда                        
В обязанности учителя-логопеда дошкольного учреждения, руководящего 
педагогической практикой студентов, входит: 
. - ознакомление студентов с составом детей специальной дошкольной группы, с 
перспективными, календарными и текущими планами коррекци-онной работы, 
необходимой документацией и оборудованием логопедического кабинета; 
- проведение показательных занятий для студентов; 
- распределение тематики фронтальных и подгрупповых логопедических занятий, 
проводимых студентами в период педагогической практики; 
- прикрепление к студентам по 2-4 ребенка для индивидуальной кор-рекционной 
работы; 
- оказание на всех этапах практики методической помощи студентам; 
- посещение и проведение анализа всех занятий, проведенных студентами; 
- обеспечение контроля за педагогической работой студентов по  
выполнению индивидуального плана практики; 
- участие в методических совещаниях, проводимых методистом; 
- внесение предложений по совершенствованию теоретической и практической 
подготовки студентов. 
                                                             Приложение 1 
  Оформление дневника педагогической практики (примерный образец) Титульный лист 
Дневник педагогической практики студента________ группы дефектологического 
факультета МПГУ_________________:____. 
Педагогическая практика проводится в детском саду для детей с нарушениями 
речи № ___ __________________учебного округа г. 
                                    ""   . г.                                     
                                                                           . по. 
      
1 страница 
Методист кафедры 
Заведующая детским садом. Воспитатель-методист. 
Психолог. 
Логопед группы № __ для детей с фонетико-фоне магическими нарушениями речи 
_______________________________ 
Воспитатели группы. 
                        Логопед группы № __ для детей с общим недоразвитием речи 
Воспитатели группы. 
Логопед              группы       №         __           
                                         для         заикающихся       детей 
Воспитатели группы . 
Музыкальный руководитель. Руководитель по физическому воспитанию . 
Психоневролог. 
Медицинская сестра . Адрес детского сада . № телефона . 
2 страница Индивидуальный план работы на период педагогической практики 
3 страница (и далее) Фиксируется ежедневная работа. Записи ведутся в 
свободной форме. 
                                                             Приложение 2 
Оформление конспекта занятия (примерный образец) Титульный лист КОНСПЕКТ 
логопедического занятия, проведенного студенткой __ группы 
дефектологического факультета МПГУ ___________________ в старшей группе № __ 
для детей с общим недоразвитием речи детского сада 
№ __ ____,________ учебного округа г. ————————————— 
_________(пята проведения) ________(время проведения) 
1 страница 
     1. Тема и цель занятия 
2. Основные задачи занятия 
3. Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал, игрушки и др.) 
4. Лексико-грамматический материал 
5. План занятия 
6. Ход занятия (с указанием инструкций логопеда, предполагаемых ответов 
детей, основных методических приемов) 
7. Использованная литература 
                                                             Приложение 3 
Анализ логопедического занятия (примерная схема протокола) 
1. Место данного занятия в системе занятий по теме. Соответствие материала 
занятия программе, речевым и возрастным особенностям детей данной группы. 
Объем материала и его доступность для детей. Подготовленность данного 
занятия предыдущим обучением и связь с последующим. 
2. Правильность постановки цели и задач занятия. Соответствие цели и задач 
теме и содержанию занятия. Единство коррекционных, образовательных и 
воспитательных задач. Адекватность выбора речевого материала задачам 
занятия. 
3. Организация занятия: количество детей, поведение; эстетическое оформление 
занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и 
дидактического материала. 
4. Структура занятия: основные этапы, их логическая последовательность, 
четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность занятия и его 
этапов; соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную 
работу, соотношение речевых и неречевых заданий (по количеству и отведенному 
времени), высказываний логопеда и детей. Соответствие фактического хода 
занятия запланированному, отступления от конспекта, их причины. 
5. Анализ этапов занятия. Содержание этапов, подготовка детей к предстоящему 
этапу. Реализация дидактических принципов обучения. Методы и приемы, 
используемые на отдельных этапах, их соответствие целям занятия. 
