Диплом: Исследование здоровья детей 
	
	
того, трудоемкость большинства существующих методик и отсутствие на ряде 
территорий региональных стандартов физического развития тормозит процесс 
всеобщей диспансеризации детского населения и - формирование групп "риска". 
Анализируя существующие методики оценки функционального состояния детей, 
следует отметить, что в наиболее ранних работах (В.Г.Власовскии, А.А.Сычев, 
1966г.) в основу анализа физического развития положен метод сигнальной оценки 
антропометрических показателей, с учетом соматических признаков (развитие 
мускулатуры, степень жироотложения), а так же вторичных половых признаков, 
конституционного габитуса и "костного возраста". Комплексная оценка 
физического развития на основании показателей морфофункционального статуса 
была предложена С.М. Громбахом (1967г.). Его методика позволяет оценить 
уровень биологического развития детей на основе сопоставления биологического 
и паспортного возраста, дать морфофункциональную характеристику физического 
состояния организма путем сравнения со стандартами соответствующих возрастно- 
половых групп. Эта попытка учета уровня биологического развития в комплексной 
оценке физического развития была в дальнейшем развита в работах Е.М.Стромской 
с соавт.(1974г.), в которых показано соотношение критериев биологического 
развития на различных возрастных этапах. 
Е.А.Шапаюников (1983г.) предложил определять степень отклонения соматических 
признаков не по сигнальным отклонениям, а путем указания, сколько месяцев 
(лет) показатель отстает или опережает средневозрастные величины. 
Ряд авторов (В.С.Павловская, А.Г.Швецов и др.,1993г.) предлагали различные 
оценочные категории физического развития, но все-таки отдали предпочтение 
общеупотребительной для широкой аудитории терминологии в обозначении степени 
физического развития (хорошее, ухудшенное, плохое). 
Г.П.Апанасенко (1985г.) сделала попытку на основе обобщения информации по 
смежным дисциплинам создать единую концептуальную модель физического здоровья 
детского организма. Автор предлагал новый подход к оценке 
морфофункционального статуса организма, а именно - показатели биоэнергетики, 
характеризующие общую выносливость, а в узком смысле " функциональное 
состояние кардиореспираторной системы. С результатами Апанасенко, 
свидетельствующими об уровне физической работоспособности как объективном 
критерии здоровья, перекликаются работы Н.П.Горбунова (2002). 
В.А.Алиев, Р.А.Айдаров (1993г.) изучая физическую работоспособность 
школьников разного возраста, пола и соматического развития, пришел к выводу, 
что физическая работоспособность отражает физические возможности человека, 
состояние его кардиореспираторной и мышечной систем. Кроме того, они 
установили, что на формирование физической работоспособности в процессе 
онтогенеза в значительной мере влияют возраст, пол и соматотип ребенка. 
Показатели физической работоспособности являются жесткими константами, 
коэффициент вариации которых не превышает 20%. Это указывает на высокую 
биологическую значимость этих показателей, определение которых позволит 
оценить состояние здоровья и функциональные возможности организма детей 
школьного возраста на разнообразных нагрузках. 
Согласно В.Н.Кардашенко (1980г.) здоровье детского населения определяется не 
только наличием или отсутствием заболеваний, но также гармоничным и 
соответствующим возрасту развитием. Исходя из такого понимания здоровья, он 
считал физическое развитие одним из его важных показателей. По его мнению 
"физическое развитие" имеет два значения. С одной стороны, оно характеризует 
процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому 
возрасту, с другой -морфофункциональное состояние на каждый данный отрезок 
времени. 
