Политическая мысль Древней Греции 
	
	 Политическая мысль Древней Греции 
ОГЛАВЛЕНИЕ 
стр. 
1.     Введение
……………………………………………………..2 
2.     Ранний период политической
мысли Древней Греции..3 
3.     Период расцвета
политико-правовой мысли  
    
Древней Греции……………………………………………..6 
4.     Период эллинизма политической
мысли  
    
Древней Греции……………………………………………..10 
5.     Заключение…………………………………………………..12 
    
Список используемой литературы……………………….14 
1. ВВЕДЕНИЕ 
Всемирная история политических и правовых
учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней
сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены
основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем
свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает
заметное влияние на современные политические и правовые воззрения. 
Одну
из главенствующих ролей в истории формировании этого опыта сыграли мыслители
Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к
проблематике государства, права и политики. [1, стр. 8] 
Усилиями
древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического
восприятия окружающего мира к рацонально-логическому способу его познания и
объяснения. 
Развитие
политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа: 
·       
ранний период (IX - VI века до нашей эры)  связан с
возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается
заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется
философский подход к проблемам государства и права; 
·       
период расцвета (V - первая половина IV века до
нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой
мысли; 
·       
период эллинизма (вторая половина IV - II век до
нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности,
попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима. 
Остановимся
подробнее на каждом из этих периодов. 
2. РАННИЙ ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ  
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 
На
ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят
мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не
выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть
целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о
божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и
закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта
религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В
законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные,
нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом
возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо
богам, или их ставленникам - правителям. 
Политические
и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования
раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный
характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации.
Особенно это проявляется в поэмах Гомера и Гесиода. Согласно их трактовке,
борьба богов за власть над миром и смена верховных богов (Уран - Крон - Зевс)
сопровождалась сменой принципов их правления и властвования, что проявлялось не
только во взаимоотношениях между богами. Но и в их отношениях к людям, во всём
порядке, формах и правилах земной общественной жизни. 
Характерные
для поэм Гомера и Гесиода попытки рационализации представлений об этическом,
нравственно-правовом порядке в человеческих делах и отношениях получают
дальнейшее развитие в творчестве семи мудрецов Древней Греции. К ним обычно
причислялись Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. В своих
кратких изречениях (гномах) эти мудрецы сформулировали уже вполне рациональные
и светские по своему духу этические и политические сентенции. Мудрецы
настойчиво подчёркивали основополагающее значение господства справедливых законов
в полисной жизни. Многие их них сами были активными участниками политических
событий, правителями или законодателями и приложили немало усилий для
практической реализации своих политико-правовых идеалов. Соблюдение законов, по
их мнению, - существенная отличительная черта благоустроенного полиса. Так,
наилучшим государственным устройством Биант считал такое, где граждане боятся
закона в той же мере, в какой боялись бы тирана. 
С
идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на
философских основах выступили Пифагор, пифагорейцы (Архит, Лизис, Филолай и
др.) и Гераклит. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы
правления “лучших” - умственной и нравственной элиты. 
Определяющую
роль во всём мировоззрении пифагорейцев играло их учение о числах. Число, по их
представлениям - это начало и сущность мира. Исходя из этого они пытались
выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и
политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости
пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия “равенство”, столь
существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании
общественных отношений.  
Справедливость,
согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное. 
Идеалом
пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы.
Законопослушание они считали высокой добродетелью, а сами законы - большой
ценностью. 
Наихудшим
злом пифагорейцы считали анархию.  
Пифагорейские
представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и
анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли
многих приверженцев идеального строя человеческой жизни. 
Автором
одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкедонский, который
утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов,
касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной
жизни, необходимо уравнять земельную собственность всех граждан. 
Мнения
противоположного пифагорейскому придерживался Гераклит. Мир образовался не
через слияние, а через разделение, не через гармонию, а через борьбу. Мышление,
согласно Гераклиту, присуще всем, однако, большинство людей не понимают все
управляющего разума, которому надо следовать. Исходя из этого он разделяет
людей на мудрых  и неразумных, лучших и худших. 
Принципиально
общим для подходов Пифагора и Гераклита является выбор ими интеллектуального
критерия  для определения того, что есть «лучший», «благородный» и т.п. [3, стр. 42] 
Социально-политическое
неравенство оправдывается Гераклитом как неизбежный, правомерный и справедливый
результат всеобщей борьбы. Критикуя демократию, где правит толпа и нет места
лучшим, Гераклит выступал за правление лучших. По его мнению для формирования и
принятия закона вовсе не обязательно всеобщее одобрение на народном собрании:
главное в законе - его соответствие всеобщему логосу (всеуправляющему разуму),
понимание чего одному (лучшему) более доступно, чем многим. 
 