Разнообразие, взаимосвязь, обоснованность методов и приемов обучения. 
Особенности применения методических приемов логопедом, знание материала 
занятия, владение методами и приемами работы на занятии, осуществление 
•;оррекционных приемов обучения, умение использовать методические пособия. 
Характеристика применяемых методических приемов (приемы привлечения внимания, 
приемы активизации познавательной деятельности и др.), использование 
разнообразных форм активности детей (двигательной, зрительной, слуховой) с 
целью предупреждения утомляемости детей. Обеспечение положительного 
эмоционального фона в процессе занятия и интереса дошкольников к заданиям. 
Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы. Использование 
воспитательных моментов занятия, использование специальных методических 
приемов. Контроль за речью детей, исправление допущенных детьми ошибок. 
Адекватность предъявляемых требований с учетом речевых возможностей и 
личностных особенностей каждого ребенка. Доступность и четкость инструкций и 
вопросов логопеда, использование различных видов вопросов (наводящие, 
альтернативные и др.). Включение элементов рациональной психотерапии на 
занятии. Подведение итогов занятия, оценка деятельности детей. 
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей на занятии; 
активность, проявление интереса, степень сформированности структуры 
деятельности, уровень сосредоточенности на заданиях, устойчивость внимания в 
начале занятия и на отдельных'его этапах, возможности переключения внимания 
от одного к другому заданию, причины отклонений в деятельности и поведении 
детей, качество знаний, умений и навыков, полученных или закрепленных детьми 
на занятии. 
7. Характеристика логопеда. 
Возможности контакта с группой детей, умение владеть вниманием детей и 
организовать их для работы, владение приемами повышения активности, интереса 
и внимания детей дошкольного возраста, практическое осуществление 
индивидуального подхода к детям с учетом их личностных особенностей, 
настойчивость в достижении цели, проявление педагогического такта. Речь 
логопеда (доступность, логичность, мелодико-интонационная выразительность и 
эмоциональность, особенности дикции, силы, голоса, темпа и ритма). Внешний 
вид логопеда, его поведение в процессе общения с детьми. 
8. Результаты занятия. 
Достижение цели, выполнение намеченного плана, эффективность использованных 
методов и приемов. Оценка занятия в соответствии с возможностями детей. 
Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, 
уровень активности, темп работы). 
9. Педагогические выводы, пожелания к совершенствованию занятия. 
                                                             Приложение 4 
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста с 
нарушением речи (ориентировочная схема) 
Психолого-педагогическая, характеристика 
ребенка                                             группы № 
детского сада № 
                              . учебного округа г.                               
(фамилия, имя). 
I Общие сведения о ребенке (дата рождения, дата поступления в группу, кем 
направлен, жалобы родителей, заключения специалистов: отоларинголога, 
офтальмолога, психоневролога, педиатра, психолога, логопеда, заключение 
психолого-медико-педагогической комиссии). 
II Анамнестические данные (со слов родителей): данные о протекании беременности 
и родов, вес и рост при рождении, вид вскармливания ребенка до года, развитие 
ребенка в первые годы жизни (сон, аппетит, психомоторное развитие); раннее 
речевое развитие (время появления и особенности гуления, лепета, первых слов, 
фразовой речи; характер затруднений при переходе к фразовой речи, дальнейшее 
речевое развитие; характер звукопроизношения; факторы, препятствовавшие 
нормальному речевому развитию (тяжелые соматические заболевания, травмы и 
пр.); в случае заикания, необходимо уточнить, форсировалось ли его речевое 
развитие; указать, в каком возрасте начали читать ребенку книги, отметить 
частоту и объем чтения, соответствие предлагаемой детской литературы возрастным 
и речевым возможностям ребенка; выяснить, как происходил процесс разучивания с 
ребенком стихов и сказок (с какого возраста, в каком объеме); отметить  
время появления заикания, характер его течения, возможные  
причины возникновения заикания, его ослабления или усиления; выявить, 
обращались ли родители за логопедической помощью, продолжительность и 
результативность занятий . 