Уровень функционирования основных систем организма - критерий, 
характеризующий здоровье детей и подростков с позиций морфологической и 
функциональной зрелости организма с учетом возрастных особенностей. У ряда 
детей и подростков при отсутствии какого-либо заболевания могут выявляться 
функциональные отклонения. Причины формирования данных отклонений разные: 
быстрый темп роста и развития в определенные возрастные периоды (у детей 6- 
7'лет, в 11-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков), что приводит к 
несоответствию структуры и функции органов и систем, воздействие 
несоответствующих возможностям детей и подросткам больших учебных, спортивных 
нагрузок, неблагоприятные семейно-бытовые условия и др. Многочисленные 
исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что здоровье 
детей зависит от социальных условий, оно тем ниже, чем хуже условия жизни 
(В.Н.Кардашенко, 1980г.). 
При оценке функционального состояния организма детей и подростков большое 
значение придается определению функционального состояния сердечно-сосудистой 
системы, как индикатора адаптационных возможностей организма, органов 
дыхания, крови, нервной системы (частота пульса, дыхания, уровень 
артериального давления, содержание гемоглобина в крови и др.). 
Непосредственным отражением функционального состояния ЦНС является поведение 
ребенка. Оценивается, как ребенок спит, бодрствует, какой у него аппетит, 
настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми. Для детей 
более старшего возраста важно знать, как они усваивают учебную программу, 
утомляются ли в процессе занятий. Характеризуя функциональное - состояние 
организма дошкольников, школьников, подростков, надо помнить о половых, 
возрастных, сезонных колебаниях большинства функциональных показателей, а так 
же о влиянии на их уровень факторов среды. Обычно весной увеличивается число 
детей со сниженным содержанием гемоглобина в крови, с низким уровнем 
артериального давления. Специальными исследованиями установили, что у детей, 
проживающих в районах с высокой загрязненностью атмосферного воздуха, 
отмечалось учащение пульса, увеличение частоты дыхания, умеренный 
эритроцитоз, тенденция к повышению содержания гемоглобина в крови (Г.Н. 
Сердюковская, 1989г.). 
                         II. Методы исследования                          
Цель нашей работы заключалась в оценке соматического здоровья школьников 10- 
11 лет, в процессе их адаптации в переходе из начальной в среднюю школу, в 
которой они сталкивались с новыми условиями обучения, т.к. им необходимо было 
приспособиться к новым различным учителям и кабинетной системе обучения, а 
так же усваивать большее количество информации, усложняющейся с каждым днем. 
В процессе обследования соматического здоровья детей мы выявляли детей, 
резервные возможности которых снижены, это прежде всего низкие показатели 
кардиореспираторной системы, такие учащиеся составили «группу риска». 
Для экспресс-оценки соматического (физического) здоровья школьников мы 
использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому 
пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры (Апанасенко 
Г.Л., Попова Л.А. 2000г., Бабенко Т.Н., Каменский И.И. 1995г. и др.). 
Наше обследование мы проводили с учащимися сначала 4 «А» класса в марте- 
апреле 2002г., а затем повторно с этими же детьми после их перехода в 5 класс 
в первом полугодии 2002/03 учебного года. Нами было обследовано 15 девочек и 
17 мальчиков в возрасте от 10 до 11 лет обучающихся в экономическом лицее 
города Гуково. 
Поскольку известно, что для высокого уровня физического (соматического) 
здоровья характерны не столько максимальные значения отдельных 
морфологических и функциональных показателей, превышающих возрастную норму, 
сколько их оптимальное соотношение, обеспечивающее достаточный уровень 
адаптационно-энергетических резервов, резистентности защитных сил организма и 
успешной реализации функциональных возможностей в условиях напряженной 
статической мышечной деятельности, которую испытывают школьники в процессе 
учебной деятельности. Для экспресс-оценки соматического здоровья учащихся мы 
использовали комплекс, состоящий их пяти морфологических и функциональных 
показателей, имеющий наивысшую степень взаимосвязи с энерговооруженностью 
организма, уровнем общей выносливости и острой заболеваемостью. 
Поскольку предлагаемые пять показателей измеряются в разных единицах, оценку 
каждого показателя формализуют в баллах. 
Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по 
общепризнанным методикам измеряли длину и массу тела детей, жизненную емкость 
легких. 
