Доклад: Что я знаю о себе? 
	
	Доклад: Что я знаю о себе? 
     «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд 
воспитателя.» 
                                                       В.А. Сухомлинский. 
По определению Всемирной организации Здравоохранения - здоровье - это 
состояние полного физического, духовного и социального благополучия.  
Здоровье человека во многом зависит от состояния окружающей среды. В борьбе за 
здоровье, надо менять не только экологическую обстановку, но и самое главное, 
необходимо перестроить поведение людей, их привычки и установки, то есть 
изменить сознание людей. Поэтому здоровью надо учить с детских лет, воспитывать 
привычку здорового образа жизни, стремлению оздоровлять окружающую среду. 
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья 
населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но 
имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% 
детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические 
проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20- 
25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у 
половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального 
давления. 
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового 
ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые 
умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает 
все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка 
правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, 
дарований, природных способностей. Очень важно не упустить те возможности, 
которые дает раннее детство в формировании у ребенка оберегающего и 
ответственного  отношения к самому себе и окружающему. 
     Цель программы:  Сообщение детям знаний о строении собственного тела, 
работе  различных органов , а так же вызвать у детей оценочное отношение к 
социальным явлениям, фактам, событиям, способствовать  развитию социальных 
эмоций, чувств, приобщать детей к социальному миру людей. 
Реализация программы идет через выполнение следующих задач: 
      1.Сформировать у ребенка представление о себе как о  представителе 
человеческого рода. 
     2.Осознание своего «Я» как части природы, воспитание особого отношения к 
живой природе. 
     3.Формирование потребности в здоровом образе жизни. 
     4.Воспитание в ребенке чувства собственного достоинства и уважения к людям. 
Достижение цели и задач программы предусматривает следование принципам: 
n   системности 
n   возрастной адресованности 
n   последовательности 
n   преемственности взаимодействия с ребенком в условиях  дошкольного 
учреждения и семьи. 
Программа «Что я знаю о себе?» охватывает 3 возрастные ступени воспитания и 
образования детей дошкольного возраста: 
·     младший 3-4 лет(2 младшая группа) 
·     средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа) 
·       старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы) 
Программа составлена по 4 направлениям: 
·     чистота - залог здоровья 
·     знания о собственном теле 
·     оказание элементарной помощи. 
· 
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою 
воспитательно - образовательную цель. 
Программа реализуется через разнообразные виды деятельности: 
n    познавательные  эвристические беседы 
n    чтение художественной литературы, 
n    изобразительная и конструктивная деятельность 
n    экспериментирование и опыты, наблюдения. 
n    музыка и игра. 
Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной 
степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка, а так же 
облегчит восприятие излагаемых проблем и знаний. Вооружая  детей 
определенными знаниями , навыками, умениями, воспитывая определенные 
полезные привычки , среди которых определяющее значение имеет воспитание 
привычки к здоровому образу жизни, педагоги делают первые шаги  в воспитании 
здорового ребенка. 
Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, 
которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию 
полностью. 
Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает 
предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. 
Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и 
индивидуальные формы. 
Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование 
в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями 
конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от 
педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук. 
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать 
педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели. 
     «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье- это важнейший труд 
воспитателя.» 
                                                       В.А. Сухомлинский. 
     Цель - помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир,  подготовить его к 
полноценной жизни в 21 веке. 
        Здоровье является важнейшим интегральным показателем, 
отражающим биологические характеристики ребенка, социально- экономической 
состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, 
качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны 
материнства и детства, в конечном счете- отношение государства к проблемам 
материнства и детства. 
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья 
населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но 
имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья: в частности, 30-40% 
детей младшего и 20% старшего дошкольного возраста - невротические 
проявления, 30-40%-отклонения со стороны опорно- двигательного аппарата, 20- 
25%- со стороны носоглотки, 10-25% со стороны сердечно- сосудистой системы, у 
половины из них в 6-7 лет наблюдается стойкое нарушение артериального 
давления. 
Приведенные данные отражают влияние средовых факторов на состоянии здоровья 
детей, в частности гигиенических условий воспитания, обучения, образа жизни в 
семье, и обуславливают необходимость сосредоточения первоочередных усилий на 
профилактической педиатрии. 
Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового 
ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые 
умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает 
все предъявляемые ему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка 
правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, 
дарований, природных способностей. 
В основе интегрированной программы лежат следующие задачи: 
                    1.Сформировать у ребенка представление о себе как о  
                       представителе человеческого рода.                             
                    2.Осознание своего «Я» как части природы. 
                    3.Формирование потребности в здоровом образе жизни. 
                    4.Воспитание в ребенке чувства собственного 
                       достоинства и уважения в людях. 