III Характеристика условий воспитания: где воспитывался ребенок до  
поступления в специальную группу (дома с родителями, матерью, бабушкой, в 
детских яслях, в общеобразовательном детском саду); особенности речевой среды 
(расстройства речи у членов семьи; темп речи людей, окружающих ребенка; наличие 
билингвизма; длительное общение с заикающимся и др.); социо-культурный статус 
семьи (характер взаимоотношений, возможные конфликты и реакция на них ребенка; 
тип воспитания ребенка - авторитарный, демократический; гипо- или гиперопека; 
есть ли единство требований при воспитании ребенка; возможности членов семьи и 
домашние условия для общего психического и речевого развития ребенка); 
отношение членов семьи к речевому нарушению (безразличное, болезненное, 
постоянная фиксация на дефектах речи, предъявление высоких требований к речи 
ребенка и др.). 
IV Данные о состоянии общего психического, моторного и речевого развития 
ребенка. 
1. Состояние представлений об окружающем, особенности детских видов 
деятельности: характер сведений о самом себе, понимание родственных связей, 
степень ориентировки в окружающем мире и точность доступных возрасту 
представлений о нем; уровень владения программным материалом, навыками и 
умениями по всем разделам обучения в детском саду (трудности при овладении 
элементарными математическими представлениями, изобразительной и 
конструктивной деятельностью, особенности игровой и элементов трудовой 
деятельности и др., особенности поведения при выполнении различных видов 
деятельности). 
2. Характеристика высших психических функций: особенности восприятия 
(зрительного и слухового); уровень развития внимания (непроизвольного и 
произвольного), характеристика основных свойств внимания (объема, 
устойчивости, переключаемости, распределяемости); 
особенности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, элементов 
логического мышления. 
3. Уровень развития эмоционально-волевой сферы: особенности проявления 
эмоций и чувств (преобладающий тип настроения: подавленное или радостное, 
устойчивое или неустойчивое, легко изменяющееся от незначительных причин), 
волевых качеств (целеустремленность, решительность, настойчивость, 
самостоятельность, инициативность, слабость волевого напряжения и др.). 
4. Особенности характера и поведения ребенка (контактность: легко вступает со 
всеми в контакт или смущается в незнакомой обстановке; 
спокойный или беспокойный, конфликтный в поведении, в процессе общения со 
сверстниками, взрослыми; добрый, ласковый; аккуратный или не-ряшлизый и др.). 
5. Развитие двигательных функций ребенка (состояние общей и мелкой моторики, 
характеристика ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и др.; тип ведущей 
руки, наличие амбидекстрии; развитие двигательных умений, связанных с 
самообслуживанием - завязывание и развязывание шнурков, застегивание и 
расстегивание пуговиц и пр.). 
6. Состояние речи ребенка: импрессивная сторона речи (понимание диалога, 
связной речи, предложений, грамматических категорий и форм); 
экспрессивная сторона речи (общее звучание речи: внятность, темп, ритм, 
интонационная выразительность, особенности речевого дыхания и характеристика 
голоса; уровень развития связной речи, объем и типы употребляемых 
предложений, количественная и качественная характеристика активного 
словарного запаса, грамматическое оформление речи, особенности 
звукопроизношения), степень сформированности фонематического восприятия, 
строение подвижность артикуляционного аппарата; заключение логопеда о 
состоянии речи и перспективный план логопедической работы. 
7. Подробный педагогический анализ результатов коррекционной работы, 
выполненной студентом (указать период времени, в течение которого 
осуществлялась работа с ребенком, количество проведенных индивидуальных 
занятий и их конкретные результаты; содержание и результаты бесед „ и 
консультаций с родителями ребенка; рекомендации по проведению дальнейшего 
воспитания и обучения ребенка). 
Характеристика составлена студентом __ труппы дефектологического факультета 
МПГУ       (фамилия,       имя,       отчество) 
      
      
                                                             Приложение 5 
            Отчет студента-практиканта (примерная схема) ОТЧЕТ             
о педагогической практике студента __ группы отделения логопедии 
дефектологического факультета МПГУ (ф.и.о.) _______________ 
№  __  для  детей 
для  детей  с  нарушениями  речи . учебного округа г.Москвы .в период с "__" 
•. по "__" _____________ 199__г. 