 
 
3. ПЕРИОД РАСЦВЕТА ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ
МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 
Развитию
политико-правовой мысли в V веке в значительной мере содействовало углубление
философского и социального анализа проблем общества, государства, политики и
права. [3,
стр. 43] 
В
учениях Демокртита встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение
и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного
процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием
нужды приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной
жизни. 
Таким
образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как
результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом
смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по
природе. Однако само их происхождение представляет собой
естественно-необходимый, а не случайный процесс. 
В
государстве, по Демокриту, представлены общее благо и справедливость. Интересы
государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его
лучшему устройству и управлению. Для сохранения государственного единства
требуется единение граждан, их взаимопомощь, взаимозащита и братство. 
Законы,
по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но
чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие
усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, соответственно,
нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры,
взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы
не нужны. 
В
условиях укрепления и расцвета античной демократии политико-правовая тема
широко обсуждалась и связывалась с именами софистов. Софисты были платными
учителями мудрости, в том числе и в вопросах государства и права. Многие из них
были выдающимися просветителями своей эпохи, глубокими и смелыми новаторами в
области философии, логики, гносеологии, риторики, этики, политики и права. 
Софисты
не составляли какой-то единой школы и развивали различные философские,
политические и правовые взгляды. Различали два поколения софистов: старших
(Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.) и младших (Фрасимах, Калликл, Ликофрон
и др.). Многие из старших софистов придерживались в целом демократических
воззрений. Среди младших софистов наряду со сторонниками демократии встречаются
приверженцы и иных форм правления (аристократии, тирании). [3, стр. 45] 
 Сократ
являлся принципиальным и основным критиком софистов. Уже при жизни он был
признан мудрейшим из всех людей. Споря с софистами, он вместе с тем воспринимал
ряд их идей и по-своему развил начатое ими просветительское дело. 
Сократ
занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования
объективного характера этических оценок, нравственной природы государства и
права. Обсуждение морально-политической проблематики Сократ поднял на уровень
понятий. Тем самым закладывались начала собственно теоретического исследования
в данной области. 
Сократ
различал естественное право и закон полиса, но он считал, что и естественное право
и полисный закон восходят к разумному началу. Своим понятийным подходом Сократ
стремился отразить и сформулировать именно эту разумную природу нравственных,
политических и правовых явлений. На этом пути он пришёл к выводу о торжестве
разумного, справедливого и законного. 
В
плане практической политики сократовские идеи означали правление знающих, т.е.
обоснование принципа компетентного правления, а в теоретическом плане - попытку
выявить и сформулировать  нравственно-разумную основу и сущность государства. 
Учеником
и последователем Сократа был Платон. Государство трактуется им как реализация
идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной
общественно-политической жизни - в полисе. 
В
своём диалоге “Государство” Платон, конструируя идеальное справедливое
государство, исходит из того соответствия, которое, по его представлениям,
существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой.
Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не
вмешивалось в чужие дела.  
«Государство
возникает,  когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается
еще во многом», - писал Платон. [4, стр.6] 
Определяя
полис, как совместное поселение, обусловленное общими потребностями, Платон
подробно обосновывает положение о том, что наилучшее удовлетворение  этих
потребностей требует разделения труда между гражданами государства. 
Идеальное
государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет
естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно
и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. [3, стр. 53] 
Дальнейшее
развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с
именем его ученика и критика - Аристотеля. Он предпринял попытку всесторонней
разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой.
Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления
о нравственности, знание этики. 
Объектами
политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в
качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики,
введение к ней. 
Аристотель
различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием
уравнивающей справедливости является “арифметическое равенство”, сферой
применения этого принципа - область гражданского-правовых сделок, возмещения
ущерба, наказания и т.д. Распределяющая справедливость исходит из принципа
“геометрического равенства” и означает деление общих благ по достоинству, пропорционально
вкладу и взносу того или иного члена общения. Здесь возможно как равное, так и
неравное наделение соответствующими благами (властью, почестью, деньгами). [3, стр.58-59] 
Результатом
этических исследований, существенным для политики, является положение о том,
что политическая справедливость возможна лишь свободными и равными людьми,
принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью их самоудовлетворённость. 
Аристотель
в своем труде «Политика» пишет: «Общество, состоящее из нескольких селений,
есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере
самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее
ради достижения благой жизни». [4, стр. 26] 
 Человек
по своей природе существо политическое, и в государстве завершается развитие
этой политической природы человека.  
 