Затем в положении сидя подсчитали у детей пульс (уд./мин.) и измеряли 
артериальное давление. Далее определяли время задержки дыхания на обычном 
вздохе. После короткого отдыха подсчитывали пульс за 15 сек. (Р1) и 
предлагали выполнить за 45 сек. 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. 
После этого у исследуемого подсчитывали пульс в первые 15 сек. (Р2) 
и последние 15 сек. (Р3) первой минуты восстановительного периода. 
И, наконец, проводили тест, характеризующий качество силы, быстроты и 
выносливости организма – сгибание туловища из положения лежа на спине за 60 
сек. 
Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали пять показателей 
(индексов): 
1.    Индекс Кетле (И.К.), свидетельствовал о массово-ростовом соответствии 
организма, он рассчитывался по формуле: ИК=  
2.    Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), говорил о регуляции 
деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризовал соматическую работу 
сердца: ДП=  
3.    Индекс Скибинского (ИС) отражал функциональные возможности органов дыхания 
и кровообращения и устойчивости организма к гипоксии: ИС= 
       
4.    О развитии двигательных качеств силы, быстроты и выносливости 
свидетельствовал индекс Шаповаловой (ИШ), кроме того он говорил о 
функциональных возможностях кардиореспираторной системы: ИШ=  
5.    Индекс Руфье (ИР) свидетельствовал об уровне адаптационных резервов 
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что лимитирует физические возможности 
организма школьников: ИР=  
Эти индексы тесно связаны с уровнем развития общей выносливости или с уровнем 
аэробных возможностей организма, а также с целым рядом показателей физической 
подготовленности и частотой острых респираторных заболеваний. 
Далее по таблицам каждому показателю давалась оценка в баллах. После оценки 
каждого показателя по таблицам в баллах, рассчитывалась общая сумма баллов, 
по которой и определялся уровень соматического здоровья школьника: 
2-7 баллов – низкий 
8-10 баллов – ниже среднего 
10-15 баллов – средний 
16-20 баллов – ниже среднего 
21-25 баллов – высокий 
Кроме общей оценки уровня физического здоровья, мы учитывали и оценки каждого 
показателя, так как это давало возможность определения «слабых мест» 
организма каждого школьника. Учет этих данных позволял подобрать рациональный 
индивидуально-дозированный оздоровительно-тренировочный режим, что дает 
возможность оптимизировать процессы роста и развития организма школьника, с 
большим успехом нивелировать негативное влияние общешкольного режима и других 
отрицательно воздействующих факторов среды. 
               III. Результаты обследования и их обсуждение                
Решение образовательных задач в условиях постоянного увеличения 
информационной нагрузки на организм школьника реализуется как правило, путем 
интенсификации учебной деятельности. Это приводит к ослаблению здоровья детей 
и снижает тем самым эффективность процесса обучения. Поэтому мы анализируя 
медицинские карты учащихся и беседуя с их родителями и медработником лицея, 
выявляли распределение школьников по группам здоровья (рис.2) 
Рисунок №2. Распределение учащихся (%) 4 «А» класса по состоянию здоровья. 
       
      
       
      
       
В соответствии с рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения 
России, в первую группу здоровья включены дети, у которых отсутствуют 
хронические заболевания и соответствующее возрасту физическое нервно- 
психическое развитие, т.е. без отклонений дети. Как видно из результатов, 
представленных на рисунке 2 в обследованном классе к I группе здоровья 
относиться 47% учащихся, т.е. практически здоровы 15 школьников (7 девочек и 
8 мальчиков). 