      
      
I Выделить основные этапы практики (дать краткую характеристику). 
II Определить объем и раскрыть содержание педагогической работы, выполненной 
в процессе практики. 
1 Количество проведенных фронтальных, подгрупповых и индивидуальных 
логопедических занятий в каждой из специальных групп. Указать количество и 
темы зачетных логопедических занятий. Обозначить типы трудностей при 
проведении занятий, определить их причины. Использование в работе 
специальной и дошкольной научно-методической литературы, наглядных пособий и 
дидактического материала. Отметить характер и степень помощи логопедов и 
методиста. 
2. Оценить степень сформированности своих навыков оценки занятий, указать 
количество посещенных и проанализированных занятий. 
3. Указать количество и дать краткую характеристику психомоторного и речевого 
развития детей, с которыми проводились индивидуальные логопедические 
занятия. Рассказать о результатах индивидуальных занятий. Оценить свои 
умения, связанные с психолого-педагогическим изучением детей дошкольного 
возраста с различными речевыми нарушениями и составлением на его основе 
подробного заключения. 
4. Охарактеризовать свое участие в процессе анализа и обсуждения' сложных 
речевых расстройств у детей (указать количество детей, психолого-медико- 
педагогическое заключение о состоянии их общего психического и речевого 
развития). 
5. Привести основные данные о содержании и результатах научно- 
исследовательской работы, выполненной в период педагогической практики. 
6. Рассказать о формах и методах проведенной воспитательной работы с детьми 
дошкольного возраста. Назвать темы и количество подготовленных и 
проведенных воспитательных мероприятий. Раскрыть особенности воспитательной 
работы с детьми, имеющими разные типы речевых нарушений, отметить основные ее 
результаты. 
7. Проанализировать содержание и основные результаты работы с воспитателями 
и родителями. Указать количество открытых занятий, проведенных для 
родителей, бесед (семинаров, консультаций и пр.) для воспитателей и 
родителей. Рассказать о своем участии в работе педагогического совета 
детского сада, в подготовке и проведении родительских собраний в группах 
(количество, название группы, темы), оформлении наглядных и методических 
материалов для родителей. 
8. Представить сведения об изготовленных наглядных пособиях и дидактическом 
материале (указать количество, название, цель использования). 
9. Перечислить документы, подготовленные к окончанию практики (название, 
количество, сроки выполнения). 
10. Сформулировать выводы и рекомендации по подготовке студентов к практике 
(содержание и методика преподавания отдельных дисциплин, овладение методикой 
логопедической и воспитательной работой, связь с педпрактикой предыдущих лет 
обучения и т.д.), выбору дошкольных учреждений для проведения практики, 
объему и содержанию практики, работе логопедов и методиста. Сделать 
предложения по совершенствованию организации и содержания процесса 
педагогической практики студентов. 
                                Литература                                 
(рекомендуется студентам для самостоятельного изучения в период 
педагогической практики в детском саду для детей с нарушениями речи) 
          Изучение детей дошкольного возраста с нарушениями речи           
Астапов В.М., Герасимов Ф.М. Психологическое обследование детей с нарушениями 
развития.- М., 1993. 
Белякова Л.И., Кумалья И. Сравнительный анализ состояния двигательных и 
речедвигательных функций у заикающихся дошкольников //Дефектология.- 1985.- № 
1.- С.69-74. 
        Гаркуша Ю.Ф. Педагогическое обследование дошкольников.- М., 1992. 
Венгер А.А., Выготская Г.Л„ Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные  
дошкольные учреждения.- М., 1972. 
            Волков B.C., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе: Задачи, 
упражнения, диагностика.- М., 1994. 
Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1982. 
Диагностика  умственного  развития дошкольников  /Под ред. Л.А.Венгер и 
В.В.Холмовской.- М., 1978. 
Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования 
детей в медико-педагогических комиссиях.- 2-е изд., М., 1984. 
Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и 
дифференциация их обучения //Дефектология.- 1986.- № 2.-С.64-70. 
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития 
детей,- М., 1989. 
Маркова А.К., Лидере Е.П-, Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного 
развития в школьном и дошкольном возрасте.- Петрозаводск, 1992. 
Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; 
Отв.ред.: Т.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982. 
Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного 
возраста //Дефектология.- 1984.- № 3.- С.69-73. 
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста -М„ 1994. 
Уманская Н.М. Приемы выявления состояния интеллекта при речевом недоразвитии 
//Дефектология.- 19777- № 2.- С.64-71. 
Усанова О.Н. Специальная психология. - М., 1990. 
Худик В.А. .Психологическая диагностика детского развития: Методы 
исследования.- Киев, 1992. 
                Дошкольное воспитание и обучение детей с нарушениями речи 
Примерное положение о психолого-медико-педагогической консультации /Бюллетень 
Госкомитета СССР по нар.образованию.- 1991 - № 11 
-С.3-8. 
О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для 
детей и подростков, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии: 
Приказ Минобразования РСФСР и Мин. здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. 
№ 251/125 //Вестник образования: Справочно-информ. изд-е Мин. образования 
РСФСР.- 1991.- № 11.-С.9-18. 
Программы для специальных дошкольных учреждений. Обучение и воспитание 
заикающихся дошкольников.- М., 1983. 
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в 
подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М.,  
1978. 
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием 
речи 6-го года жизни.- М., 1989. 
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико- 
фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- 
М„ 1993. 
Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми 
нарушениями: Межвуз.сб.науч.тр. /Редкол.: Л.И.Белякова (отв.ред.), 
Г.С.Гуменная, Е.В.Лаврова. - М., 1991. 
Заикание: Проблемы теории и практики /Под ред. Л-И-Веляковой,-М„ 1991. 
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: 
Доречевой период: Кн. для логопеда.- М., 1989. 
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекци-онно- 
развивающим занятиям. М., 1994. 
Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим 
недоразвитием речи //Дефектология.- 1983.- № 1.- С.56-59. 
Волкова Г.Л. Логопедическая ритмика .- М., 1985. 
Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у 
дошкольников в игре.- М., 1984. 
Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для 
детей с нарушениями речи. - М., 1992. 
Гаркуша Ю.Ф. Занятия по аппликации и конструированию в системе крррекционно- 
воспитательной работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи 
//Дефектология.- 1990.- № 3.- С.57-63. 
Гаркуша Ю.Ф, Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе 
дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.-1995.-№ 1. -С.88-94. 
Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению речевых 
навыков и умений у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология.- 
1988.- № 2.- С.60-66. 
Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией 
//Дефектология.- 1983.- № 4.- С.16-22. 
Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи 
детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. 
(Сообщение 1-2). - 1994.- № 2.- С.56; № 4.- С.63-71; 
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. 2-е изд., пере-раб. - 
М., 1985. 
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития 
речи у дошкольников.- 2-е изд., перераб.- М., 1990. 
Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994. Жукова 
Н.С. Формирование устной речи. М., 1994.          ; 
Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с 
церебральным параличом в семье.- М., 1980.       \    , . 
    Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.- М., 1985.     
Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры в коррекционно-воспитательной 
работе с детьми, страдающими церебральным параличом //Дефектология.- 1990.- № 
4.- С.58-61. 
Коррекционная работа в дошкольных учреждениях /Моск.деп.обр., СВУО; Сост. 
Е.Ф.Аврутина, И.А.Ткачева.- Сб. № 4.- М., 1994. 
Крапухин А.В., Шаховская С.Н., Ишимова О.А. "Учись думать и говорить!": 
Пособие для педагогов и родителей по развитию речемыслительной деятельности 
детей 4-8 лет. М., 1992. 
Крылова Н.Л. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя 
логопедического  детского   сада  по  развитию   речи  детей //Дефектология.- 
1985.- № 2.- С.62-68. 
Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию 
лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 
//Дефектология.- 1991.- № 1;- С.74-80. 
	
	
					
							 |