 
 
 
4. ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 
Кризис
древнегреческой государственности отчётливо проявился в учениях о государстве и
праве эллинистического периода. В последней трети IV века до нашей эры
греческие полисы теряют свою независимость и попадают сначала под власть
Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского положили начало
эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. [3, стр. 64] 
Учения
Эпикура, стоиков и Полибия являлись отражением политико-правовая мысль этого
периода. 
По
своим философским воззрениям Эпикур был продолжателем атомистического учения
Демокрита. Природа, по его мнению, развивается по своим собственным законам,
без участия богов. 
Этика
- связующее звено между его физическими и политико-правовыми представлениями.
Этика Эпикура носит индивидуалистический характер. Свобода человека - это его
ответственность за разумный выбор своего образа жизни. 
Главная
цель государственной власти и основания политического общения, по Эпикуру,
состоят в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного
страха, непричинения ими друг другу вреда. Настоящая безопасность достигается
лишь благодаря тихой жизни и удалении от толпы. Исходя из этого государство и
закон трактуются Эпикуром как результат договора людей между собой об их общей
пользе - взаимной безопасности. [3, стр. 64] 
Основателем
стоицизма был Зенон. Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется
судьбой. Судьба как управляющее и господствующее начало есть одновременно
“разум мироздания, или закон всего сущего в мироздании”. Судьба в учении
стоиков выступает в качестве такого «естественного закона», который имеет в то
же время божественный характер и смысл. 
В
основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение
людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, следовательно,
выступает как естественное объединение, а не искусственное, условное,
договорное образование. 
Отталкиваясь
от универсального характера естественного закона, стоики обосновывали
представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства и что
человек - гражданин вселенной. 
Учение
стоиков оказало сильное влияние на взгляды Полибия - греческого историка и политического
деятеля. 
Для
него характерен государственнический взгляд на происходящие события, согласно
которому то или иное устройство государства играет определяющую роль во всех
человеческих отношениях. 
Полибий
пишет: «Хотя каждая власть имеет полную возможность и вредить другой, и
помогать, однако во всех положениях они обнаруживают подобающее единодушие, и
потому нельзя было указать лучшего государственного устройства».[4, стр. 50] 
Историю
возникновения государственности и последующей смены государственных форм
Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по “закону природы”.
Всего имеется шесть основных форм государства, которые в порядке их
естественного возникновения и смены занимают следующее место в рамках полного
их цикла: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия. 
Обычаи
и законы характеризуются Полибием в качестве двух основных начал, присущих
каждому государству. Он подчёркивал взаимосвязь и соответствие между добрыми
обычаями и законами, хорошими нравами людей и правильным устройством их
государственной жизни. 
 
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Мы
видим, что уже в Древней Греции были созданы социально-политические теории,
которые во многом предопределили дальнейшее развитие социально-политической
мысли. Древнегреческие мыслители были первооткрывателями в многочисленных
областях человеческого познания. Поэтому можно говорить не только о вкладе
древних греков в историю философской, политической и правовой мысли, но и о
создании ими фундамента и формулировании отправных идей и концепций в
разнообразных сферах теории и практики.  
Каждое время, обращаясь к творческому наследию древних греков,
по-своему учились у них, интерпретировало их теоретические достижения и их
духовный опыт при решении актуальных проблем своей современности. 
Громадное влияние на последующее  развитие
политико-правовой идеологии оказало учение Платона. Под его воздействием
складывались философские и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков,
Цицерона и других представителей античной политической мысли. Выдвинутые
Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты
многими     мыслителями эпохи Просвящения. [2, стр. 62] 
Далеко за пределы античности вышло влияние
политико-правовых идей Аристотеля. 
Широкое распространение в последующей   политической
мысли получило предложенное им определение государства как объединение граждан
ради общего блага.  
В политическую идеологию Средневековья  и  Нового
времени из аристотелевского  учения перешли классификация форм государства,
положения о причинах смены политических состояний, смешанном государственном
устройстве. [2, стр. 62] 
Античная политико-правовая идеология сделала первые
шаги по осмыслению политической свободы. Государство и законы в Древней Греции
начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и
призванные служить его интересам.  
В
прошлом и ныне представители различных теоретических и идейно-политических
направлений, школ и движений постоянно черпали и продолжают черпать из истории
древнегреческой философской и политико-правовой мысли разнообразные сведения,
знания и аргументы для обоснования отстаиваемых ими позиций, критики в адрес
своих противников. [1, стр. 258]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 
1.  
Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции.
М.: Наука, 1979. 
2.  
История политических и правовых учений. Учебник под
ред. О.Э. Лейста. М.: Зеркало, 1999. 
3.  
История политических и правовых учений. Учебник под
ред. В.С.Нерсесянца. М.: Инфра-М, 1996. 
4.  
История политических и правовых учений. Хрестоматия
под ред. О.Э. Лейста. М.: Городец, 2000. 
5.  
Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли.
М.: Наука, 1988. 
 
     
	
	
					
							 |