Программа построена на следующих положениях: 
1.Стержневым понятием программы являются знания о Человеке. Дошкольник 
понимает свою человеческую сущность, постепенно осознает себя, свои 
возможности, ребенок приучается быть внимательным к своему физическому и 
психическому здоровью и через себя научится видеть других людей, понимать их 
чувства, переживания, поступки, мысли. 
2.Потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя 
человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в 
поступках, чувствах, отношениях. 
3.Интеллектуальное и нравственное развитие ребенка дошкольного возраста 
происходит в тесном единстве. 
4. Программа нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный 
мир, опираясь на социальный опыт ребенка. 
Важной особенностью программы является то, что она направлена на формирование 
у ребенка мировоззрения - своего видения мира, своей «картины мира». 
Программа составлена по 4 направлениям: 
·     чистота - залог здоровья 
·     знания о собственном теле 
·     оказание элементарной помощи 
·     безопасное поведение в социуме и природе 
Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, имеют свою 
воспитательно - образовательную цель. 
Программа охватывает 3 возрастные ступени воспитания и образования детей 
дошкольного возраста: 
·     младший 3-4 лет(2 младшая группа) 
·     средний дошкольный возраст 4-5 лет (средняя группа) 
·     старший дошкольный возраст 5-7 лет (старшая подготовительная группы) 
Познавательный материал может быть, дан детям в сокращенном виде, детям, 
которые проявили особый интерес и понимание можно давать эту информацию 
полностью. 
Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает 
предпочтение поисково- экспериментальным, продуктивным, проблемным методам. 
Приоритетными формами работы с детьми являются: коллективные, подгрупповые и 
индивидуальные формы. 
Программа реализуется через разнообразные виды деятельности: 
n    познавательные  эвристические беседы 
n    чтение художественной литературы, 
n    изобразительная и конструктивная деятельность 
n    экспериментирование и опыты 
n    музыка. 
Выбирая разные виды деятельности, важно учитывать то, что они будут в разной 
степени воздействовать на развитие разных сторон личности ребенка. 
Предлагаемая программа - не догма. Она рассчитана на творческое использование 
в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями 
конкретного педагога и воспитателя. Реализация программы потребует от 
педагогов восстановить и пополнить свои знания из разных наук. 
Практическая значимость программы состоит в том, что ее могут использовать 
педагоги дополнительного образования, родители, воспитатели. 
     Мой организм 
Я- человек. Я- мальчик или девочка. У меня есть руки, ноги, голова, глаза, 
уши, рот, язык. Они мои помощники, помогают мне узнать мир, в котором я живу. 
У меня как у всех людей есть: руки- чтобы брать, ноги- чтобы ходить, 
бегать и прыгать, глаза- чтобы смотреть, уши- чтобы слышать, нос- чтобы 
дышать и чувствовать запахи, язык- чтобы говорить и чувствовать вкус, рот- 
чтобы кушать, кожа- чтобы чувствовать тепло или холод. 
Я люблю своих помощников и оберегаю их от грязи, болезней и ушибов. Я знаю и 
выполняю правила: бегать аккуратно, не толкаться, чтобы не было ушибов, не 
брать руками и в рот грязные предметы, не залезать в мусорные баки. Я умею 
попросить воспитателя или маму о помощи, когда мне жарко или холодно, когда я 
плохо себя чувствую. Я могу рассказать , что у меня болит. Я могу попросить 
добавку, когда я голоден, и отказаться от еды, если я сыт. Я могу прилечь 
отдохнуть или поспать, когда я устал. 
     Мои чувства. 
Я умею радоваться и смеяться, огорчаться- плакать, грустить- сидеть тихо. 
Когда я радуюсь, мне хочется петь, плясать, прыгать, рассказать кому - нибудь 
о своей радости. Когда я грущу, я сижу тихо, не разговариваю, не хочу играть, 
не хочу смотреть книги. Когда я огорчаюсь, я плачу и хочу кому - нибудь 
пожаловаться. 
     Мои мысли. 
Я- человек, поэтому умею думать о себе, о папе, о маме. Мысли бывают грустные 
и веселые. 
     Мои знания. 
Я знаю, что хорошо: гулять на свежем воздухе, вовремя кушать, вовремя 
ложиться спать днем и ночью, заниматься физкультурой, вовремя пользоваться 
туалетом, быть вежливым и помогать другим. 
     Мои поступки. 
Поступки- это то, что я делаю по отношению к другим людям и животным. 
Поступки бывают хорошие, когда я помогаю маме или кормлю птиц, и плохие, 
когда я капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то. 
     Мои умения. 
Я много умею- разговаривать, петь, танцевать, бегать, прыгать, играть с 
мячом, рисовать, лепить, умываться, пользоваться носовым платком, аккуратно 
кушать, хорошо пережевывать пищу, пользоваться ложкой, вилкой и салфеткой, 
надевать майку и колготки, аккуратно вешать одежду на стульчик, убирать на 
место игрушки, ложиться спать, когда я устал, пользоваться вежливыми словами. 