Вторую группу здоровья составляют дети, не страдающие хроническими 
заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические 
отклонения, а также часто (4 раза и более в год) болеющих, т.е. здоровые, но 
с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью. Дети, 
входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют «группой риска») 
требуют пристального внимания педагогов и врачей, т.к. нуждаются в комплексе 
оздоровительных мероприятий по повышению резистентности организма 
неспецифическими средствами закаливания, оптимальная двигательная активность, 
рациональный режим дня, дополнительная витаминизация пищи. При несоответствии 
условий обучения и воспитания возрастным возможностям организма детей этой 
группы у них быстро ухудшается здоровье и они могут пополнить третью группу, 
которая объединяет детей и подростков, имеющих хронические заболевания и 
врожденные пороки в состоянии компенсации. 
Как видно из результатов, представленных на рис.2 в 4 «А» классе, 
значительное количество учащихся 13 (41%) человек, 6 девочек и 7 мальчиков 
относятся к II группе здоровья и нуждаются поэтому в диференцированном 
подходе в процессе обучения и воспитания, с учетом направленности 
морфофункциональных отклонений и степени резистентности их организма. 
Четыре (12,5%) школьника, это 2 девочки и 2 мальчика входят в III группу 
здоровья и находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных 
специальностей. 
Исходя их данных результатов и учитывая, что 13 учащихся относятся ко II 
группе здоровья и 4 к III группе, мы сочли необходимым обследовать 
соматическое здоровье учащихся в период их адаптации при переходе из 
начальной в среднюю школу. 
При использовании экспресс-оценки соматического здоровья возможно было 
осуществить прогноз состояния физического здоровья индивидуально для каждого 
школьника и на основе этого планировать и проводить соответствующие 
мероприятия по их оздоровлению и тренировочные программы. 
Экспресс-оценку соматического здоровья (в баллах) мы проводили у 32 учащихся 
4 «А» класса весной 2002года, а затем повторно у этих же детей осенью в 
сентябре – октябре после их перехода в 5 класс. 
Результаты весенних исследований представлены в таблице №1 и №2. 
ТАБЛИЦА №1 
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «А» класса 
(осень) 
      | №№ п/п | Ф.И. ученика | Индекс Кетле усл.ед | Баллы, оценка | Индекс Робинсона | Баллы, оценка | Индекс Скибинского | Баллы, оценка | Индекс Шаповаловой | Баллы, оценка | Индекс Руфье ус.ед | Баллы, оценка | Сумма баллов,   оценка |  | 1 | Барамвекова Иля | 267 | 5 выс | 88 | 4 выс | 640 | 1 низ | 129 | 3 ср | 8 | 2ср | 15б ср |  | 2 | Бойва Люба | 203 | 5 выс | 70 | 0 низ | 157 | 1 низ | 94 | 2 низ | 10 | -1низ | 7б низ |  | 3 | Бойва Сергей | 207 | 3 ср | 82 | 4 выс | 1097 | 5 выс | 138 | 3 ср | 12 | -1низ | 14б ср |  | 4 | Белан Анна | 206 | 1 низ | 80 | 4 выс | 960 | 3 ср | 106 | 2 низ | 8 | 2ср | 12б ср |  | 5 | Бурова Инна | 178 | 1 низ | 88 | 4 выс | 596 | 1 низ | 110 | 1 низ | 13 | -1низ | 6бниз |  | 6 | Вовк Илья | 248 | 5 выс | 90 | 4 выс | 878 | 3 ср | 124 | 3 ср | 12 | -1низ | 14б ср |  | 7 | Иванов Женя | 213 | 1 низ | 77 | 2 ср | 1123 | 4 выс | 103 | 2 низ | 16 | -2низ | 7бниз |  | 8 | Калинин Сергей | 282 | 2 ср | 99 | 4 выс | 1446 | 5 выс | 150 | 3 ср | 12 | -1низ | 13б ср |  | 9 | Козьменко Лида | 198 | 1 низ | 83 | 4 выс | 506 | 1 низ | 92 | 1 низ | 13 | -1низ | 6бниз |  | 10 | Корниенко Сергей | 266 | 2 ср | 83 | 4 выс | 500 | 2 низ | 168 | 1 низ | 12 | -1низ | 8бн ср |  | 11 | Кравцова Рита | 197 | 1 низ | 85 | 4 выс | 389 | 1 низ | 98 | 1 низ | 6 | 3ср | 10б ср |  | 12 | Мунтян Сергей | 285 | 2 ср | 90 | 4 выс | 1000 | 4 выс | 109 | 2 низ | 15 | -2ср | 10б ср |  | 13 | Пешкова Лена | 202 | 1 низ | 79 | 2 ср | 1116 | 5 выс | 104 | 1 низ | 9 | 2ср | 10б ср |  | 14 | Попова Вика | 237 | 5 выс | 76 | 4 выс | 750 | 3 ср | 126 | 2 низ | 8 | 2ср | 16бв ср |  | 15 | Рейдин А | 208 | 3 ср | 76 | 2 ср | 1559 | 5выс | 121 | 3 ср | 12 | -1низ | 12бср |  | 16 | Смирнов А | 225 | 5 выс | 90 | 4 выс | 1907 | 5выс | 97 | 1 низ | 12 | -1низ | 14бср |  | 17 | Чистюхин М | 261 | 2 ср | 91 | 4 выс | 1240 | 5выс | 130 | 3 ср | 16 | -2низ | 12бср |  Среднее значение | 228 +12  | 2 ср | 84 +3  | 3 ср | 934 +2  | 3 ср | 145 +5  | 2 низ | 11 +0,6  | 1низ | 10б сред  |   
                                   ТАБЛИЦА №2                                    
Результаты экспресс – оценки физического здоровья школьников 5 «Б» класса 
(осень) 
      | №№ п/п | Ф.И. ученика | Индекс Кетле усл.ед | Баллы, оценка | Индекс Робинсона | Баллы, оценка | Индекс Скибинского | Баллы, оценка | Индекс Шаповаловой | Баллы, оценка | Индекс Руфье ус.ед | Баллы, оценка | Сумма баллов,   оценка |  | 1.         | 2.         | 3.         | 4.        | 5.         | 6.        | 7.         | 8.        | 9.         | 10.   | 11.   | 12.   | 13.   |  | 1 | Болдырев А | 244 | 5 выс | 85 | 4 выс | 556 | 2 н | 134 | 3 ср | 12 | -1низ | 13бср |  | 2 | Верещак Е | 287 | 2 ср | 96 | 4 выс | 1192 | 5выс | 153 | 3 ср | 9 | 2ср | 16бв.ср |  | 3 | Горбачев М | 220 | 5 выс | 81 | 4 выс | 960 | 3с | 106 | 2н | 9 | 2ср | 16бв.ср |  | 4 | Евдокимов В | 269 | 2 ср | 94 | 4 выс | 439 | 1 н | 179 | 5 выс | 8 | 2ср | 14б ср |  | 5 | Задорожная А | 212 | 3 ср | 94 | 4 выс | 546 | 1 н | 102 | 1 низ | 10 | -1низ | 8б н.ср |  | 6 | Калашников Р | 297 | 0 н | 122 | 0 н | 492 | 2н | 163 | 4 в | 10 | -1низ | 5бниз |  | 7 | Конагбекова А | 211 | 1 низ | 96 | 4 выс | 333 | 1 н | 88 | 1 низ | 10 | -1низ | 6бниз |  | 8 | Конагбеков Алик | 212 | 1 низ | 75 | 2 ср | 398 | 1 н | 88 | 1 низ | 7 | 3 ср | 8бн.ср |  | 9 | Кузнецова А | 225 | 3 ср | 91 | 4 выс | 297 | 1 н | 101 | 1 низ | 14 | -1низ | 8бн.