Я многое еще не умею, но я научусь, потому что я - человек. 
     Моя семья. 
Я знаю свое имя, фамилию, домашний адрес, знаю как зовут моих родителей, 
знаю, где они работают. 
Мы- это, моя семья-  мама, папа, сестра, брат. Это наша маленькая семья. Есть 
большая семья: бабушки и дедушки, тети и дяди. Я люблю свою большую семью. 
Мы живем дружно и заботимся друг о друге. Нам нравится быть вместе. 
     Как мы живем в детском саду. 
Я хожу в детский сад. Я знаю как называется моя группа, как зову моего 
воспитателя. 
В детском саду у меня много друзей. Мы вместе играем, гуляем, разговариваем, 
заботимся о растениях. Хорошо когда у человека много друзей! 
     Раздел «Кто такие взрослые люди» 
     Цель - развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для подражания. 
     Дети и взрослые 
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы люди. Отличия детей 
от взрослых: они маленькие, меньше знают, меньше умеют, а взрослые больше, 
сильнее, больше знают и умеют. Они умеют работать, защищать слабых, готовить 
пищу, читать, писать. 
Копать картошку, стирать, мыть посуду, готовить еду, убирать, водить автобус, 
печь хлеб, продавать товары, шить одежду- это работа. Спать, лежать на 
диване, читать сказки, играть, гулять, ездить на природу- это отдых. Работа и 
отдых должны чередоваться. 
Взрослые работают, дети могут помогать взрослым. Дети и взрослые могут 
отдыхать вместе. 
     Программа «Что я знаю о себе» для средней группы 
     Цель - продолжить формирование у ребенка представлений о своей принадлежности 
к человеческому роду. 
     Мой организм. 
У меня есть глаза, уши, нос, рот, язык. Мои глаза - видят, уши - слышат, нос 
чувствует запахи, язык чувствует вкус. Есть люди, которые лишены каких-то 
органов чувств: если у человека не видят глаза, его называют слепым, если не 
слышат уши - глухим. Таким людям тяжело жить, поэтому мы должны им всегда 
помогать и никогда не смеяться над ними. Есть люди, у которых глаза видят 
плохо. Такие люди носят очки. В очках они видят как все другие люди. 
Органы чувств у людей и животных похожи. У животных тоже есть зрение, слух, 
нюх и вкус. Некоторые животные видят значительно лучше, чем мы (птицы, 
кошка), а некоторые - намного хуже (ежик). Некоторые животные слышат звуки, 
которых человеческое ухо не улавливает (кошка, мышь). У многих животных нюх 
гораздо острее, чем у человека (собака, волк). 
     Мои чувства. 
Я человек и у меня есть чувства. Я умею радоваться, грустить, веселится, 
скучать, злиться, огорчаться, любить, дружить. Я умею выражать свои чувства 
смехом, улыбкой, поцелуем, объятиями, криком, слезами. Я умею управлять 
своими чувствами: могу сдержать слезы и не заплакать, могу не засмеяться даже 
если очень смешно; могу не закричать, даже если очень огорчился или 
разозлился. Управлять собой и своими чувствами трудно, но я учусь. 
     Мои мысли 
Я человек, поэтому я думаю. Думают все люди - и большие, и маленькие. Мысли 
есть у всех людей, поэтому они бывают мои и чужие. Чужие мысли могут быть 
совсем не такими как мои. Но я не сержусь на человека, если он думает по- 
другому. Мне интересны мысли других людей. Я хочу поделиться своими мыслями с 
другими людьми. 
     Мои знания 
Я знаю, что полезно заниматься утренней гимнастикой, гулять на свежем воздухе 
и на солнце; мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, есть овощи, 
фрукты и дикие ягоды, полоскать рот после еды; мыть руки после пользования 
туалетом, чистить зубы, расчесывать волосы; прикрывать рот носовым платком 
или ладошкой, когда хочешь кашлянуть, чихнуть или зевнуть. 
Я знаю, что хорошо выглядеть опрятно и следить за своим внешним видом, иметь 
при себе чистый носовой платок, есть бесшумно и аккуратно. 
Я знаю, что поступки бывают хорошие и плохие. Я знаю, что люди радуются моим 
хорошим поступкам и огорчаются от плохих. 
     Мои поступки 
Хорошие поступки, когда я помогаю всем, кому это нужно, когда я радую близких 
мне людей, говорю хорошие слова, забочусь о животных и растениях, делюсь 
игрушками и сладостями с друзьями. Совершать хорошие поступки приятно и 
полезно. 
Но иногда я поступаю плохо: капризничаю, жадничаю, обижаю кого-то, забываю 
покормить свою кошку, полить свой цветок 
     Мои умения 
Я умею расчесываться и приводить в порядок одежду, глядя в зеркало, 
пользоваться носовым платком, правильно пользоваться ложкой, вилкой и 
салфеткой, делать утреннюю гимнастику. 
Я умею здороваться и прощаться, обращаться по имени и отчеству,  быть 
приветливым с людьми - большими и маленькими, благодарить людей за оказанную 
помощь, вежливо выражать свою просьбу, не перебивать говорящих. 
Я умею убирать за собой игрушки и одежду, наводить порядок в группе, помогать 
маме по хозяйству. 
Я многого не умею, но я хочу научиться. Мне нравятся люди, которые много умеют. 
     Моя семья 
Я знаю свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес. Я могу рассказать о себе и 
своей семье: назвать имя и отчество родителей, назвать имена других членов 
семьи, рассказать где они работают или учатся. 
У меня две бабушки и два дедушки, я для них внук (внучка). Бабушки, это мамы 
моих родителей, а дедушки это папы моих родителей. Они живут в других домах и 
даже в других городах, но все равно это наши родные (родственники). Иногда мы 
навещаем наших бабушек и дедушек. Мы собираемся вместе на праздники. Нам 
бывает очень весело и хорошо. Мы ездим в отпуск к бабушкам и дедушкам. 
     Как мы живем в детском саду. 
Я знаю где находится мой детский сад, как называется моя группа. 
Я знаю имена и фамилии моих друзей. Я люблю своих друзей и стараюсь радовать 
их, а они меня. Я дружу с мальчиками и с девочками. Мне интересно с моими 
друзьями. Хорошо, когда у человека много друзей. 
В группе есть правила, которые все должны выполнять, для того, чтобы всем 
было хорошо: не обижать друг друга, уступать, помогать, делится, быть 
вежливым. Есть еще правила: «Каждой вещи - свое место», «Поломал - почини», 
«Насорил - убери». 
     Раздел «Кто такие взрослые люди» 
     Цель - поддержать и развивать интерес к миру взрослых и давать примеры для 
подражания, воспитывать доброжелательное отношение к людям. 
     Дети и взрослые 
Дети и взрослые похожи друг на друга, потому что все мы - люди. 
Взрослые, как и дети могут огорчаться и радоваться, болеть и выздоравливать, 
смеяться и плакать. Все взрослые раньше были детьми, потом они выросли, 
многому научились, и теперь сами учат детей. И вы обязательно станете 
взрослыми, и обязательно будете умными и умелыми. 
     Как и зачем люди работают 
Взрослые люди работают. Своей работой они приносят пользу. У разных людей - 
разные профессии: воспитатель, шофер, врач. 
     Человек и природа 
Человек - часть природы, и он от нее зависит. Человек не может жить без 
воздуха, воды, пищи и тепла. Все это дает человеку Природа. 
Вокруг меня есть вещи, созданные Природой - камни, воздух, вода, деревья, 
ягоды, грибы. Вокруг меня много вещей  сделанных человеком - дома, машины, 
одежда, посуда, игрушки, книги, мебель. 
Материалы для своих вещей человек берет из Природы: мебель сделана из дерева, 
дома - из камня, песка и воды, машины - из железа, посуда - из глины, одежда 
- из растений и шкур животных. 
                                                      Список литературы. 
1. Мухина В.С. «Кто  Я ?» изд-во «Карапуз», 11.1996.-16 с. 
2. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра» изд-во «Акцидент»,1996.-32 с. 
3. «Азбука настроений» популярное пособие для детей и родителей, изд-во 
«Академия развития»,1997.-16 с. 
4.Зайцев Г.К. «Уроки Айболита. Расти здоровым» изд-во «Акцидент»,1995.-40 с. 
5.Марио Гомболи «Человек» серия «Окошко в твой мир» изд-во «Экопрос»,1994.-15 с. 
6. «Детская энциклопедия» изд-во «Росмэн»,1994.-127 с. 
7.В.Г.Алямовская «Как воспитать здорового ребенка» изд-во «Linka- 
press»,1993.-109 с. 
8.Козлова С.А. «Я- человек» программа приобщения к социальному миру . Москва 
1996.-20 с. 
9. Соколова Н.В. «Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников». 
Магаданское книжное изд-во 1991.-236 с. 
10. Сонькин В.Д. «Растем сильными и выносливыми». Москва 1997.-87 с. 
11. Змановский Ю.В. «Воспитаем детей здоровыми». Москва 1989.- 52 с. 
12. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Киев 1973.- 87 с. 
13. Гарбузов В.И. «От младенчества до отрочества». Ленинград изд-во 
«Интерполиграфцентр» ЛО СФК 1991.-188 с. 
	
	
					
							 |