ср |  | 10 | Кондра В | 226 | 5 выс | 108 | 2 ср | 805 | 3 ср | 150 | 3 ср | 10 | -1низ | 12б ср |  | 11 | Ольховский А | 258 | 5 выс | 78 | 2 ср | 595 | 1 н | 133 | 3 ср | 9 | 2ср | 13б ср |  | 12 | Попова Е | 354 | 0 н | 120 | 0 н | 350 | 1 н | 165 | 4 в | 12 | -1низ | 5б низ |  | 13 | Пушкина Е | 206 | 1 низ | 110 | 2 ср | 292 | 1 н | 130 | 3 ср | 12 | -1низ | 6б низ |  | 14 | Рязанова И | 188 | 1 низ | 74 | 2 ср | 738 | 3 ср | 113 | 3 ср | 10 | -1низ | 8б н.ср |  | 15 | Сацевич К | 209 | 1 низ | 61 | 4 выс | 432 | 1 н | 111 | 1 низ | 8 | 2 ср | 9б н.ср |  | 16 | Старожилова И | 225 | 3 ср | 103 | 2 ср | 544 | 1 н | 97 | 1 низ | 15 | -2низ | 5б низ |  | 17 | Стрельченко А | 212 | 3 ср | 97 | 4 выс | 748 | 3 ср | 78 | 1 низ | 6 | 3ср | 14б ср |  | 18 | Сулиасьян Н | 403 | 0 н | 105 | 2 ср | 246 | 1 н | 262 | 5 выс | 9 | 2ср | 10б ср |  | 19 | Торковская М | 222 | 3 ср | 99 | 4 выс | 614 | 1 н | 111 | 1 низ | 6 | 3ср | 12б ср |  | 20 | Цатурян А | 250 | 5 выс | 95 | 4 выс | 1024 | 4 выс | 141 | 3 ср | 9 | 2ср | 18б в.ср |  | 21 | Шатилов О | 267 | 2 ср | 107 | 2 ср | 295 | 1 н | 155 | 4 в | 12 | -1низ | 8б н.ср |  | 22 | Ярмова Е | 204 | 1 низ | 84 | 4 выс | 626 | 1 н | 92 | 1 низ | 10 | -1низ | 6б низ |  Среднее значение | 245 +11  |  | 95 +6  | 3 ср | 596 +3  | 2 н | 129 +7  | 2низ | 1 +0,7  | 1н | 10б сред |   
                                    Таблицы.                                     
При оценке массо-ростовго показателя индекса Кетле, который свидетельствует о 
весо-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, 
представленные в таблицах №1 и №2.  как следует из результатов таблицы №1 
среди девочек 4 «А» класса весной имели высокий массо-ростовой показатель 2 
ученицы из 7, относящиеся к первой группе здоровья, у 5 из них было среднее 
значение индекса Кетле. 
Среди шести девочек, относящихся ко второй группе здоровья среднее значение 
индекса Кетле весной наблюдалось у четырех, а низкое значение у двух девочек. 
Обе девочки из третьей группы здоровья имели низкий уровень индекса Кетле. 
Как свидетельствуют литературные данные, низкий (1 балл) индекса Кетле 
свидетельствует либо о недостаточной массе тела, что может быть обусловлено 
недостаточным питанием или слабым развитием мышц, либо при оценке индекса 
Кетле равном нулю наблюдается ожирение, что имеет место у Насти Д. 
У мальчиков 4 «А» класса весной наблюдались следующие результаты (таблица 
№2), из 17 обследованных учащихся высокие значения индекса Кетле (ИК) у 
четырех (24%), среднее значение ИК у 10 (59%), а низкий ИК у троих (17%) 
школьников. 
Высокое значение ИК свидетельствует о нормальном, оптимальном соответствии 
веса и роста таких детей, т.е. об их гармоничном физическом развитии. 
Учащиеся с низким значением ИК относились ко второй и третьей группе 
здоровья. 
Осенью после перехода в 5 класс мы наблюдали изменение ИК, представленное на 
рисунке 3. 
Рисунок №3. Распределение учащихся (%) 4-5 классов с разной оценкой массо- 
ростового показателя. 
      
Весна 2002 
        
Страницы: 1, 2, 3 
	
	
					
							 |